-Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

 -Рубрики

 -Цитатник

ГОРОХОВОЕ ЧУДО - (0)

ГОРОХОВОЕ ЧУДО ГОРОХОВОЕ ЧУДО Горох наши предки знали очень давно, задолго до пшеницы, капусты и...

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА! - (1)

Достопримечательности Васильевского острова Санкт-Петербурга! Васильевский остров –...

СЕРАЯ ЛЕТНЯЯ БЛУЗА. КРЮЧОК - (0)

СЕРАЯ ЛЕТНЯЯ БЛУЗА. КРЮЧОК

Схемы для дневника - (0)

Схемы для дневника    

10 самых интересных документальных фильмов. 6 из них запрещены к показу - (0)

10 самых интересных документальных фильмов. 6 из них запрещены к показу Читать далее

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Antiberlioz

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 7) про_искусство Live_Memory Всё_для_блога Искусство_звука Только_для_женщин Книга-лучший_друг соо-шпаргалка
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.03.2014
Записей: 8601
Комментариев: 1564
Написано: 12771


ДЕМОНЫ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ

Среда, 25 Апреля 2018 г. 23:09 + в цитатник
Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Демоны Михаила Врубеля

Автопортрет (458x600, 168Kb)
Юбилей удивительного и непостижимого Михаила Врубеля — 160 лет со дня рождения, отмечали 17 марта 2016 года.

Какие крылья унесли его дух 14 апреля 1910-го? Белые или черные? Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?

Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишня страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!


В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.













Демон первый. «Оттуда не возвращаются»

Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.
Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь.


Анна Каренина (526x700, 186Kb)

Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.


Демон второй. «Мне скучно, бес»

Автопортрет. 1882 (452x700, 55Kb)

Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Все это не способствовало длительным привязанностям.
В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.
Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.







"Автопортрет" 1882



Мемориальная  доска в Одессе (600x600, 68Kb)


«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».
И вместе с тем:
«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».
…Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».

Фауст. Триптих  1896 (417x700, 142Kb)

"Фауст" Триптих 1896



Демон третий. Безумная техника и странная эстетика


В Петербурге учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.
В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.
Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.
«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».

Роза  1904 (426x700, 84Kb)


Белый ирис  1887 (441x700, 150Kb)





"Роза" 1904

Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:
«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. …перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».






Демон четвертый. Неразделенная любовь

Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.

К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «…я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».




































"Белый ирис" 1887

Демон пятый. «Демон сидящий»

Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «…в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:
«Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной».
Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.
Из письма сестре:
«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».



Демон сидящий (700x385, 136Kb)

"Демон сидящий" 1890



В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.


Демон шестой. Лермонтовский

В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.


Демон (рисунок 2) (700x469, 171Kb)

"Демон" рисунок


Демон (700x501, 186Kb)

"Демон"


И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье Бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего,

Поныне возле кельи той

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..


Д (505x700, 125Kb)


"Демон у монастыря"



Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».
Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.


Тамара и Демон (498x700, 158Kb)

"Тамара и Демон"

Тамара и Демон   1880-е (451x699, 180Kb)

"Тамара и Демон" 1880-е

Тамара в гробу   1880-е (460x700, 133Kb)

"Тамара в гробу" 1880-е (Для образа Тамары позировала Вера Мамонтова - та самая серовская "Девочка с персиками")




Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»

В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20×5 метров для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II.
Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника
М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.


Принцесса Грёза    1896 (700x274, 88Kb)

"Принцесса Грёза" 1896


Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.


Демон восьмой: кто в облике таком?

В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.


Сирень. 1900 (580x527, 171Kb)

"Сирень" 1900


Девочка на фоне персидского ковра   1886 (443x700, 147Kb)

"Девочка на фоне персидского ковра" 1886 (отец девочки Маши Дохнович - от портрета отказался)


Гадалка  1895 (439x700, 158Kb)

"Гадалка" 1895

Царевна-Лебедь. 1900  (475x700, 131Kb)

"Царевна-Лебедь" 1900


В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска,
Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь?
Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.


Демон девятый. Духи разных миров.

Утро     1897 (700x432, 121Kb)

"Утро" 1897



Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.

Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе».
И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.

Пан    1899 (592x700, 158Kb)

"Пан" 1899


В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана»


Валькирия.. (600x450, 90Kb)

"Валькирия"


Хозяйка имения княгиня Мария Тенишева, предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.

«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А.П. Руссова).


Волхова (461x700, 99Kb)

"Волхова"

Морская царица (700x659, 149Kb)

"Морская царица"



Демон десятый. Демон – Ангел.

Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники… Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.
Ангел с кадилом и свечей (258x700, 71Kb)
Демон... (433x700, 119Kb)

"Демон"

"Ангел с кадилом и свечей" ------------------------->


Двойственная природа и у шестикрылого серафима - Азраила – ангела смерти.

Шестикрылый Серафим (700x476, 162Kb)

"Шестикрылый Серафим"


Шестикрылый Серафим   1904 (700x603, 247Kb)

"Шестикрылый Серафим" 1904



Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный.

В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».
В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

Летящий Демон    1899 (700x248, 78Kb)

"Летящий Демон" 1899

«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…

Демон поверженный    1902 (700x242, 86Kb)

"Демон поверженный" 1902


Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.
У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.

Двенадцатый демон. Пророк

Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.


Видения пророка Иезекииля  1905 (357x700, 139Kb)

"Видения пророка Иезекииля" 1905


Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»


Автопортрет   1885 (469x700, 127Kb)

"Автопортрет" 1885


Демон тринадцатый. Посланник иных миров

Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:
«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии.

Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением…
Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.
Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…

Михаил Александрович Врубель (583x700, 165Kb)

Михаил Александрович Врубель




*****

Источник: https://artchive.ru/publications/1662~Trinadtsat_demonov_Mikhaila_Vrubelja

Серия сообщений " ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ":
Часть 1 - ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ "ПОРТРЕТ АРТИСТКИ Н.И.ЗАБЕЛЫ-ВРУБЕЛЬ, ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА, В ЛЕТНЕМ ТУАЛЕТЕ "EMPIRE", ИСПОЛНЕННОМ ПО ЗАМЫСЛУ ХУДОЖНИКА" 1898
Часть 2 - ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ "ПОРТРЕТ С.И.МАМОНТОВА" 1897
...
Часть 16 - Памяти Михаила Врубеля
Часть 17 - МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ. ПОСЛЕДНИЙ АКТ
Часть 18 - ДЕМОНЫ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Часть 19 - Портрет-фантазия Михаила Врубеля
Часть 20 - Рисунки Михаила Врубеля
...
Часть 28 - Печальный прозорливец
Часть 29 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Часть 30 - Гений, безумец, провидец

Рубрики:  РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку