Посольство США в Москве. Спасо-Хаус. |
Классно день прошел, как я и ожидала. Сегодня, в рамках международного дня музеев нам удалось побывать в посольстве США. Бог знает, выбрались бы, если бы не наш научный руководитель, спасибо ей ;))
Начиная с 1933 года, когда были установлены дипломатические отношения между США и СССР, резиденцией американских послов в Москве является особняк Спасо-хаус. Он расположен в миле к западу от Кремля по адресу: Спасопесковская площадь, дом 10. Это недалеко от Садового кольца и Арбата, одного из старинных районов Москвы.
В XVII веке здесь жили царские псари и сокольники. В память о тех временах сохранилось название Кречетниковской улицы, позднее переименованной в улицу Композиторов. Название Спасо-хауса и площади, на которой он расположен, происходит от великолепной русской православной церкви, стоящей неподалеку. Церковь Спаса на Песках, построенная в 1711 году, была изображена художником В. Д. Поленовым в 1870-х годах на картине «Московский дворик», которая хранится в Третьяковской галерее.
Строительство Спасо-хауса велось по заказу Николая Александровича Второва, крупнейшего купца, промышленника и филантропа, которого называли «московским Морганом», и было завершено в 1914 году. Авторы проекта - архитекторы В. Д.Адамович и В.М. Маят. Хотя здание построено в стиле новый ампир в эпоху господства помпезного стиля в архитектуре, оно не лишено достоинства и изящества. Интерьер построен с размахом: главный зал длиною около 25 метров венчает высокий сводчатый потолок, с которого свисает огромная люстра. Эта люстра, которая поражает своим великолепием, была исполнена в знаменитой мастерской братьев Вишневских, поставщиков императорского двора, и в 1914 году о ней ходило много разговоров.
Жилые помещения, хотя и уступают по размеру залам на первом этаже, тоже впечатляют простором и проработкой деталей - великолепной лепниной потолков, резными дверями и роскошными люстрами. В 1930-х годах был пристроен одноэтажный флигель, предназначавшийся для музыкальных вечеров и танцев. В остальном особняк мало изменился.
Спасо-хаус строился на рубеже веков. Участие России в Первой мировой войне послужило началом политических и общественных волнений, которые непосредственно коснулись хозяина дома. Судьба Второва породила множество легенд и версий. По свидетельству одних, он был убит в своем кабинете революционерами в 1917 году. По другой версии Второв заключил сделку с Временным правительством Керенского: продал свой особняк в обмен на разрешение уехать из России, но вскоре был убит грабителями. По третьей версии он был застрелен своим незаконнорожденным сыном в парадном вестибюле Спасо-хауса. На самом деле убийцей был некто В. Гудков, молодой человек, который неоднократно требовал, чтобы Второв, известный своей благотворительной деятельностью, выдал ему на образование20 тысяч рублей наличными, в то времяВторов предлагал перевести эти деньги через созданный им образовательный фонд.
После Октябрьской революции 1917 года вновь сформированное Советское правительство экспроприировало нее московские особняки. Не избежал этой участи и особняк Второва, Советский министр иностранных дел Вышинский на одном на приемов и Спасо-хаусе упомянул, что его предшественник Георгин Васильевич Чичерин, бывший наркомом иностранных дел и 1918-1930 годах, жил в Спасо-хаусе в 20-е годы.
Когда в конце 1933 года первый американский посол Уильям Буллит приехал в Москву для вручения верительных грамот, ему показали три здания, отведенные для посольства США, Выбор пал на два здания: Спасо-хаус был избран в качестве резиденции посла, а здание, расположенное на Моховой улице по соседству с гостиницей «Националаль»предполагалось временно использовать дляслужебных помещений и квартир персонала до тех пор, пока не будет построен комплекс посольства па Воробьевых горах. Этот план так и не был осуществлен.
На момент установления дипломатических отношений между США и СССР бывший особняк Второва использовался в качестве дома приемов Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК). На втором этаже располагались квартиры советских государственных служащих, где жили, в числе прочих, заместитель наркома иностранных дел Карахан, американист из газеты «Известия» Михайлов и начальник протокольного отдела Флоринский. После того как они освободили жилые помещения, рабочие приступили к строительству «бального флигеля». В связи со сложностями, возникшими при настиле полов, строительство было завершено лишь 1935году.
Посол Буллит впервые прибыл в Спасо-хаус в марте 1934 года В течение нескольких месяцев резиденция использовалась в качестве канцелярии посольства. В ней также жили некоторые сотрудники, пока не было завершено строительство нового здания на Моховой улице.
Лето 1934 года часто называют «медовым месяцем» советско-американских отношений. Установление дипломатических отношений вызвало прилив теплых чувств, побудивших десятки тысяч американских туристов посетить СССР. В качестве туристки приехала и Москву и сестра секретаря посла Чарлза Тейера, автора ряда книг, в том числе «Медведи в икре», описывающих жизнь в московском посольстве. Во время этой поездки мисс Тейер познакомилась с третьим секретарем посольства Чарлзом Боуленом; возник роман, закончившийся браком, и 20 лет спустя посол Боулен и его супруга возвратились в Москву. Они были хозяевами Спасо-хауса с 1953 по 1957 год.
В начале «медового» периода в Спасо-хаусе произошло два примечательных события: встреча Рождества в 1934 году и «Весенний фестиваль» в 1935 году, который Ирена Уайли в своей книге «Вокруг земного шара за 20 лег» назвала «единственным достойным внимания приемом в Москве эпохи СССР». Во время празднования Рождества, описанного в книге «Медведи в икре», животные, позаимствованные из Московского зоопарка, создали целый ряд неожиданных проблем: три дрессированных морских льва устроили настоящий погром в танцзале, неприученный к дому медвежонок попортил форму советскому генералу, а сотни зябликов шумно летали под высокими сводами не только во время праздника, но и в течение многих дней после него. «Весенний фестиваль» 1935 года вдохновил Михаила Булгакова, который был в числе гостей, на описание «весеннего бала полнолуния» в знаменитом романе «Мастер и Маргарита».
Еще одним знаменательным событием стал музыкальный вечер, организованный послом Буллитом летом 1935 года. Как вспоминал тогдашний глава консульского отдела Ангус Уор, в только что отстроенном танцевальном зале в присутствии гостей была исполнена опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», причем в качестве дирижера выступал сам автор.
С началом Второй мировой войны часть Спасо-хауса стала использоваться в административных целях, чтобы справиться с увеличившимся объемом работы и числом американских сотрудников. В подвале здания было устроено бомбоубежище. В годы войны резиденция практически не пострадала, за исключением разбитых оконных стекол, в отличие от находившегося неподалеку здания театра Вахтангова, которому был нанесен значительный ущерб.
Поздней осенью 1941 года, когда немецкие войска приближались к Москве, Советское правительство было эвакуировано на восток, в город Куйбышев (в настоящее время Самара). Иностранные посольства, естественно, последовали туда же. Спасо-хаус стал пунктом эвакуации для американцев; штатные сотрудники и журналисты собирались там и отправлялись на вокзал, где садились на поезд до Куйбышева под отдаленный аккомпанемент советских зенитных орудий. После отъезда в Куйбышев посла Лоренса Стэйнхардта второй секретарь Льюэллин Томпсон, который позднее, в 50-60-х годах, работал послом в Москве, принял на себя ответственность за американскую собственность и оставшийся в Москве штат сотрудников. Томпсон был одним из немногих послов, которые работали в Спасо-хаусе в начале своей дипломатической карьеры.
Несколько месяцев спустя после переезда правительства в Куйбышев немцы были отброшены от столицы, и новый посол адмирал Уильям Стэндли и его штат смогли возобновить деятельность посольства в Москве. В послевоенные годы Спасо-хаус продолжал служить резиденцией посла, и его посетило большое число высокопоставленных гостей, включая американских президентов, вице-президентов и госсекретарей.
В последующие годы были предприняты шаги по возрождению Спасо-хауса в его былом великолепии 1914 года При после Томасе Уотсоне было восстановлено внешнее веерообразное окно разрушенное во время войны. Реставраторы использовали стекло яркого ультрамаринового цвета, которое было предусмотрено и первоначальном проекте. В 1983 году, когда послом являлся Артур Хартман, была осуществлена реставрация резиденции, приуроченная к 50-йгодовщине установления дипломатических отношении между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В 1988 году был восстановлен парадный зал, что возродило дух стиля новый ампир, и котором был спроектирован этот особняк,
В течение многих лет в Спасо-хаусе выставлялись разнообразные коллекции выдающихся произведении американского искусства -традиция, которая продолжается и сегодня в рамках программы Государственного департамента «Произведения искусства в посольствах» музеи, частные коллекционеры и сами художники предоставляют произведения искусства посольствам по всему миру, давая гостям Спасо-хауса возможность познакомиться с богатствоми разнообразием американского искусства. Кроме того, в Спасо-хаусе выступали известнейшие американские актеры танцоры, музыканты, в том числе такие легендарные исполнители как Ван Клиберн, Элвин Эйли и Дэйв Брубек.
Рубрики: | Путешествия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |