5 неожиданных факторов, которые управляют вашим настроением в течение дня |
Вы этого не замечаете
Большинству людей хотелось бы верить, что они понимают, почему чувствуют то, что чувствуют. На деле выходит, что на ваши эмоции немалое влияние оказывает внешний мир — причём делает это исподтишка.
Большинство из нас знакомо с чрезвычайно уверенными в себе людьми. Они стремятся забраться повыше (иногда в переносном смысле, иногда — в прямом), размахивают руками и стараются занять столько места, сколько вообще возможно. Их позы, язык тела, поведение будто бы кричат: «Я — центр Вселенной! Меня замечают абсолютно все!».
Также вы, возможно, видели робких нерешительных людей, прилагающих все усилия, чтобы быть незаметными. Обычно они сутулятся, смотрят в пол и в людном помещении садятся в уголок, стараясь занять как можно меньше места.
Верите вы или нет, но можно изменить отношение человека к миру, просто подкорректировав язык его тела.
Исследователи провели эксперимент, опубликованный в журнале «Psychological Science», в ходе которого группа субъектов выполняла упражнения на растяжку (им сказали, что будут изучать влияние растяжки на организм — учёные всегда обманывают, заметили?), а затем ссутулиться или, напротив, выпрямиться.
Перед началом эксперимента учёные пообещали, что заплатят каждому участнику по $4. После упражнений каждому специально выдали по $8, но так, чтобы это было похоже на ошибку. 78% тех, кого попросили выпрямиться, принять уверенную позу и занять как можно больше пространства, денежку зажали и словом не обмолвились, что получили вдвое больше обещанного. Из тех, кто сутулился, прикарманили лишнее только 38%.
Этот эффект может объяснить ещё одно явление, которое задевает, наверное, всех — почему водители джипов на дороге ведут себя настолько по-свински. В другом эксперименте учёные пригласили 71-го участника и посадили всех за автомобильные тренажёры. На некоторых тренажёрах сиденья были широкими, как в джипах, на других — маленькие, как в «Оке». Разумеется, те водители, которые сидели на широких сиденьях, вели себя на дороге более безрассудно и были склонны нарушать правила.
Затем исследователи провели мониторинг реальных случаев незаконной парковки в Нью-Йорке — бывает, что машина занимает два парковочных места, а не одно. Они обнаружили, что водитель большого автомобиля занимает два места в 71% случаев. Даже если учесть, что им труднее припарковаться правильно, между нарушением правил парковки и размерами автомобиля существует тесная психологическая связь.
Невысказанный эмоциональный посыл, получается, примерно таков: «Конечно, я самый важный в мире человек! Я же огромен!».
Наверняка вы любите яркие солнечные деньки — если вы, конечно, не вампир или какой-нибудь гриб. На самом деле солнце влияет на ваше настроение больше, чем вы думаете. Вы никогда не делали, например, ужасающе ненужную и притом дорогую покупку, а потом спрашивали себя, где была ваша голова в тот момент? Попробуйте вспомнить: вероятно, это произошло в солнечный день.
Исследования показали, что приятная погода может повлиять на ваши суждения, а именно сделать вас немного глупее и восприимчивее к заблуждению.
В одном исследовании учёные подходили к студентам (как в солнечную погоду, так и в пасмурную) и пытались убедить их в совершенной ерунде, в которую разумный человек поверить ну никак не может. В солнечные дни студентам хватало слабых аргументов, чтобы в эту ерунду поверить — как будто солнце заставляет нас лучше относиться ко всему на свете, даже если это чушь.
Попробуйте сами убедить друзей в чём-нибудь заведомо глупом в солнечную погоду и в хмурый день — сами увидите разницу. Есть и другое исследование, подтверждающее это: привлекательные молодые парни подходили к девушкам в пасмурные и солнечные дни и приглашали их выпить. Конечно же, в солнечные дни девушки соглашались чаще.
И это ещё не все странности. Вот совет для тех наших читателей, кто работает официантами: если вам не дают чаевых, нарисуйте на чеке солнышко. Идею поняли? Один вид нарисованного солнышка на листе бумаги толкает человека на то, чтобы оставить чаевые, какая при этом погода на улице, уже не важно.
Но и это не всё. Учёные отслеживали активность торгов на 26-ти основных фондовых биржах всего мира целых 15 лет и обнаружили тот же самый эффект. Даже искушённые брокеры-ветераны были готовы пойти на риск только потому, что сегодня прекрасный день.
А в прекрасный день, конечно же, всё пойдёт так, как надо — и возможность ошибки исключена.
Вы никогда не задумывались, почему одержимые деньгами люди часто несчастны? Конечно, есть исключения, но кажется, будто большинство людей, для которых деньги являются важной частью жизни, как правило, превращаются в волков с Уолл-стрит.
Эксперименты показывают, что одни только мысли о деньгах делают людей несчастными (а порой и слегка злобными). Мы не говорим, что созерцание просроченных счетов гарантированно испортит день — это слишком очевидно. Эксперименты показывают, что даже кратковременного подсознательного напоминания, что деньги вообще существуют, достаточно, чтобы испортить настроение большинству людей.
В одном исследовании группа участников должна была заполнить небольшую анкету, после чего им давали по шоколадке (наверное, учёные решили, что у всех испытуемых интеллект маленького ребёнка… ладно, не суть). Половине участников раздали анкеты, где на листах бумаги была небольшая фотография денежной купюры — всего-навсего фотография, не больше.
Несмотря на то, что реальных денег и близко не было, и участникам даже никто не сказал, что им дадут денег, те люди, которые видели фото, говорили потом, что вкус у подаренной шоколадки был так себе, а те, кто фотографии с деньгами не видел, шоколадку хвалили. Удовольствие от сладкого было снижено только из-за маленького напоминания о том, что деньги существуют.
В другом эксперименте исследователи разделили 50 испытуемых на две группы случайным образом. Первая группа слышала упоминания о деньгах вперемешку с нейтральными фразами, а вторая слышала только нейтральные вещи. Затем всех участников попросили оценить вероятность того, что они совершат нечто не слишком хорошее — например, ручку украдут. Те, кто хотя бы слышал упоминания о деньгах, выразили большую готовность сделать нечто сомнительное.
Итак, вы решили наконец-то написать роман, который обдумываете вот уже много лет. Вы уже придумали, как жители космической колонии будут клонировать динозавров и делать из них киборгов (ну, допустим, сюжет примерно такой). Что больше подошло бы для работы над шедевром? Идиллический домик, утопающий в зелени, или тёмный подвал?
Конечно, домик в лесу и подвал сравнивать глупо — сидеть в подвале мало кому нравится. Но «возвращение к природе» может принести больше пользы для творчества, чем просто тишина и покой (в подвале и того, и другого хватает). Цвета влияют на мозг: в частности, зелёный цвет делает вас более творческим.
Исследователи дали испытуемым взглянуть на зелёное всего на две секунды, а потом попросили сделать несколько связанных с творчеством вещей. Другие группы смотрели на другие цвета — белый, серый, красный и синий.
В одном из экспериментов участникам было предложено придумать за две минуты, сколькими нетрадиционными способами можно открыть консервную банку. В другом эксперименте людей попросили составить из одной геометрической фигуры как можно больше других фигур. О том, зачем это учёным нужно на самом деле, участникам, как всегда, не сказали. Но лучшие результаты показали именно те испытуемые, кто предварительно посмотрел на зелёный цвет.
Учёные посовещались и решили назвать это «зелёным эффектом». Может, если бы они посидели перед этим в зелёной комнате, то смогли бы придумать что-нибудь поинтереснее, а то забавно получается — эффект выявили, а воспользоваться не смогли.
Вероятно, эффект связан с тем, что мы развивались на природе, среди зелёных деревьев и травы, так что при виде зелёного наш мозг расслабляется. Если, конечно, зелёное — это не долларовые купюры, о чём мы с вами говорили пунктом ранее.
Да, контролировать разум всё-таки не так уж легко.
А теперь поговорим о настолько странном явлении, что наука даже не может предположить, почему так происходит. Согласно результатам нескольких экспериментов, люди чувствуют себя счастливее, когда думают о словах, которые нужно печатать с помощью клавиш на правой стороне клавиатуры. Левша человек или правша, значения не имеет — он становится счастливее в любом случае.
Исследователи попросили участников посмотреть на список слов и оценить, нравятся им слова или нет. На всякий случай исследователи написали списки не только на английском, но и на испанском и голландском языках. В случае со всеми тремя языками испытуемые относились к тем словам, которые печатают только правой рукой, лучше, чем к тем, которые обычно печатают левой. Эффект был настолько сильным, что с дополнительным словом, печатающимся с помощью правых клавиш, чувство радости увеличивалось на 4%.
Что вообще происходит? Исследователи не знают. Мы, разумеется, тоже. Как мы уже упоминали, очевидный ответ, что большинство людей правши и предпочитают слова, которые легче вводить ведущей рукой, не подходит — с левшами происходит то же самое. Другая теория утверждает, что изобретатель клавиатуры QWERTY говорил на английском и подсознательно расположил все «положительные» буквы справа, но тот же эффект работал для испанского и голландского языков.
Чтобы уж точно убедиться, что так называется эффект QWERTY существует, учёные составили список из более 1600 совершенно бессмысленных наборов букв и попросили 800 испытуемых их оценить. И даже тогда слова, которые нужно печатать только правой рукой, оценивались более позитивно, чем «левосторонние», хотя испытуемые никогда в жизни этих слов не видели и уж тем более не печатали.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |