-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Брюс
Брюс
12:13 27.11.2022
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Улыбнуло
Улыбнуло
15:55 22.11.2022
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии Брэндон
Брэндон
16:51 03.08.2021
Фотографий: 9

 -Метки

5 сезон queen spikeschild Брюс Ли Зодиак Кащей Маски Проклятие Шекспир абеляр ад азазель алхимия амулет ангел аррены артур асгардт афоризмы баратеон барб хенди баффи белтан белые розы зимой благородные мертвецы бог боль брэндон ли бэкон в тени и мраке вампир ведьма ведьмы и враг ведьмы окутанные туманом вейер вечность взгляд в тысячу ярдов вишневецкая м. влад вуду геена отчаянья гетшаман глуми горец город без жалости гримм гуили р. даль о. демон день белого огня день всех святых день завтрашний день черный дети ночи детский дом детство дж.с хенди добро пожаловать в адскую пасть дракула друиды египет есть право жертвоприношение заговор заклятие закон бумеранга закон кармы здесь был юра зелье приворотное и упав на колени игра престолов идиома индейцы ирландия каннингем с. кельты кольридж кольцо король генрих 8 крестоносцы кузнецов с. ланнистеры ласковый май легенды лето лилит логика луна любовь люди люцифер магистр магия магия узелковая малкахи р. мастер и маргарита мейстер меркьюри метель в чужом городе мироздание миф михаил море беспокойства музыка мысли наброски начало новелизация норма ночь огонь один орден орден тамплиеров отбросить длинную тень падшие ангелы память перевод персонажи перун полтергейст:наследие порча похмелье правда праздник привидение призрак пятая стража размышления растения рубаи рудмас руны рыцари сайт самайн самхейн сварог сверхъестественное седая ночь седир п. секретные материалы сила стихий сказки скрытый святой слеш смерть спайк ссылки старк стихи стихии тамплиеры таргариен таро телекинез телец тест тор устюгов а. хайям хепри хопкинс д. хохмочка хронология цой через камень и море числа шатунов ю. элоиза эскалибур ягда

 -Цитатник

Эскалибур - (0)

Миф в квадрате: меч Эскалибур короля Артура… Или «Волшебная Железяка» кельтско...

Юрий Шатунов - (0)

Памяти Юры Шатунова - лучшие песни.. Вместо 1000 слов..   Пусть тебе хорошо, где бы ты...

Ласковый май Метель в чужом городе - (0)

Ласковый май   Поэт Сергей Кузнецов - потрясающе талантливый Поэтом...

«Не смог без Юрочки». Поклонники о смерти создателя «Ласкового мая». - (0)

«Юрка позвал, и Кузя не отказался. Вот и закончился «Май». 7 ноября в ...

Ласковый май Лето - (0)

  Лето песня - Ласковый май   (слова и музыка - Сергей ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Angel767

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.02.2014
Записей: 988
Комментариев: 865
Написано: 2793


Тамплиеры. Рыцари Храма: вечный сюжет для романа. Часть 4

Вторник, 13 Июня 2017 г. 23:36 + в цитатник
В Европе
Салах ад-Дин борется с христианами
Салах ад-Дин борется 
с христианами
После акрской трагедии Орден обосновался на Кипре. Во главе братства встал Тибо Годен, наследовавший погибшему Гийому де Боже. 
Тамплиеры продолжали оставаться довольно мощной организацией, располагавшей значительными средствами. Мы уже отмечали, что финансовым центром Ордена был Париж, а вернее —Тампль, замковый комплекс, расположенный позади церкви Сен-Жан-ан-Грев, на месте нынешнего квартала Тампль. Храмовники даже стали более активно участвовать в политической жизни европейских стран, играя, особенно во Франции, роль королевских финансистов. Правда, в горьком 1291 г. Орден был лишен этой функции, но в 1303 г. статус рыцарей был восстановлен. Впрочем, несмотря на внешнюю стабильность, Орден переживал кризис. В том же положении были и госпитальеры. С потерей Святой Земли смысл дальнейшего существования военно-монашеских братств оказался утерян; необходимо было выработать новые цели и поставить перед собой новые задачи. В противном случае военно-монашеские организации были обречены.
Уже в 1293 г. папа Николай IV поднял вопрос о слиянии орденов тамплиеров и госпитальеров. Смерть не позволила первосвященнику воплотить свои прожекты в жизнь, и бывшие защитники Святой земли получили время и возможность скорректировать свои цели. Тевтонцы заявили, что они ведут священную войну против язычников на восточных рубежах католической Европы. Госпитальеры, как и тамплиеры, были давними участниками реконкисты, а иоанниты объявили себя защитниками морских рубежей католического мира.
Храмовники к тому же убеждали всех в возможности реванша в Святой Земле. Они не желали мириться с реалиями нового дня, отказываясь понять, что Орден в своем привычном виде уже никому не нужен. Никто не желал слышать о походах за море.
1-16.gif (24245 bytes)
Часовня тамплиеров
В то же время несметные богатства тамплиеров вызывали зависть; гордыня и заносчивость членов братства раздражали, не имея теперь оправдания. Военный потенциал, таинственность, которая окружала орденские обряды и ритуалы, — всё это порождало страх и недоверие. Если рыцарство в целом и питало к тамплиерам определенное уважение, отдавая должное доблести храмовников, то епископы демонстрировали им чувства, далекие от радушия. 
Более того, своеволие тамплиеров не раз вызывало недовольство Святейшего престола. Еще в 1175 г. папа Александр III обрушил свой гнев на тех братьев, которые предоставляли на своих кладбищах места для погребения отлученных. В 1179 г. на III Латеранском Соборе белое духовенство попыталось дискредитировать Орден, выдвинув обвинение в предательстве крестоносного дела. Тогда папа Урбан III лишь потребовал от тамплиеров вернуть десятинные деньги, собранные за последний год.
1-17.gif (21813 bytes)
Замок Ордена в Аквитании
Великий Иннокентий III, возмущенный постоянными конфликтами Ордена с духовенством, в 1207 г. обвинил храмовников в грехе гордыни, а в 1264 г. Орден оказался на грани открытой конфронтации с Римом. Папа Урбан IV потребовал сместить с должности маршала Стефана де Сисси, который отказался участвовать в крестовом походе против короля Манфреда. Магистр ответил отказом, выразив возмущение тем, что деньги, собранные для организации похода в Святую Землю, потрачены на усобицу в Италии. Конфликт удалось замять, однако сам факт происшедшего свидетельствует, что отношения между Орденом и Святейшим престолом к концу XIII столетия были далеки от идеала. Тамплиеры уже не были слепым безотказным орудием Рима, они больше претендовали на роль своевольных партнеров, а папы, как известно, издавна не терпели неповиновения.
Данное обстоятельство, несомненно, стало одним из аргументов, в силу которых папство отказалось встать на защиту Ордена и даже объединилось в деле его уничтожения с королем Франции Филиппом IV.
 
Процесс
1-18.gif (29037 bytes)
Замок в Томбе; на сводах 
тамплиерский крест
Мы подошли к заключительной и самой трагической главе в истории Ордена Храма. Следствие по делу тамплиеров длилось несколько лет: с 1307 по 1314 г. Это был первый международный процесс, затронувший все страны, в которых располагались орденские провинции. Это был процесс, в котором религиозные мотивы прочно переплелись с политическими, а конечная цель определялась не выяснением истины, но стремлением окончательно уничтожить могущественную организацию. 
Суд был инспирирован королем Франции Филиппом IV Красивым и его приближенными: хранителем печати Гийомом де Ногарэ, коадьютером королевства Ангераном де Мариньи, юристами Гийомом де Плезианом и Рено де Руа. Чрезвычайно важную роль сыграл Великий Инквизитор Франции Гийом Парижский, который по совместительству являлся королевским духовником.
Каковы же мотивы, заставившие Филиппа IV выступить против Ордена, который издавна пользовался благосклонностью французских королей? 
Любопытно, что и сам инициатор процесса не раз проявлял свое расположение к Ордену. В свое время — по просьбе короля — Жак де Молэ стал крестным отцом дочери Филиппа IV Изабеллы (впоследствии королевы Англии). Сам «Железный король» был обязан тамплиерам: когда взбунтовалась парижская чернь, он нашел защиту за стенами Тампля.
На сегодняшний день существует две основные точки зрения относительно мотивов преследования тамплиеров. Сторонники первой (назовем ее «религиозной») утверждают, что причиной всему являются набожность и даже суеверность Филиппа IV. Политический интерес если и имел место, то играл здесь роль второстепенную. В подтверждение этой позиции существует целый ряд серьезных доводов. Орден не был военной организацией, которая смогла бы угрожать государству. Часто приводимая в популярной литературе цифра в 15 тысяч человек чрезвычайно завышена. На момент начала арестов большая часть членов Ордена состояла из братьев-служителей, которые воинами не являлись. Об этом же свидетельствует и состав арестованных. Подавляющее большинство — не воины. Кроме того, силы Ордена были разрознены и не могли представлять какой-либо угрозы для Франции. Да, тамплиеры были богаты, но — к началу XIV в. — 9 тысяч их крепостей не шли ни в какое сравнение с 19 тысячами замков, принадлежавших госпитальерам.
1-19.gif (29454 bytes)
Филипп IV Красивый
В то же время ряд моментов дает основание сторонникам «религиозной» гипотезы сомневаться в непричастности тамплиеров к ереси. Среди храмовников, утверждают они, было довольно много выходцев с юга Франции, чьи родственники в тот или иной период участвовали в движении катаров или сражались на стороне графов Тулузских. Один из первых Великих магистров Ордена — Бертран де Бланфор — происходил из семьи катаров, а в период альбигойских войн были известны случаи, когда еретики находили убежище в замках тамплиеров. Таким образом, предположение о распространении среди храмовников катарских воззрений (инкриминировалось отвержение Креста как орудия мученической смерти Господа) допустимо. Однако в ходе следствия ни разу не было прямо выдвинуто обвинение в причастности к конкретной ереси. Аналогично дело обстоит и с «восточным следом». Действительно, находясь в Святой Земле, храмовники могли контактировать с представителями различных гностических учений, но эффект от этих контактов вряд ли может быть прослежен с полной уверенностью. Обвинительные материалы его признаков не содержат.
Думается, что воины Ордена — народ большей частью практичный и довольно грубый — не были склонны к утонченным умствованиям. Косвенным свидетельством этого может служить тот факт, что из среды тамплиеров, как, впрочем, и госпитальеров, не вышел ни один богослов. Конечно, мы можем предположить, что Филипп IV, будучи человеком суеверным, поверил наветам неких недоброжелателей и в праведном гневе решил покарать отступников. Однако в этом — действительно суеверном — человеке жил также расчетливый и властный политик, доходивший в своих амбициях до откровенного цинизма. Можно вспомнить хотя бы историю с папой Бонифацием VIII, которого Гийом де Ногарэ одарил — не без попустительства французского короля — пощечиной, чем вверг в безумие.
Наконец, имеется целый ряд оснований считать процесс тамплиеров делом прежде всего политическим, искусно облеченным в форму преследования еретиков. Стремясь к неограниченной власти, Филипп, естественно, испытывал неудобство, сознавая, что на территории его королевства действует достаточно независимая политическая структура.
Король уже делал попытки наложить свою руку на имущество Ордена. Одной из них была неудачная попытка вступить в братство с тем, чтобы немедленно быть избранным его главой. Великий магистр Жак де Моле ответил вежливым, но твердым отказом, заявив, что «Устав» не позволяет принимать в число братьев царственных особ.
Стена крепости в Акке
Стена крепости в Акке
Следует заметить, что вся история правления Филиппа IV сопровождалось постоянным поиском финансовых средств. Чтобы залезть в чужой карман, король использовал любую возможность. В разное время жертвами активности монарха-реформатора становились то горожане, то евреи, то сама Церковь, — все, кто имел средства. Вполне естественно, что дело дошло и до тамплиеров. Сам ход следствия свидетельствует, что короля в меньшей степени интересовал вопрос о виновности Ордена.
Для того чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы кратко проследить ход событий. Акция против Ордена была, похоже, спланирована задолго до злополучного 13 октября 1307 г. Известно, что ближайший советник короля — Гийом де Ногарэ — всячески покровительствовал некоему Эскену де Флуараку, распространявшему слухи, порочившие Орден. 
У историков есть основания считать, что Эскен некогда был с позором изгнан из числа братьев, затаив с тех пор злобу.
Возможно, Ногарэ смог убедить суеверного Филиппа в истинности слухов о распространении среди тамплиеров еретических взглядов. Король поверил в то, во что ему хотелось поверить, и запустил карательный механизм. Кроме того, такому человеку, каким был Филипп IV, слуги осмеливались сообщать только то, что он желал услышать. 
Еще в начале 1307 г. король известил своего ставленника — папу Климента V — о том, что он располагает сведениями, изобличающими тамплиеров как еретиков и содомитов. Такая информация, однако, не помешала королю позже — при встрече с Жаком де Молэ — опять завести речь о вступлении в Орден. 
Не собирался же он попасть в компанию к грешникам? Странно, не правда ли? 
Разумеется, трудно исключить и желание Филиппа искоренять таким образом ересь «изнутри». 
Весной 1307 г. папа вызвал де Молэ к себе под предлогом обсуждения плана крестоносного десанта в Сирии. К тому времени резиденция магистра располагалась на Кипре, но де Молэ склонялся перенести ее в Париж, так что возвращаться на остров после визита он не собирался. Магистр высадился во Франции в сопровождении первых лиц Ордена. 
Среди них были: Рембо де Краон — приор Кипра, Жофруа де Жонвилль — приор Аквитании и Пуату, Гуго де Пейро — Генеральный досмотрщик. Уже во время первой встречи Климент V сообщил магистру об имеющихся обвинениях, но де Молэ сумел оправдаться. 
Переехав в Париж, он оказался вовлеченным в жизнь королевского двора, где ничто не предвещало катастрофы. Великому магистру было уже шестьдесят три, но возраст не сделал его осторожным. Де Молэ мало беспокоили всплывавшие то и дело слухи о преступлениях храмовников: он не замечал, что вокруг расставляются сети. 
14 сентября 1307 г. всем сенешалям и бальи были разосланы запечатанные королевские послания с указанием вскрыть их в ночь на 13 октября. Весь месяц король вел задушевные беседы с Жаком де Молэ, обсуждая планы грядущего крестового похода. 12 октября Великий магистр присутствовал на похоронах Екатерины де Куртене, супруги Карла де Валуа — родного брата короля. Мало того, ему поручили держать шнурок траурного балдахина над телом усопшей...
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список великих магистров Ордена Храма
Гуго де Пейн (1118—1136);
Робер де Краон (1136—1149);
Эврар де Бар (1149—1150);
Бернар де Тремеле (1150-1153);
Андре де Монбар (1153-1156);
Бертран де Бланфор (1156-11159);
Филипп де Милли (1169—1170);
Одон де Сент-Аман (1170—1180);
Арно де Ла Тур Руж (1180—1184);
Жерар де Ридфор (1184—1189);
Робер де Сабле (1191—1193);
Жильбер Эраль (1193—1201);
Филипп де Плессье (1201—1209);
Гийом Шартрский (1209?—1219);
Пере де Монтегаудо (1219—1232?);
Арман Перигорский (1232-1244?);
Гийом де Соннак (1246?—1250);
Рено де Вишье (1250—1252/56?);
Тома Берар (1252/56?—1273);
Гийом де Боже (1273—1291);
Жак де Молэ (1294—1314).
На следующий день по всей Франции прокатилась волна арестов. В парижском Тампле было схвачено 140 человек. Акцией руководил сам Ногарэ. Сопротивления оказано не было. Вместе с де Молэ схватили Гуго де Пейро и приора Нормандии Жофруа де Шарнэ. 
Но так ли уж неожиданны были эти мероприятия?
Известно, что перед арестом Великий магистр жег какие-то документы. Тогда же — есть и такое смутное известие — из Тампля в сторону Ла Рошели двинулся большой обоз с сильным конвоем. Позднее это легло в основу легенды о «кладе храмовников»...
Использование осадной машины крестоносцами
Использование 
осадной машины
крестоносцами
Первым шагом Филиппа после проведенной облавы стал захват орденской сокровищницы. Стражникам стоило большого труда уберечь ее от разграбления: в крепость вместе с воинами ворвалась толпа парижан, устроившая в там форменный погром. Для разъяснения случившегося уже 14 октября в Париже, в соборе Нотр-дам, собрали каноников и магистров Парижского университета. На следующий день, в воскресенье, такое же мероприятие провели в саду королевского дворца для влиятельных горожан.
Аналогичные «семинары» были устроены во всех крупных населенных пунктах королевства. Как уже отмечалось выше, король и его люди с самого начала постарались придать делу религиозную окраску. Необходимо было, во-первых, завуалировать политические и меркантильные мотивы и, во-вторых, придать акции характер грандиозного разоблачения. Против храмовников повернули всю мощь общественного мнения и церковной следственной машины в лице Святой инквизиции. 16 октября 1307 г. всем католическим правителям Европы были разосланы королевские письма, в которых Филипп перечислял обвинения в адрес Ордена и призывал монархов поддержать правое дело искоренения ереси.
Храмовников обвиняли в тягчайшей ереси — отречении от Иисуса Христа. Тамплиеры якобы оскверняли распятие, на которое должны были плевать, попирая ногами, во время вступления в Орден. Заявлялось, что среди братьев давно и широко распространилось идолопоклонство, что они погрязли в противоестественных грехах, которым предавались при всяком удобном случае. Тамплиеров обвиняли в предательстве: именно они, по мнению короля, сговорившись с мусульманами, помогли тем пленить короля Людовика Святого, позволили неверным захватить город-порт Акку, и, наконец, вступили в сговор с вавилонским султаном (правителем Дамаска) с целью уничтожить всех христианских правителей в случае очередного крестового похода. 
Обвинения в своей абсурдности были типичны для эпохи инквизиции, но выглядели устрашающими. Их нелепость подтверждается интересным фактом: узнав о гонениях на Орден, султан Египта в 1310 г. предложил сорока пленным тамплиерам принять ислам и перейти к нему на службу. Те ответили отказом, предпочтя смерть предательству веры.
Опровергать клевету пытались и сами арестованные, но пытки делали свое дело. Только в Париже было замучено до смерти более тридцати человек.
Всего по делу привлекли около тысячи обвиняемых, в большинстве своем не относящихся к рыцарскому составу. Например, в Бокере из шестидесяти арестованных только пятеро были рыцарями, а один являлся священником.
Большинство рыцарей держались стойко, несмотря на пытки и невыносимые условия содержания. Однако, когда 24 октября сам Великий магистр признал выдвинутые обвинения справедливыми, некоторые из упорствующих тоже сдались.
1-23.gif (27744 bytes)
Филипп IV — судья 
и палач Ордена
Следователям удалось добиться чтобы де Молэ подписал покаянное письмо, адресованное арестованным братьям. О полученных признаниях Филипп IV не замедлил уведомить папу Климента. Это было необходимо, так как глава Церкви проявлял непозволительную нерешительность и пытался отмежеваться от участия в процессе. Признание снимало с папы груз ответственности. Уже 27 октября он признал необходимым начать инквизиционное следствие во всех католических странах. 22 ноября 1307 г. папа издал буллу «Pastoralis praeeminentiem», в которой официально объявлялось о начале следствия по обвинению Ордена в целом. В Париж, чтобы допросить руководителей Ордена, были посланы два кардинала.
Ситуация на какое-то время изменилась в начале следующего года, когда Жак де Молэ и Гуго де Пейро отказались от своих первоначальных признаний. Папа распорядился приостановить процесс, но король ждать не мог. В мае—июне 1308 г. он встретился с Климентом V в Пуатье. Мы не знаем, о чем шла речь при этом свидании, но следствие возобновилось, причем «в двух уровнях». Общий процесс против Ордена как организации был дополнен сетью епископских судилищ над отдельными братьями.
На ноябрь 1310 г. был намечен церковный собор во Вьенне. В тяжелейших условиях, лишенные права на защиту некоторые смельчаки находили в себе мужество противостоять карательной машине. Они — подобно последним защитникам Акки — знали, что их судьба предрешена, но готовились покинуть мир с достоинством, как того требовали «Устав» и честь рыцаря. На одном из допросов командор Понсар де Жизи прямо заявил, что все обвинения ложны, а признания получены под пытками. 
К началу мая 1310 г. шестьсот тамплиеров сообщили о своей готовности защищать Орден на ближайшем церковном соборе. Папа настоял, чтобы обвиняемым разрешили избрать из своей среды двух защитников Ордена Храма. Ими стали Пьер де Болонья и Рено де Провен. Прирожденные ораторы, эти люди могли смешать карты Филиппа IV, чего тот допустить не мог. Король настоял, чтобы собор перенесли на следующий год. Затем Пьер де Болонья исчез... 
Тогда же было объявлено, что Рено де Провен признался в личной приверженности ереси, раскаялся и приговорен к пожизненному заточению. Чтобы окончательно сломить волю обвиняемых, было объявлено о сожжении целого ряда их товарищей. Запылали костры: 12 мая 1310 г. близ крепости Сен-Антуан сожли более полусотни — все они были из числа пожелавших защищать Орден. Еще одно аутодафе произошло в Париже.
Наконец, в октябре 1311 г. начал свою работу и собор. Заседания продлились до весны 1312 г. Папа требовал упразднения Ордена. Отдельные прелаты пытались возражать, но их не слушали. Тем из обреченных, которые еще не отказались от желания защитить Орден, даже не дали слова. 22 мая 1312 г. папа Климент V буллой «Vox in excelso» объявил об окончании деятельности тамплиеров. Филипп мог праздновать победу: значительная часть богатств и владений храмовников отойдут короне.
Впрочем, трагедия еще не закончилась. Ее последний акт сыграли 18 марта 1314 г. на паперти собора Парижской Богоматери. Архиепископ Санский зачитал приговор Великому магистру и приору Нормандии. Оба — как раскаявшиеся еретики — приговаривались к вечному заточению. Далее произошло то, чего никто не ожидал. При огромном стечении народа Жак де Молэ и его собрат Жоффруа де Шарнэ повернулись к толпе и громко объявили о том, что все возведенные против Ордена обвинения являются ложью. Они успели крикнуть, что Орден невиновен, а его устав свят и справедлив. 
По законам Церкви данный шаг расценивался как очередное впадение в ересь и обычно карался смертью. Процедура вынесения смертного приговора не заняла много времени. Той же ночью на Еврейском острове Великий магистр Ордена Бедных Рыцарей Храма Соломона Жак де Молэ и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ были сожжены. На зловещей церемонии пожелал присутствовать сам король. Его окружали все те, кто приложил руку к уничтожению тамплиеров. Легенда гласит, что перед смертью объятый пламенем Великий магистр проклял всех виновных в гибели Ордена. В течение года он обещал призвать на Суд Божий и короля, и папу, а также Ногарэ и Мариньи. 
По странному стечению обстоятельств это пророчество почти исполнилось. В течение нескольких последующих месяцев скончались и король Филипп IV Красивый, и папа Климент V, и хранитель печать Ногарэ. Мариньи, обвиненный в преступлениях против короны закончил свои дни на виселице в правление следующего короля — Людовика Х.
А как же дело обстояло в других странах? Надо сказать, что столь жестоких гонений не было. Король Англии Эдуард II, получив пресловутое письмо от Филиппа IV, пытался даже поначалу защищать тамплиеров, но под нажимом папы позволил начать следствие. Пытки в ходе расследования применялись крайне редко; не было и казней. Король конфисковал земли Ордена и передал их госпитальерам. Бывшие тамплиеры либо вступили в другие братства, либо сменили сферу деятельности, став лекарями, купцами, ремесленниками. Кто-то решил провести остаток своих дней в замках знатных родственников. 
В некоторых средневековых документах встречаются указания на то, что в 1314 г. отряд бывших тамплиеров сражался против англичан на стороне шотландского короля Роберта I Брюса, когда английское войско было наголову разбито. 
В германских княжествах тамплиеры грозились взяться за оружие. После упразднения Ордена значительная часть храмовников влилась в состав Тевтонского Ордена, некоторые приняли плащ госпитальеров. Особых репрессий здесь не наблюдалось. 
На Пиренеях ситуация развивалась по-другому. В этом регионе духовно-рыцарские ордена издавна играли активную роль в ходе Реконкисты — освобождения полуострова от мусульман. Католические монархи использовали братьев в качестве пограничной стражи, и тамплиеры владели здесь множеством хорошо укрепленных крепостей. Иаков II Арагонский — как и английский король — дал ход следствию исключительно под нажимом Рима. Были проведены аресты, но испанские храмовники отказались мириться с ролью пассивных жертв и заперлись в своих крепостях.
В знак солидарности вместе с ними вооружились добровольцы из ряда известных дворянских фамилий. Для штурма крепостей были привлечены войска. Тамплиеры держались стойко. Так, замок Миравет целый год успешно отбивал штурм за штурмом. Впрочем, осаждавшие не проявляли особого рвения: для многих из них — бывалых воинов — храмовники были вчерашними товарищами по оружию. Кончилось тем, что, несмотря на папскую буллу от 22 мая 1312 г., на Таррагонском соборе 18 октября 1312 г. арагонские тамплиеры были оправданы, а Орден — признан невиновным, хотя его имущество всё же подверглось конфискации. Частично его передали госпитальерам. 
Бывшим братьям в качестве компенсации определили пожизненную пенсию. В Португалии тамплиеров тоже оправдали, а Орден переименовали в Орден Христа. Любопытно, что членами этой организации в последствие стали Васко да Гама, а также принц Энрике Мореплаватель.
Такова судьба некогда могущественной духовно-рыцарской организации. Тамплиеры были сметены с исторической арены, как только они потеряли реальную ценность для власть предержащих. Заметим, что преследования были сведены до минимума только в тех регионах, где Орден продолжал играть в глазах монархов позитивную роль, либо там, где влияние Ордена было фактически неощутимым. 
В известной степени процесс над тамплиерами — это первое широкомасштабное политическое преследование, в ходе которого методы судебного разбирательства были использованы для уничтожения противника. Храмовники не виноваты, что со временем их образ стал окутывать туман зловещей таинственности и чертовщины. Само развитие темы — Восток, мистические обряды, сокровища и преступления — создавало простор для разного рода домыслов — добросовестных и спекулятивных.
 
 
Упоминание: Полтергейст: наследие. Орден тамплиеров
Метки:  

Angel767   обратиться по имени Рождение ордена тамплиеров Среда, 11 Ноября 2020 г. 14:00 (ссылка)
Как обычно начинается легенда?

В случае рыцарей иерусалимского Храма Соломона начало легенды погружено во мрак. Ни один летописец не пишет о них. Нам лишь известно, что к 1125 году храмовники уже существовали, поскольку сохранилась грамота, датированная этим годом и заверенная подписью Гуго де Пейна, где последний назван «Магистром Храма».
Последующие поколения станут рассказывать историю первых тамплиеров — каждый раз чуть-чуть иначе:
«В начале правления Балдвина II из Рима в Иерусалим приехал некий француз, чтобы вознести молитвы. Он дал обет не возвращаться на родину, а три года помогать королю в войне, после чего стать монахом. Он и еще тридцать рыцарей, прибывших с ним, решили закончить свои дни в Иерусалиме. Когда король и его бароны увидели, сколь успешно бьются эти рыцари… они дали ему совет остаться на воинской службе вместе с его тридцатью рыцарями и защищать город от разбойников, вместо того чтобы становиться монахом в надежде обрести спасение собственной души».
Так говорит о возникновении Ордена тамплиеров Михаил Сирийский, патриарх Антиохийский, приблизительно в 1190 году. Примерно в то же время англичанин Уолтер Man дает несколько иную версию:
«Рыцарь по имени Пейн, родом из местности с тем же названием в Бургундии, прибыл в Иерусалим как паломник. Услышав же, что на христиан, которые поят лошадей у колодца неподалеку от ворот Иерусалима, часто нападают притаившиеся в засаде язычники и что многие его единоверцы при этом погибают, он преисполнился жалости и… пытался защищать их, как только мог. Он часто бросался им на помощь из искусно выбранного укрытия и убил множество врагов».
Уолтер описывает основателя ордена как одинокого рейнджера, который со временем сплотил вокруг себя других рыцарей-единомышленников. Такая версия вполне пригодна для сценария вестерна, но вряд ли подобный воин мог прожить достаточно долго, чтобы основать рыцарский орден.
Более поздний автор, монах из Корби по имени Бернар, поведал историю первых тамплиеров по-другому. Его сочинение написано в 1232 году, через сто с лишним лет после возникновения ордена, но Бернар опирался на ныне утерянный текст некоего Ернула, человека благородного происхождения, который жил в Иерусалиме примерно в то же время, что и предыдущие авторы. Вот что пишет Бернар:
«Когда христиане завоевали Иерусалим, они расположились у Храма Гроба Господня, и многие другие пришли к ним со всех концов. И они повиновались настоятелю храма. Добрые рыцари посовещались меж собой и сказали: „Мы оставили свои земли и своих друзей и пришли сюда, дабы возвеличить и восславить власть Господа. Если мы останемся здесь и будем есть, пить и проводить время в праздности, то без пользы мы носим наши мечи. Меж тем эта земля нуждается в нашем оружии… Так соединим же наши силы и выберем одного из нас предводителем… чтобы он вел нас в сраженье, когда таковое случится“.»
Таким образом, Бернар полагает, что эти воины вначале были паломниками, которые стояли лагерем у церкви Гроба Господня и подчинялись священнослужителю, и в боевой отряд они объединились исключительно от безделья.
Наконец, в нашем распоряжении есть документ, излагающий точку зрения Вильгельма, архиепископа Тирского. Его цитируют чаще других — эта версия считается общепринятой. Поскольку Вильгельм родился в Иерусалиме и получил образование в Европе, он, с одной стороны, имел доступ к местным письменным источникам, а с другой — владел изысканным стилем, дабы изложить свою историю должным образом.
«В том же (1119) году несколько благородных рыцарей, любящих Господа всей душою, благочестивых и богобоязненных, предали себя в руки патриарха для службы Иисусу Христу, изъявив желание до конца своих дней жить, соблюдая целомудрие, проявляя покорность и послушание и отказавшись от владения каким-либо имуществом. Выделялись же из них более всего достопочтенные Гуго из Пейна и Годфруа из Сент-Омера. Поскольку у них не было ни церкви, ни постоянного жилища, король дал им временное пристанище в своем дворце, что размещался с южной стороны от Храма Господня… Служба же этих рыцарей, вмененная им патриархом и другими епископами для отпущения грехов, состояла в наилучшей защите дорог и троп, по коим шли паломники, от нападений разбойников и грабителей».
Эти версии имеют кое-что общее. Все они предполагают, что Гуго де Пейн был первым тамплиером и что король Иерусалима Балдвин II признал тамплиеров либо как рыцарей, считавших своим долгом защищать паломников, либо как группу религиозных людей, которые желали использовать свой военный опыт для охраны христианских поселений. Версии единодушно утверждают, что храмовники сначала жили на том месте, где, по мнению крестоносцев, находился Храм Гроба Господня, то есть там, где был погребен Иисус Христос. Только объединившись в орден, эти люди заняли часть королевского дворца — где, как предполагали, находился Храм Соломона. Не исключено, что поначалу они делили это помещение с госпитальерами, чей орден существовал на Святой земле с 1070 года.
Летописи не дают ясного представления, кому принадлежала идея создать орден, членам которого надлежало жить подобно монахам и сражаться подобно воинам. Монахи-воины? Это звучало абсурдно. Воинам приходилось проливать кровь, а кровопролитие было грехом. Монахи молились за спасение душ воинов, сетуя на их вынужденную жестокость. Воины представлялись необходимым злом, которое допускалось для защиты общества от тех, кто попирал закон. Некоторые из них приходили к религии, отказывались от прежней, полной насилия жизни и становились монахами, но о монашеском ордене, чьим предназначением было бы участие в сражениях, прежде не слышал никто.
Идея эта родилась от безысходности. Успехи первых крестоносцев снова сделали доступными для христианских паломников Иерусалим и библейские святыни. И толпы людей стали прибывать туда из всех уголков христианского мира.
Однако, хотя такие города, как Иерусалим, Триполи, Антиохия и Акра, были захвачены крестоносцами, большая часть дорог, их соединяющих, оставалась в руках мусульман. Не удалось захватить и кое-какие небольшие города. Паломники становились легкой добычей. На Пасху 1119 года около семисот паломников подверглись нападению на пути из Иерусалима к реке Иордан. Триста человек были убиты, еще шестьдесят — захвачены и проданы в рабство.
Вполне возможно, что источником рассказа Уолтера Мапа о том, как Гуго де Пейн в одиночку охранял колодец, были не тамплиеры, а некий русский по имени Даниил, настоятель монастыря. Примерно в 1107 году он описал место между Яффой и Иерусалимом, где паломники могли брать воду. Они проводили там ночь «в великом страхе», поскольку поблизости был мусульманский город Аскалон, «откуда сарацины совершали свои набеги и убивали паломников».
Однако, несмотря на опасность, христиане оставались непреклонными в своем желании совершить путешествие на Святую землю. Ведь сделать Иерусалим вновь доступным для паломников как раз и было первоначальной целью крестоносцев. Следовало принять меры для защиты людей, но у короля Балдвина и других предводителей крестоносного воинства не было ни людей, ни средств для охраны всех дорог к библейским святыням. Не важно, кому пришла в голову идея создать Орден тамплиеров, в любом случае она была встречена местной знатью с энтузиазмом. В конце концов было решено, что Гуго и его соратники могут наилучшим образом послужить Господу, обеспечивая безопасность Его паломников.
Первоначально тамплиеры представляли собой изолированную группу, никак не связанную с папским престолом. Они получили благословение Гармунда, патриарха Иерусалимского, и вполне могли оказаться среди участников церковного собора в Наблусе 23 января 1120 года.
Собор был созван не с целью утвердить создание Ордена рыцарей Храма, а чтобы обсудить проблемы, накопившиеся за двадцать лет, прошедших с момента образования латинских королевств. Наибольшее беспокойство вызывала саранча, уничтожившая урожаи последних четырех лет. Высказывалось единодушное мнение, что это несчастье было Божьим наказанием за падение нравов со времени, прошедшего после завоевания Иерусалима. Поэтому в большей части из двадцати пяти принятых собором деклараций речь шла о грехах плоти.
Любопытно отметить, что в этом — церковном — соборе приняло участие не меньше представителей светской знати, чем церковных иерархов. Это обстоятельство указывает на то, что озабоченность сложившимся положением распространялась на все общество и решать возникшие проблемы были призваны все власть имущие.
Собор в Наблусе вызвал мой интерес потому, что ряд ученых, изучающих историю храмовников, полагают его существенным для создания этого ордена. Однако, обратившись к первоисточникам, я убедилась, что в документах собора тамплиеры вообще не упоминаются. Принятые в Наблусе каноны в основном выражают точку зрения церковников и светской знати на то, какие грехи следует считать наиболее тяжкими. Семь канонов запрещают супружескую измену, или бигамию, четыре касаются мужеложества. Еще пять канонов относятся к сексуальным и иным связям между христианами и сарацинами — контакты допускались только после крещения последних. Похоже, участники собора полагали, что, прекрати люди заниматься всеми этими безобразиями, следующий урожай был бы богаче.
Мы не имеем официальных свидетельств, были ли выполнены решения собора и удалось ли сохранить урожай следующего года. Но из различных источников становится ясно, что грехи плоти совершались в прежних масштабах.
Единственным каноном, который можно связать с тамплиерами, только-только возникшей общностью, был канон под номером двадцать: «Если священнослужитель берет в руки оружие для защиты, то он этим не совершает греха». О рыцарях, ставших военными-священнослужителями, в каноне ничего не говорится.
Тем не менее и это упоминание означало существенный отход от общепризнанной точки зрения. Несмотря на некоторое ослабление строгости правил для тех, кто сражается за Господа, священникам и монахам всегда запрещалось участвовать в битвах.
Однако за год до собора в Наблусе у стен Антиохии, на месте, которое по сю пору известно под названием Кровавое поле, состоялась битва, в которой пали граф Рожер и большая часть его воинов. Дабы спасти город, патриарх Бернар повелел раздать оружие всем, кто способен сражаться, включая монахов и священников. К счастью, им не пришлось вступить в схватку, но прецедент был создан.
Такова была атмосфера, в которой рождался Орден тамплиеров.
Одна из легенд о возникновении ордена, которую распространяли сами храмовники, гласит о том, что в течение первых девяти лет существования ордена в нем было только девять рыцарей. Впервые это число упоминает Вильгельм Тирский, и затем оно неоднократно повторялось более поздними летописцами.
Неужели их было только девять? Вряд ли. Хотя сколько-нибудь заметного роста ордена в первые годы его существования не отмечалось, он все же не смог бы сохраниться, будь в его рядах так мало членов. Возможно, число девять было выбрано творцами легенды потому, что именно девять лет прошло с момента возникновения ордена до собора в Труа, на котором он получил официальное признание.
Некоторые историки полагают, что на тамплиерах сказалось влияние средневекового числового символизма. Девять — «круговое число»: при умножении на любое число оно дает результат, сумма составляющих цифр которого или равна девяти или делится на девять, «а потому его можно считать нетленным». Через много лет после основания ордена Данте предположил, что число девять было выбрано потому, что «девять — святая цифра ангельского чина, утроенная святая цифра Троицы».
Я не думаю, что первые тамплиеры были достаточно образованны, чтобы использовать подобные эзотерические знания. Однако Вильгельм Тирский такими знаниями владел, и эту мысль мы впервые нашли именно в его тексте. Вполне возможно, что число девять как раз и является изобретением Вильгельма, а затем тамплиеры позаимствовали его, добавили в свою версию легенды, и со временем оно стало непреложно связываться с орденом. Так или иначе, число девять вошло в символику тамплиеров и присутствует на орнаментах в некоторых часовнях ордена.
Мы располагаем весьма скудными сведениями о первых годах существования рыцарей Храма. Сохранилось несколько грамот, написанных в Иерусалиме и Антиохии, на которых есть подписи первых тамплиеров. Однако в них не отражены какие-либо пожалования членам ордена — мы просто имеем свидетельства, что эти люди действительно существовали и находились на Святой земле. Нет также никаких сведений о пожертвованиях ордену, сделанных до 1124 года.
Людям свойственно стремление заполнять пробелы, будь то белые пятна на карте или пропуски, делающие историю или легенду незавершенной. Именно это и случилось с историей возникновения Ордена рыцарей Храма. Летописцы не сочли это событие достойным упоминания, но спустя шестьдесят с небольшим лет, когда орден уже играл заметную роль в обществе, люди возымели желание узнать, как это все начиналось.

Так стали рождаться и множиться легенды. И этот процесс продолжается в наши дни.

Глава из книги: Подлинная история тамплиеров Ньюман Шаран
С сайта: https://history.wikireading.ru/252597
Ответить С цитатой В цитатник
Angel767   обратиться по имени Суд над орденом тамплиеров Суббота, 19 Декабря 2020 г. 08:33 (ссылка)
"Даже монахи должны работать, но рыцарям не следует слишком беспокоиться об этом, ибо они служат Господу, даже сражаясь."

В 1307 г. папа Климент V, под влиянием короля Франции Филиппа IV Красивого, вызвал Великого Магистра Жака де Моле с острова Кипра, где находилась резиденция Магистров, под предлогом обсуждения плана нового крестового похода. Тот прибыл во Францию вместе с Конвентом, архивом и казной. А в пятницу 13 октября 1307 г. (по юлианскому календарю) по приказу Филиппа IV по всей Франции был произведен внезапный и одновременный арест всех тамплиеров, во главе с де Моле и его Конвентом. 12-го Августа 1308 г. была издана булла папы, повелевавшая светским и духовным властям возбудить против Ордена рыцарей Храма судебное преследование. Арестованным были предъявлены обвинения в святотатстве, идолопоклонничестве и содомии. Полный список обвинений включает 127 статей. Условно их можно разделить на 7 групп.
Отрицание святых, Девы Марии и Иисуса Христа как Спасителя. Утверждалось, что тамплиеры признавали Христа лже-пророком, от которого не исходит благодати. Кроме того, их обвиняли в надругательстве над крестом, а именно, в том, что они плевали на крест при посвящении в Орден, попирали его ногами и бросали на землю.
Идолопоклонничество, особенно поклонение некой голове.
Отвержение Святого причастия и пропуск в мессе слов ”Ecce enim corpus meum” (это есть тело мое).
Вера в то, что Великий Магистр и Высшие братья могут выслушивать исповедь и даровать отпущение грехов. Поцелуй инициируемых в обнаженную плоть и другие обвинения в содомии.
Сбор богатств незаконным путем и растрата доверенных им средств.
Проведение секретных и охраняемых собраний, раскрытие тайны которых каралось смертью.
Таковы были основные обвинения.
В результате следствия было неопровержимо доказано, что рыцари Ордена впали в ересь, отказались от поклонения Христу и создали внутри Ордена тайный внутренний круг, исповедовавший некую таинственную религию.
В итоге, 2 мая 1312 года папской буллой Орден рыцарей Храма был предан проклятью и обречен на уничтожение. Через семь лет после ареста, 19 марта 1314 г. Великий Магистр Жак де Моле и Процептор Нормандии Жофруа де Шарне были преданы бескровной казни. Их сожгли на Еврейском острове в Париже. Перед смертью Великий Магистр успел проклясть Филипа IV, папу Климента, руководившего следствием Канцлера Гийома де Ногарэ, предсказав их смерть в течение года, а также проклял весь королевский род до тринадцатого колена. Как известно из учебников истории эти проклятия сбылись.
Анализируя обвинения и материалы следствия мы обнаруживаем немало странностей в этом деле. Удивительно, но с самого начала следствия большинство допрошенных не отрицали ни отречения от Христа, ни плевка на распятие, хотя для того времени вряд ли существовало более страшное обвинение. Первый рыцарь, попавший на допрос к инквизитору Гийому Парижскому 19 октября 1307 года, Ренье де Л’Аршан до пытки показал, что при посвящении в Орден отрекся от Христа и плюнул на распятие.
24 октября 1307 на допросе у этого же инквизитора сам Великий Магистр Жак де Моле показал, что, когда его принимали в Орден, он отрекся от Христа и плюнул, но не крест, а на землю рядом с ним. Позже, в 1308 году будучи вместе с Великим Визитатором Гуго де Пайрандо на допросе у трех кардиналов, специально посланных папой, Великий Магистр вновь признал отречение и святотатство, после чего повел себя довольно странно. Он попросил, чтобы допросу был подвергнут простой слуга из его свиты. Просьба была выполнена, и без пытки тот показал, что он тоже отрекся от божественной сущности Христа. После этого братьям было дано отпущение грехов они были допущены к Святому причастию и заточены в главной башне замка Кудре, одном из трех замков крепости Шинон.
Известны граффити на стенах этой башни, которые исследователи датируют временем заточения тамплиеров. Помимо прочего, граффити изображает распятие, на подножие которого изображены три группы точек, каждая по три точки, расположенных в виде треугольника. Смысл изображения до сих пор точно не установлен. Под распятием надпись “Я молю Господа о прощении”. Также весьма примечательно пылающее сердце, лучи которого повергают королевскую лилию.
С 11 апреля 1309 года по 26 мая 1311 года Большая следственная комиссия допросила 231 свидетеля, из которых тамплиерами (как рыцарями, так и приорами и туркополиями) были 225 человек и 6 свидетелей, не принадлежавших к Ордену. 107 человек без пытки признали отречение от Христа “устами, но не сердцем”, поцелуй в губы и копчик и попрание распятия при посвящении в Орден. 16 человек заявили, что ничего подобного при приеме в Орден не происходило. Двое признались, что им было предложено отречься от Христа, но они отказались. Поклонение черной кошке отрицали все и 219 отвергли обвинение в поклонение идолу в виде головы, якобы происходившее в момент посвящения и на заседаниях Капитула.
Кроме того, все свидетельствовали, что в клятве вступающего в Орден рыцаря ни разу не упоминается имя Иисуса Христа. Клятва приносится во имя "Бога, Госпожи Святой Марии и Господа Нашего". Если учесть, что в Ордене находили убежище многие еретики альбигойцы, то понятно, что им не составило бы труда принести подобную клятву, не идя на компромисс со своими убеждениями.
Показания по обвинению в создании тайного высшего ордена Храма, в силу специфики обвинения, могли дать не многие, а только те, кто принадлежал к этому высшему Ордену. Свидетельств на этот счет не много и полной картины они увы не дают.
Так во время процесса над английскими тамплиерами трое из них дали следующие показания: “В действительности в Ордене существуют два вида обряда посвящения. Первый происходит в момент принятия в Орден и не содержит в себе ничего предосудительного. Второе же посвящение может состояться лишь по прошествии нескольких лет, его удостаиваются лишь некоторые, и обряд этот держится в тайне”.
Также примечательны слова тамплиера Госерана де Монпеза, которые могут косвенно подтверждать существование тайного внутреннего круга в Ордене: “У нас есть три статьи, которые никто не узнает, кроме Бога, Дьявола и магистров”.
Таким образом, единственные обвинения, которые признали почти все, от рядовых братьев, до высших сановников Ордена, это отречение от Христа при посвящении и существование в Ордене тайного внутреннего храма.
Природу и смысл отречения объясняли по разному. Основная версия — испытание крепости веры неофита. Другой вариант — проверка готовности во всем слепо подчиняться воле старших братьев. Вероятно, что первый (т.е. дающийся при первом приближении) смысл этого обряда именно таков. Действительно по поведению кандидата можно было определить его настрой, систему ценностей и готовность его сознания к расширенному восприятию мира и новых знаний. Но на следующих этапах посвящения этот обряд обретал более глубокий сакральный смысл. Здесь проблема отречения и существования тайного Храма тесно переплетаются. Ибо очевидно, что из религиозно-мистической доктрины Тайного Храма вытекает практика применения и смысл обряда отречения.
Показания тамплиеров, полученные, кстати, до пытки подтверждают, что обвинение в создании тайного внутреннего круга небезосновательно. Но кроме показаний тамплиеров существует еще одно свидетельство существования такой структуры в Ордене, а именно — печать Тайного Храма. Печать выглядит очень своеобразно, как и все печати Ордена. То, что на печати Великого Магистра нет изображения креста — еще не повод для обвинения в ереси. Но то, что на печати Тайного Храма изображен Абраксас, может говорить только о приверженности владельцев этой печати гностическому учению.
В гностической традиции это имя космологического божества. История употребления прослеживается до Василида, гностика из Александрии (ок. 90 г. н. э.), у которого Абраксас становится центром всего учения. Согласно василидианской доктрине Абраксас — верховный глава небес и эонов, являющий в себе их полноту. Сумма цифровых значений букв его имени составляет 365, т.е. число дней года, а также число небес (совокупность мирового пространства) и число эонов (совокупность духовного пространства).
Семь букв имени подчеркивают смысл исчерпания моментов бытия, совершенной полноты. Иконографический образ Абраксаса — тело человека с головой петуха (предвидение и бдительность), в одной руке у него щит, в другой — плеть (Мудрость и Власть). Из тела вместо ног вырастают две змеи — Нус и Логос (внутреннее чувство и быстрое понимание).
Не рискну утверждать, что это изображение на печати однозначно свидетельствует о приверженности Василидианскому учению, тем более, что большинство исследователей определяет тамплиерское учение как более близкое к офитскому. Но надо признать, что Абраксас однозначно ассоциируется с учением Василида еще с первого века нашей эры.
Кроме того, интересная деталь. Василидиане не признавали распятия. По их представлениям, Христос не был распят на кресте. Он, обладая лишь кажущимся телом, отлетел на небо, оставив злобе иудеев Симона Киринейского, который и был распят вместо Христа. Таким образом, утверждали василидиане, кровь мучеников льется не за Христа, а за Симона Киринейского. А потому, отречение от Распятого вовсе не грех. Параллель с тамплиерским обрядом отречения напрашивается сама собой. Возможно, василидианские представления, распространенные тогда на Востоке, послужили поводом для признания тамплиерами Христа лже-пророком и для отречения от него. Заметим также, что символика тамплиеровского тройного отречения от Христа, в таком случае естественно вытекает из тройного отречения апостола Петра, ибо Василид считал истоком своего учения Тайное Учение именно апостола Петра, который естественно пользовался большим почитанием у василидиан.
В основе тайной доктрины тамплиеров лежит, очевидно, идея возврата к первоистокам, очищения от ложного знания, восстановление утраченного единства, как в религиозном плане, так и на социальном уровне. Деятельность Ордена по созданию единого государства на территории тогдашней Европы и части Азии имела своей целью реализацию идеи Синархии. Более того, при приеме в Орден, вместе с неофитом, членами Ордена становились все его родственники и потомки. Таким образом Орден, рыцари которого были связанны обетом безбрачия создавал тамплиерские династии, родовую знать Ордена вне государственных рамок. Единство — соединение компонентов в первоначальном гармоническом виде, эта идея свойственна всем гностическим учениям. Таким образом, доктрина Тайного Храма базировалась на гностическом учении Василида, но только базировалось, служа, видимо, его продолжением и развитием.
Еще раз отметим, что первые следы тайного отречения и создания внутреннего круга в Ордене относятся к концу XIII — началу XIV веков, когда Орден покинул пределы Палестины.
Введение нового Обряда приписывают некоему Ронселену де Фо, которого на допросах тамплиеры называют Великим Магистром. Так, процептор Пуату и Аквитании Жофруа де Гонвиль на допросе у королевских комиссаров заявил по поводу отречения: “Некоторые утверждают, что это было одним из гнусных и растленных нововведений магистра Ронселена”. Свидетель Гуго Сиран утверждал, что в Ордене существует тайная иерархия и Тайный Устав, написанный магистром Ронселеном. Наконец в 1877 г. в архиве Великой Ложи в Гамбурге был обнаружен экземпляр текста Тайного Устава, содержащего слова “Здесь начинается Книга Огненного Крещения, или Секретный Устав, составленный для утешившихся братьев магистром Ронселенусом”.
Однако в полном списке Великих Магистров, коих, как известно было ровно 23, имени Ронселена де Фо не встречается. Это дает право предполагать, что в Ордене действительно существовала параллельная Тайная Иерархия. Более того, явные руководители Ордена не входили в эту иерархию. То есть, последний Великий Магистр Жак де Молэ не был Великим Магистром Тайного Храма и, вполне вероятно, не был посвящен в его высшие тайны. Тем более, что в его показаниях явно звучит интонация человека руководимого. Он, как и большинство других братьев дает самые расплывчатые показания, более сводящиеся к предположениям. Кто руководил Тайным Храмом в действительности, кто такие Высшие Братья, о которых постоянно говорят тамплиеры на допросах, скорее всего, останется тайной, так же, как останется тайной в чем же точно заключалось учение Тайного Храма. Можно лишь с достаточной долей уверенности предполагать, что это было синтетическое учение на базе василидианского гностицизма в сочетании с некоторыми восточными мистичекими традициями, вероятнее всего, манихейством.
Несомненно, Орден рыцарей Храма является одним из источников, из которых черпала свою мудрость масонская традиция. Выдвигается много версий о путях преемственности между Тамплиерами и Вольными Каменщиками. Я рискну предположить, что после разгрома Ордена многие рыцари, послушники и туркополии были вынуждены искать свое место в миру. Очевидно, что архитекторы и каменщики Ордена обрели пристанище в строительных цехах того времени. Памятуя о том, что туркополии составляли большую часть Ордена, можно представить насколько они пополнили ряды зодческих мастерских. Кроме того, как упоминалось выше, ВСЕ члены Ордена проходили обряд посвящения и нигде не сказано, что только братья-рыцари составляли Тайный Храм. Вероятно какая-то часть архитекторов и каменщиков тоже принадлежала к Секретному Кругу. И тем более вероятно, что попав в среду мирских строительных цехов бывшие тамплиеры не дали пропасть своим знаниям и передали часть их в обрядово-символической форме своим новым братьям. Однако, это лишь предположение. В заключение, я хотел бы привести выдержки из письма первого Великого Магистра Гуго де Пайена, обращенного к братьям-рыцарям, оставшимся в Иерусалиме, когда тот вместе с Андре де Монбаром отправился в Европу в 1126 году для набора новых людей в Орден. Мне кажется, что некоторые положения этого письма близки по духу не только каждому Вольному Каменщику, но и любому человеку свободному и добрых нравов. Великий магистр обрисовывает 7 положений:
1. Дьявол постоянно пытается ослабить дух тамплиеров, и с ним нужно постоянно бороться всеми средствами; 2. Хотя военная природа Ордена публично не ставилась под вопрос, рыцари должны видеть себя в первую очередь монахами, а уж затем воинами;
3. Лучший способ бороться с дьяволом — смирение, ибо не помогут ни нарядные одежды, ни высокий титул; 4. Христианина не может возвысить титул либо одеяние — соответственно, не следует их добиваться;
5. Даже монахи должны работать, но рыцарям не следует слишком беспокоиться об этом, ибо они служат Господу, даже сражаясь;
6. Чувство долга и упорство — два качества, которые помогут тамплиерам в их задачах;
7. Свободное братство и работа в нем — вот путь к спасению.

С сайта: http://beauseant.ru/sud-nad-ordenom-tamplierov
Ответить С цитатой В цитатник
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку