Сад камней |
Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.
Камни учили меня бесконечности мироздания.
Настоятель дзенского монастыря.
Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, - наиболее чисты и надёжны.
Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.
Особое значение камень приобрёл в эпоху Средневековья, когда укоренялась культура дзен-буддизма. К новой религии японцы обращались с надеждой укрепить силу и дух в периоды длительных междоусобных войн. Дзен-буддизм рождал новый вид сада, доведя символизм сада до абсолюта, где камню отводилась основная роль в передаче сущности мироздания.
Самый известный — сад пятнадцати камней храма Рёан-дзи.
Это самый значительный сад дзэн в Японии — сад камней храма Рёан-дзи. Он расположен недалеко от «Золотого павильона». Он был построен в 1450 году и стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. В настоящее время храм известен только благодаря саду камней — это один из самых удивительных и знаменитых философских садов.
Сад был создан в 1473 году знаменитым мастером дзэн Соами. Это сухой сад, окруженный с трех сторон скромной глиняной стеной, крытой черепицей. Такие сады в Японии называют Каре-сансун — сад из песка и камней: небольшая прямоугольная площадка (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м) засыпана белым гравием. На площадке расположено 15 больших и маленьких камней, которые организованы в пять групп. Белый гравий волнообразно расходится кругами вокруг камней, создавая впечатление островов в океане или поднимающихся из тумана гор.
В этом саду есть немало загадок, одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней: каждый раз один из камней (всегда — разный) будет исчезать из поля зрения. Что хотел таким образом показать людям дзэн-буддийский монах Соами? Может, безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды: в огромном мире немало сокровенного и непостижимого. Еще одна загадка сада заключается в его гипнотическом воздействии на человека.
Созерцание камней дает возможность расслабиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Не случайно Соами был мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое сокровенное и самое для него важное. В разное время в камнях видели то аллегорию тигрицы, переплывающей с детенышами море, то китайский иероглиф "сердце". Загадки сада Рёандзи непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.
Прижились камни
В моём саду. Покрылись
Мхом густым.
Вместе с ними слагаю
Песнь Тишины…
Вот еще немного фотографий садов камней Японии
Источники: gardenia.ru; alltravels.com.ua; moikompas.ru; allday.ru; webpark.ru
Серия сообщений "Япония":
Часть 1 - Искусство вырезания из бумаги
Часть 2 - Мифы о Японии
Часть 3 - Природа Японии
Часть 4 - Легенда о цветущей сакуре
Часть 5 - Сад камней
Часть 6 - Японское. Фотограф Marser
Часть 7 - Есть в этом мире один цветок... Оно-но Комати
...
Часть 11 - Три цветка - три любви японцев. Ирис
Часть 12 - Три цветка - три любви японцев. Камелия
Часть 13 - Три цветка - три любви японцев. Хризантема
Рубрики: | Интересное Города, страны |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |