Очень интересная мысль! - (8)

Кто "ЗА"? Серия сообщений "Мысли вслух":

Слова не мальчика, но мужа... - (13)

Цитата ! :)   Лидеры, такие лидеры.

Большая онлайн библиотека - (4)

Большая онлайн библиотека http://www.liveinternet.ru/users/3818129/post250254511/ хороший сайт...

Тревожная новость! - (4)

Извините, кого ввел в заблуждение. По совету Владимир_Шкондин погуглил, оказывается эта весть рас...

Осенний компот - (4)

Это компотик такой очень согревающий и вкусный... специально для мартобря в промозг...

Посмотреть все фотографии серии Северный кавказ
Северный кавказ
17:48 25.02.2010
Фотографий: 5

Кисловодский терренкур

Маршрут кисловодского терренкураНа терренкуреКрасные камни. Кисловодский терренкур.Каменная скалья в районе Синих скалСиние скалыГроты в Синих скалахНерукотворные аркиГроты в скалах Джинальского хребтаАрка. Игра природы

Поиск сообщений в Andrrr

Часть 5 - Экскурсии на Соловках. День первый
Часть 6 - Экскурсии на Соловках. День разочарований
Часть 7 - На крайнем юге Соловков
Часть 8 - Заяцкие лабиринты. вторая попытка.
Часть 9 - Поселок Соловецкий и его обитатели

Выбрана рубрика Соловки - земля обетованная.

Соседние рубрики: Шри-Ланка(4), Что с наследием делать будем?(6), Франция(2), Турция(6), Тверские земли(2), Таиланд(2), Синайский релакс(5), Северная Осетия 2014(7), Православные храмы юго-востока Подмосковья(3), По землям Рязанским(3), Москва заповедная(27), Крит(5), Коломенское(0), Иордангия(1), Гоа 2017(4), Гоа 2015(7)

Другие рубрики в этом дневнике: Хроники(12), Фотошоп - Скорая помощь(3), Фотожизнь(135), Стройка(22), Ссылки(31), Путешествуем(134), Путешествие на Север летом 2010(10), Просто интересно(72), Новогоднее путешествие 2017(0), Мысли вслух(86), Культура(25), Интернет и ПК(37), Дача(33)

Ехал поезд

Среда, 29 Августа 2012 г. 22:53 + в цитатник

А на поезде – я. Правда, это был другой поезд, потому что тот, на котором я должен был ехать на Соловки по первоначальному плану, ушел на пару часов раньше… Короче, я опоздал: где-то на полпути к вокзалу обнаружил, что забыл фотоаппарат и пока доча привезла его мне на эти полпути, на вокзале я оказался через 3 минуты после его отхода…

Бутафорская церковь

Вторник, 04 Сентября 2012 г. 22:03 + в цитатник

Легенда гласит, что в поисках места для съемок фильма «Остров» режиссер Павел Лунгин объехал немало северных церквей, но никак не мог найти то, которое отвечало бы его замыслу. Направляясь на Соловки, он приметил с причала Рабочеостровска одинокую избу, стоящую на мысу у самого берега на противоположном берегу небольшого залива. На обратном пути, не найдя на Соловках ничего подходящего, он решил повнимательнее присмотреться к заинтересовавшей его избе. Оказалось, что и место, и экстерьер полностью соответствуют образу отшельнического скита. Избу переделали в церковь, поправили дворовые постройки, кое-что добавили и получились декорации к фильму.

Рабочеостровск, декорации к фильму

Соловецкое притяжение

Вторник, 18 Сентября 2012 г. 10:29 + в цитатник

С чего же начать?

Первые сведения о том, что есть такое место, Соловки, я получил от бабушки, которая грозилась отправить меня туда за шалости, из чего я сделал вывод, что это что-то вроде тюрьмы. Затем, во времена расцвета Гласности, Соловки стали символом сталинских репрессий, подтвердив тем самым мои детские представления.

Справедливости ради следует заметить, что Соловки тюрьмой были всегда. Первые сведения о заключении в Соловецкой тюрьме преступников против веры относятся к середине XVI века, потом здесь отбывали наказание осужденные и за политические, и за уголовные преступления. А первыми вертухаями Соловецкого Лагеря Особого Назначения были монахи распущенного в 1920 году Соловецкого монастыря, потому что были профессионалами этого дела. Кстати, молва гласит, что они сами предложили свои услуги новой власти.

Примерно в это время я впервые подобрался к Соловкам достаточно близко, чтобы почувствовать их притяжение. Мы возвращались из похода через Кемь и чтобы скоротать время до поезда, решили съездить в Рабочеостровск, посмотреть на море. Здесь, слово-за-слово, речь зашла о Соловецком архипелаге…

Старый причал/3673959_z1 (700x464, 175Kb)

Причал старого лесопильного завода в Рабочеостровске, который в 20-е годы был переоборудован в пересыльный пункт для отправки заключенных в Соловецкий лагерь.

Затем в период бурного возрождения Православия,

Легенды Соловецкого Кремля

Вторник, 02 Октября 2012 г. 18:37 + в цитатник

Хочу обратить внимание, что под легендой я понимаю недостоверные или неподтвержденные сведения о фактах реальной действительности.

Как и всякая старинная крепость, Соловецкий Кремль тоже оброс легендами. Только легенды эти не о призраках и кладах.

Но сначала – общие впечатления. Так и хочется сказать, перефразировав классика: чуден Соловецкий Кремль при всякой погоде.

Прибыли мы на остров ночью, поэтому первое впечатление от кремля было поверхностное: просто убедились, что он есть и на месте.

Фактическое знакомство началось рано утром обходом крепостной стены по берегу Святого озера.

Кстати, в советский период истории Соловков Святое озеро было переименовано в Кремлевское, Белое озеро - в Красное, Игуменское озеро – в Комсомольское. А потом – обратно.

Архангельская башня Соловецкого Кремля

Экскурсии на Соловках. День первый

Четверг, 18 Октября 2012 г. 13:37 + в цитатник

Экскурсионную программу на Соловках пришлось сокращать, потому что из-за аварии на железной дороге мы потеряли почти сутки. Из экскурсий выбрал Большой Заяцкий остров (обязательно!), остров Большая Муксалма и обзорную по Соловецкому Кремлю. От Анзера по здравому рассуждению и совету товарища решил отказаться. Один день оставил в резерве.

Вообще-то, еще готовясь к поездке, я лелеял надежду попасть на экскурсию независимого гида Олега Кодолы. Проблема была в том, что записаться на его экскурсии (заказать)  можно только через сайт, а я хотел попытаться присоединиться уже к какой-нибудь на острове, благо, мой товарищ и попутчик на Соловках был лично с ним знаком. Я же знал о Кодоле по его книге «Путь лабиринта», которую прочитал после путешествия на Кузова, когда пытался разобраться, что же за мегалитические сооружения мы там обнаружили. Еще читал его публикации в Интернет и публикации о нем. О нем в основном скандальные, но об этом позже.

На Соловках мы поселились в частном секторе, причем квартира нашей хозяйки была дверь в дверь с квартирой Олега, но пересечься с ним никак не удавалось. Я уж было смирился, но удача улыбнулась в последний день.

Однако, по порядку. В первый же день с утра пораньше отправился в соловецкий «Центр гостеприимства», где располагается экскурсионное бюро Соловецкого музея-заповедника. Записался на те, что хотел: в этот же день на Муксалму, на следующий день утром – обзорная по Кремлю, а вечером – Большой Заяций.

Экскурсия на остров Большая Муксалма

Остров Большая Муксалма знаменит прежде всего своей валунной дамбой, соединяющей его с островом Большой Соловецкий.

Большая Соловецка дамба/3673959_m1 (700x464, 188Kb)

Предыстория такова.

Экскурсии на Соловках. День разочарований

Понедельник, 29 Октября 2012 г. 23:53 + в цитатник

И так, на второй день у меня были запланированы обзорная экскурсия по Соловецкому Кремлю и на Большой Заяцкий остров, где сосредоточены большинство Соловецких северных лабиринтов.

От первой экскурсии я многого не ожидал: хотелось систематизировать ту информацию, которой  обладал заочно и увидеть заповедные уголки крепости. Последнее актуально, потому что самостоятельно посмотреть практически ничего не получится: доступ только с экскурсией.
Мои неожидания оправдались, я даже к концу заскучал и покинул группу до завершения мероприятия. Нет, ничего плохого про экскурсовода я сказать не хочу, просто чего-то сверх того, что можно прочитать, не услышал. А так, экскурсовод вполне квалифицированный. Я бы даже заметил: не экскурсовод, а экскурсоводы, потому что в ходе экскурсии я на какое-то время примкнул к параллельной группе и могу сказать, что тексты абсолютно одинаковы.

Вообще, как я понял, экскурсоводы Соловецкого музея-заповедника – архангельские студенты. И трудно ждать от них проработки экскурсионной программы глубже, чем им дают на обучении перед началом сезона.

Но нельзя исключать и наличие запрета на определенные темы. Ведь  Соловецкий музей-заповедник учреждение государственное, а что может быть идеологичнее истории? А если еще учесть, что парадоксальным образом директором этого музея сейчас оказался настоятель Соловецкого монастыря, то вопрос цензуры совсем уже не кажется таким фантастичным.

А вот от экскурсии на Большой Заяцкий остров я ожидал многого…

На крайнем юге Соловков

Воскресенье, 04 Ноября 2012 г. 20:45 + в цитатник

И так, в последний день на Соловках я решил отдохнуть от экскурсий и попытаться по максимуму вкусить дух северной природы. Опробованный накануне в качестве средства передвижения велосипед вселил в меня уверенность в том, что практически любая точка Большого Соловецкого острова, где есть дороги, теперь мне доступна. Нужно только правильно выбрать эту точку.

Честно говоря, мне было все равно, куда податься, потому, что не был нигде. Почему-то первая мысль появилась про  Белужий мыс. Но в пункте проката мне сказали, что поездку туда нужно согласовать с временем отлива, так как лучше ехать по литорали (участок берега, который осушается во время отлива). Товарищ рекомендовал поехать на Секирную гору, но это экскурсионный объект и наверняка там будет людно. А хотелось один на один…

И вдруг я понял, что хочу на Печак. Печак – это мыс на самой южной оконечности Большого Соловецкого острова. Вот захотелось – и всё тут.

Утром в пункте велопроката я спросил у хозяина, проеду ли на Печак, на что тот ответил, что он вчера проехал. Ну и я поехал.

Рядом с поселком дорога на Печак хоженая, потому что она ведет на Мыс лабиринтов и к Переговорному Камню. По пути иногда к ней вплотную подходят заливы Белого моря, иногда её пересекают ручьи и речушки, но постепенно дорога уходит вглубь острова и, почти не сворачивая, бежит к южному берегу по песчаным дюнам, то поднимаясь на каменные взгорки, то спускаясь в болотистые низины, которые, впрочем, оказались вполне проходимы. Одна только болотина протяженностью километра полтора заставила потаскать велосипед на себе.

Но пусть лучше фотографии северной природы расскажут за меня.

Соловки. Отлив на Белом море/3673959_1 (700x464, 190Kb)

еще много фотографий

Заяцкие лабиринты. вторая попытка.

Четверг, 29 Ноября 2012 г. 10:51 + в цитатник

И так, вернувшись с мыса Печак, я быстренько сдал велик и отправился на лодочную стоянку, где должна была собираться группа для экскурсии на Большой Заяцкий, которую проводил Олег Кодола. Думаю, не будет большой неожиданностью то, что я втихаря радовался предстоящей возможности сравнить два рассказа об одном объекте, о соловецких лабиринтах, двух «конкурирующих фирм».

Поселок Соловецкий и его обитатели

Четверг, 10 Января 2013 г. 22:47 + в цитатник

Собираясь на Соловки, я представлял себе остров как оазис православного патриархального духа, где все жители богобоязненные ревнители церковных канонов, ведь даже чтобы попасть на некоторые экскурсии, как мне рассказывали, нужно получить благословение батюшки…  Сейчас это называется «пройти инструктаж».

Островитяне оказались абсолютно нормальными современными людьми с обычными для нашего времени заботами, пороками, радостями и горестями. Церковные традиции чтут не более ревностно, чем любой русский человек: Пасха, Рождество – это праздники. Так что образ Соловков, который у меня сформировался заочно, отличается от действительности, да и  как быть иначе: при населении острова 1037 человек, церковная община не превышает 80, из них 69 – насельники монастыря (по данным 2009 года).

Соловки. Старый монах/3673959_k21 (700x464, 79Kb)