Весенние размышления |
«Так странно… – снова пришло ему в голову. – Так странно, но куда же делись мечты? На какой стадии они исчезли? Когда пришло это ощущение, что сопротивляться бесполезно? Наверное, осознание несовершенства мира и бессмысленности своей жизни – всего лишь отражение окружающей реальности. Когда кругом лишь разрушение, когда требуется прикладывать огромные усилия просто для того, чтобы оставаться самим собой, когда несешь невосполнимые потери в борьбе за каждую частицу человечности, которые буквально вырывают из твоих рук – тогда ты перестаешь верить хоть во что-нибудь. Да, пожалуй, именно ощущение уходящей жизни, близость и неотвратимость смерти меняют людей. Они понимают, что терять нечего, конец неизбежен, а жизнь проходит глупо и нелепо. А даже если и не нелепо – какая разница? Все равно все это лишь краткий миг, а впереди страдание и пустота, в которой исчезнут навсегда все твои начинания. И это уже не чьи-то фантазии – это реальность. Вот, что ломает людей сильнее всего. «Мир наизнанку» – так это звучит, кажется, и лучше никто не скажет…».
|
Выстрел |
"Эта девушка пыталась убежать, но ведь от судьбы не убежишь. Она слушала, как он догонял ее, потом был щелчок, и он вдруг перестал бежать за ней. Она все еще пыталась бежать, но он уже не гнался за ней, потому что дело было сделано. А она еще не понимала этого, все еще пыталась убежать, хотя бежать было уже незачем. Потому что она была уже мертва. Он ее наградил смертельным подарком на прощание. Он просто провожал взглядом ее до тех пор, пока она не повалилась в кусты..."
|
Проект Океан. выдержки |
«Сколько стоит твоя жизнь… – почему-то пришли ей в голову странные слова. – Сколько стоит твое счастье, принцесса Океана? Разве не стоит счастье всех людей мира одной лишь слезы, что упадет из глаз твоих в бушующие волны? Разве можно собрать всю боль и все страдание мира на одной ладони, и навсегда забыть о своем предназначении? Нет, поверь, блеск этой раковины эфемерен и холоден. Не в нем суть всего живого на этой планете. Суть в другом – в осколках твоей души, в порывах твоего сердца, в твоей грусти и нежности, которую ни с чем сравнить нельзя. Ее не всегда можно даже просто понять – эту ускользающую тень мимолетной грусти и сожаления. Тебе кажется, что ветер легко касается твоих волос – но как ты сможешь объяснить кому-то еще, что это такое – ветер? Как ты сможешь рассказать, что такое дождь, что он говорит тебе, что он значит для тебя? Как ты сможешь передать это тихое сияние далекой радуги, что навсегда проникло в твое сердце, наполняя его прозрачным теплом и мягкой нежностью забвения? Беспечность далеких стихий подобна оцепеневшему черному бархату забвения, и ты хорошо понимаешь это. И никогда больше не говори, что у тебя нет души – это неправда. Твоя душа здесь – в шуме этих волн, в отблесках этого задумчивого заката, в шелесте ветра в пустоте, в движении теней у ног твоих. Только здесь твоя душа, в этих осколках позабытых снов, в этих голосах из пустоты, в этой непередаваемой странности, растворенной повсюду вокруг. Пойми же это, наконец, и будь сама собой вечно. И никогда не теряй больше эту прозрачную нить ирреальности – иначе потеряешь сама себя, потеряешь навсегда, без права возврата…»
(выдержки)
|
На берегах Тихого Океана |
"Она не знает ничего. - с ужасом подумал он. - Она не знает даже, где находится Тихий океан, не знает, что у нас есть города на тихоокеанском побережье. Ей непонятно все это... какая пропасть между нами."
Он долго пытался объяснять ей, что нельзя все мерить мерками узкого мышления замкнутой местности, и думать, что везде и все живут именно так. "Везде все по-разному... - говорил он. - Места разные, люди разные, подходы разные. Не стоит думать, что все живут и думают так, как ты..."
Она не понимала. Она думала, что Хабаровск - это маленький город где-то на севере, она путала Атлантический океан с Тихим, она вообще давно уже забыла, какие бывают океаны на Земле.
"Я все это учила в школе... - оправдывалась она. - Но я все это уже давно забыла."
Он понимал, что это возможно. Это как в фильме "Властелин колец". Одна фраза почему-то запомнилась ему, крутилась в голове. "Ты не знаешь... - говорил один из героев, - ты не понимаешь, как кольцо уродует..." То же самое и сейчас. Только не кольцо, дело совсем не в каких-то кольцах. Сама жизнь меняет людей, стирает их память, притупляет восприятие, убивает чувства, оставляя только приземленные, конкретные вещи.
"Кольцо уродует... - снова подумал он. - И главное, что должен решить для себя каждый - стоит ли поддаваться этому зову времени. Это зов уродует незаметно, но неизбежно. Его прикосновения незаметны, но губительны. Они убивают все живое в человеке. Остается только пепел, пепел погибших надежд, осколки сгоревших чувств. "
|
Кафе "Весна" |
Снова была весна, и снова они пришли в это кафе. На прозрачной стеклянной двери золочеными буквами было выведено "Весна". Она хотела выпить чаю, посидеть немного и подумать о будущем. А он не хотел ничего, только просто лечь на диван и заснуть с книгой в руках. Он устал за неделю, и ему нужен был отдых. Он снова взглянул на эти небольшие столики, и ему стало скучно. Раньше он любил сидеть в таких местах, но сейчас многое изменилось в его чувствах, и это уже ему было не нужно. Сидеть, говорить о чем-то, потом уйти... зачем все это. "Все уходят... - подумал он. - Все в конце-концов уходят, словно их и не было никогда. Все тратят время впустую, а затем исчезают в потоке времени, и никто уже не вспомнит, были ли они когда-то, а если были - то зачем."
Нет, я не хочу здесь сидеть, решил он. И снова они шли по улице, и теплый ветер обволакивал их. Теплый ветер, талая вода и яркий весенний свет с прозрачного неба. "Солнце висит высоко над землей... - снова подумал он. - Этим весна и отличается от зимы. Зимнее солнце низкое, и рано заходит за горизонт. Зимнее небо серое, затянуто облаками. А весной небо становится высоким и прозрачным, в нем появляется и сила, и цвет, и глубина. Хочется стремиться в эту пустоту, растворяясь в ней навечно. Хочется перестать быть человеком, и стать чем-то большим - видением, ангелом, волшебной птицей. Так хочется чуда, но в чудеса с каждый годом веришь все меньше. Жизнь накладывает свои отпечатки на твою природу."
"Ты прекрасно понимаешь, в чем тут дело. - снова сказали ему тихие голоса, приходящие из ниоткуда. - Ты хорошо понимаешь, что меняет людей. Их меняет окружающая реальность. Они становятся ее частью, растворяются в ней, приобретают новые черты. Какова реальность - таковы и люди. Немногие из людей способны уйти в параллельные миры чувств, основная же часть людей живет сейчас и здесь. И если реальность не оставляет места для возвышенного, то виновата реальность, а людей винить незачем. И если ми говорят - хватай и тащи, иначе умрешь, то они так и будут поступать."
"Сейчас ты любишь тишину, как никогда. Тебе уже не нужны безумства и беспокойства этого мира. тебе просто нужен покой и стабильность. Тебе просто нравится спать в мягких солнечных лучах, нравится смотреть, как они скользят по стене, нравится думать при этом о чем-то далеком, отвлеченном от привычных проблем и забот. Тебе нравится, что никто не бегает вокруг и не кричит, что у него не работает почта, или зажевал бумагу сканер. Ты прекрасно знаешь, что дело не в технике, а в головах тех, кто работает на ней. Ты устал от этих чужих голов, в которых непонятно что. Тебе не нужны эти головы, тебе нужно совсем другое. Тебе хочется выйти на огромный луг, долго идти среди цветов, слушать шепот ветра в листве, а потом еще тихо идти вдоль кромки прибоя, вглядываясь в туманную даль. Вот что нужно тебе... задумчивый, нежный и спокойный мир.
Растворяться в солнечных лучах - да, я знаю, что это такое. Именно поэтому я просто люблю ходить по улицам ранней весной. Я не захожу в магазины, редко смотрю на прохожих, мне неинтересны ни лица, ни вывески, ни суета вокруг. Мне просто интересна сама весна, ее облик, ее прикосновения, ее дыхание. Мне нравится сама атмосфера возрождения и надежды, которую я чувствую повсюду вокруг. Я часто иду по одним и тем же улицам, сворачиваю в одних и тех же местах, я делаю это подсознательно, не задумываясь о чем-то. Словно музыка звучит вокруг меня... проникновенная, немного торжественная, немного странная. Музыка неведомого. Музыка тишины и покоя, пробужденного к жизни. Музыка не открытых тайн и загадок, разлитых здесь повсюду.
Никто не слышит эту музыку кроме тебя, и ты уже привык к этому. Да и как могут слышать ее люди, которые настроены не на чувства, не на прикосновения неведомого, а просто на решение конкретных проблем. А музыка эта волшебна, ее стоит слушать. Она позволяет человеку оставаться человеком, а не превращаться в нечто совершенно иное, чужеродное, пугающее. Нет человечности - но никто не понимает, что это такое. Люди уже забыли смысл многих слов и придумали новые слова, чтобы навсегда выкинуть из сердец ненужные чувства и сомнения. Сомнения никому не нужны сейчас, нужна решительность и знание. И понимание, как быстро это знание приобрести. Вот что кажется им важным, но не далекие голоса, что-то шепчущие из пустоты.
"Ну что же... - подумал я, вновь проходя мимо стеклянной двери с позолоченной вывеской. - Ну что же, времена меняются, но не меняется смысл всего происходящего. Когда-нибудь мы снова будем сидеть в этом кафе и пить чай, глядя задумчиво в окна, но важно будет не то, что мы будем говорить, а то, что мы будем чувствовать. Но все равно останутся отпечатки былого где-то внутри нас, и эти отпечатки полностью не сотрутся никогда. И ты будешь смотреть на снег, несущийся мимо тебя, на огромное прозрачное небо над тобой, ты снова будешь помнить всю боль пережитого, но только, быть может, предчувствие беды наконец оставит тебя навсегда. Ты навсегда запомнишь эту весну, и свои надежды, и свою усталость, и свою печаль, потому что в эту весну для тебя открылась немного другая страница жизни. Ты сделал шаг вперед, один лишь шаг к пониманию сути жизни, окружающей тебя. Один лишь только шаг из тысячи, то этот шаг так дорого дался тебе. "
|
Время сказок не вернуть... |
|
Два шага в неведомое. |
Что я любил больше всего в прошлую весну? Дайте подумать. Впрочем, ответ очевиден. То, что я вообще люблю. А в прошлую весну больше всего мне нравилось дремать в мягких солнечных лучах на переднем сиденье в Волге. Раньше тебе редко приходилось занимать переднее сиденье - а теперь оно стало твоим по-праву. Завидовал другим? А теперь сам стал начальником. Пусть небольшим, но все-таки. Тогда, в ту первую весну, это было особенно приятно. Время течет тихо-тихо, словно вода, словно песок сквозь пальцы. Ты не замечаешь его... ты в другом пространстве, в другом мире, понятном только тебе одному. Эти тени за окнами многое говорят тебе - а другим они не говорят ничего. Эти солнечные блики манят тебя в неведомое - а для других они просто досадное явление. Ты можешь спать эти два часа, и нет ничего более приятного. Вспоминаешь невольно, как раньше с трудом добирался до мест своего назначения... насколько все проще стало теперь.
А теперь все иначе... не лучше, не хуже, просто иначе. Сколько граней, сколько движения вперед, а все равно все эти миры понять до конца невозможно. Можно путешествовать по ним целую вечность - и ничего не понять. Все равно одни и те же вещи спустя какое-то время становятся не простыми, а воспринимаются с каких-то иных сторон. Словно открываешь для себя что-то новое, но уже на соверешенно ином уровне. Думаешь - как же ты раньше не видел и не понимал этого. А еще чувствуешь - раньше понимал что-то иное, чего сейчас уже не чувствуешь. Восприятие - странная вещь, она словно зеркало, отражает окружающее всегда по-разному, а суть все равно остается за кадром. Зеркальные миры... лабиринт зеркал. Чувства всегда ищут парадоксальное, и всегда находят что-то новое. Ну что же... остается только двигаться вперед. Вперед - к новым парадоксам чувств.
|
Дайте умереть. |
"И нежным голосом ребенка ему сказала - Я ЕСТЬ СМЕРТЬ"
(неопубликованное)
Как я хотел бы умереть по-человечески... - подумал он. - Нет, конечно, я не настроен на смерть, но как хотелось бы умереть спокойно. Как хотелось бы полежать в постели, подумать обо всем, оценить, понять, подвести итог своей жизни. Как бы хотелось выпить клюквенного морса, подремать в лучах мягкого весеннего солца, понимая, что видишь его последние дни, последние мгновения. Вот они, эти мгновения беспечности. Других таких уже не будет никогда. Они уходят... медленно, навсегда. Больше они к тебе уже никогда не вернутся, но тебе и не нужно этого. Ты рад тому немногому, что у тебя есть сейчас. Ты рад этим солнечным лучам, этой весне, этой частице счастья, всякий раз ускользающей из твоих ладоней. Ты вообще любишь весну... потому что она дает надежду.
Весной ты начинаешь верить во что-то... в то, что впереди еще долгий и светлый путь, а не серый и унылый мир мрака и безысходности. Этот мир так давил на тебя все последние годы... ты уже почти перестал быть самим собой. Светлые картины детства иногда врываются в твою память, и тогда ты почему-то понимаешь, что впереди тебя не ждет ничего хорошего. Да, конечно, хочется тепла и покоя. Особенно перед смертью. Не хочется криков, паники, ужаса, безысходности. Не хочется, чтобы тебя чья-то воля вдруг ставила перед фактом - тебе нужно умереть именно сейчас, сию минуту. И ты будешь кричать, брызгать кровью, запихивать вываливающиеся из живота кишки обратно, и ни о какой вечности уже подумать не сможешь. Я не хочу этого. Не хочу, чтобы в моих глазах было лишь написано одно: "И так все плохо... девушка бросила, с работы выгоняют, жизнь не складывается, а тут еще и умирать заставили..." Увы, вся эта паутина уже прочно опутала меня. Из нее не вырваться. Она везде. Она уже внутри меня. Она уже внутри всех нас. Все, что теперь остается - просто идти навстречу неизбежности..."
(осколки мыслей)
|
На путь надежды. |
"Без общещаний. Но мы не прощаемся, просто целуемся и улыбаемся..."
(из песни)
"Отпусти меня... - сказал он ей. - Отпусти меня, и пусть все будет по-прежнему в моей жизни..." Она молчала, но ее глаза преследовали его всю ночь. Еще его часто мучали кошмары, кошмары растерзанной, умирающей любви и безысходности.
"Пусть карты ненадежны... - мурлыкал ему мягкий голос из комьютера. - Пусть карты ненадежны, не обозначены задачи - ... но мы не плачем." Этот голос как-то незаметно проник в его сознание, заполнил его изнутри, стал частью его восприятия.
"Странно. - подумал он. - Почему не обозначены задачи? Вот у меня на работе все задачи четко обозначены, но никто их не выполняет..."
Тиски работы рвали его на части, а боль от потери надежды приводила его в полное смятение и замешательство. Зачем столько времени, зачем столько сил, где все планы, где все поступательное развитие, в которое он так верил все последние годы? Неужели все закончится вот так - глупо, бездарно и нелепо?
Ну уж нет, решил он наконец. Это неразумно. Этого просто не может быть. Нужно все вернуть... хотя бы в каком-то качестве. Нужно собирать то, что еще осталось - иначе потеряешь все. Последняя нить - нужно хвататься за нее, пока еще не поздно.
И тогда снова была весна, все то же снег, что и год назад, все то же шампансоке, те же слова за столом... только он стал немного другим. И он пришел в этот день с букетом розовых роз к ее дому, и единственное, что он понимал тогда - что это и есть его путь к спасению.
"Цель... - говорил терминатор с экрана снова и снова. - Цель...мне нужна цель. Если у меня не будет цели - я стану бесполезен. "
Что же... теперь у него была цель. И все пережитая боль, вся невысказанная горечь утрат и тяжесть поражений - все это ненадолго отступило на второй план в эти дни, когда он снова вренулся с пути разрушения на путь надежды.
(к 8 марта 2009 года)
|
Улыбки |
«В этом мире, уставшем от беды и мольбы
Нас любовь повенчала в лабиринтах судьбы.
Где вчера лишь бродил я у беды на краю –
Этот мир полюбил я за улыбку твою…»
*************************************
Ты помнишь теплоту и грусть мою,
Что нежность и любовь тебе вернули?
Не нужно больше жить у бездны на краю,
Пойми, ведь ты не Альрауне…
|
Для Эстер. |
Я прислушалась к голосам в ночи – и внезапно поняла, как много они говорят мне, как много они значат для меня. Бархатное покрывало нежности и забвения легко коснулось моих волос, и в этот миг я забыла обо всем на свете. Очарование таинственных снов, полных безмятежного покоя и осторожной внезапности, прикосновения каких-то тонких нитей к моей коже, к моим чувствам, к моей задумчивой грусти было невозможно передать словами обычного земного языка. Мне показалось тогда, что не было никогда этого вечера, этих огней, этого света далеких звезд – а была лишь я, ставшая в один миг частью этого оцепеневшего темного бархата, поглотившего все мое восприятие. Словно тонкое кружево света влекло меня в паутину неведомого, и называло меня по имени, и тихо касалось края моих мыслей, пряталось в закоулках моего сознания. Я вздрогнула на миг от этого странного ощущения собственной чужеродности, от этих уколов острых ледяных игл, проникших в мой внутренний мир. «Что со мной? – подумала я. – Нет, сегодня мне не стоило пить так много. Впрочем, чувства – удивительная вещь, и они порой играют со мной в непонятные игры. Нужно просто забыть о тенях эти призраков, скользящих в пустоте, пропустить их сквозь себя как видение, как сон, как невозможное…»
(выдержки из неопубликованного рассказа)
|