Пражский Голем
В зеркале легенды часто отражается больше, чем в зеркале истории, хотя
легенда - это всего лишь обломок ускользающей действительности,
поэтизированный человеческой фантазией поэтов и мечтателей.
Павел Грим
Пражская еврейская община — одна из самых старых в Центральной Европе. Упоминание о купцах иудеях, торговавших на местных рынках, мы находим в документах, относящихся к середине X века. Как и в большинстве других средневековых христианских городах, евреям в Праге нельзя было селиться за пределами гетто. Оно возникло в XII столетии на правом берегу Влтавы, на месте района, который сейчас называется Йозефов. Бедность и скученность в гетто были чудовищными. В 1867 году император Иосиф II (в честь него район и назван Йозефов) уравнял евреев в правах с другими подданными империи.
В конце ХVI века в Праге жил Егуда Лёв бен Бецалель, потомок царя Давида. Когда в очередной раз над общиной нависла угроза изгнания, раввин отправился на Карлов мост. По нему в Старый город должен был проехать монарх. Егуда Лёв находился в толпе зевак. Заметив императорский экипаж, рабби встал на его пути. Зрители начали бросать в него камнями и грязью, но камни и грязь превращались налету в розы и фиалки. Пораженный император остановил карету и выслушал раввина. В тот же день Рудольф II приказал не причинять евреям зла, а Егуду Лёва назначил верховным раввином еврейского города. Отныне каждый их проступок рассматривался в суде. За преступление отдельного лица вся община ответственности уже не несла.
Согласно легенде, в 1580 году мудрый ребе Лёв, этот еврейский Фауст, вылепил из глины подобие человека и назвал его «Голем». Голем должен был помогать ребе Леву с домашними делами, а также защищать жителей гетто от погромов и наветов. Создавая робота-слугу, ребе одушевил его, начертав у него на лбу слово ЭМЕТ, что на древнееврейском означает "истина", и вставив ему в рот "шем" — записанную на пергаменте тайную каббалистическую формулу ("шем" на иврите – имя, Имя Б-жье). По утрам ребе "включал" Голема, сунув ему в рот "шем", а вечером — таким же образом выключал. Однажды ребе Лёв забыл выключить Голема, и тот попал под влияние неких мистических сил, что привело к превращению робота в агрессивного великана (он увеличивался в размерах с момента своего "рождения") и к массе других трагических последствий. Чтобы обуздать его, нужно было стереть первую букву Алеф на лбу, и тогда ЭМЕТ превратилось бы в МЕТ — "смерть". Когда это, наконец, удалось, Голем рухнул, превратившись снова в глиняную фигуру и, по некоторым версиям, похоронив под собой своего создателя.
История о Големе - предостережение об опасности, указание на грешность попыток человека подменить собой Бога. Создание Голема - это мистический путь, на который вступает действительно чистый помыслами, мудрый человек, стремящийся очиститься от сковывающей его телесности бытия, передать эту телесность целиком своему творению. Но это очень небезопасный путь - как для творца Голема, так и для всего человечества, моделью которого является гетто.
Об этом свидетельствует легенда о сотворении Голема пророком Иеремией (присутствует в еврейских рукописях XIII в.), по которой пророк, сотворив Голема, написал на его глиняном лбу формулу - "шем" - JHWH ELOHIM EMETH, т.е. "Бог есть истина". Однако Голем вырвал у Иеремии нож и стер со своего лба одну из букв. Получилось - JHWH ELOHIM METH, то есть "Бог мёртв". Создавая Голема, человек создает зло и отказывается тем самым от Бога.
Голем - синоним смертельно опасной силы, пробужденной к жизни человеком. Можно провести параллели между образом Голема и изобретением ядерного оружия и других средств массового поражения, созданных гением учёных, однако способных привести к гибели всего живого на земле, а также между этим образом и идеей тоталитаризма, в котором люди превращаются в своего рода "големов".