"Проклятые" книги |
Опередившие время.
В течение долгих столетий сокровенные знания существовали в изустных преданиях, сообщаемых Учителем своим ученикам. Адепт, получивший посвящение в той или иной школе мистерий, давал клятву никому не передавать того, что ему довелось узнать, и, следует заметить, клятва эта практически никогда не нарушалась: слишком хорошо понимали древние всю меру ответственности за обладание знаниями о тайнах мироздания, о магических науках, а также некоторыми сведениями в области естественных и точных наук. .
Создание записей, хроник и высеченных на камне священных текстов было следствием жизненной необходимости: бесчисленные войны, болезни и природные катаклизмы угрожали порой полным физическим уничтожением всем носителям знаний. Но и тогда доступ к сведениям, зафиксированным на пергаменте или на камне, имели лишь представители численно ограниченного жреческого сословия, нередко совмещавшие отправление религиозных церемоний и ритуалов с научно-исследовательской деятельностью. Впрочем, эта обстановка секретности имеет довольно веские основания.
По инициативе древнеиндийского царя Ашоки было создано "Тайное общество девяти Неизвестных", чем-то напоминавшее современные научно-исследовательские центры. Общество состояло из девяти величайших индийских ученых и мудрецов, задачей которых была систематизация и каталогизация всех научных знаний, полученных из древних священных рукописей и в результате экспериментов и наблюдений. Каждый из "девяти Неизвестных" написал по одной книге, посвященной той или иной отрасли научных знаний. Деятельность общества проходила в обстановке строжайшей секретности: царь Ашока, набожный буддист и убежденный противник войн, отлично осознавал, какой силой обладают знания, и не мог допустить их использования ради разрушения и войн.
Впрочем, царю было чего опасаться: научные сведения, которыми располагали его ученые, даже по современным меркам кажутся невероятными. Так, одна из книг была посвящена преодолению гравитации и управлению ею, созданию в земных условиях искусственной невесомости.
Труды других "Неизвестных" можно было бы счесть фантастикой, настолько они опережают возможности и технический уровень современной науки. Одна из работ посвящена теме создания и использования некого сверхмощного оружия, имеющего много общего с современными разработками в области ядерных и психотропных вооружений: другая содержит подробное описание и чертежи летательных аппаратов, позволявших древним авиаторам не только подниматься в воздух, но и совершать космические полеты.
Упоминание о трудах "девяти Неизвестных" встречается во многих древнеиндийских письменных источниках, хотя ни одну из этих книг так и не удалось обнаружить археологам. Предположительно, некоторые из этих книг до сих пор хранятся в монастырях Тибета и Индии, и, разумеется, буддийские ламы сделают все возможное, чтобы эти знания никогда не попали к представителям современной цивилизации.
Скептическому отношению ученых мужей к высочайшему уровню технического и научного развития древнеиндийской цивилизации был нанесен ощутимый удар, когда в 1875 г. в одном из храмов Индии обнаружили труды Бхарадваджи Мудрого, автора нескольких гимнов священной "Ригведы", жившего в IV в. до н. э. Книга называлась "Виманик Пракаранам" ("Трактат о полетах") и являлась одной из глав фундаментального сочинения "Вимана Видьяна" ("Наука о воздухоплавании"). Этот уникальный труд по аэронавтике содержал подробнейшие описания нескольких типов летательных аппаратов, сведения о некоторых особенностях полетов на них и даже своеобразное руководство для начинающих пилотов. "Виманик Пракаранам" был встречен индийскими специалистами в области точных наук довольно прохладно.
Интерес к достижениям древних авиаторов пробудился лишь тогда, когда руководство Китая сделало заявление, что своими достижениями в аэрокосмической области эта страна обязана сведениям, почерпнутым из научных трудов, написанных несколько тысяч лет назад.
Тайной за семью печатями долгое время оставались не только достижения и открытия древних ученых, опередивших как свое, так и наше время, но и знания из области мистики и оккультизма. Следует заметить, что еще до недавнего времени магия пользовалась в научном мире не меньшим уважением, чем остальные точные, естественные и гуманитарные науки, а в университетах Толедо, Саламанки и Кракова оккультные науки преподавались наравне с математикой, логикой и богословием. Однако доступность и распространенность магических знаний была кажущейся, в действительности же лишь единицы овладевали в полной мере этой тайной премудростью.
Оковы для демонов.
После того как христианство стало господствующей религией в Европе, вне закона были объявлены практически все труды древних авторов, имеющие отношение не только к магическим, но и к естественным наукам. Сами же отцы церкви, наоборот, проявляли к эзотерическим знаниям немалый интерес, превращая порой монастыри в настоящие школы магии. В результате их усердия многие книги, написанные тысячелетия назад, благополучно дошли до наших дней. Излюбленными книгами средневековых европейских колдунов были сочинения евреев-каб-балистов, авторство которых нередко приписывалось библейским патриархам, например царю Соломону. Среди этих трудов, проникших в Европу благодаря населявшим Испанию маврам и евреям или привезенных крестоносцами из Палестины, наиболее известными и почитаемыми были "Ключики Соломона" и "Книга Абрамелина-мага".
"Ключики Соломона", по преданию, написаны библейским царем Соломоном для своего сына Ровоама и переведены с древнееврейского на латынь раввином Абоназаром. Позже, в 1634 г., архиепископ города Арля Бароль перевел их на французский. Знания, содержащиеся в этом фундаментальном труде по церемониальной магии, давали их обладателю власть над всеми духами и демонами, посвящали его в тайны природы и мироздания и, помимо всего прочего, наделяли мага земными богатствами и почестями. "Ключики Соломона" традиционно делились на Большой и Малый ключи. Большой ключ, включающий в себя две книги, практически полностью посвящен созданию специальных инструментов и артефактов для проведения магической операции, а также общей подготовке колдующего к этому непростому занятию. Малый ключ известен в среде магов и оккультистов под названием "Лемегетон" и состоит из пяти частей. Первая содержит исчерпывающую информацию обо всех злых духах и демонических существах - их имена, печати, а также способы их подчинения и принуждения к выполнению желаний мага. Вторая посвящена не только злым, но и добрым духам и ангелам. Третья и четвертая части содержат сведения по астрологии. Наконец, пятая часть, называемая "Новым искусством", состоит из молитв, которые Соломон возносил к Богу. Считается, что эта часть "Лемегетона" была дарована Соломону архангелом Михаилом, а многие молитвы в этой рукописи написаны самим Творцом.
"Книга Абрамелина-мага" была не столь известна, как "Лемегетон", что, впрочем, не мешало адептам оккультных знаний прибегать к ее помощи для достижения успеха в колдовских операциях. Большинство исследователей склоняются к мысли, что подлинным автором книги был некий маг, живший в XIV-XV вв.
На чем же основана вся магия Абрамелина? В отличие от "Ключиков Соломона", уделяющих особое внимание проведению магических церемоний и ритуалов, изготовлению талисманов, пантаклей и наделенных магическими свойствами предметов, "Книга Абрамелина" связывает успех любой магии с использованием священных имен Бога, оккультных формул и анаграмматических предложений, созданных на основе правил каббалы. Особую роль в учении Абрамелина играют так называемые магические квадраты. Они обычно изображались на пергаменте или на бумаге и были разделены пересекающимися линиями на несколько секторов, в которые в определенной последовательности вписывались буквы, дающие в результате магическую формулу, не изменяющуюся от направления чтения: по вертикали, по горизонтали, слева направо или справа налево. В соответствии с каббалистическим принципом о взаимозаменяемости букв и чисел, вместо букв в квадрат иногда вписывались числа, дающие одну и ту же сумму при сложении их по вертикали и по горизонтали. Автор "Книги Абрамелина" утверждает, что правильное применение магических квадратов наделяет мага практически безграничными возможностями - управлением стихиями и людьми, обретением богатств, умением делаться невидимым и повелевать духами.
Черная книга.
В то время как европейские маги зачитывались "Лемегетоном" и рисовали квадраты Абрамелина, русские колдуны и волхвы тоже не отставали от своих западных коллег по тайным ремеслам. На протяжении многих веков в народе имели хождение так называемые "проклятые" или "отреченные" книги, представлявшие собой, как правило, переводы с греческого и латыни и носившие нередко собирательное название "Черная книга".
Об этой книге ходило множество самых пугающих, хотя и не всегда достоверных слухов. Например, считалось крайне опасным даже чтение "Черной книги" - к читавшему немедленно являлись бесы и требовали для себя работы. Если незадачливый чародей был не в состоянии подчинить демонов своей воле, они могли убить и покалечить его.
Другие легенды приписывают обладание этой заклинатель-ной книгой сподвижнику Петра I Брюсу, талантливейшему ученому и естествоиспытателю, слывшему в народе одним из наиболее могущественных колдунов. Утверждали, что перед своей смертью он замуровал книгу в стене Сухаревой башни в Москве, наложив заклятие, в соответствии с которым в случае разрушения башни и обнаружения книги должен был неминуемо наступить конец света. По-видимому, с течением времени колдовские чары утратили свою силу, а сама башня была снесена по распоряжению советского правительства еще в 30-е годы.
Филологи выделяют несколько трудов, составлявших "Черную книгу" и нередко фигурировавших как самостоятельные магические сочинения: "Рафли", "Шестокрыл", "Воронограй", "Остромир", "Золей", "Альманах", "Звездочеты" и некоторые другие. Как видно из названий, подавляющее большинство этих произведений содержало сведения по астрологии, искусству составления гороскопов, влиянию звезд и планет на земные события.
К числу "проклятых книг" духовенство относило и небезызвестные "Аристотелевы врата" - переводное сочинение, авторство которого приписывалось Аристотелю. Помимо астрологии оно содержало некоторые сведения из других оккультных наук, а также из области медицины, физиогномики. Существовали еще "отреченные" книги, представлявшие собой своеобразные сборники примет, поверий, а также довольно ценные сведения народной медицины и знахарские рецепты. Например, "Зелейник" содержал советы и наставления по сбору лекарственных трав и приготовлению различных зелий, "Громовник", "Молни-янник" и "Коледник" - приметы, связанные с погодой, "Путник" представлял собой сборник наставлений о том, как избежать различных неприятностей, в том числе демонического характера, в пути, а "Сновидец" был традиционным, знакомым практически каждому сонником.
Однако знания, содержавшиеся в "проклятых" книгах, были совершенно недостаточными для тех, кто всерьез занимался чародейскими практиками, и почти любой знахарь или ведун имел одну, а то и несколько "колдовских тетрадей" - уникальных рукописных магических дневников с заклинаниями, описаниями колдовских обрядов, примет и поверий, а иногда даже и легенд, древних сказаний или просто мыслей владельца тетради. Большинство практикующих магов на Руси, получив определенный набор знаний одного из своих предков, как правило, деда или бабки, на протяжении всей жизни занимались "повышением квалификации", обучаясь у более старых и опытных колдунов и записывая полученные знания в свой колдовской дневник.
Аналогичная традиция была в ходу также у европейских и американских ведьм, последовательниц языческой колдовской традиции Викки, каждая из которых имела собственную "Книгу Теней" - рукописный сборник магических техник и рецептов.
Старания тех, кто всеми силами стремился обезопасить человечество от искуса "проклятых" книг, все же сделали свое дело. И хотя сегодня "Ключики Соломона", "Книгу Абрамелина" и ряд других магических трудов можно приобрести совершенно свободно, значительная часть бесценных научных и оккультных трудов, зачастую созданных в глубокой древности, пропала бесследно. И можно еще долго спорить, явилось это для людей благом или злом. Тайное знание неизменно скрывает в себе опасность, порой слишком серьезную, чтобы это знание можно было доверить непосвященному.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |