-Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

 -Рубрики

 -Цитатник

ГОРОХОВОЕ ЧУДО - (0)

ГОРОХОВОЕ ЧУДО ГОРОХОВОЕ ЧУДО Горох наши предки знали очень давно, задолго до пшеницы, капусты и...

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА! - (1)

Достопримечательности Васильевского острова Санкт-Петербурга! Васильевский остров –...

СЕРАЯ ЛЕТНЯЯ БЛУЗА. КРЮЧОК - (0)

СЕРАЯ ЛЕТНЯЯ БЛУЗА. КРЮЧОК

Схемы для дневника - (0)

Схемы для дневника    

10 самых интересных документальных фильмов. 6 из них запрещены к показу - (0)

10 самых интересных документальных фильмов. 6 из них запрещены к показу Читать далее

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Antiberlioz

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 7) про_искусство Live_Memory Всё_для_блога Искусство_звука Только_для_женщин Книга-лучший_друг соо-шпаргалка
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.03.2014
Записей: 8601
Комментариев: 1564
Написано: 12771


Михаил Врубель в Киеве

Среда, 29 Марта 2017 г. 10:55 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Михаил Врубель в Киеве

  
Фото Андрей Кончаловский.Михаил Врубель, еще не успев окончить Петербургскую Академию, приехал в Киев расписывать древнерусский собор. Он еще не знал, что проведет здесь шесть лет, откроет для себя удивительный мир византийского искусства, влюбится в жену своего работодателя, встретится с призраком и оставит в киевских храмах образы удивительной красоты.
   Киевские годы Врубель вспоминал с особым трепетом. Намного позже, приехав в древний город со своей женой и любуясь им, он признавался: «Как хорош, однако же, Киев! Жаль,что я здесь не живу. Я люблю Киев!»
Михаил Александрович Врубель. Шиповник
"Шиповник", 1884
В Киев Михаила Врубеля пригласил Прахов, преподаватель Киевского Университета, искусствовед, занимавшийся реставрацией уникальных памятников Древней Руси. Он руководил работами по восстановлению только что открытых уникальных росписей ХІІ века в Кирилловской церкви и внутренней отделкой строящегося Владимирского собора.

Фрески, обнаруженные в Кирилловской церкви, решено было не консервировать, как это принято в современном реставрационном деле, а обновить, то есть дописать утраченные фрагменты, дескать, храм действующий и негоже его оставлять с «неоконченными» бледными росписями. Для этой работы были приглашены известные киевские художники Х. Платонов, Н. Пимоненко, И. Селезнев, ученики Рисовальной школы Н. Мурашко, а за мастером для задуманного Праховым новым иконостасом в византийском стиле ученый отправился в Петербург.
Современный вид убранства Кирилловской церкви (фото: kyivcity. travel)
 
 Прахов обратился к старому приятелю Чистякову рекомендовать талантливого студента — профессор назвал одним из самых одаренных учеников Врубеля.
«Через несколько дней я побывал у него, — писал в воспоминаниях Адриан Прахов, — просмотрел все работы и убедился в том, что имею дело с выдающимся талантом, превосходным рисовальщиком, а главное для меня — стилистом, хорошо понимающим античный мир, который, при некотором руководстве, отлично справиться с византийским стилем,не пользовавшемся в те времена почетом среди художественной молодежи».
Михаил Александрович Врубель. Автопортрет
Михаил Врубель. «Автопортрет», 1885
 
Врубель приехал в Киев и на несколько месяцев с головой окунулся в мир византийского искусства, мало ему знакомый, ведь в Академии в то время упор делали на античность. Его учителем становится сам Прахов — специалист по Древней Греции и Востоку. Богатейшая библиотека исследователя в полном распоряжении Михаила, а главное, рассказы искусствоведа, объехавшего всю Европу — Италию, Грецию и Турцию, исследуя древние памятники. Перед глазами художника постоянно находятся оригиналы греческого и древнерусского искусства — удивительные, прекрасные мозаики ХІ-ХІІ вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре, которые приводили его в восторг. 
 
Врубель «Пророк Моисей», 1884
 
Чтобы испробовать силы Врубеля Прахов, 1884 поручил ему воссоздать фреску ХІІ века с изображением Архангела Гавриила, от которой осталась только графья — процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. От художника требовалось практически заново написать образ. Врубель прекрасно справился с трудной задачей, он «не выдумывал ничего от себя,а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах», написав детали фигуры и одежды архангела в строго византийском стиле, вспоминал сын Прахова, Николай.
Врубель «Архангел Гавриил»
В Кириллавской церкви Врубель написал пророка Моисея, композиции «Ангелы с лабарами», «Сошествие Святого Духа», в которой прототипами апостолов были киевские ученые и священники.
Врубель «Ангелы с лабарами», 1884
Врубель «Сошествие Святого Духа», роспись в Кирилловской церкви в Киеве
 
Сюжет «Надгробный плач» художник разработал в трех вариантах, но долгое время не мог показать эскизы Прахову. Тогда Врубель сам выбрал свою любимую сцену и написал ее на стене. Когда Прахов приехал в Кирилловскую церковь, Врубель поспешил ему сообщить:
— Адриан Викторович, я знал, что вы очень заняты и оттого до сих пор не имели времени побывать у меня. Решил, что в Кирилловскую церковь, наверное, скоро заедите — вот и написал лучший, по моему мнению, эскиз прямо на стене. Потом, если одобрите, перепишу.
— Да какой же это эскиз, Михаил Александрович?! Это великолепное, вполне законченное художественной произведение! Больше ничего к нему не надо добавлять и переделывать! Напишите только заявление в строительную контору об окончании работы и получите следуемые за нее деньги. Вот и все. Поздравляю вас!"
Врубель «Оплакивание Христа», 1884
 
Часто бывая в доме Праховых, Врубель очарован хозяйкой — Эмилией Львовной. Своей сестре в письме он пишет, что встретил «чудесного человека». Он оказывает знаки внимания замужней даме, матери трех детей, надеясь на взаимность.
Как-то Врубель преподнес подарок Эмилии Львовне — необыкновенно красивую акварель «Восточная сказка». Зная, что художник постоянно стеснен в средствах, она предложила показать ее коллекционеру И. Терещенко. Тогда Врубель, человек от природы деликатный и обычно сдержанный, от обиды порвал чудесную работу и молча ушел. Когда через несколько дней он вернулся с извинениями, ему передали заклеенный рисунок.
Михаил Александрович Врубель. Восточная сказка
Восточная сказка, 1886
 
Михаил Александрович Врубель. Голова женщины (Портрет Э.Праховой)
Голова женщины (Портрет Эмилии Праховой), 1885
Когда Михаил Врубель появился в Киеве, ему было 28 лет. Фигурой он был заметной — не в последнюю очередь из-за своих экстравагантных манер. Врубель мог появиться в «черном бархатном костюме, в чулках, коротких панталонах и штиблетах». А чего стоило пальто с семью пелеринами! Этот «пережиток моды» оставался лишь в форменной одежды, и две пелерины мог носить генерал-губернатор… Как-то раз, запачкав нос зеленой краской, в ответ на замечание приятеля — художника Сведомского, — Врубель совершенно закрасил нос зеленым, прошелся по городу и явился в гости к Праховым. Еще и доказывал Эмилии, что это красиво и в будущем будет модно для господ — дамы ведь красятся?
Михаил Александрович Врубель. Мост вздохов. ВенецияВрубель «Мост вздохов. Венеция»
Надо сказать, что Врубель во время пребывания в Киеве страдал от хронической нехватки денег. Хотя гонорары он получал регулярно, причем неплохие (только за алтарь ему было обещано 1 200 рублей), деньги у него не задерживались. Его рассеянность и «несерьезный» образ жизни, а, возможно, и ставшая явно заметной симпатия художника к жене, заставили Прахова предложить Врубелю продолжить работу над иконостасными образами в Италии, на что тот охотно согласился.
Прахов дал свои последние«наставления»: «Поезжайте сначала в Равенну, познакомиться там с древними мозаиками церквей: San Vitale, San Appolinare in classe, San Appolinare nuovo, а потом поселитесь в Венеции. Климат в ней мягкий, зимой иностранцев приезжает мало… Тут же, под боком, собор святого Марка с его чудесными мозаиками разных эпох, а в часе езды на гондоле, на острове Торчелло, в церкви Santa Maria Assunta — прекрасно сохранившиеся мозаики ХІІ века. Кроме того, во Дворце дожей, в церквях и музеях — чудесные венецианские колористы: Джиованни Беллини, Паоло Веронезе, Тициан, Тинторетто ...».
 
Михаил Александрович Врубель. Богородица с Младенцем (эскиз для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве)

Врубель «Богородица с Младенцем»(эскиз для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве), 1885
 
Вернувшись из Венеции, Врубель представил образ Иисуса, Святых Кирилла, Афанасия и Богородицу с Младенцем. Перед последней работой, Богородицей, публика застывала, узнав в ней черты Эмилии Львовны Праховой. Ее образ не забылся художником, свои чувства он выразил в иконе — своей прекрасной Мадонне.
 
Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с младенцем
Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в Киеве
 
 
Кирилловская церковь, наши дни
 
Иконостас в Кирилловской церкви

Эскизы Врубеля для росписей во Владимирском соборе не были приняты комиссией. Их с трудом можно было представить соседствующими с фресками Васнецова, Нестерова  и салонных художников братьев Сведомских и Котарбинского.

— Превосходные эскизы показал мне сегодня в соборе Михаил Александрович, но для них надо построить собор совершенно в особенном стиле, — сообщал Прахов жене.
 
Искусствовед Киевского музея русского искусства М. И. Кружкова объясняет,почему эскизы Врубеля не были приняты, а, главное — остались непонятыми в то время: 
«У Врубеля был другой уровень, абсолютное новое понимание религиозной живописи. Это понимание основывалось на великих традициях древнерусского искусства, но было переосмыслено веком модерна и символизма. Его символическая религиозная живопись была совершенно новым словом, именно поэтому было очевидное непонимание его творчества. Русская ортодоксальная церковь следовала устоявшимся традициям,и тогда не было возможности утвердить „авангардные“ — в смысле совершенно новые, — росписи Врубеля, хотя истоки их прослеживаются еще в творчестве Александра Иванова и Николая Ге».


Михаил Александрович Врубель. Ангел с кадилом и свечей

Врубель «Ангел с кадилом и свечей», эскиз к росписи Владимирского собора

Врубель долго работал над эскизами и создал четыре варианта«Надгробного плача». Они резко отличаются от всего созданного ранее и по силе внутреннего драматизма им нет равных в русской живописи, признают искусствоведы.

Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве)
Надгробный плач (первый эскиз к росписи во Владимирском соборе в Киеве), 1887
 
Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (второй вариант). Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве
Надгробный плач (второй вариант). Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве. 1887
 
Михаил Александрович Врубель. Надгробный плач (третий эскиз росписи Владимирского собора в Киеве)
Надгробный плач (третий вариант). Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве. 1887
 
Во Владимирском соборе Врубелю были отданы лишь декоративные росписи в боковых приделах на тему «Дни творения». И хотя работа оказалась не такой грандиозной, как предполагалось, Врубель с воодушевлением принялся за нее, увлекая своих помощников:
«Он рисовал пастелью проекты орнаментов колоссальных арок, много раз переделывая, создавал, творил,не заглядывая в так называемые материалы, как это делается сплошь и рядом, нет, все выливалось из-под рук на бумагу в натуральную величину. Написанные орнаменты проходил сам лично, изменяя тот или другой тон,отыскивая гармонию и доводя незатейливые мотивы до дивной композиции, исполненной музыкальности и фантастичности. Орнаменты Врубеля в соборе Святого Владимира — это chef-d'œuvre композиции, пятна, рисунка и тона»(из воспоминаний Л. Ковальского).
<iframe width="640" height="360" src="https://www.youtube.com/embed/_HKyFcCbl-8?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
Врубель не дорожил своими работами, писал на чем попало, не заканчивал (в семье Праховых даже прятали от него незаконченные работы), — так он мог переписать уже проданную работу, как это случилось с заказом Терещенко.
   На проданной миллионеру работе «Христос в Гетсиманском саду» Врубель, увлекшись цирковой артисткой, написал ее портрет. Узнав о случившемся, коллекционер потребовал назад деньги, которых у художника уже не было и ему пришлось обратиться за ссудой.
В Киеве появился шедевр Врубеля, чудесная «Девочка на фоне персидского ковра».
Девочка на фоне персидского ковра, 1886
Мария — старшая дочь ростовщика Дахновича, - на картине художника выглядит не просто экзотично. Знаменитая «врубелевская бездна» очей и, в целом, мистический трагизм образа, возможно, и отпугнули отца: портрет он не купил. Однако «…в 1886 году ее купил у Врубеля племянник Федора Терещенко Иван. Вообще-то он заказал художнику другую работу — «Восточная сказка», заплатив задаток в 300 рублей. Мастер вначале вдохновился замыслом, но затем утратил интерес. Деньги потратил, и на нем повис долг. Врубель часто посещал ломбард ростовщика Дахновича, находившийся на углу Крещатика и Бибиковского бульвара (ныне бульвар Тараса Шевченко), — гению живописи нравилось любоваться выставлявшимися там драгоценностями, игрой света на алмазах, изумрудах, рубинах. У него появилась, казалось бы, беспроигрышная идея заработать: написать портрет дочери Дахновича Мани в окружении роскоши. Рассчитывал, что отец девочки приобретет эту работу. Вот только ростовщик отказался ее покупать. И тогда картину «Девочка на фоне персидского ковра» согласился взять Иван Терещенко."
Михаил Александрович Врубель. Портрет мужчины в старинном костюме ( И.Н. Терещенко)Портрет мужчины в старинном костюме ( И. Н. Терещенко), 1886
    Необычное появление еще одной работы Врубеля было связано с именем Терещенко. Художника всегда привлекали красочные сочетания в природе, старинных материях, коврах, завораживала игра переливаний драгоценных камней. И вот однажды Михаил Александрович увидел кусок старинной украинской парчи в доме Праховых и загорелся желанием написать ее.  Прямо на глазах семейства он принялся за дело. Практически закончив рисунок, он сказал: «Нет, я напишу не просто кусок материи, а лучше боярина или, еще лучше, царя, сидящего на троне. Пусть это будет, ну, хотя бы Иван Грозный… Пусть он будет похож на Ивана Николовича [Терещенко]. Он тоже Иван и тоже должен быть — Грозным…» — и, доклеив кусочек бумаги к рисунку, что довольно часто делал, Врубель нарисовал голову «царя».
Михаил Александрович Врубель. Цветы в синей вазе
Цветы в синей вазе, 1887
 
В Киеве Врубель давал уроки светским дамам Н. Я. Мацневой и Е. П. Бунге, обратившихся к художнику с просьбой научить рисовать акварелью. И хотя техникой акварели он владел великолепно, опыта преподавания у него не было: учитель просто садился и рисовал перед ними цветы.
 
Михаил Александрович Врубель. Красная азалия (Два цветка)
Красная азалия (Два цветка), 1887

Свои этюды художник оставлял на память ученицам, многие из этих работ сегодня хранятся в Киевском музее русского искусства.

В Киеве впервые перед Врубелем появляется демон — образ, ставший роковым в жизни художника. Зная об увлечении художника музыкой и поэзией М. Лермонтова, которую он часто читал в их доме, Э. Л. Прахова пригласила Михаила Александровича в театр на новую постановку оперы «Демон» А. Рубинштейна. Вечером в доме Праховых после спектакля он нарисовал небольшую акварель «Ходим мы к Арагве светлой» — первый рисунок к «демонической» теме.
Врубель. «Ходим мы к Арагве светлой», 1885
Многочисленные работы, которые создавал Врубель, и которые, в свою очередь, «создавали» его как художника, говорят и оглавной для наследия стороне его жизни в Киеве. «Самой счастливой порой жизни» Врубель считал свой киевский период. Когда в 1901 он приехал в Киев и пришел посмотреть на свои работы в Кирилловскую церковь, он сказал:
«Вот к чему, в сущности, я должен был вернуться».
 В начале 1906 года Михаила Александровича Врубеля не стало — он ослеп.
Последний из «потусторонних сюжетов» Врубеля — «Видения пророка Иезекииля» — осталось незавершенным.
Михаил Александрович Врубель. Видения пророка Иезекииля
Видения пророка Иезекииля, 1905

Серия сообщений "Врубель":
Часть 1 - Врубель
Часть 2 - Иллюстрации Врубеля к "Демону"
...
Часть 12 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Часть 13 - 17 марта 1856 года родился Михаил Александрович Врубель
Часть 14 - Михаил Врубель в Киеве

Серия сообщений " ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ":
Часть 1 - ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ "ПОРТРЕТ АРТИСТКИ Н.И.ЗАБЕЛЫ-ВРУБЕЛЬ, ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА, В ЛЕТНЕМ ТУАЛЕТЕ "EMPIRE", ИСПОЛНЕННОМ ПО ЗАМЫСЛУ ХУДОЖНИКА" 1898
Часть 2 - ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ "ПОРТРЕТ С.И.МАМОНТОВА" 1897
...
Часть 13 - РИСУНКИ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Часть 14 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Часть 15 - Михаил Врубель в Киеве
Часть 16 - Памяти Михаила Врубеля
Часть 17 - МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ. ПОСЛЕДНИЙ АКТ
...
Часть 28 - Печальный прозорливец
Часть 29 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Часть 30 - Гений, безумец, провидец

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку