Про фильмы о мозговой деятельности с точки зрения науки |
В современных (и не только) кинофильмах и телесериалах у героев достаточно часто встречаются проблемы с головой — будь то «завихрения» памяти, или расстройства личности. Вокруг этого строится захватывающий сюжет, позволяющий проникнуть в фантастический мир искажённой реальности. Конечно, не стоит судить художественные произведения за «неправдоподобность», но порой интересно отделить «зёрна» от «плевел», если это конечно вообще возможно в таком тонком деле, как работа человеческого мозга.
В этом фильме рассказывается о чудо-препарате, который значительно повышает уровень интеллекта человека, якобы предоставляя возможность использовать мозг на все 100%.
Сведения о том, что люди используют лишь малую часть ресурсов головного мозга, не подкреплены никакими научными фактами. Исследования умственной деятельности человека, наоборот, убедительно доказывают, что мозг используется на полную катушку, хотя, конечно, учёным пока известны далеко не все процессы, протекающие в голове.
Так, или иначе, чудо-препарат из «Областей тьмы» не дал бы никакого ощутимого прироста сообразительности.
Конечно, сама по себе идея кражи информации из чужих снов кажется совершенно фантастической и неправдоподобной. Однако, дело в том, что мозг в принципе неспособен создавать столь сложные и подробные образы, о которых говорится в «Начале».
Эксперт «Telegraph» Том Чиверс (Tom Chivers):
«Ваш мозг слабо подходит для 3D-моделирования. Он может создавать простые структуры, но разработать реалистичный точный образ, например, пятиэтажного дома, мозгу не под силу. Даже если специально перед сном сосредоточиться на чём-либо, воспроизвести это во сне со всей тщательностью не получится — образ затеряется во множестве других. Так происходит, в основном, потому, что это слишком трудоёмкий процесс — мысленное воссоздание чего-либо во всех подробностях, мозг просто не может себе этого позволить».
По сюжету молодой человек добровольно подвергается неким клиническим процедурам, чтобы уничтожить воспоминания о бывшей девушке. Идея о стирании памяти не столь фантастична, как может показаться на первый взгляд, но изучение нейрофизиологами принципов запоминания и хранения сведений показывает, что выборочно удалить информацию из памяти не получится.
При всей сказочности фильма в нём есть реалистичный момент: когда Джоэл стёр воспоминания о Клементине, ключом к восстановлению её образа послужила песня, которую исполняла собака, персонаж одного из мультфильмов. Примерно по такому же принципу работает так называемая семантическая сеть — информационная модель, используемая некоторыми учёными при описании работы человеческой памяти.
Среди фильмов о странных сбоях в памяти одно из первых мест по неправдоподобности должно по праву принадлежать фильму «50 первых поцелуев».
Люси попадает в автокатастрофу, после чего приобретает вымышленное психическое заболевание — синдром Голдфилда, из-за которого её воспоминания постоянно «обнуляются». В неё влюбляется Генри, которому приходится буквально каждый день завоёвывать девушку своей мечты, но она снова всё забывает.
На самом деле такое явление вряд ли существует: даже если человек потеряет большую часть своих воспоминаний, способность запоминать информацию остаётся.
Последствия травм головы чаще похожи на трудности, которые испытывал герой фильма «Помни», вследствие антероградной амнезии неспособный держать информацию в памяти дольше десяти минут, таким образом он терял не прошлое, а настоящее.
Один из ярких эпизодов сериала, в котором с помощью магнитно-резонансной томографии герои смогли отследить зомбирование отдельных нейронов у одной из жертв — чистейшей воды вымысел.
МРТ-сканеры способны дать лишь общую картину функционирования мозга, но никак не могут распознать активность отдельных его клеток, не говоря уже о мутациях и изменении их структуры в реальном времени. Технологии современной медицины если и достигнут такого уровня, то, очевидно, не скоро.
И вновь сценаристы обратились к причудам человеческой памяти. В сериале рассказывается о могущественной корпорации под названием «Кукольный дом», которая ищет добровольцев, готовых отказаться от тяжёлых воспоминаний, чтобы их личность в результате заменили на совершенно новую.
Конечно, на современном уровне развития науки о таких манипуляциях с человеческим мозгом даже самые продвинутые из мировых медицинских центров могут только мечтать.
Как выразился один из посетителей: «Вряд ли возможно полностью стереть личность и, тем более, заменить её на новую, если мы до сих пор толком не знаем, что именно формирует человеческую личность и каким образом организовано сознание».
В этом фильме можно наблюдать достаточно популярный сюжет «переселения разума»: главный герой оказывается в теле человека, путешествующего на поезде, причём состав вот-вот должен уничтожить мощный взрыв. После взрыва герой возвращается в программу «исходный код», которая вновь может отправить его в прошлое, чтобы обезвредить бомбу.
Это невероятно интересная фантастика с лихо закрученным сюжетом, но всё-таки всего лишь фантастика — даже гипотетически невозможно восстановить весь мир или отдельную ситуацию во всех её мелочах по памяти одного-единственного участника событий.
В серии популярных фильмов о суперагенте Борне затрагивается та же проблема, что и в «50-ти первых поцелуях» — главный герой теряет память, не имея никакого представления о том, кто он такой и что ему надо сделать. На самом деле какая-то часть навыков, воспоминаний и свойств личности после черепно-мозговых травм сохраняется, а страдает, прежде всего, кратковременная память.
Главному герою (вернее, двум главным героям) психиатры поставили бы диагноз «диссоциативное расстройство идентичности», при котором у человека наряду с основной личностью возникают одна или несколько побочных, способных вытеснять друг друга с различной частотой и последовательностью.
Такое иногда случается при тяжёлых психологических травмах, особенно полученных в детстве. Правда, возникающие при этом побочные личности, как правило, неспособны подавлять основную — они являются лишь продуктом воспоминаний, связанных со стрессом.
По сюжету одного из известнейших фильмов Дэвида Кроненберга, некая группа учёных начинает транслировать по одному из кабельных каналов сцены насилия, пытки и убийства. Это «шоу» содержит скрытый сигнал, который вызывает у людей галлюцинации и опухоли, а также провоцирует их на агрессию.
Повреждения лобных долей головного мозга действительно могут вызвать различные симптомы психических заболеваний вплоть до галлюцинаций и неконтролируемых вспышек ярости. Истина в том, что это невозможно осуществить через экран телевизора: потребуется разработка чрезвычайно сложного оборудования, способного посылать мощные импульсы в мозг или же подвергнуть его механическому воздействию.
Как ни странно, но идея управления различными существами посредством лишь электрических импульсов мозга, описанная в этом зрелищном, но совершенно неправдоподобном шедевре Джеймса Кэмерона, имеет под собой кое-какие научные основания.
Недавние эксперименты учёных выявили, что при соединении мозга человека с мозгом крысы через компьютер человек способен, например, управлять движениями крысиного хвостика, так что если полёты на фантастических крылатых существах, управляемых одной лишь силой мысли, — чудеса далёкого будущего, то уже сейчас можно начать хотя бы с лабораторной крысы.
Смотрите также:
Смотреть тв по онлайн телевизору
Самые психоделические советские мультфильмы
Редактор онлайн photoshop на русском
Актеры и актрисы в биографических фильмах и их оригиналы
Проложить маршрут на карте онлайн
Несостоявшиеся роли советских кинозвезд
Рубрики: | Доза эстетического наслаждения/003__Вечерний кинозал |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |