-Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

 -Рубрики

 -Цитатник

ГОРОХОВОЕ ЧУДО - (0)

ГОРОХОВОЕ ЧУДО ГОРОХОВОЕ ЧУДО Горох наши предки знали очень давно, задолго до пшеницы, капусты и...

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА! - (1)

Достопримечательности Васильевского острова Санкт-Петербурга! Васильевский остров –...

СЕРАЯ ЛЕТНЯЯ БЛУЗА. КРЮЧОК - (0)

СЕРАЯ ЛЕТНЯЯ БЛУЗА. КРЮЧОК

Схемы для дневника - (0)

Схемы для дневника    

10 самых интересных документальных фильмов. 6 из них запрещены к показу - (0)

10 самых интересных документальных фильмов. 6 из них запрещены к показу Читать далее

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Antiberlioz

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 7) про_искусство Live_Memory Всё_для_блога Искусство_звука Только_для_женщин Книга-лучший_друг соо-шпаргалка
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.03.2014
Записей: 8601
Комментариев: 1564
Написано: 12771


Фёдор Степанович Рокотов (1730-е - 1808)

Четверг, 28 Апреля 2016 г. 09:56 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Фёдор Степанович Рокотов (1730-е - 1808)

 

 Рокотов Федор Степанович. Автопортрет
Рокотов Федор Степанович. Автопортрет

Федор Степанович Рокотов- один из величайших русских художников-портретистов второй половины XVIII века.

Федор Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в селе Воронцово, которое сейчас  входит в территорию Москвы, в семье крепостных. Начальное художественное образование получил под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, его талант был замечен, и в 1760 по распоряжению И. И. Шувалова он был взят в Академию художеств в Петербурге.

Портрет А.Ю.Квашниной-Самариной. Первая половина 1770-х. Фрагмент

Портрет А. Ю. Квашниной-Самариной. Первая половина 1770-х. Фрагмент

   В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. Его карьера хотя и вершилась на глазах петербургского, а затем и московского бомонда, но о жизни живописца мало что известно. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Не очень ясно и происхождение: вроде бы из бывших крепостных, а может, из мелкопоместных дворян. Среди его учителей упоминают почти всех работавших в России иностранцев — от Луи Жозефа Лелоррена и Луи Жана Франсуа Лагрене до Пьетро Антонио Ротари и Луи Токке. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет).


Портрет Екатерины II. 1780-е.

Парадный портрет императрицы Екатерины Алексеевны был написан им на основе портрета шведского художника Александра Рослина. По оригиналу Рокотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое белое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте. У Рокотова Екатерина II - владычица империи и женщина в расцвете лет. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает». Работа исполнена в серебристой гамме, градации цвета подчеркивают белизну и свежесть лица, выделяющегося на темном фоне. Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели.



Академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808. На весь XIX век. Его заново открыли мирискусники. В частности, Сергей Дягилев, устроивший в Таврическом дворце в 1905 ретроспективу русского портрета. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м, и в 1960–1961 (в Третьяковской галерее и Русском музее).
  Нынешняя выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из ГРМ и Эрмитажа, тверского музея, ГИМа и, конечно, ГТГ), что, как кажется, вполне соответствует самому характеру искусства Рокотова, которое не столько для дворцов, сколько для особняков и для усадебных интерьеров (этой теме посвящен специальный раздел).

Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь».

Портрет Александры Струйской (1772) — «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками)



Портрет А. П. Струйской. 1772

Александра Петровна Струйская (1754–1840), вторая супруга Н.Е.Струйского, известного тем, что в своем имении Рузаевка Пензенской области завел типографию, ставшую известной благодаря изяществу изданий. Внук Струйской А.И.Полежаев был поэтом. Портрет А.П.Струйской отмечен особой утонченностью и трепетной одухотворенностью. Художнику не важно конкретное состояние модели, он стремится передать богатство и красоту ее духовного мира. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. Поэтичность образа, лиризм изображения возникают во многом благодаря неясным, тающим золотисто-пепельным тонам. Цвет то сгущается в тенях, становясь насыщенным, темным, то высветляется до воздушно-серебристого состояния. Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы.

  О Струйской восторженно писал поэт И. М. Долгоруков: "…Мало женщин знаю таких, о коих обязан я… говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней".
Спустя два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий, вглядываясь в портрет работы знаменитого Рокотова, писал:


Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?


Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.


Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.



Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

   Портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения.


Портрет Н. Е. Струйского. 1772

Николай Еремеевич Струйский (1749–1796) – одна из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия. Первую половину своей жизни он служил в Преображенском полку. На портрете Рокотова Струйский изображен в мундире офицера гвардейской пехоты. Выйдя в отставку в чине прапорщика, он удалился в свое богатое имение Рузаевка в Пензенской губернии, где завел образцовую типографию. Книги, которые выходили из этой типографии, отличались особой изысканностью и изяществом оформления, причем печатались там в основном сочинения самого Струйского. Большинство этих произведений были посвящены Екатерине II. Николай Еремеевич был восторженным почитателем Рокотова, многие портреты которого были написаны непосредственно в Рузаевке.

Друг Струйского, князь И. М. Долгорукий писал о нем:
"Исступления подобного, когда о стихах говорили, я не видывал. Все обращение его, впрочем, было дико, одевание странно… До стихотворного пристрастия был наклонен к юридическим упражнениям, делал сам людям своим допросы, судил их, говорил за них и против".
Струйский так описывал свою возлюбленную в стихотворении, посвященных ей:

Когда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,

Давно б внутрь сердца он тебе сей храм построил,

И в жертву б он себя к тебе и сердце б нес.

Достойна ты себя, Сапфира!.. и небес.

Почтить твои красы, как смертный, я немею,

Теряюсь я в тебе?.. тобой я пламенею.

«Элегия к Сапфире»

Непременные участники рокотовской галереи — поэт Александр Сумароков, а также, вероятно, его вдумчивые читатели — чета дворян Суровцевых.

Загадками остаются Портрет неизвестного в треуголке, Портрет неизвестной в розовом и многие другие персоны из московской дворянской саги.

Портрет неизвестного в треуголке- 1770

Женская фигура в портрете кажется почти бесплотной. Неярким светом освещено лицо и фигура с одной стороны. Контуры другой почти растворены в сумрачной глубине фона. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета с причудливой игрой полутонов. Сложная, богато разработанная тональная живопись звучит в унисон внутренним, душевным движениям изображенной. Тончайшие градации цвета воспринимаются как намек на потаенную, сокрытую от чужих глаз, богатую духовную жизнь героини.

Портрет неизвестной в розовом платье. 1770-е
К нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Например, куратором выставки НатальейПресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой. 1780-е. Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II.

«Портрет неизвестной в белом платье». Вторая половина 1780-х

Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского. А прежде в особняке Козицких так и названном по имени главного владельца Козицком переулке.


http://f.rodon.org/p/3/071017153458d.jpg

«Портрет В. Н. Суровцевой». Вторая половина 1780-х    
Одна из последних работ Рокотова - «Портрет Н.П. Голицыной». Время написания его в точности неизвестно. «Портрет Н.П. Голицыной» находился в усадьбе Ольгово под Москвой, и долгое время исследователи не знали о его существовании. Но когда портрет был найден, пришлось срочно обратиться к реставраторам. И реставраторы спасли его - очистили и укрепили живопись. Наталья Петровна Голицына послужила Пушкину прототипом для образа той самой роковой старухи в «Пиковой даме», у которой Герман пытался выведать секрет трех карт. С портрета Рокотова на нас смотрит угрюмое, но умное лицо старухи.

В последние годы жизни Рокотов не работал . Он почти ослеп и одиноко доживал свой век в собственном доме на Воронцовской улице в Москве. Самыми близкими его родственниками и наследниками явились племянники. К сожалению, о последнем десятилетии его жизни ничего неизвестно.

Серия сообщений "РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ ":
Часть 1 - Фёдор Степанович Рокотов (1730-е - 1808)

Рубрики:  РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку