-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в AngelinaKozhevnikova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 57

Из архива






Глинка

Пятница, 07 Марта 2014 г. 05:27 + в цитатник

Совершенно случайно наткнулась на фильм в просторах интернета и решила посмотреть. На меня он произвёл неизгладимое впечатление! Но зато, прочитав рецензии зрителей на нескольких крупных сайтах, пришла в негодование. О картине отзываются весьма хладно и даже отрицательно. И это учитывая то, что «Глинка» - единственный снятый фильм о жизни одного из самых выдающихся русских композиторов Михаила Ивановича Глинки. Актёрская игра весьма достойна, сценарий полностью проработан, в нём я заметила соответствие с документальными фактами мне известными. В основе сюжета лежит история создания одного из самых громких и шедевральных творений Михаила Ивановича – оперы «Иван Сусанин» или «Жизнь за Царя», а так же влюблённости Глинки в дочь одной из прекраснейших муз Александр Сергеевича Пушкина Анны Керн – Катеньку Керн. Ей он и посвятил свой знаменитый романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Кинокартину будет довольно интересно посмотреть и человеку не особо увлекающемуся творчеством и биографией композитора ведь сама весьма печальная история его жизни завораживает.

 

            Актёрский состав более чем достойный. Роль самого Глинки исполнил Народный артист СССР  Борис Петрович Чирков, образ супруги Михаила Ивановича Марии Петровны нам передала Валентина Серова, позже лауреат Государственной премии СССР за исполнение роли, Анна Петровна Керн в фильме никто иной, как Кира Николаевна Головко. Возлюбленную композитора Катеньку Керн сыграла Людмила Михайловна Липскерова, актриса прекрасная но, увы, малоизвестная и снявшаяся всего в дух кинокартинах. Роль Пушкина исполнил Пётр Мартынович Алейников, ну а Василия Андреевича Жуковского – Михаил Державин старший.

 

Рисунок5 (700x443, 126Kb)

 

«Послевкусие» от фильма сладко-горькое. Впрочем, таково оно у меня после просмотра большинства картин. За душу снова задевают гонения гениев народом. Резкая критика «высшим светом» поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» заставляет снова вспомнить всё, что стараешься забыть и сделать вид, будто не узнавал. Здесь и нежелание признать гений Великого поэта властью и светом, сложная придворная интрига, итог которой смерть Пушкина, здесь и жалкие сплетни после его гибели, события связанные с которой мы наблюдаем в данном фильме не без содроганий в голосе. А впрочем, главный герой ведь не Александр Сергеевич а Глинка, который тоже подвергался многочисленным пересудам, сплетням в высшем свете и прочим подлостям. Что касается его – немного печально наблюдать за развитием отношений с Екатериной Керн зная истинный исход событий. Мне всегда было жаль Катеньку. Бедная девушка всю свою жизнь любила композитора, а его чувства в скором времени остыли и уже спустя четыре года после их первой встречи, летом 1844 года, он, покидая Петербург, простился с ней уже навсегда. Десять лет Керн не желала выходить замуж, тепля в груди надежду на то, что любимый Михайло к ней вернется. Но этого не случилось, Глинка навсегда вычеркнул её из своего сердца, а вот Екатерина Ермолаевна наоборот, сохранила в нём огромную любовь к композитору до конца дней своих. И даже умирая, она говорила не о своём знаменитом сыне академике Юлие Шокальском, не о давно умершем муже, а о Михаиле Ивановиче.

Рубрики:  Любимое кино

Метки:  

И не хочу я знать, что время лечит...

Вторник, 18 Февраля 2014 г. 13:17 + в цитатник

Владимир Семёнович Высоцкий

 

Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым, -
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.

Я больше не избавлюсь от покоя:
Ведь все, что было на душе на год вперед,
Не ведая, она взяла с собою -
Сначала в порт, а после - в самолет.

Мне каждый вечер зажигают свечи,
И образ твой окуривает дым, -
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.

В душе моей - пустынная пустыня, -
Так что ж стоите над пустой моей душой!
Обрывки песен там и паутина, -
А остальное все она взяла с собой.

Теперь мне вечер зажигает свечи,
И образ твой окуривает дым, -
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.

В душе моей - все цели без дороги, -
Поройтесь в ней - и вы найдете лишь
Две полуфразы, полудиалоги, -
А остальное - Франция, Париж...

И пусть мне вечер зажигает свечи,
И образ твой окуривает дым, -
Но не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним...

 

 

Vp1ffXmy01c (404x604, 28Kb)

Рубрики:  Поэзия

Метки:  

Натали. Оценка личности

Среда, 05 Февраля 2014 г. 14:48 + в цитатник

Люди хотя бы поверхностно не изучающие биографию Наталии Пушкиной даже представить себе не могут, что отрицательное отношение к жене Великого поэта сформировалось ещё при её жизни, как утверждает Николай Раевский. Буквально спустя день после смерти Александра Сергеевича в одном из салонов Петербурга прочли стих анонимного поэта-любителя, который, обращаясь к вдове Пушкина, говорит:

            «…Жена – твой враг, твой злой изменник…

                  К тебе презреньем все здесь дышит…  

                  Ты поношенье всего света,

                  Предатель и жена поэта…»

Один из экземпляров рукописи четверостишья сохранился в архивах семьи Вульфов-Вревских, являющихся близкими друзьями Пушкина. Благой отмечал: это произведение примечательно как выражение реакции многих современников на трагедию.

 

Люди первыми исследовавшие обстоятельства предшествующие роковой дуэли Александра Сергеевича безоговорочно верили негативным отзывам современников, полностью отбрасывая положительные высказывания. Никто из них не считал нужным и правильным обращать внимание на оценку духовного облика жены самим поэтом. Письма Пушкина к жене, опубликованные Тургеневым в 1878 послужили основанием новой волны неприязненного отношения к Наталье Николаевне. Уже первая их часть получила возмущённый отзыв критика и почитателя поэта Евгения Маркова, не нашедшего в письмах ничего даже похожего на общение супругов и людей любящих. «Ни возвышенных чувств, ни возвышенных мыслей». В 1907 в приложении к газете «Новое время» вышли мемуары Араповой. Дочь Натали от второго брака с Петром Петровичем Ланским Алесандра посчитала своим долгом защитить мать, но средства, избранные ею для этого только усугубили ситуацию, заставив общество ещё больше отрицательного испытывать к Пушкиной-Ланской.  В своих основанных только на слухах и сплетнях мемуарах, отбрасывая свидетельства друзей поэта и принимая домыслы врагов, Александрина пытается доказать как трудна была жизнь с Пушкиным для её матери.  Настойчиво повторяя клевету об отношениях Александра Сергеевича с Александрой Николаевной и приписывая Пушкиной-Ланской культ императора Николая, не понимает что этим лишь бросает тень на репутацию матери.

 

Щёголев отметил в своей монографии «Дуэль и смерть Пушкина» что внешность позволяла Наталье Николаевне «не иметь никаких других достоинств», и объявил любые положительные отзывы в её сторону лишь «данью вежливости той же красоте». Но он же счёл нужным сделать оговорку, что исследователи владеют очень скудной фактической базой в отношении Пушкиной-Ланской. Вересаев, придерживаясь направления заданного Щеголевым, решил не стоять на месте и построил гипотезу о романе Натали с императором, используя доводы в мемуарах Араповой, которые сам же и признал лживыми. Ну а что касается отчаяния Натальи Николаевны в дни агонии Пушкина – он объясняет его её эгоизмом. Резко отрицательно отзывались о Пушкиной и поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова. Последняя назвала Наталию вместе с её сестрой Катрин  «если не сознательными, то невольными пособницами, «агентками» <…> Геккерна-старшего», будучи уверенной в том, что если бы не помощь Натальи Николаевны, то Дантес и Геккерн ничего бы не смогли сделать против Александра Сергеевича.

 

Позднейшие находки в архивах переменили ситуацию. Биографы Натальи Николаевны Ободовская и Дементьев исследовали весь гончаровский архив. Результатом их изысканий стала публикация, полностью или в выдержках, 14 писем Пушкиной и 44 — её сестёр в работе «Вокруг Пушкина». Одной из важнейших находок стало неизвестное письмо Пушкина, адресованное Дмитрию Гончарову. До этого времени известны были лишь три письма Пушкиной, которые относились к послепушкинской поре и поэтому не привлекали внимание исследователей. По мнению Благого, открытые новые материалы способствовали формированию нового, объективного взгляда на индивидуальности сестёр Гончаровых и на те роли, которые каждая из них сыграла в истории гибели Пушкина. Дальнейшие изыскания Ободовская и Дементьев предприняли в архиве Араповой, где хранятся письма Натальи Николаевны к Ланскому, частично они опубликованы в книге «После смерти Пушкина». Они добавили не только новые черты к портрету Пушкиной-Ланской, но и помогли прояснить характер её второго мужа и отношения супругов Ланских, основанные на любви и взаимном уважении.  

 

468px-N.Goncharova_by_Hau (468x599, 39Kb)

Рубрики:  Статьи

Мария Александровна Гартунг (Пушкина)

Вторник, 04 Февраля 2014 г. 20:09 + в цитатник

 

Светлана Макаренко

 

Биография Мари

 

Первым ребёнком в семье Пушкиных была Мария Александровна, и она была единственной из детей поэта кто хоть как-то но помнил отца.

Некоторые, увидев ее, замедляли шаги или оборачивались - не совсем понятно было им, что делает высокая стройная женщина, с ног до головы в черном, закутанная в вуаль, в любую погоду у памятника Пушкину на Тверском бульваре. Шел 1918 год, кто только мог бежал из холодной и голодной Москвы на окраины России. Те, кто оставался, старались сидеть по домам, сохраняя скудное тепло очагов и стараясь ложится пораньше спать - авось уляжется чувство голода.

А он приходила и просиживала на скамье около памятника по нескольку часов, в любую погоду. В руках у нее были то зеленая веточка, то маленький букетик цветов, которые она потом оставляла на сером граните памятника. Она приходила на свидания со своим отцом, которого почти не помнила, и который стал для нее легендой. Она не воспринимала его как памятник. Сидела у ног, и ей казалось, что слышит за спиною теплоту дыхания, звучный веселый голос, заразительный смех. Она не могла ничего помнить, но какое-то смутное видение все равно преследовало ее: ласковый, невысокий человек, смуглый лицом, с живыми блестящими глазами, протягивает к ней руки и поднимает ее высоко над собой. У нее замирает сердечко, она повизгивает от страха и удовольствия, а человек смеется: "Что, Машка, разбойница? Чай, куда рада вволю воевать?!" (Цитата из письма Пушкина от 1834 г). Она приходила к нему каждый день в надежде вспомнить что-то еще и погрузиться в блаженство этих воспоминаний. Перестала приходить, только когда смертельно заболела. Это случилось в феврале 1919 года. Седьмого марта ее не стало. Свидания дочери с отцом закончились.

Поэт Николай Доризо посвятил Мари эти строки:

Во всей России знать лишь ей одной,
Ей,
одинокой
седенькой старухе,
Как были ласковы
и горячи порой

Вот эти Пушкинские бронзовые руки...

 

Родилась она в ночь с 18 на 19 мая 1832 года. Крестили ее "в Сергиевском, всей артиллерии Соборе г. Петербурга" 7 июня того же года. Восприемниками у купели (крестными) были: Екатерина Ивановна Загряжская и граф Михаил Виельгорский. Несмотря на болезненность и хрупкость, Машка - Машенька была задирой и частенько доставалось от нее младшим братьям - Александру и Григорию. Она участвовала в их мальчишеских играх в мяч, скакала как и они, на деревянной лошадке-прутике, могла и за вихры подергать братцев, а куклам шла, когда начинала сердиться няня и приговаривала, что вот "ужо беспременно все маменьке расскажет".(Арапова А.П. Воспоминания) Маменька. Ее ласковые, теплые руки, нежный и грустный взгляд, негромкий голос, ее сказки и песни на ночь - все это было главным в жизни маленькой Марии и ее братьев и сестры.

Александр Сергеевич души в дочке не чаял. Он звал ее Машка, Маша, Машенька. В письмах к жене часто упоминал ее имя. В младенчестве она не отличалась крепким здоровьем и часто болела. Это беспокоило его. "А Маша-то! Что ее золотуха и что Спасский?" (домашний врач Пушкиных) - с беспокойством спрашивал он жену. "Говорит ли Маша? Ходит ли? Что зубки?" ,"Что моя беззубая Пускина?" - весело подшучивал в поздних письмах, и тут же добавлял: "Уж эти мне зубы!" В письме к княгине Вере Федоровне Вяземской притворно сокрушался: "Жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы".

Влияние матери, Наталии Николаевны было основополагающим. Ранние годы детства Мария провела в Полотняном Заводе, в деревенском приволье - ведь ее увезли из Петербурга, когда ей было всего то пять лет. Много времени она проводила в играх на свежем воздухе, брат маменьки, Дмитрий Николаевич Гончаров учил маленькую Мари сидеть в седле, брать лошадь в поводья. У нее на всю жизнь, до глубокой старости, сохранилась прямая и гордая осанка. Но не меньше времени отнимали и серьезные занятия: игра на фортепьяно, вышивание, чтение, уроки грамматики. Наталия Николаевна считала, что дети ее должны хорошо владеть русской грамотой и разбираться в литературе. Сначала занятиями Марии руководила она сама или ее сестра, тетушка Александрина.

Позже, по возвращении в столицу (в 1839), несмотря на стесненность в средствах, с Мари и ее братьями (перед поступлением тех в Пажеский корпус) серьезно занималось несколько педагогов, рекомендованных друзьями отца - Вяземским, Жуковским, Плетневым. Мари делала большие успехи в фортепьянной и шахматной игре, рисовании и рукоделии, изучении иностранных языков.

Все кто встречался с Марией Александровной отмечали необыкновенную изысканность ее манер, остроумие и великолепное знание русского и французского языка. Она была очень приветлива и проста в обращении, необыкновенно красива: "редкостная красота матери смешивалась в ней с экзотизмом отца, хотя черты ее лица, может быть, были несколько крупны для женщины" Бросалось в глаза ее всегдашнее спокойствие и необыкновенная привязанность к матери, выраженная в трогательной ласковой заботе о ней. Очень нежно относилась она и к Петру Петровичу Ланскому, нередко выступая буфером между вспыльчивой тетушкой Александриной и отчимом, к которому одинокая тетушка неосознанно ревновала сестру, Наталию Николаевну и племянников. Прямых воспоминаний о Марии Александровне не сохранилось, приходится довольствоваться только косвенными сведениями и фактами. Прямых наследников у нее тоже не было, мемуаров она не оставила, переписка ее не сохранилась, а если и есть какие-либо документы, то они неизвестны широкому кругу лиц. Закончив к 20-ти годам курс домашнего образования и едва начав выезжать в свет, в 1852 году она была высочайше пожалована во фрейлины и состояла при Государыне Марии Александровне, жене Императора Александра Второго. Посещала вечера, балы и приемы. На нее обращали внимание многие, жаждали быть представленными ей, но замуж Мария Александровна вышла поздно, двадцати восьми лет, в 1860 году, за генерал-майора Леонида Гартунга (1832-1877), управляющего Императорскими конными заводами в Туле и Москве, человека глубоко порядочного и благородного.

Чем объяснить, что столь привлекательная девушка, бывшая всегда на виду, носящая громкое и блистательное имя, вышла замуж так поздно? Возможно, ее серьезностью и разборчивостью, а, возможно тем, что не обладала она, в отличие от других блестящих светских красавиц, слишком большим приданным, хотя в несколько минут могла увлечь понравившегося ей человека огнем и живостью умной, непринужденной беседы, красотою улыбки, редким чувством юмора. Говорили, что этот дар покорять был в ней от отца!

Вероятно, Леонида Гартунга и Марию Пушкину познакомил и сосватал неугомонный и добрейший отчим Петр Петрович Ланской, любивший Марию, как родное дитя. А может, они познакомились и сами, благо в доме всегда было очень много народу, среди них не только писатели и художники, но и военные. Наталия Николаевна и не думала препятствовать замужеству Маши, ей понравился задумчивый и внимательный человек с грустными глазами. У Леонида Николаевича было имение под Тулой (с. Прилепы), туда и уехали жить Гартунги вскоре после венчания в апреле1861 года.

Их гостеприимный, щедрый дом, где часто устраивались музыкальные вечера и "чайные балы" становится известен в округе, чета Гартунгов окружена всеобщим вниманием и уважением.

На одном из губернских балов в 1861году в Туле знакомится с Марией Александровной граф и писатель Лев Николаевич Толстой.

Мария Александровна привлекла его внимание сразу, едва только вошла в бальную залу. Когда на его вопрос, кто такая эта женщина ему ответили, он сказал восхищенно: "Да, теперь я понимаю, откуда у нее эти породистые завитки на затылке!" Лев Николаевич пожелал быть немедленно представленным дочери Поэта. Они оживленно беседовали весь вечер. Мария Александровна, по его просьбе, рассказывала об отце (вероятно, со слов матери), делилась своими впечатлениями о литературе и искусстве. Лев Николаевич искренне восхищался тонкостью ее вкуса, своеобразностью и смелостью мнений и сказал позже Софье Андреевне, что Мария Александровна не только внешне, но и внутренне, вероятно, походила на своего великого отца. Дочь поэта настолько поразила творческое воображение Толстого, что он отобразил ее внешние черты в облике любимой героини своего знаменитого "семейного романа" - Анне Карениной.

Судьба и жизнь Марии Александровны в дальнейшем складывалась не менее трагично, чем у героини Толстого. Вот что пишет Борис Путилов в кратком очерке "Дети Пушкина", помещенном в журнале "Уральский следопыт" (No.3-6 за 2000г.): "С 1875 года Гартунг заведовал Московским отделением государственного коннозаводства. Ф.М. Достоевский в "Дневнике писателя" за 1877 год рассказал о трагическом событии в семье М.А. Гартунг - самоубийстве ее мужа, опутанного интригами бесчестных людей и отданного под суд. Прокурор обвинил Гартунга в краже векселей, вексельной книги и других бумаг некоего Занфтлебена - процентщика, обязанности душеприказчика которого имел неосторожность взять на себя Гартунг. Он ничего не подозревал о коварных умыслах родственников процентщика. Когда судьи, объявив перерыв, удалились из зала суда, чтобы составить приговор, Л.Н. Гартунг "...выйдя в другую комнату... сел к столу и схватил руками свою бедную голову; затем вдруг раздался выстрел: он умертвил себя принесенным с собою заряженным револьвером, ударом в сердце. На нем нашли тоже заранее заготовленную записку, в которой он "клянется всемогущим богам, что ничего не похитил и своих врагов прощает". Главным виновником гибели Гартунга считали прокурора Н.Т. Шипова, который произнес на суде страстную речь. Владелец дома, где жил прокурор, отказал ему от квартиры, приказав немедленно выехать, не желая иметь, как он выразился, у себя убийц. Последствия оправдали всеобщую уверенность в невиновности Гартунга".

После смерти мужа, Мария Александровна осталась практически без средств к существованию. Но не унывала. Подолгу гостила у своих сводных сестер Ланских - Софьи и Елизаветы. Помогала воспитывать племянников овдовевшему старшему брату Александру. Несколько лет прожила в его большой и дружной семье. (У Александра Пушкина-младшего было одиннадцать детей!)

Она всегда была весела, остроумна, любила общество молодежи и детей. Не переносила старушечьих сплетен и пересудов. Когда ей становилось особенно грустно, садилась за фортепиано. В Москве Мария Александровна была почетным попечителем и председателем первой Общественной библиотеки имени Пушкина. Ее часто приглашали на всевозможные торжества, посвященные Пушкину, и на скромные литературные вечера, где пили чай и читали стихи поэты, зачастую неизвестные публике. Приглашения на такие вечера Мария Александровна предпочитала всем остальным.

Как жила она последние годы - известно мало. Тот же Б. Путилов коротко сообщает: "Только в 1899 году размер пенсии Марии Александровны был увеличен с 240 до 300 рублей в год".

Сумма скромная, но и на нее Мария Александровна умудрялась прожить с достоинством.

Правнучка поэта Наталия Сергеевна Шепелева вспоминала, со слов своей матери Веры Александровны, старшей внучки старшего сына поэта: "Тетю Машу всегда отличало неизменное жизнелюбие и манеры ее были истинно манерами светской дамы, много лет прожившей в высшем кругу. Когда она появлялась в гостиной, то до самого позднего вечера в ней уже не умолкали шутки и смех. Очень тетушка следила за руками. У нее были красивые руки пианистки с длинными пальцами. Когда я смотрела на ее руки, то вспоминала о руках Александра Сергеевича, про красоту которых читала и слышала много раз. Баночки из-под кольдкрема и старинное жемчужное ожерелье - ожерелье Наталии Николаевны, в котором она стояла под венцом с Пушкиным - вот что было среди тех немногих памятных вещей, что достались родным после ее смерти.

Вещи более памятные и значительные она передала в музеи и библиотеку, попечителем которой была". (Цитируется по книге М. Коршунова и В. Тереховой "Мальчишник" Мечтательная повесть.)

 

Скончалась Мария Александровна Пушкина-Гартунг седьмого марта 1919 года, так и не успев получить свою новую персональную пенсию и пособие в 2.400 рублей, что назначил ей нарком просвещения нового правительства России А. В. Луначарский.

Похоронена старшая дочь Поэта в Москве, на кладбище Донского Монастыря. На могиле всегда живая зеленая ветка или букетик цветов. Может быть, похожих на те, что приносила когда-то она к памятнику отца, приходя на свидание с ним...

 

Мария_Александровна_Пушкина (403x500, 217Kb)

 

 

 

 

 

 

Рубрики:  Биографии

Анна Снаткина

Вторник, 04 Февраля 2014 г. 15:51 + в цитатник

 

«ВО ВРЕМЯ СЪЕМОК УПАЛА В ОБМОРОК»

 

- В ИНТЕРНЕТЕ идет бурное обсуждение вашей персоны. Поклонники поют дифирамбы. А вот недоброжелатели уверены, что "у Снаткиной есть мохнатая лапа на телевидении, иначе стали бы ее каждый вечер показывать!"

- Я пришла в мир кино без всяких связей, папа и мама -специалисты в авиастроении. Пришлось, что называется, "пробивать лбом стену". На втором курсе ВГИКа напечатала стопку своих фотографий, раздобыла пропуск на "Мосфильм" и ходила туда, как на работу. Стучалась в каждую дверь. Порой приходилось выслушивать гадости. Не все люди добрые. Но я старалась не терять веры в себя. Если начинаешь сомневаться, отходить от намеченной цели -жизнь этого не прощает. Мне в этом смысле помогла спортивная закалка: с 4 до 17 лет я занималась спортом - сначала спортивной гимнастикой, а потом спортивной аэробикой. Да и родителям спасибо - они меня никогда не баловали. Не говорили: "Анечка, хочешь это? Вот тебе, пожалуйста". С раннего детства я привыкла всего добиваться собственными силами.

Мир кино, с одной стороны, -большой, а с другой - маленький, потому что все друг друга знают. Постепенно меня начали приглашать на кастинги. Кастинг на главную роль в "Обреченной стать звездой" я проходила несколько месяцев и в результате выиграла его у 200 других претенденток.

 

- По продолжительности этот сериал поставил рекорд на отечественном телевидении - больше 360 серий. Как вы это физически выдержали?

- У меня была и есть огромная жажда работы. Иногда даже приходится себя притормажи вать, особенно после того случая, когда во время съемок в павильоне я упала в обморок. В тот момент параллельно с "Обреченной стать звездой" у меня было еще несколько проектов. Спала буквально по три часа в сутки. Вот организм и не выдержал. В больнице мне поставили диагноз "переутомление". Мне хватило нескольких дней, чтобы восстановиться. Отоспалась - и все как рукой сняло.

 

- Другие проекты - это роль Натальи Гончаровой в фильме "Последняя дуэль Пушкина"?


 - Да. Я очень благодарна режиссеру Наталье Сергеевне Бондарчук, что она доверила мне эту роль. Я мечтала о ней с детства. И вот такая удача. Наталья Сергеевна разыскала меня через актерское агентство, куда я в свое время тоже относила фотографии. Она сказала, что у нас с Гончаровой много общего во внешности. Правда, поставила условие, чтобы я похудела. И я сбросила 10 кг. Сидела на диете: гречке без соли и "пустом" чае.

 

СЂРї (550x365, 169Kb)

 

- А внутреннюю схожесть с женой Пушкина ощущаете?

- Почему-то ее принято считать холодной красавицей. На самом деле она была эмоциональным человеком. Думаю, нас с ней объединяет жизнерадостность, вера в лучшее, надежда на что-то хорошее. По крайней мере, я стараюсь сохранять в душе эти качества.

Мало кто знает, что Наталья владела несколькими иностранными языками, разбиралась в точных науках, прекрасно музицировала, писала стихи.

Да, она любила ходить по балам. Ей нравилось веселиться. Но не забывайте, что она вышла за Пушкина очень молодой, родила ему четверых детей. И, конечно, выходя из дома, ей хотелось отвлечься от бытовых забот, почувствовать себя светской дамой.

Рѕ (450x491, 164Kb)

«В ДЕТСТВЕ БЫЛА ПАЦАНЕНКОМ В ЮБОЧКЕ»

 

- ВЫ ЧАСТО бываете недовольны собой в профессиональном плане?

- Конечно, каждый день на съемочной площадке. Меня даже режиссеры успокаивают: "Аня, все хорошо. Дубль получился отличный". А мне кажется, что я могу сделать еще лучше. Если актер полностью доволен своей работой, ему не к чему стремиться.

 

- А в какие моменты недовольны собой чисто по-человечески?

- Иногда могу жестко и резко что-то ответить, но потом очень быстро отхожу. И первая прошу прощения, когда понимаю, что была неправа.

 

- Вы как-то обмолвились, что на первый курс ВГИКа пришли этаким "монстриком", колючим человеком. Некоторые вас даже побаивались.

- В детстве была пацаненком в юбочке, носила короткую стрижку "под шапочку", отращивать волосы начала в классе 9-10-м. Помню, что не любила играть в куклы. Мне нравилось возиться с машинками, самолетиками. У меня была железная дорога и паровозик. А еще папа подарил игрушечный автомат, в котором загорался огонек, когда из него стреляли. Кажется, это была моя любимая игрушка.

Конечно, повлиял на мой характер и спорт. С одной стороны, он воспитывает, а с другой - придает некую жесткость. У меня и походка была мальчишеская. Знаете, как в комедии "Служебный роман": "И почесала..." Вот и я так "чесала". Пришлось потратить много времени, чтобы измениться. И я благодарна своим педагогам, которые сумели вытащить на свет мою истинную сущность.

В то же время передо мной были примеры студентов, которые не прислушивались к советам преподавателей и оставались на том же уровне. Я же старалась бежать впереди паровоза.

 

«К ДЕНЬГАМ ОТНОШУСЬ СЕРЬЕЗНО»

 

- КАК коллеги и знакомые реагируют на то, что вы становитесь известной? Вам завидуют?

- Знаете, какой парадокс? Во время учебы во ВГИКе у меня сказалась давняя спортивная травма позвоночника. Я долго выкарабкивалась из этой ситуации, полтора года ходила в корсете. Тогда многие друзья старались выглядеть хорошо, интересовались здоровьем. А когда у меня все наладилось и я стала много сниматься, они обо мне забыли. Может быть, это и есть зависть?

 

- Вас называют одной из самых высокооплачиваемых сериальных актрис. На что молодая звезда тратит гонорары?

 

- К деньгам отношусь ответственно, не сорю ими. Предпочитаю делать вложения во что-то серьезное.К слову, о моих гонорарах. Не могу сравнивать их с другими, потому что не в курсе финансовых дел коллег. Так что по поводу одной из самых "высокооплачиваемых сериальных актрис" пресса могла и погорячиться.

 

- А если проект интересный, но малобюджетный, согласитесь в нем работать?

- Если мне будет действительно интересно, могу работать и бесплатно.

 

«У МЕНЯ БУДЕТ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ОДИН «ОСКАР»

 

- Популярность облегчает жизнь?

 

- Известность - это, безусловно, приятно. Последний раз отдыхала в Турции,и меня поселили в королевский номер, хотя оплачен был номер гораздо более скромный. Я очень удивилась, когда на ресепшн сотрудник-турок воскликнул на ломаном русском: "О, "Обреченная стать звездой"!" Оказывается, турки смотрели наш сериал по каналу РТР-Планета.

На следующее утро на пляже ко мне с криками подлетели дети. Я решила, что заняла их лежак. Потом подбежали родители с видеокамерой, начали меня снимать и просить что-нибудь спеть. Это оказались украинские туристы, которые рассказали, что на их телевидении тоже показывали наш сериал. Они меня потом очень звали на борщ с салом.

Внимание людей не может не радовать. И я не верю актерам, которые говорят, что их не волнует, популярны они или нет. Думаю, актер на подсознательном уровне стремится к славе.

 

- Как далеко простираются ваши амбиции? Хотели бы сниматься за границей?

 

- Конечно, мне было бы интересно поработать за рубежом. И я считаю это вполне реальной перспективой. Мне уже предлагали сниматься во Франции. Тамошний режиссер нашел мои фотографии в Интернете и специально прилетел в Москву. Но, когда мы встретились лично, очень удивился моему возрасту. На фотографиях у меня был сильный макияж, и он думал, что я значительно старше. "Аня, я с удовольствием сниму тебя в следующих картинах. Но сейчас мне нужна женщина 36 лет".

 

- Какой вы себя представляете в 36 лет?

 

- Ну к этому времени у меня будет, по крайней мере, один "Оскар". (Смеется.) Я ставлю себе высокую планку в профессии. (Серьезно.)

 

ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ - МУЖЧИНЫ

 

- А ЧТО происходит с личной жизнью? Как-то вы сказали, что вам интересно с мужчинами старше вас лет на 15. Но обычно, если мужчина значительно старше, он давит на женщину. Старается вылепить из нее свою Галатею.

 

- Это смотря как себя поставить. Мне удавалось быть на равных со старшими мужчинами. А вообще у меня сейчас на первом плане - работа.

 

- Дружба между мужчиной и женщиной - реальность или выдумка?

 

- Например, у меня нет близкой подруги, зато есть трое друзей-мужчин, мы знакомы соответственно 5, 9 и 11 лет. Значит, это реальность.

РїСЂ (200x186, 33Kb)

- Вам близка позиция - быть за мужем, как за каменной стеной?

 

- Хорошо, если так получается. Но я считаю, что женщина должна быть самодостаточной. У нее должна быть работа, какое-то дело в руках. Чтобы, если вдруг богатый муж найдет другую, она не сломалась, не потерялась в этом мире.

 

- Как бы вы прокомментировали высказывание "Люди с хорошим характером не становятся звездами"?

- Я считаю иначе: если хочешь быть хорошим актером -будь хорошим человеком. Очень видно, когда в глазах у актера злость, причем не та, которую он играет, а пожизненная. В этом смысле камера и экран - загадочные вещи. Возможно, они, как ничто другое, выдают сущность человека.

 

- Вы могли бы назвать молодых актеров, ваших ровесников, работа которых вызывает у вас восхищение и уважение?

 

- Из молодых людей это Кирилл Плетнев. Мы снимались вместе в картине "Диверсанты". А из девушек - Светлана Ходченкова. С ней мы не знакомы. Но мне очень нравится то, что она делает.

 

Рубрики:  Любимые актёры

Салон Мананы Орбелиани

Вторник, 04 Февраля 2014 г. 09:16 + в цитатник

Из глубины прошлого века дошла до наших дней библиографическая редкость – ветхая книжка небольшого формата за авторством исследователя, любителя тбилисской старины Якова Балахашвили. Название томика говорит само за себя – «Литературные круги и салоны». Книга вышла в свет под редакцией непревзойдённого знатока истории, быта и культурной жизни Тифлиса XIX – первой половины XX вв. Иосифа Гришашвили. Пожелтевшие страницы, по нашим сведениям, не переиздававшегося историко–документального исследования, воссоздают утонувшие в дымке времени облики «красавцев, талантов и поэтов», дорогие изящные интерьеры аристократических тифлисских особняков и утончённые черты хозяек собраний – блестяще образованных молодых дворянок.

 

Двери в знаменитый салон Мананы Орбелиани (1808–1870) были открыты всем, кто заявил о себе на поприще словесности, искусства или государственной деятельности.

 

Кого только не встретили бы мы в этих стенах!

 

Прибывавшие из–за границы дипломаты обретали в салоне княжны Мананы желанное «пиршество духовное». Не счесть любителей экзотики, приходивших в восторг от посещения её салона и общения с его очаровательной хозяйкой.

 

Пребывавший в ссылке Григол Орбелиани, участник заговора грузинского дворянства 1832 года с целью восстановления грузинской монархической государственности и реставрации власти династии Багратионов, с нескрываемым сожалением писал Манане: «Ваш блестящий салон полон англичанами, французами, индийцами; воистину, я завидую их счастью и всё твержу: «Ах, если бы и мне оказаться в их числе! Но что проку в несбыточном желании, а если бы оно каким– то чудом исполнилось, кто знает, был бы я Вами принят с таким же вниманием, окружён такой же заботой, как они? Разумеется, я не могу надеяться занять столь же заметное место в вашем ближнем кругу, каковое отвоевали для себя чужестранцы».

 

Рядом с Мананой всегда царили радость и веселье, гостей её салона нередко увлекал водоворот самозабвения.

 

Не скрывая гордости, писала хозяйка салона опальному Григолу Орбелиани: «Я не могу найти досуга, чтобы описать тебе здешнее времяпрепровождение, не то бы ты от души посмеялся. Ах! Григол! Если бы ты перенёсся сюда и всё увидел своими глазами, ты бы просто остолбенел».

 

С февраля по середину мая 1835 года, в связи с отъездом Мананы Орбелиани в кахетинское родовое имение князей Чавчавадзе, двери её салона были временно закрыты.

 

12 марта Закариа Орбелиани пишет своему брату Григолу: «Твоя Манана долго уже пребывает в Цинандали, оне там мечтают».

 

В достославной вотчине Чавчавадзе Манана Орбелиани обрела полный душевный покой и забвение всех тревог и забот городской суеты.

 

В дни её пребывания в Кахетии Цинандали посетил младший брат великого Александра Пушкина, Лев Сергеевич, находившийся с 1826 г. на военной службе на Кавказе. Он приехал проведать вдову Александра Грибоедова, княжну Нину Чавчавадзе.

 

В одной из бесед речь зашла о Пушкине, и, разумеется, любознательная княжна Манана, тогда ещё не владевшая русским языком, открыла много для себя интересного, связанного с именем гения русской поэзии.

 

Лев Сергеевич, пользовавшийся заслуженной славой замечательного декламатора, и, по общему мнению, преподносившего аудитории поэзию Пушкина лучше, чем это удавалось самому автору, прочитал «цинандальским дамам» «Руслана и Людмилу» – поэму, с содержанием которой, в пересказе на грузинский язык, Манану Орбелиани ознакомили сразу же.

 

О Льве Сергеевиче, с приятностью проведшем время в Цинандали, писала своей дочери 19 июня того же года его мать, Надежда Осиповна:

 

«Три дня назад я получила от Лёвушки письмо, отправленное 29 мая: он изъездил всю Грузию, а две недели провёл в имении вдовы Грибоедова. Он говорит, что те дни были самыми блаженными в его жизни, пишет мне, что она прекраснейшая женщина, что он снова собирается навестить её».

 

Сразу же по возвращении в Тифлис Манана Орбелиани возобновила деятельность своего салона.

 

Немалое огорчение доставляла ей невозможность ознакомиться в оригинале с нашумевшей поэмой Александра Пушкина. Все, кто, подобно княжне Манане, не владели русским языком для чтения поэмы в подлиннике, согласны были и на перевод.

 

И Манана пишет Григолу Орбелиани, квалифицированному переводчику, пребывавшему в России, письмо следующего содержания:

 

«А теперь выслушай мою просьбу, Григол. Если желаешь получить от меня кисы и шерстяные носки, дай слово исполнить мою просьбу: переведи «Руслана и Людмилу». Переведи эту книгу, драгоценный мой, столь же ярко и сильно, как она напечатана по–русски… Найди её где хочешь и переведи юноша» (стиль и орфография сохранены).

 

Нине Александровне Грибоедовой-Чавчавадзе, «одной из цинандальских дам», послал Григол Орбелиани 10 июня 1835 г. отклик на эту просьбу: «Эту чокнутую Манану (вы) там окончательно с ума свели – пристала – переведи, и точка!».

 

И это было не последнее письмо – известно столь же эмоциональное послание от 22 июля 1835 г.

 

Трудно сказать, выполнил ли Григол Орбелиани заказ княжны Мананы и её подруг. Грузинский перевод упомянутой поэмы Пушкина и по сей день (сведения 75–летней давности) неизвестен.

 

Из прочитанных в салоне Мананы Орбелиани произведений или их фрагментов лишь единицы удостаивались похвалы хозяйки. Наделённая высокохудожественным вкусом, княжна Манана была предельно требовательна к авторам. Но то, что заслуживало одобрения в её салоне, получало своего рода аттестацию, обретало популярность, рукописи буквально переходили из рук в руки. Поэтому все пробовавшие силы на литературной ниве стремились в её чертог «попытать счастья».

 

Даже те, кто по разным причинам находились вдалеке от Тифлиса, изыскивали возможности посылать свои сочинения на рецензию в салон княжны Мананы. А уж чтение присылаемых рукописей считалось любимым занятием завсегдатаев салона. Всё заслуживающее внимания из того, что читалось и обсуждалось в салоне, рецензировала лично княжна Орбелиани. Она же оповещала авторов о своём мнении и мнении ближнего круга ценителей.

 

В 1835 же году Григол Орбелиани прислал на рецензию в салон Мананы мухамбази, написанное им в Риге. И вот какую записку получил в ответ от взыскательной ценительницы один из лучших грузинских поэтов–романтиков: «Ничего из себя не представляет это твоё «типлипито». В жизни своей не писал ты стихов безвкуснее».

 

Спустя некоторое время, в связи с возникшими распрями между невестками семейства Орбелиани, посещаемость салона резко сократилась. 23 июля 1835 г. Манана с горечью пишет Григолу Орбелиани: «Что ещё сказать тебе о наших делах? Житие наше серое, жалкое, настолько, что, будь ты здесь, ужасно бы о нас печалился и страдал, видя, как скверно проводим мы время».

 

В октябре отношения настолько ухудшились, что невестки были вынуждены разъехаться. На этот раз Манана послала Григолу Орбелиани письмо, где прозвучала такая фраза: «…даже книги не подберу, чтобы время скоротать – так и живём».

 

Однако вскоре «тучи рассеялись», и салон Мананы Орбелиани вновь обрёл былую славу.

 

В архиве Ионы Меунаргия хранится запись, сделанная рукой поэта Луки Исарлишвили. Он сообщает, что у Мананы Орбелиани «собирались и читали стихи»: Тато (Бараташвили Нико), Георгий Эристави, Исарлишвили, Биртвелич (Михаил Туманишвили), Магалашвили, иногда Кипиани и другие».

 

На второй же день по прочтении в салоне Мананы Орбелиани грузинского перевода трагедии Иоганна Лейзевица, 21 мая 1841 года, окрылённый успехом, Николоз Бараташвили восторженно писал своему дяде, Григолу Орбелиани: «Наша литература обрела два хороших перевода. Кипиани перевёл «Ромео и Джулиету» Шекспира, а я перевёл «Юлий Тарентский», трагедию Лейзевица; может, ты читал её, она напечатана в библиотеке. Очень она мне понравилась, и наши просвещённые дамы (читай: завсегдатаи салона Мананы Орбелиани), слушая её, прослезились».

 

Как явствует из воспоминаний Луки Исарлишвили, именно в салоне Мананы Орбелиани родилась идея издания журнала «Цискари», и основания первого грузинского театра.

 

«В салоне Мананы Орбелиани – истоки издания журнала «Цискари» и театра. В один из вечеров просто сказали – давайте издавать – так и было. Воронцов часто посещал салон Мананы. Здесь он узнал о Георгии Эристави, и был впечатлён, оказал поддержку изданию журнала, (основанию) театра», – пишет Исарлишвили.

 

Манана Орбелиани до преклонных лет руководила и управляла салоном.

 

3 июля 1870 г. Григол Орбелиани пишет из Тбилиси царице Мингрелии исполненные скорби строки: «Беды следуют одна за другой: лишь недавно погребли в Самеба несчастного Александра, и вот два дня назад упокоилась рядом с ним наша слава и гордость – Манана»...

1375868143_gagarin._princess_maiko_orbeliani (495x700, 61Kb)

(Источник: Информационный портал "Тбилисская неделя")

Рубрики:  Статьи

"Грибоедовский вальс"

Вторник, 04 Февраля 2014 г. 08:26 + в цитатник

Всё более убеждаюсь, что жизнь — самый гениальный сценарист. Чего стоит только сценарий, главным героем которого является Александр Сергеевич Грибоедов — человек, живший в первой трети XIX века на территории огромнейшей Российской империи. Этого персонажа наделили талантами во многих областях: гусар, поэт, полиглот, музыкант, дипломат. Не забыли и про любовную линию — с юной грузинской княжной. Но обделили счастливым финалом. Тем и удивительно мастерство этого Сценариста, он всё пишет набело и навсегда. Не просто персонаж, а человек, был зверски убит в Тегеране, отстаивая интересы своей страны. Где-то его всё ещё ждала беременная жена, и опять-таки, не персонаж, а человек горькой судьбы.


Р РёСЃСѓРЅРѕРє1 (700x518, 225Kb)
Р РёСЃСѓРЅРѕРє2 (700x514, 256Kb)

Р РёСЃСѓРЅРѕРє3 (700x518, 252Kb)Р РёСЃСѓРЅРѕРє4 (700x539, 244Kb)


Р РёСЃСѓРЅРѕРє6 (700x528, 223Kb)


Р РёСЃСѓРЅРѕРє8 (700x545, 316Kb) Р РёСЃСѓРЅРѕРє9 (700x503, 278Kb)



Р РёСЃСѓРЅРѕРє12 (700x518, 139Kb)

 

Жизнь поставила точку после безжалостного финала и оставила свой труд дожидаться лучших времён. В 1994 году отряхнули пыль со сценария и сняли по нему фильм «Грибоедовский вальс».

Но несчастливая судьба Грибоедова сказалась и на судьбе фильма. Фильму не повезло со временем своего появления. В голодные неурожайные для кинематографа годы создатели не могли не быть ограничены в средствах. Вот почему Николай I принимает секретаря дипломатической миссии в Персии Грибоедова в маленьком кабинете, уютном, но вовсе не царском. Хосров-мирза больше похож на ряженого, чем на персиянина. Но что эти мелочи, когда сняты такие пейзажи живописной грузинской природы! И то самое место, где с таким трудом автор «Горе от ума» обрёл вечный покой — эти кадры очаровывают вкупе с прекрасным музыкальным сопровождением. От несовершенства плёнки фильм только выигрывает. Нечёткость изображения дымкой окутывает пространство, от чего происходящее на экране словно превращается в воспоминание очевидца — предлагая эту роль зрителю.

Особая удача фильма «Грибоедовский вальс» исполнители главных ролей. Не могла бы и предположить, что Феклистов может подойти на роль Грибоедова! Была приятно удивлена. Эка Пипия пусть и не имеет актёрского образования но роль свою исполнила блестяще. Нину же другой себе и представить теперь не могу… Таким трогательным получился образ. Именно трогательным, а не трагическим. Здесь нет патетики. И от этого яснее понимаешь ту боль, что пронесла эта великая женщина через всю свою жизнь, став вдовой и похоронив единственного ребёнка в… 16 лет!!!

Поразительны последние кадры: туман, склон горы Мтацминда, монастырь святого Давида и одинокий силуэт в чёрном. Траур на всю жизнь. И строчки из «Мухамбази» Григола Орбелиани. «Если б мог тебя спросить я: «Ты когда ко мне придёшь?»

 

Я пересматривала фильм раз десять, и готова его пересматривать снова и снова. Учитывая то, что про такого замечательного человека как Александр Сергеевич снято очень мало фильмов - этот самый лучший.

Рубрики:  Статьи
Любимое кино

Метки:  

Люблю тебя, Петра творенье...

Понедельник, 03 Февраля 2014 г. 20:13 + в цитатник

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

                                                      ( Александр Сергеевич Пушкин, из поэмы "Медный Всадник" )

 

В то время как мои сверстницы мечтают о Париже и Эйфелевой башне, рассказывая что-то о романтике, моя мечта посетить Санкт-Петербург становится непреодолимой. Культурная столица России является для меня раем на земле. Не помню дня, чтобы я не открыла своего альбома, в котором уже долгие годы собираю фотографии достопримечательностей и просто улиц Питера. Город в котором происходили главные события вошедшие в историю страны; город, в котором творили живописные и литературные шедевры известнейшие художники, поэты и писатели; в конце концов город,  по сей день являющийся культурным центром России.

 

P78SlXZdnnA (604x400, 66Kb)_8RJUE-rSRg (604x400, 56Kb)

 

Однажды я обязательно буду гулять по ночному Петербургу. Чего бы мне это не стоило.

Положу цветы у памятника на месте последней дуэли Александра Сергеевича Пушкина,

  

396px-Monument_on_Pushkin's_duel_place (396x600, 90Kb)

 

пройдусь по тропам Александровского сада,

800px-Den_goroda_SPb_29May2010_70 (700x525, 117Kb)  450px-Oak_planted_by_the_emperor_by_emperor_Alexander_II (450x600, 106Kb)

 

посещу Царское село...


800px-Cameron_gallery_in_Tsarskoe_Selo_02 (700x437, 276Kb)800px-Grot_pavilion_in_Tsarskoe_Selo (700x466, 335Kb)


800px-Hermitage_pavilion_in_Tsarskoe_Selo_01 (700x463, 364Kb)800px-Upper_Bath_in_Tsarskoe_Selo_01 (700x463, 370Kb)
 


Не знаю почему, но Медный Всадник всегда привлекал меня больше всего остального. Наверное, благодаря поэме Пушкина, ещё в детстве услышанной из уст бабушки… Санкт-Петербург сказочно красивый город. Во всём мире больше нет памятников архитектуры таких, какие в Питере.  


 

414px-Der_Eherne_Reiter (414x599, 37Kb)

 

Впрочем, как однажды сказал Иван Александрович Гончаров - Петербург уже давно описан, а что не описано, то надо видеть самому...

Рубрики:  Санкт-Петербург

Метки:  

Чёрная Роза Тифлиса...

Понедельник, 03 Февраля 2014 г. 07:16 + в цитатник

11256655 (483x700, 35Kb)

Лев Зазерский

 

ЧЁРНАЯ РОЗА ТИФЛИСА

 

Как хороша княжна в свои шестнадцать лет,
Её боготворит Тифлиса высший свет.
Грузинские князья, России офицеры
Готовы положить к её ногам карьеры.
Но отвергает все признания она –
Другая роль ей Богом суждена.

Однажды за столом их новой встрече рад
Сидел напротив знаменитый дипломат.
Он музыкант и драматург великий
Запечатлел московской знати лики
В комедии, где пустозвонов тьма
Мечтателя почти свела с ума.
Проездом в Персию заехал он в Тифлис
И вот пред ним негаданный сюрприз:
Его недавняя подросток-ученица,
Так хороша, что не найти в столице,
А может даже и в России всей
Не только лучше, но и равной ей.
Он покорен, её руки он просит.
Она согласна. Свадьба. И уж носит
Княжна под сердцем их любовный плод –
Любви и счастья в будущем оплот.

Всего три месяца их продолжалось счастье.
Толпой, объятой фанатизма страстью,
Которой овладел безумия угар,
Растерзан и убит Вазир Мухтар.
Она узнала всё, хоть это все скрывали.
В отчаянье, в безумии печали
Был крик её невыносимо звонок –
Лишь час прожил родившийся ребенок.

Как черным саваном окутывая плечи,
Княжна ждала с любимым новой встречи,
И час настал — их рядом прах лежит.
Покой их душ Мтацминда сторожит.

Рубрики:  Поэзия
Княжна Нина Чавчавадзе - Грибоедова (Нино)

Пушкин. Последняя дуэль

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 17:16 + в цитатник

          В 2006 году на Российские экраны вышел фильм Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Картина стала настоящей находкой для ценителей творчества Пушкина и исследователей жизни поэта. Основой сценария был период, предшествующий роковой дуэли Пушкина с французом Жоржем Дантесом, саму дуэль и последовавшую за ней смерть поэта, расследование трагедии, начатое по приказу императора Николая I. Не маловажную роль играет и почти единогласное мнение современников Александра Сергеевича о том, что против Великого поэта существовал заговор. Князь Пётр Вяземский, близкий его друг, и многие другие приводили доказательства против заговорщиков и пасквилянтов.

            Все персонажи, кроме полковника Галахова, ведущего расследование обстоятельств дуэли, - реально существовавшие люди.

            Актёрский состав фильма весьма достойный. Роль самого Великого поэта исполнил Сергей Безруков, человек, неоднократно предавший нам образ Пушкина, народный артист России. Образ жены поэта Натали передала нам Анна Снаткина. Евгений Стычкин получил роль Михаила Лермонтова. Близкого друга Пушкина, поэта Василия Андреевича Жуковского сыграл Владимир Юматов,  ну а роли секунданта Пушкина Константина Данзаса и убийцы поэта Дентеса достались Андрею Ильину и Роману Романцову.

 

     

271103 (700x506, 57Kb)

 

          Моё впечатление от фильма полностью положительно. Режиссёр, сценарист и продюсер в одном лице, мной давно уважаемая Наталья Сергеевна Бондарчук как всегда на высоте! «Пушкин. Последняя дуэль» одна из её лучших работ. Сколько чувств и эмоций передано сценарием! Актёры так же подобраны идеально. Признаюсь, я, чуть ли не плакала во время просмотра. Помимо того что за душу взял момент смерти поэта, так чувственно переданный Безруковым, за живое задели ещё и страдания вдовы Пушкина – Натали, в исполнении Анны Снаткиной. Эта картина одна из тех немногих, которые я могу пересматривать много раз и испытывать те же впечатления что испытывала при первом просмотре.

 

271104 (700x506, 49Kb)

Рубрики:  Любимое кино

Метки:  

Не забуду тебя никогда...

Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 14:26 + в цитатник

Юрий Кузнецов

 

Последняя Встреча

 

Не разлука – последняя встреча.
Ты молчишь, я ответно молчу.
Я тебя обнимаю за плечи,
Я тебя отпускать не хочу.

Ты пришла в мою жизнь ниоткуда,
И уходишь теперь в никуда.
Но тебя никогда не забуду.
Не забуду тебя никогда.

Ты всегда будешь нежной и милой,
Полной света, улыбок, тепла,
Той, которой меня полюбила,
А не той что сегодня ушла.

Мы теряемся в сумраке судеб,
То любя, то опять не любя.
Но тебя никогда не забуду.
Не забуду тебя никогда.

 

qH9VGbJeDIY (604x604, 56Kb)

Рубрики:  Поэзия

Метки:  

Мне нравится, что вы больны не мной...

Суббота, 01 Февраля 2014 г. 19:29 + в цитатник

Марина Ивановна Цветаева

 

"Мне нравится, что вы больны не мной..."

 

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, -
За то, что вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не вами!

 

68279306_1293205059_16years (409x480, 43Kb)

 

 

 


Метки:  

Ай да Пушкин, ай да son of a bitch!

Суббота, 01 Февраля 2014 г. 14:27 + в цитатник

В девяностых в тираж вышел сборник стихов всем давно знакомого Величайшего из поэтов – Александра Сергеевича Пушкина. Если бы это был обычный сборник обычных стихов я бы, наверное, и не обратила на него внимания, но, стихи были не совсем обычные. В книжку входили если не все, то многие стихотворения поэта написанные и предназначенные для чтения, лишь узкому кругу людей близких к нему. Особенность – употребление ненормативной лексики и описание некоторых не совсем приятных к обсуждению в культурном обществе сцен. Тогда, к счастью, на сборник не обратили особого внимания. Но пару лет назад стихи снова пустили в тираж. Тут уж и поднялся шум. Кажется, несколько раз на крупнейших телеканалах России в эфир выходил репортаж, с интервью от некоторых исследователей жизни поэта, работников библиотек и прочих людей которых хоть как-то касается творчество Пушкина.

 

Мы стараемся не говорить об этом, пытаясь не принижать Великого классика в глазах людей не так подробно знакомых с его жизнью и творчеством, хотя отлично знаем, что Александр Сергеевич был большим любителем женщин. Дошел до нас и донжуанский список, составленный самим поэтом в возрасте около тридцати лет. Число женщин входящих в него выходил за рубеж ста особ. Безусловно, для Пушкина, как и любого поэта, дамы являлись музами вселяющими вдохновение. Недаром почти половина произведений Александра Сергеевича были посвящены прекрасным современницам.

 

Не так уж и много исследователей жизни и творчества Пушкина вообще читали эти стихи. Они предпочли оставить не тронутой ими эту приватную сторону жизни Великого поэта. Именно поэтому в процессе написания статьи не было получено интервью сотрудники факультета филологии АлтГУ. Они вежливо отказали журналистам заводить разговор на столь щекотливую тему.

 

Но зато преподаватели кафедры филологии БГПУ согласились высказать своё мнение по этому поводу.

 

– Как любому человеку, Пушкину были свойственны все земные слабости и наслаждения, – говорит Галина Козубовская, сотрудник факультета филологии БГПУ. – В этом он весь. Из крайности в крайность – от возвышенной поэзии к пошлым эротическим стишкам, которые он писал исключительно для узкого круга людей. Хотя нецензурные выражения встречаются и в его знакомых всем произведениях. Откройте его собрание сочинений и в некоторых сточках увидите многоточие…

 

Я приведу в пример пару стихов записанных поэтом на полях романа «Евгений Онегин». Это своего рода эпиграммы к неудачным иллюстрациям А.К. Нотбека.

 

                                              

Боливар.-Иллюстрация-к-1-й-главе-«Евгения-Онегина»-А.-С.-Пушкина.-Гравюра-Е.-Гейтмана-с-рисунка-А.-Нотбека. (413x500, 107Kb)

           

                                                    

Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись жопой о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосьё Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой..

 

 

 

17497d4de830 (438x578, 228Kb)

 

                           

 

Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька — милый вид!
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на потирку изорвала
Конечно «Невский Альманах».

 

– Будучи в Питере в Пушкинском доме, я читала работу одного исследователя, который доказывал, что всё это творчество принадлежит не Пушкину. Лично мне кажется, что это весьма спорный вопрос. Мы привыкли к идеализированному образу. Я изучала личную переписку великого поэта, которая изобилует ненормативной лексикой. Впрочем, этим увлекался не только Пушкин… Например, Чехов в своих письмах с Сахалина рассуждает о том, как ведут себя в постели туземки. Причём там есть очень откровенные описания. В воспоминаниях Горького описаны откровенные похождения Толстого, у Бунина очень часто встречаются нелестные отзывы о женщинах. – Заканчивает свою речь Галина Козубовская.

 

 

Пострасюсь высказать своё мнение по этому поводу:

Не понимаю людей, которых отвернулись от Пушкина, прочитав эти стихотворения. Он, как и все мы человек. И даже Великим поэтам свойственны все земные наслаждения. В том числе и плотские утехи. К тому же – он даже не мог думать о том, что эти его стишки когда-то напечатаю.  Но ещё больше не понимаю людей, которые подняли стихотворения из архива. Зачем? Я совершенно случайно прочитала их, и поняла одно – я не имела права это делать. Не имели права читать их и остальные. Это личное. Это то, что Пушкин при жизни бы никогда не опубликовал.

 

Так однажды во время съёмки одного из репортажей касающихся этого сборника обратились к актеру, неоднократно исполнившему роль Александр Сергеевича в документальном и художественном кино Сергею Безрукову с предложением прочитать одно из стихотворений. Сергей Витальевич не просто наотрез отказался, он сказал что собрал, и сжег бы все книги, если бы это было возможно.  Я полностью разделяю его взгляд на эту ситуацию.

 

 

 

 

 

Рубрики:  Статьи

Метки:  

Стихотворения из т/с "Институт Благородных Девиц"

Среда, 29 Января 2014 г. 18:53 + в цитатник

Романс Евгения Бутова

Господа, мне такое не снилось в самых дерзких мальчишеских снах -
В деву юную сердце влюбилось, целый день прибывает в мечтах...

Мне в атаки ходить приходилось, и на саблях дуэль не впервой.
Ей же сдаться готов я на милость, господа, я женюсь! Я такой...

Господа, я женюсь! Я такой...

Господа, как такое случилось? Много женских разбил я сердец.
И красоток не мало молилось чтоб меня увести под венец...

Мне от дам уходить приходилось, думал жизнь доживу холостой...
Ей же сдаться готов я на милость. Господа, я женюсь! Я такой...

Господа, я женюсь! Я такой...

Мне от дам уходить приходилось, думал жизнь доживу холостой...
Ей же сдаться готов я на милость. Господа, я женюсь! Я такой...

Господа, я женюсь... Я такой...

 

Наденька и Евгений (700x700, 48Kb)

 

Песня Вари

Исповедуй меня батюшка,
Ведь была так юна, так глупа,
Как сорняк в чистом поле росла,
А теперь зацвела,ожила

Я прошу у своих ангелов,
Что бы дали чуток смелости,
Мне принять эту жизнь без прекраз
И достойно судьбы крест нести.

Я пред богом в любовь верую,
Мне она крылья даст сильные
Я взлечу над бедой смелая
Будто птица в небес в синеву

Исповедуй меня батюшка
Помолись о бо мне всем святым
Я искала себя и нашла
И уходит печаль словно дым.

 

Варя и Серж (650x700, 49Kb)

 

Романс Софи Горчаковой

 

На солнце гляжу и слёзы из глаз
Весна без тебя - что осень
Тебя я люблю - так любят лишь раз
Но ветер мечту уносит....
И только во сне приходишь ко мне,
О большем и думать не смею.
Люблю и тону в глазах синеве,
Иначе я не умею.

Невежда судьба не вовремя так
Представила нас друг другу.
Тайком прикоснись и будет мне знак,
Что вместе несем эту муку.
Я выдержу все удары судьбы,
Стараясь быть ей послушной.
Запретной любви, жестокая быль,
Безропотны наши души.

И буду любить тебя я всегда,
Прости мне такую смелость.
И пред алтарем не скажем мы «да»,
Как нам бы того хотелось.
Отдам свой покой и мир этот весь
Я буду безмерно рада
И счастлива тем, что ты просто есть
И большего мне не надо...

 

jKCBmbP35UM (604x604, 77Kb)


Метки:  

Черноокая Россетти

Среда, 29 Января 2014 г. 12:38 + в цитатник

Многие слышали об одной из самых запомнившихся красавиц Петербурга - Александре (Александрине) Осиповне Россет, или как её ласково называли друзья и близкие - Черноокой Россетти. Эта женщина пользовалась вниманием известнейших мужчин того времени, например Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя и Михаила Юрьевича Лермонтова. О её красоте ходили легенды, а каждый кто оказывался рядом непременно мечтали завязать с ней беседу, ибо умна и мудра она была не по годам.

Рассмотрим основную часть её биографии, с того момента как Александра Осиповна стала фрейлиной Императрицы Александры Фёдоровны.

 

В 1826 году осиротевшая Александра Россет окончила институт и стала фрейлиной императрицы. Впереди ее ожидали годы придворной службы. Иного судьба не предлагала: у девушки не было ни гроша за душой, а находясь во дворце, она умудрялась еще и помогать своим четырем братьям...

«В то самое время расцвела в Петербурге одна девица, – сообщал П. А. Вяземский, большой ценитель женской красоты, – и все мы, более или менее, были военнопленными красавицы: кто более или менее уязвленный, но все были задеты и тронуты. Кто-то из нас прозвал смуглую, южную, черноокую девицу Donna Sol (Донна Соль в переводе с испанского. – Авт.), главною действующею личностью испанской драмы Гюго... Вообще увлекала она всех живостью своею, чуткостью впечатлений, остроумием, нередко поэтическим настроением».

Не случайно ее «скромная фрейлинская келия» в Зимнем дворце, по выражению И. С. Аксакова, «сделалась местом постоянного сборища всех знаменитостей тогдашнего литературного мира». Император Николай Павлович даже иногда шутливо выговаривал ей:

«Александра Осиповна, я начал царствовать над Россией незадолго перед тем, как вы начали царствовать над русскими поэтами».

Смирнова-Россет Александра Осиповна Незаурядный ум, разносторонность интересов создали Россет репутацию одной из самых образованных и интересных женщин своего времени. Друг Жуковского, Плетнева, приятельница Лермонтова, Вяземского, Белинского, Аксакова, А. К. Толстого, умная и красивая, обворожительная хозяйка литературного салона, Александрина смутила не одну мужскую душу. Не смог пройти мимо ее очарования даже странный, непонятный для многих Николай Васильевич Гоголь. Вот что писала об их отношениях биограф Александры Осиповны, А. Н. Анненская (сестра известного поэта Серебряного века Иннокентия Анненского):

«Гоголь познакомился с ней еще в 1829 году, давая уроки в одном аристократическом семействе. Она обратила внимание на скромного, застенчивого учителя ради его хохлацкого происхождения... Есть некоторые основания предполагать, что Гоголь не остался равнодушным к чарам остроумной и кокетливой светской красавицы; он тщательно скрывал эту любовь от всех окружающих, и во всех его многочисленных письмах к Александре Осиповне видна одна только искренняя дружба, которая находила и в ней ответ…
Смирнову он любил с увлечением, может быть, потому, что видел в ней кающуюся Магдалину и считал себя спасителем ее души…»

Хотя в жилах Александрины текла кровь представителей разных национальностей, своей родиной она считала Малороссию, ласково называя Гоголя «хохликом», а себя «хохлачкой». А Николай Васильевич относился к ней с большой нежностью. Однажды Александра Осиповна шутя воскликнула: «А вы, кажется, в меня влюблены!» Гость растерялся и тут же убежал...

В конце 1828 года или в январе 1829-го Александрина познакомилась с Пушкиным. Дружеские их отношения начались позже, когда поэт со своей молодой женой жил в Царском Селе. В 1832-м Александр Сергеевич посвятил ей широко известное стихотворение:

В тревоге пестрой и бесплодной
Большого света и двора
Я сохранила взгляд холодный,
Простое сердце, ум свободный
И правды пламень благородный
И как дитя была добра;
Смеялась над толпою вздорной,
Судила здраво и светло,
И шутки злости самой черной
Писала прямо набело.

Одно время Александрина считалась невестой Сергея Голицына и принимала от него богатые подарки. Впрочем, Голицын, фактический муж «ночной княгини» Авдотьи Голицыной, так и остался женатым человеком и не смог обвенчаться с очаровавшей его фрейлиной.

Мужа для нее нашла сама императрица, и через два (!) года мучительных раздумий двадцатидвухлетняя Александрина вынуждена была согласиться на выгодный брак со Н. Смирновым, ставшим впоследствии губернатором Петербурга. Любил он Сашеньку страстно, отмечают исследователи, но, не встречая ответного чувства, раздражался, старался поменьше бывать дома, а затем, если верить ее воспоминаниям, стал находить утешение на стороне.

Брак этот, как и следовало ожидать, никому не принес счастья. Не сойдясь характерами, супруги тем не менее долго прожили под одной крышей и расстались лишь на склоне лет.

Не сразу судьба подарила Александрине и радость материнства: первый ее ребенок умер после тяжелых родов, едва не стоивших жизни самой Александре Осиповне. Зато во второй раз она благополучно разрешилась двойней. В придворных кругах поговаривали, что эти близнецы – дети Николая I.

В 1830-е годы Александра Осиповна горячо полюбила молодого дипломата Н. Киселева, в дальнейшем российского посла в Париже. Он отвечал ей взаимностью, но последней грани, судя по рассказам, они не преступили, и связь так и осталась платонической.

...Весть о гибели Пушкина настигла Александру Осиповну в Париже. Вместе с Карамзиным, Гоголем, Соболевским и другими русскими верный друг поэта горько оплакивала его. В апреле 1837 года она писала Жуковскому: «Одно место в нашем кругу пусто, и никогда никто его не заменит. Потеря Пушкина будет еще чувствительнее со временем. Вероятно, талант его и сам он развились бы с новой силой через несколько лет».

Александра Осиповна продолжала дружить с Гоголем и всячески поддерживать его. В 1845 году ей удалось убедить императора в назначении Николаю Васильевичу годовой пенсии в размере тысячи рублей.

…Мемуары А. О. Смирновой-Россет сначала были полностью фальсифицированы ее дочерью Ольгой Николаевной, поэтому все дореволюционные издания ее «Записок» никакой ценности не имеют. Исследователям пришлось провести огромную текстологическую работу, чтобы отделить подлинный текст от фальшивого.

 

bank_17308_73727 (420x579, 40Kb)

rosset_7 (446x700, 93Kb)

 

Рубрики:  Биографии

"... Не жалею, не зову, не плачу ..."

Среда, 29 Января 2014 г. 08:52 + в цитатник

 

Сергей Александрович Есенин

 

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

fomin_01 (321x395, 13Kb)

Рубрики:  Поэзия

Метки:  

" О, как убийственно мы любим..."

Вторник, 28 Января 2014 г. 20:53 + в цитатник

Фёдор Иванович Тютчев... Имя, к счастью, имеющее сейчас большую известность чем имя Александра Грибоедова. Тютчева мы привыкли воспринимать как патриота своей родины, автора прекрасных стихов о России ,и, в частности её природе. Все наверное знают его четверостишие " Умом Россию не понять... ". Не смотря на свой миниатюрный объём стихотворение оказало не малое влияние на культуру того времени.  В общем - речь сейчас не об этом. Все знают Тютчева как поэта, но мало кто знает его как человека. Такого же как мы - со своими недостатками, бурными проявлениями чувств... 

Ознакомиться с таким Фёдором Ивановичем нам позволяет книга Вадима Кожинова  «Пророк в своем отечестве Фёдор Тютчев», и фильм Натальи Бондарчук снятый по её мотивам "Любовь и правда Фёдора Тютчева". 

Актёрский состав фильма весьма достойный: роль самого Тютчева исполнил Николай Бурляев (Народный артист России), вторую жену поэта Эрнестину сыграла сама Наталья Бондарчук, роль первой жены Элеоноры досталась Инге Шатовой, ну а  образ Елены Денисьевой нам передала Ирина Безрукова. На мой взгляд актёры весьма достойные (как и сам фильм).

В фильме перемешались два жанра: художественный и документальный. Дикое удовольствие достовляют стихотворения Тютчева читаемые самим Бурляевым. Актёр смог передать максимум эмоций чтением. Были представлены такие произведения Тютчева как "О как убийственно мы любим...", " 29 января 1837",  " Она сидела на полу..." и проч. и проч.

Лично я после просмотра осталась довольна, так как смогла узнать о поэте много нового. Фильм как всегда на высшем уровне среди кино которому мы уделяем внимание. Наверное благодаря тому, что его создавала Наталья Бондарчук, которая доставила нам удовольствие сняв такие блестящие картины как "Пушкин. Последняя дуэль", "Гоголь. Ближайший ", "Одна любовь души моей", "Мой дух к Юрзуфу прилетел" и другие.
 

***

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
 

новый коллаж (700x700, 68Kb)

 

 

 

 

Рубрики:  Поэзия
Статьи

Метки:  

Вазир-Мухтар существовал...

Суббота, 25 Января 2014 г. 17:26 + в цитатник

Сегодня нашла в просторах интернета... Как божественно знать что его помнят. Александр Сергеевич был великим человеком. Всё же я восхищаюсь и его женой. Не прошло и года со дня их помолвки когда Нина узнала о смерти мужа. Ей было не больше семнадцати... Всю свою жизнь она держала траур по Грибоедову, отвергая всяческие ухаживания мужчин, среди которых были и господа довольно известных фамилий. Она жила для того чтобы помнить....

Кто для нас Гибоедов? Увы, большинство сейчас и имени его полностью не знают… А ведь Александр Сергеевич сделал для России много хорошего. Не стану говорить о его политической деятельности, сразу перейду к основному. Грибоедова сейчас чаще всего вспоминают как писателя одной книги. Мало кто не читал его «Горе от ума». Здесь мы видим всё его искусство владения словом и рифмой. Комедия с лёгкостью может стать на один уровень с известнейшими произведениями Пушкина и Лермонтова, людей не менее значимых для России. Безусловно, Александр Сергеевич Грибоедов человек, которого не нужно забывать. Он должен жить в сердце каждого из нас пока мы сами живы… А там – будь что будет.  Если в наше время память о нём так скудна, то что говорить о наших потомках? Горько и больно осознавать, что однажды его могут вообще не вспомнить…

Griboyedov (601x700, 119Kb) 

 

Памяти Грибоедова А.С.


Поспешным окриком больному миру,
Парадным залпом речь начну:
Вы здесь в корсетах гнёте спину -
И вам лишь это по плечу..!

А кто за вас сложил ладони -
Его война ль была, увы!?
Оскоп, сияющий на троне,
Блестят отсутствием умы..!

Консерватизм, новаторство, отвага...-
Какое, к чёрту, ремесло?..
Стремитесь жить почти, как надо,
А если нет, не повезло...

Хм, тому, кто пал в издохе
За честь страны, свою не запятнав;
А в скоропостижной суматохе:
Виновен - молвили, страну распяв!

За что такое посрамелнье
Отечеству, народу, Духу-Рус!?
Кто право дал вам, омерзенье,
Послом отправить мёртвый груз!?

На время пыл я усмиряю -
Вазир-Мухтар существовал...
Прости потомков и Россию,
Прости за то что умирал...

21.10.2010 г.
© Б.Малявчик

   

 

Памяти А.С. Грибоедова

 

О, как посмели вы, жалкие людишки

Забыть того, кто жизнь за вас отдал?

Забыть певца, за чьи-то грязные делишки

Который, как и Пушкин позже, пал.

 

Его жена неутомимо дожидалась,

Голову склонив сидела у окна.

Дурным предчувствием в душе гонима,

Догадываясь, что давно обречена.

 

Обречена на вечные страданья,

На вечную любовь обречена.

Одна из них двоих узнала:

Так горе от любви, как горе от ума.

 

Он не боялся посмотреть в лицо врагу,

Но пал, увы, с удара в спину.

Ну же, скажите: что за трус

Певца убил, да без причины?

 

Зачем о нём забыли?

Для чего? Поэта помнить -

Не нужна причина. Не нужно знать труда его венцов.

Хотя бы имя… Просто имя… 

 

 

 

 

 



 

Рубрики:  Статьи

Метки:  

Поиск сообщений в AngelinaKozhevnikova
Страницы: [1] Календарь