-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в AnnetteXVIII

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2014
Записей: 27
Комментариев: 7
Написано: 36


Фонтанный дом Шереметевых

Четверг, 06 Ноября 2014 г. 23:45 + в цитатник

Против Фонтанного моего дому, по берегу Фонтанки, решетку я полагаю делать не фигурную, а только будет у нее аспид каменной и столбы, а промежду столбов решетка деревянная, чему пришлю рисунок, и ту решетку, как ты представляешь, сделать прямую, так как была пристань, не принимая к лакейскому флигелю земли; ибо ежели принять, то будет превеликая кривизна и порча фасада, и как ту решетку делать неотменно надобно, то по представлению твоему материалы, какие ты считаешь дешевле, заготовлять.

В Маркове, 1 Октября 1784.

Решетка, которую мы привыкли видеть, поставлена внуком П.Б.Шереметева Д.Н. Шереметевым

"Начинается реставрация решетки Шереметевского дворца. Ее демонтируют и увезут, чтобы вернуть на место «живой и здоровой». К 2012 году, когда замечательный этот дом на Фонтанке будет праздновать свое трехсотлетие, не успеют. Немного жаль, но главное то, что решетка вообще будет восстановлена – век спустя после предыдущего капремонта.

 

«В настоящее время только что закончен капитальный ремонт решетки дома, находящегося на левом берегу Фонтанки, между мостами Аничковым и Симеониевским. Решетке этой 7 мая 1912 г. исполнится семидесятилетняя годовщина, о чем свидетельствует сохранившийся в архиве Фонтанного дома документ – детальный чертеж средней части решетки, исполненный архитектором И. Д. Корсини. На чертеже видна следующая надпись: «По дому флигель-адъютанта Его Императорского Величества гвардии ротмистра графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Длина решетки с воротами 47 погон. сажен. С.-Петербургский военный генерал-губернатор граф Эссен. 7 мая 1837 года».

Так (забавно, что с ошибкой – решетке должно было исполниться 75, а не 70) начинается статья в архитектурном и художественно-техническом журнале «ЗОДЧIЙ» – «органе ИМПЕРАТОРСКОГО спб. Общества архитекторов» № 48 от 27 ноября 1911 года. Архитектор Михаил Красовский, сам трудившийся в усадьбе, описывает историю решетки, ее внешний вид и «лечение» на тот момент.

Относительно упомянутого чертежа Корсини (это домовой архитектор графов целых двадцать лет) решетка, как отмечает автор статьи, была чуть-чуть изменена – «центральным пряслам» слегка добавлено кривизны, что придало «лишь больший эффект всему сооружению».

Далее читаем: «Где и кем были произведены отливка и сборка частей на месте, а также стоимость решетки – все это, к сожалению, остается неизвестным...». (К этой фразе сноска: «Среди старых служащих семьи Шереметевых сохранилась по этому поводу интересная легенда, повествующая, что решетку поднесли в дар Д. Н. Шереметеву его бывшие крепостные, заказав ее за границей». Подтверждений легенде так и нет, но были, были состоятельные люди среди недавних графских людей.) «А между тем вопрос, кому отдать заказ, не мог не беспокоить Корсини, потому что поручить первому попавшемуся литейщику исполнение этой грандиозной затеи, очевидно, не представлялось возможным уже в силу одной солидности масштаба составных частей ворот и решетки».

Затем следуют табличка с цифрами «солидности масштаба»: в саженях – размеры полотнищ, столбов, упоров и прочего. И описания: «разрезка решетки сделана очень смело», «накладная двусторонняя картуш», «пояса прясел»... Вывод автора: литейщик был мастером, несмотря на все очевидные технические трудности, создал вещь, которая «серьезного ремонта потребовала лишь теперь – почти семьдесят пять лет спустя». (Как видим, ошибка исправлена.)

Но нам интересно и далее. «Цоколь решетки сложен из красного, крупнозернистого гранита, до сих пор сохранившего полировку... вся главная масса ограды сделана из чугуна такой тонкой отливки, что, несмотря на неоднократную окраску масляной краской, все формы, включая мельчайшие детали, были ясно видны и до ремонта.

Возвышающиеся над верхним поясом факелы, соединяющие друг с другом завитки, а также чудесные вазы с плодами и листьями... сделаны из великолепной, золоченой через огонь бронзы. Из этого же ценного материала исполнена средняя часть... т. е. весь герб...

Композиция ворот умело завершена прелестного рисунка бронзовыми фонарями, стеклянные вазы которых уцелели до сих пор каким-то чудом».

Чудо автор объясняет малоценностью стекла, поскольку даже «постоянное присутствие привратника» не послужило препятствием «для любителей чужой собственности», которые добрались до бронзы и утащили «часть ея» (комментарии, полагаю, излишни). Кусочки отломанной бронзы упали во двор, их приладили обратно; дефектных частей оказалось даже меньше, чем боялись, «тем не менее, стоимость выполнения их вновь из бронзы оказалась настолько крупной, что решено было заменить их временно чугунными, золочеными по мордану». (Мордан – специальный клей, применяемый при золочении.)

Восстановили и утраченные собственно чугунные части; автор воздерживается от еще более дотошного описания, поскольку многое «ясно видно на прилагаемых фотографических снимках». А также: «Воздержусь и от критики произведения Корсини; скажу только, что на мой взгляд ограда прекрасно вяжется с находящимся за ней домом и вместе с ним дает прелестный уголок старого Петербурга, которых с каждым годом становится все меньше и меньше».

Но и это сожаление не последнее. Михаил Красовский посвящает еще целый большой абзац тому, что художественные произведения считаются древними и начинают уважаться людьми лишь по истечении ста лет, но решетка Фонтанного дома до «пресловутого срока» заслуживает, «смею думать», внимания – «в ряду остальных чугунных решеток, которыми Петербург когда-то гордился, а теперь почти их не замечает».

И вот наконец Петербург заметил эту решетку. Теперь уже, спустя сто лет, – ее бедственное состояние: отломанные фрагменты, стянутые грубой проволокой части... И, как рассказывает заведующая филиалом Музея театрального и музыкального искусства «Шереметевский дворец – Музей музыки» Ольга Великанова, реставрация знаменитой решетки дворца включена в план КГИОПа на нынешний год.

Действовать станут постепенно. После демонтажа ажурных частей укрепят фундамент и начнут реставрацию цоколя. А в будущем году, если господь и власти земные (напомню, что Шереметевский теперь памятник не федерального , а городского подчинения ) пошлют средства, начнется и следующий этап – восстановление тончайшего чугунного литья."



1.
фонтанный дом (640x480, 259Kb)


Понравилось: 24 пользователям

Аноним   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2018 г. 23:19 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 27 Июня 2018 г. 08:12 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку