ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР: ПОСЛЕДНИЙ ОБРАЗ БРОДЯЖКИ ЧАРЛИ |
ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР: ПОСЛЕДНИЙ ОБРАЗ БРОДЯЖКИ ЧАРЛИ
Чарли Чаплин — самая что ни на есть настоящая легенда кинематографа. Оно и не удивительно, поскольку этот человек не просто внес огромный вклад в развитие данной отрасли в целом, но также показал на собственном примере, что творец может и должен быть независим. Чаплин сам писал сценарии и музыку, сам снимал и сам играл. Несмотря на то, что озвучка фильмов стала технически возможна еще в конце 20-хх, Чаплин оставался верен немому кино вплоть до выпуска в 1940 году фильма «Великий диктатор». Данная картина стала одновременно первым озвученным фильмом Чаплина и, в то же время, последним фильмом, где Чаплин использовал образ Чарли-бродяжки — главного персонажа его немых комедий.
Многие сходятся во мнении, что данная картина является opus magnum для Чарли Чаплина. После нее Чарли снял еще 4 полнометражных фильма, которые, вне всяких сомнений замечательны, но по актуальности, глубине и проникновенности «Великий диктатор» является явным лидером.
В своих мемуарах Чарли упоминал, что не стал бы снимать этот фильм, если бы знал о масштабах преступлений Третьего Рейха. Но в 1940 году, когда Гитлер уже покорял Европу, а Штаты все еще «дружили» с фюрером, мало кто за океаном знал о творящемся в Старом мире и фильм Чарлина стал настоящим откровением. Обличительная комедия, в которой смех звучит сквозь слезы. Демонстрация наивности и невинности, противопоставленных реалиям тоталитарного государства. Тема антисемитизма, обращаться к которой никто не рисковал в то время и портрет обычных евреев, нарисованный без всякой предвзятости — только творческая и материальная независимость Чаплина, а также его репутация и связи позволили ему снять такое кино и выпустить его в прокат.
Пересказывать сценарий смысла нет, тем более что важна не столько история, сколько ситуации, в которых оказываются герои, их реакции, поведение и отношение к миру. Смелость, с которой был высмеян Гитлер, его окружение и их идеология — заслуживает отдельного внимания. Тем более, что драма и социальная сатира граничат у Чаплина с неизменным юмором, а сам фильм просто приятно и смотреть, и слушать.
Съёмки фильма стартовали в сентябре 1939 года, всего спустя неделю с момента начала Второй мировой войны. Бóльшая часть фильма была снята на киностудии Чаплина «Chaplin Studios» и в пригородах Лос-Анджелеса. Съемки картины длились всего лишь полгода, но к их завершению нацистами уже была захвачена и Франция. В Париже премьера фильма состоялась лишь в 45-м году, после его освобождения от немецких войск, тогда как в Нью Йорке и Лондоне премьера прошла в 40-м году. Фильм предлагался к прокату и в СССР, но Сталин отрицательно оценил художественные качества картины.
Некоторые из сцен фильма откровенно выделяются из общего полотна картины, представляя художественную ценность даже в отрыве от нее, например, танец Гитлера с воздушным шаром в виде глобуса под звуки увертюры Вагнера «Лоэнгрин». Или финальная речь главного героя, которая имеет не только художественную, но и морально-этическую ценность, оставаясь более чем актуальной и в наши дни. Речь эта стоит того, чтобы быть услышанной, а фильм достоин внимания любого культурного человека.
Источник:Estetica
Рубрики: | КИНОЗАЛ/актёрыКИНОЗАЛ/режиссёры ИСТОРИЯ/история создания КИНОЗАЛ/история создания \съёмок фильма |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |