ГОРОХОВОЕ ЧУДО ГОРОХОВОЕ ЧУДО Горох наши предки знали очень давно, задолго до пшеницы, капусты и...
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА! - (1)Достопримечательности Васильевского острова Санкт-Петербурга! Васильевский остров –...
СЕРАЯ ЛЕТНЯЯ БЛУЗА. КРЮЧОК - (0)СЕРАЯ ЛЕТНЯЯ БЛУЗА. КРЮЧОК
Схемы для дневника - (0)Схемы для дневника
10 самых интересных документальных фильмов. 6 из них запрещены к показу - (0)10 самых интересных документальных фильмов. 6 из них запрещены к показу Читать далее
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) |
Автопортрет, 1882
Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое.
Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены.
Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
Врубель вообще любил такие лица – задумчивые, с печатью обреченности, или же экстатические, одурманенные трансом. При этом, создавая свои шедевры – полотна, декоративные панно, скульптуры, фрески, Врубель редко бывал доволен ими. Зато духовным содержанием своих картин художник был не удовлетворен.
Муза. 1896.
Перфекционист по природе, он возлагал на искусство большие надежды. У живописи должна быть высокая миссия, считал Врубель.
В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет.
Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
Искусство было дыханием и мышлением Врубеля. А стоило прислушаться к его вроде бы бессвязным речам, и в них начинала проглядывать логика, смысл и чувство.
Девочка на фоне персидского ковра
Врубель жадно исследовал мир: путешествовал – с тем, чтобы потом сказать: «Сколько у нас красоты на Руси!», пробовал себя в разных видах искусства, реставрировал росписи купола Святой Софии в Киеве, был архитектором. В 1891 он спроектировал фасад дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве.
Жизнь – это путешествие вовне и вглубь себя самого, мог бы сказать Врубель. Его тревожное и самоуглубленное творчество напоминает о глубинах духа и его безднах.
Грабарь полагал, что Врубель «в русском искусстве занимает своеобразное место. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей».
Последней работой Михаила Врубеля стал необычайно выразительный «Портрет В. Я. Брюсова. (1906)
Его "двоемирие" тонко прочувствовано Ниной Петровской:
"Чуть наклоненная вперед фигура поэта отделяется от полотна, испещренного иероглифами. Все в ней каменно, мертво, аскетично-застывшие линии черного сюртука, тонкие руки, скрещенные и плотно прижатые к груди, словно высеченное из гранита лицо. Живы одни глаза, — провалы в дымно-огненные бездны. Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Огненный язык, заключенный в теснящий футляр черного сюртука. Это страшно. Две стороны бытия, пожирающие друг друга, — какой-то потусторонний намек". Врубель не стремится превратить портрет в иносказание, не ставит целью "облечь идею в чувственную форму", но сама форма его произведений имеет ассоциативно-метафорический характер, рождающий символ в сознании зрителя.
1 февраля 1906 года первый номер журнала "Золотое руно" открылся стихотворением Брюсова "М. А. Врубелю".
От жизни лживой и известной
Твоя мечта тебя влечет
В простор лазурности небесной
Иль в глубину сапфирных вод.
Нам недоступны, нам незримы,
Меж сонмов вопиющих сил,
К тебе нисходят серафимы
В сияньи многоцветных крыл.
Из теремов страны хрустальной,
Покорны сказочной судьбе,
Глядят лукаво и печально
Наяды, верные тебе.И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица!Возможно это было последнее печатное издание которое видел Врубель. 12 февраля в письме к жене он пожаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Через несколько дней он полностью ослеп.
Александр Блок сказал на похоронах Михаила Врубеля:
«Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
«Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением…»
Психиатры Усольцев и Введенский собрали коллекции картин Врубеля, которые были показаны публике в 1955 году.
Интересные факты из жизни художника
"Ромео и Джульетта"
Серия сообщений "Врубель":
Часть 1 - Врубель
Часть 2 - Иллюстрации Врубеля к "Демону"
...
Часть 10 - Ко дню рождения Михаила Александровича Врубеля Царевна-Лебедь, 1900
Часть 11 - Михаил Александрович Врубель. Демоны небожителя
Часть 12 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Серия сообщений " ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ":
Часть 1 - ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ "ПОРТРЕТ АРТИСТКИ Н.И.ЗАБЕЛЫ-ВРУБЕЛЬ, ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА, В ЛЕТНЕМ ТУАЛЕТЕ "EMPIRE", ИСПОЛНЕННОМ ПО ЗАМЫСЛУ ХУДОЖНИКА" 1898
Часть 2 - ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ "ПОРТРЕТ С.И.МАМОНТОВА" 1897
...
Часть 12 - Михаил Александрович Врубель. Демоны небожителя
Часть 13 - РИСУНКИ МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Часть 14 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Часть 15 - Михаил Врубель в Киеве
Часть 16 - Памяти Михаила Врубеля
...
Часть 28 - Печальный прозорливец
Часть 29 - Михаил Александрович Врубель (1856-1910)
Часть 30 - Гений, безумец, провидец
Рубрики: | РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |