Папье-маше: история, изготовление, реставрация |
Несмотря на французское название, изделий папье-маше не было во Франции до середины XVII-го века. Родина папье-маше - Китай, где была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше, для шлемов, и других вещей, которым придавали жесткость с помощью многих слоев лака. Такие предметы были обнаружены при раскопках , относящихся к династии Хань (202 до н.э. - 220 н.э.).
Из Китая, увлечение папье-маше получило распространение в Японии и Персии, где оно было использовано при изготовлении масок для специальных церемоний. И далее распространилось по всему миру. Во Франции, впервые в Европе начали изготавливать изделия из папье-маше, в Англии такие мастерские открылись в 1670-е.
Эта маленькая черная лаковая шкатулка является типичным восточным сувениром из папье-маше, декорирована золотой росписью.
|
|
Черная лаковая шкатулка из папье-маше. |
Деталь росписи рыбы. |
В 1740 году производитель Джон Баскервиль начал изготовление лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Его бизнес оказался очень успешным, и впоследствии его помощник Генри Клей, изобрел способ получения предметов из папье-маше настолько крепких, что они были такие же прочные, как дерево. Он делал это путем склеивания специально подготовленной бумаги под воздействием тепла в жестких формах. Генри Клей запатентовал свое изобретение. Англичанин Уильям Олгуд, который был ведущим специалистом по японскому искусству привес папье-маше в Америку. Его компания Литчфилд хорошо известна своими сказочно украшенными часами.
Куклы – вот для чего широко использовалось папье-маше в Англии и Франции. В XVI веке во Франции было налажено массовое производство. Такие куклы высоко ценятся современными коллекционерами.
Папье-маше по-прежнему используется сегодня в театрах при постановках спектаклей, декорации из него легкие, свободно передвигающиеся по сцене.
Папье-маше — это бумажная масса. Изделия из него легкие, ровные, с длительным сроком службы в местах с минимальной влажностью, для крепления необходима проволока, тоньше, чем при креплении изделий из гипса или искусственного камня. Предметы из папье-маше имитируют дорогостоящую резьбу по дереву или чеканку по металлу. Мастичные или бумажные изделия имеют определенный приоритет по сравнению с гипсовыми деталями. Из мастики изготовляют не только лепной декор, но и украшения для мебели, дверей и т. д.
Изделия из папье-маше крепят на проволочных скрутках, или клячах, можно и приклеить обычным столярным или казеиновым клеем. Мастика при высыхании уменьшается в объеме, из-за усушки примерно на 6-8%. Это необходимо учитывать при изготовлении воссоздаваемых моделей лепного декора и делать их немного больше по размеру.
Полученные изделия из мастики становятся твердыми и высохшими примерно через 1-5 суток, это зависит от размеров (толщины) изделий и температурного режима. Предметы из папье-маше боятся сырости и быстро портятся, для того чтобы избежать этого, необходимо покрывать поверхность изделий защитными покрытиями. Работа с такими изделиями сложна и требуют большого опыта в работе.
Рецепты изготовления мастики для папье-маше:
1. Мастика консистенции гипса.
Приготовление мастики: в воде размочить клей, и после размокания его варят, (аккуратно, не допуская подгорания), на пару или в водяной бане. Хранят клей горячим. Качественный расплавленный клей не содержит комков и сгустков.
Бумагу рвут на небольшие куски (чем мельче, тем лучше), кладут в воду и ставят кипятить не менее 1 ч. Резанная бумага разваривается гораздо дольше, чем разорванная, так как кромки у нее ровные и твердые, поэтому предпочтительнее разрывать бумагу, а не резать.
Полученную бумажную массу остужают до температуры, не обжигающей рук, и перетирают ее, получается сплошная смесь. Ее процеживают через частую сетку или марлю и крепко отжимают все, что осталось на сите или в марле. Отжатые комки расправляют, смешивают с горячим клеем, добавляют олифу со смешанной толченой канифолью и очень осторожно кипятят до полного растворения канифоли. Необходимо тщательно следить за кипячением, не допуская подгорания и образования комков. Затем массу охлаждают.
На стол или верстак насыпают горкой мел, делают в ней углубление (ямку), кладут сваренную массу и месят сначала лопаткой, а затем руками, подсыпая, если нужно мел, пока масса не станет эластичной, и не будет прилипать к пальцам рук. Для мастера важно уметь определять необходимое количество мела. При избытке мела мастика становится твердой (крутой) и не пригодной к работе. Тогда для эластичности добавляют немного олифы и все тщательно перемешать.
2. Рецепт приготовления массы для литья.
Приготовление мастики:
Клей варят (расплавляют) в воде, в горячую массу добавляют сначала олифу, затем муку и мел. Все тщательно перемешивают. Первый слой теплой мастики наносят тонким слоем кистью на кусковую или формопластовую форму. Следующие 1-2 слоя наклеивают марлю, на которую затем наносят второй слой мастики и затем просушивают изделие, и снимают. Масса после высыхания дает большую усадку.
3.
Приготовление мастики:
Клей расплавляют на водяной бане и при тщательном перемешивании добавляют в него постепенно мел. Полученную массу охлаждают до температуры 45°С , затем заполняют ею кусковые или формопластовые формы.
4.
Приготовление мастики:
Клей расплавляют в воде, добавляют в него бумажную массу (разорванную на мелкие кусочки), мел, в процессе смесь помешивают сначала веселкой, а затем руками. Тесто, полученное из массы, раскатывают на столе, листе фанеры или пластмассы в листы толщиной 3-4 мм и отминают из нее изделия в кусковой или формопластовой форме.
5.
Желатин растворяют в небольшом количестве воды, помещают туда бумажную пыль и все тщательно перемешивают. Затем добавляют гипс и все еще раз хорошо перемешивают с добавлением раствора квасцов.
6.
Клей плавят в небольшом количестве воды, а затем вливают его в бумажную массу и все тщательно перемешивают. По мере перемешивания добавляют тонкосеяную известь и глину до получения густой массы.
7.
Желатин смешивают с клеем и плавят в необходимом количестве воды, всыпают бумажную массу и все тщательно перемешивают. Приготовленный тонкосеяный мел перемешивают с полученной массой до густого теста.
Технология изготовления архитектурного декора из папье-маше уходит своими корнями в XVIII век. Лепной декор из папье-маше устанавливался в театрах с целью облегчения консольных конструкций, таких как рампы, фурки, ограждения лож и ярусов, кроме того папье-маше подобно дереву имеет целлюлозную основу и не лопается от небольших деформаций, которые неизбежны на ограждениях ярусов театра (движения зрителей неравномерны, вибрации от музыкальных инструментов и звуки оваций входящих в резонанс). И третьей причиной изготовления изделий декора из папье-маше является хорошее звукоотражение этого материала.
Реставрация архитектурного декора из папье-маше процедура достаточно сложная, так как подразумевает расчистки, приведение изделий в подлинную модель, промежуточные формовки и, наконец, изготовления недостающих и утраченных частей декора из клееной целлюлозы.
Серия сообщений "pap'e-mashe":
Часть 1 - Папье-маше: история, изготовление, реставрация
Часть 2 - Мастер-класс: Райские яблочки
Часть 3 - Сердечко.МК.
...
Часть 7 - Делаем массу папье-маше
Часть 8 - Новогодние снеговики из папье-маше
Часть 9 - Катушка со швейной машинкой - подарок для бабушки)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |