Timbaland
Тимбалэнд, урожденный Тимоти Моузли, считается одним из наиболее знаменитых музыкальных продюсеров современности. Свойственный ему авторский почерк в свое время не только в корне изменил лицо как рэпа, так и r&b, но и помог существенно сократить разницу между двумя этими жанрами. Композиции, спродюсированные Тимбалэндом, практически всегда можно узнать по своему специфическому звучанию – глубоким басам, фирменным синтезаторным звукам и нетрадиционным ритмическим рисункам. Широкий успех Тимбалэнда в области рэпа сделал его фигурой, интересующей и многих всемирно известных поп-звезд – на его счету работы для таких персонажей, как Нелли Фуртадо и Джастин Тимберлейк, а впереди маячит перспектива работы с Мадонной.
Тим Моузли появился на свет 10 марта 1971 в городе Норфолк, что в штате Вирджиния. Еще в школе Тим начал крутить пластинки на вечеринках под псевдонимом DJ Timmy Tim, а дома изготовлять трэки для рэп-начиток на своем собственном синтезаторе Casio. Его соседка и подруга детства Мисси Эллиотт была столь впечатлена его необычным подходом к ритму, что решила, что им непременно надо работать вместе. Вскоре к ним присоединился еще один рэппер, Мелвин Барклифф, выступавший под псевдонимом «Магу», и вся троица переехала в штат Нью-Йорк. Мисси тогда состояла в девчачьей r&b группе Sista. Именно через эту группу Моузли впервые попал в мир музыки – продюсер ДеВанте Свинг, опекавший популярную тогда поп-группу Jodeci, подписал с контракт для собственного лейбла Swing Mob, и Эллиотт привела с собой двух своих приятелей. Свингу понравился необычный стиль Моузли, и он согласился с ним сотрудничать. Собственно, именно Свинг придумал Тиму прозвище «Тимбалэнд» - так назывался чрезвычайно популярная в то время марка кед. Команда артистов, собранных Свингом на лейбле Swing Mob, имела общее название “Da Basement Crew” (Команда из подвала) – помимо группы Sista и дуэта Тимбалэнда и Магу в нее входили певец Джинувайн (Элджин Лампкин), мужская группа Playa и женский вокальный коллектив Sugah. Тимбалэнд продюсировал треки для многих из этих артистов – в частности, он работал над альбомом Jodeci “The Show, The After-party, the Hotel», а также над дебютной пластинкой Sista, которая была положена на полку и так и не вышла в свет.
В 1995 году большая часть артистов с лейбла Swing Mob разорвала отношения с лейблом и разбрелась, кто куда. Мисси Эллиотт, Тимбалэнд, Магу, Джинувайн и Playa, меж тем, сохранили свое партнерство и продолжали работать вместе. В 1996 году Epic Records выпустили дебютный альбом Джинувайна “Ginuwine… The Bachelor”, от начала и до конца спродюсированный Тимбалэндом. Собственно, львиная доля материала этой пластинки была написана и записана еще во времена Swing Mob, между 1993 и 1995 годами. Первый сингл с этого альбома, “Pony”, попал в горячую десятку журнала Billboard. После выхода этого альбома молодая певица Аалия связалась с Тимбалэндом и Мисси Эллиотт и пригласила их поработать над ее новой пластинкой. В результате появилась пластинка “One in a Million”, ставшая своего рода визитной карточкой Мисси и Тима, написавших и спродюсировавших большую часть этого альбома. “One in a Million” разошелся тиражом в несколько миллионов экземпляров и превратил Аалию в суперзвезду, а Мисси и Тима – в горячую команду продюсеров, способных на многое.
За следующие несколько лет Тимбалэнд успел поработать со многими самыми громкими именами рэпа и r&b – его услугами пользовались Destiny’s Child, Нас, Джей Зи и многие, многие другие. Даже при такой занятости Тимбалэнд никогда не забывал о своих старых друзьях и соратниках – под его руководством были записаны два первых альбома Мисси Эллиотт (“Supa Dupa Fly” и “Da Real World”), второй альбом Джинувайна “100% Ginuwine”, а также выпустил два собственных альбома, один совместный с Магу, а другой полностью под своим именем. Постоянное сотрудничество с самыми именитыми музыкантами привело к тому, что в прессе заговорили о фирменном «саунде Тимбалэнда», который становился все более и более популярным. “Get Ur Freak On”, первый сингл Мисси с ее третьего альбома “Miss E – So Addictive”, оказался в числе главных хитов 1999 года; та же участь ожидала и сингл Джей Зи “Big Pimpin’”. Популярность Тимбалэнда начала выходить за рамки мира хип-хопа и r&b – в 2001 году он сделал несколько ремиксов для альбома Limp Bizkit “Old New Songs”, а также спродюсировал исполненный Беком кавер на знаменитую песню Дэвида Боуи “Diamond Dogs”, вошедший на саундтрек к фильму «Мулен Руж». Новый совместный альбом Тимбалэнда и Магу “Indecent Proposal”, в записи которого принимали участие Бек и Аалия, должен был выйти в свет в ноябре 2000, но его выход был задержан примерно на год. За это время Аалия разбилась насмерть в авиакатастрофе, и ее гибель столь потрясла Тимбалэнда, что он на некоторое время отказался от активной работы.
Следующей популярной работой Тимбалэнда стал хит-сингл Джастина Тимберлейка “Cry Me a River”, выпущенный в 2003 году. Конечно, за те два года, что отделяли ее от описанных выше заметных работ, Тим не прекращал работать, но все его проекты этого времени были по большей части не очень заметными. Он записал два альбома своему протеже рэпперу Буббе Спарксу, сново посотрудничал с Мисси над ее пластинками “Under Construction” и “This Is Not a Test!”, записал три песни для сольного дебюта певицы Твит, некогда состоявшей в знакомой Тиму по Swing Club группе Sugah. У него самого также вышел новый совместный альбом с Магу “Under Construction, part 2”. Но все эти, без сомнения, достойные работы меркли перед лицом титанического успеха “Cry Me a River”, песни, превратившей Тимберлейка из бывшего участника популярного бойз-бэнда в полноправную суперзвезду.
Пожалуй, самый большой успех поджидал Тимбалэнда в 2006-м году. Именно тогда вышли два спродюсированных им альбома, ставшие, возможно, главными событиями поп-музыки 2006 – третий альбом Нелли Фуртадо “Loose” и второй альбом Тимберлейка “Futuresex/ Love Sounds”. На обоих этих пластинках Тимбалэнд несколько изменил свою привычную манеру поведения – он начал принимать куда более активное участие в записи песен, петь с исполнителями дуэтом, читать рэп в их композициях и сниматься вместе с ними в видеоклипах. Его можно было увидеть в клипах Фуртадо “Maneater”, “Promiscuous” и “Say It Right” и у Тимберлейка в “Sexyback” и “My Love”. Он также записал с группой The Pussycat Dolls песню “Wait a Minute”. Список артистов, с которыми он успел поработать в 2006 году, выглядит феноменально – здесь и Уитни Хьюстон, и Дидди, и рэпперы Янг Джиззи и Чинги, и 50 Cent, и Бьорк, и много кто еще. В 2007 году ему предстоит не меньше работы – на его лейбле Mosley Music Group должен выйти дебютный альбом молодой певицы Кери Хилсон, спродюсированный Тимбалэндом; также возможна работа над новыми пластинками Твит, Мадонны, Бьорк и Duran Duran. В одном из интервью вокалист группы Coldplay Крис Мартин признался, что и он работает над несколькими треками вместе с Тимбалэндом. Также на 2007 год запланирован выпуск его нового альбома “Timbaland presents Shock Value”. Список музыкантов, принимавших участие в работе над этой пластинкой, действительно повергает в шок – Доктор Дре, Элтон Джон, Мадонна, Нелли Фуртадо, Мисси Элиот, Бьорк, Крис Мартин, Лудакрис и группа Fall Out Boy.