Пётр Глебов из "Тихого Дона": был дворянином из рода Трубецких, фронтовиком, однолюбом и двоюродным братом Сергея Михалкова |
Петр Петрович Глебов родился 14 апреля 1915 года в Москве и был младшим ребенком в семье владельца конных заводов дворянина Петра Владимировича Глебова и Марии Александровны Михалковой, тоже происходившей из старинного дворянского рода. Для обоих супругов этот брак был вторым.
Марица (так ласково называли ее в семье) Михалкова совсем юной вышла замуж за Владимира Кристи, сына московского губернатора. Родив троих сыновей, она продолжала оставаться чрезвычайно привлекательной женщиной, которую муж безумно ревновал. Это и стало причиной трагедии.
Владимир однажды из-за неоправданной ревности застрелил в купе вагона поезда собственного дядю - князя Петра Трубецкого. Однако, ему удалось избежать строгого наказания и он был выслан в ссылку в Бессарабию. Мария Александровна развелась с мужем. Она жила одна с детьми в Москве, где стала неугодной персоной. Ее не принимали ни в одном доме - "Из-за этой особы был убит князь Трубецкой!" Но в ее жизни случилась любовь.
Сын состоятельного помещика Владимира Петровича Глебова, который был избран калужским дворянством своим предводителем, и княжны Софьи Николаевны Трубецкой - Петр Владимирович женился по большой любви на Марице Михалковой.
Когда он заявил родителям, что намерен оставить семью, в которой растут две дочери, и жениться на Марии Михалковой-Кристи случился большой скандал. Владимир Петрович - человек строгих правил - пригрозил сыну: "Только посмей - отрекусь и лишу наследства!" И все же Марица и Петр отправились на переговоры в имение Глебовых Тарасково, что недалеко от Каширы. Сына отец не принял, а с Марицей проговорил два часа... и дал согласие на брак.
Поженившись, Глебовы стали жить в имении Марицы - в Назарьево (сейчас это территория Одинцовского района). На территории парка были построены купальня, домашняя церковь и фамильный склеп Михалковых.
В новой семье Глебовых стали расти трое детей Марицы от первого брака с Кристи - Володя, Сережа и Григорий, а потом появились общие сыновья - Федор и Петр.
Они не жили никогда праздно. Природа, земля, хозяйство, псарня, лошади. Глава семейства вставал рано, ездил на охоту, брал с собой мальчишек. Ребята с детства уверенно сидели в седле и умели обращаться с оружием.
Детей воспитывали строго, не баловали обновками, перешивали одежду старших. Самым вкусным лакомством для них был пирог с рисом, яйцами и курицей, который готовили только на праздник именин Веры, Надежды, Любови и Софии.
После революции у Глебовых забрали и конезаводы, и земли, и дом. Пришлось переселиться в Дарьино, где добрые люди предложили бесплатное жилье. Пришлось купить козу и корову.
Несмотря ни на что, Петр Владимирович принял советскую власть и согласился участвовать в подборе лошадей для Красной армии. Многие из дворян в то время эмигрировали, а Глебовы даже не задумывались о таком. Марица говорила своим детям: "Мы русские, и будем жить в России..."
В 1922 году во время командировки по соседним губерниям Петр Владимирович подхватил тиф и сгорел за несколько дней. Его младшему сыну Петру шел тогда восьмой год.
Марица осталась одна с сыновьями и с няней Машухой (Марией Князевой), которая пришла в семью еще пятнадцатилетней девушкой и стала им родной. Было тяжело - огород выручал, да умение Машухи приготовить еду буквально из ничего. Старшие мальчишки ставили ловушки на зайцев, ловили дроздов.
Петр Глебов в анкетах писал: "Отец - агроном, мать - домохозяйка". Сам он мало что помнил о прежней жизни, больше из рассказов старших, а потом Мария Александровна строго-настрого запретила говорить о "сомнительном" происхождении: "За это могут расстрелять!" Очень долго таинственная фраза о нем: "Петя - в Трубецких" оставалась для него загадкой.
Единоутробный брат Петра - Григорий Кристи с юности заболел театром. Его увлеченность передалась и Феде с Петей. Мальчишки начали ставить домашние спектакли. Петя играл главные роли, а Федя рисовал декорации.
Когда Петр окончил седьмой класс, в семье стали обсуждать, какую профессию младшему выбрать. Больше всего ему приглянулся мелиоративно-дорожный техникум. Получив диплом, Глебов отправился в Воронежскую область - осушать заболоченную реку. Только работал он мелиоратором совсем недолго. В 1937 году Петр поступил учиться в Оперно-драматическую студию Станиславского в Москве. Студию он окончил в 1940 году и был принят в труппу недавно созданного Московского драматического театра имени Станиславского.
Когда пришла война Петр, как и все его братья, добровольцем ушел на фронт, не пользуясь положенной бронью. Все Глебовы считали своим долгом встать на защиту страны.
Противник неумолимо надвигался на Москву, и в начале сентября 1941 года вместо выхода на сцену Петр Глебов вместе с товарищами по театру и братом Федором добровольно пошли в военкомат и вскоре были отправлены в 193-й зенитно-артиллерийский полк под командованием М. Г. Кикнадзе. Пройдя курс молодого бойца и приняв присягу, Петр Глебов стал младшим сержантом и командиром орудия. Когда утихал бой, Петр брал в руки гитару и тихонько пел бойцам любимые песни.
Старший брат Петра - Федор освоил на войне мастерство пулеметчика и был зачислен в 18-ю стрелковую дивизию. В одном из боев Федор был тяжело ранен и после госпиталя всю войну прослужил художником во фронтовой газете. Много фронтовых историй мог бы рассказать сержант Петр Глебов, но о своей военной жизни актер говорить не любил.
После войны из Глебовых домой не вернулся только самый старший - Володя, пропал без вести. Демобилизовавшись, Глебов вернулся в театр и в первые послевоенные годы сыграл на его сцене заметные роли в "Трех сестрах", "Днях Турбиных". Все поменялось, когда должность главного режиссера занял Михаил Яншин: его практически перестали задействовать в новых постановках.
Петр долго не женился, Марица уже вся извелась по этому поводу и решительно подыскивала сыну невесту. Петр охотно встречался с девушками, но окончательный выбор делать не торопился, словно ждал кого-то... А на тот момент ему уже исполнилось тридцать два.
В гостях у приятельницы Марица увидела симпатичную девушку Марину Левицкую. Левицкая нуждалась в деньгах и хотела продать шикарный серебряный портсигар. Марина Левицкая работала чертежницей, но денег на жизнь все равно не хватало.
Мудрая Марица сразу все просчитала и сказала Марине: "Сережа Михалков, мой племянник очень любит такие вещи, давайте портсигар, а за деньгами приходите ко мне."
Когда Марина пришла за деньгами, то состоялось знакомство с Петром. Первое, что ее сразу покорило в их доме - это то, что сразу повеяло домашним теплом. А уж когда няня поджарила картошку на чугунной сковороде по особому рецепту...
Петр галантно проводил девушку домой и пригласил в театр. У красавицы Марины не было отбоя от женихов. Позже Марина вспоминала: "Я так устала от этих ухажеров, постоянно лезли, приставали. А Петя показался удивительно ласковым, трогательным..."
Марину Марица выбрала не просто так. Ее бабушка, княгиня Шаховская когда-то преподавала в Институте благородных девиц.
Еще до встречи с Петром, Марина решила перед Крещением испытать судьбу и узнать имя суженого. Первого встречного прохожего, который оказался необычайно сердит, она спросила: "Как будут звать моего мужа?" Он как рявкнет: "Петр!" Марина стала про себя повторять: "Пе-тя, Пет-руша, Петь-ка, Пету-шок... Фу, какое ужасное имя! Кошмар!" Все ее кавалеры были с красивыми, звучными именами - Вадим, Константин...
Спустя несколько дней Петр встретился с новой знакомой в театре и, сбегав в буфет, принес бутерброд с килькой. "И как только догадался, что я голодная, как весенний грач!" - вспоминала Марина. Вскоре Марина получила предложение руки и сердца.
После регистрации в ЗАГСе Марина переехала к Глебовым в коммуналку в районе Остоженки. Все ютились в одной комнате: и молодожены, и Мария Александровна, и Машуха. Туда же в ноябре 1951 года принесли из роддома дочь Олю.
Так получилось, что самой известной актерской работой Петра Глебова стала роль Григория Мелехова в трехсерийной художественной драматической эпопее "Тихий Дон", снятой в 1956 - 1957 годах режиссером Сергеем Герасимовым.
Случайная встреча на улице изменила жизнь Глебовых. Актер Александр Шворин, встретившийся на улице, посоветовал Петру сходить на съемки фильма "Тихий Дон" - там требовались актеры на роли в массовке.
Платили хорошо за день, и Петр нуждающийся в работе и деньгах пошел, приодели его в казачью форму и съемочный процесс начался. Сцена шла своим чередом, по сценарию все солдаты спорят о чем-то друг друга перебивая, кругом папиросный дым, мужские громкие голоса.
Раздался голос Сергея Герасимова: "Стоп! Чей это голос? Кто сейчас говорил? Ты? Иди-ка сюда! Как зовут?" - "Глебов Петр". - "Так, пошли поговорим".
Идея позвать Глебова на роль Григория категорически не понравилась оператору Рапопорту и исполнительнице роли Аксиньи.
Разочарование Элины Быстрицкой легко объяснить: еще вчера партнером, с которым предстояло играть любовь и страсть, был двадцатипятилетний писаный красавец Шворин и вдруг его меняют на сорокалетнего неизвестного актера...
Но Герасимов был непреклонен: "Я здесь вижу одного казака!" После грима по киностудии уже шел вылитый шолоховский Мелехов, образ был создан гримером Алексеем Смирновым идеально.
Для Смирнова была нелегкая задача сделать из прямого глебовского носа - турецкий, с горбинкой, доставшийся Гришке от бабушки-турчанки.
Из двадцати претендентов, среди которых был и Михаил Козаков, был выбран никому неизвестный и уже немолодой актер. У Глебова на момент утверждения на роль Мелехов - 28 июля 1956 года родилась вторая дочка.
Потом, уже на съемках фильма, Елену - младшую дочку актера, Герасимов станет называть "Аленка-Тиходонка" за то, что росла на глазах у всей съемочной группы на хуторе.
Вначале Глебов снимался на хуторе Диченском всю зиму, а весной приехал в Москву за женой и дочками: "Все! Я без вас не могу!" Младшей девочке было восемь месяцев.
В конце он выложил главный аргумент: "Поехали! Не то - загуляю!"
На площадке его окружали потрясающие красавицы: Быстрицкая, Кириенко, Хитяева - было кем попугать жену...
И Марина, собрав вещи, поехала. Поселились в курене, хозяйкой которого была казачка Вера. Статная, немногословная, строгая, но в душе - очень добрая. Глебов уезжал на съемки в пять утра, а возвращался затемно, привязывал своего коня по кличке Диктатор к плетню, снимал грим, умывался и садился ужинать.
Как-то на Диченский приехали журналисты, чтобы сделать репортаж со съемок. Стали спрашивать у местных, где найти Петра Глебова. Те в ответ: "Не знаем... Нет на хуторе такого". Хорошо, кого-то осенило: "Так вы, может, к Гришке Мелехову? Вон его курень!"
Казаки его приняли безоговорочно. Подначивали: "Говорят, в Москве живешь? Ну-ну! Да ладно, заливать, Петро! Не городской ты, нашенских кровей, казачьих!"
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |