Кто "ЗА"? Серия сообщений "Мысли вслух":
Слова не мальчика, но мужа... - (13)Цитата ! :) Лидеры, такие лидеры.
Большая онлайн библиотека - (4)Большая онлайн библиотека http://www.liveinternet.ru/users/3818129/post250254511/ хороший сайт...
Тревожная новость! - (4)Извините, кого ввел в заблуждение. По совету Владимир_Шкондин погуглил, оказывается эта весть рас...
Осенний компот - (4)Это компотик такой очень согревающий и вкусный... специально для мартобря в промозг...
Мифы церкви Святителя Николая в Демре |
Получилось очень длинно, но увиденное, услышанное и прочитанное о церкви Святителя Николая настолько не соотносилось, что захотелось разобраться.
Мои прабабушка и бабушка по маминой линии были глубоко верующими, строго соблюдали церковные каноны и ритуалы. Поэтому и я, когда гостил у них в детстве и отрочестве, оказывался в информационном поле православия, что, несомненно, нашло своё отражение в моих отношениях к религии. Например, если я вдруг оказываюсь в церкви, то непременно первым делом ищу икону Николая Чудотворца, чтобы поставить у неё свечку. Почему так? Не знаю: может, потому, что он был наиболее почитаемым святым в доме, а может, потому, что мне тогда больше всех нравилась его икона в домашнем иконостасе. Вот она.
Святитель Николай Угодник Мирликийский
Сейчас эта икона хранится у меня.
Естественно, такое моё отношение к Николаю Чудотворцу чисто подсознательное: ни его биографии, ни о его деяниях я не удосужился разузнать, а упоминаемое иногда вместе с его именем определение «мирликийский» я воспринимал, как набор букв, видимо имеющий какое-то значение в церковной иерархии.
Поэтому, собираясь в экскурсионный тур в Турцию по древней Ликии, я никак не связывал программное посещение церкви Святого Николая в Демре с образом Николая Чудотворца. И даже всерьез рассматривал возможность сбежать из группы на время посещения церкви, чтобы посмотреть древние скальные гробницы ликийских царей. Благо, находились они всего в какой-то паре километров от храма.
Но уже на месте, трезво оценив ситуацию, от коллектива решил не отрываться.
А в какой-то момент информационные пазлы сложились в картинку, и я вдруг понял, что церковь, включенная в программу тура, имеет непосредственное отношение к тому самому Николаю Чудотворцу и стоит на месте его погребения.
Скажу сразу: посещение храма вызвало у меня интересные ощущения и эмоциональные, и физические. Я долго искал им определение и. пожалуй, наиболее точно это ощущение можно охарактеризовать как благостное. Что стало его источником, сказать затрудняюсь: то ли аура намоленного места (здесь еще до христианской церкви стоял храм Артемиды),
то ли прохлада, которую хранят толстые каменные стены, в то время, как снаружи одуряющая жара,
то ли на первый взгляд незначительные свидетельства повседневной жизни наших далеких предков.
Гида нашего турецкого я практически не слушал, а старался увидеть, ощутить. Полагал, что уж о церкви Святителя Николая всё узнаю в Интернет. А напрасно: Интернет, как всегда, предоставил витиеватую смесь фактов и домыслов об истории храма на тему «как оно могло быть».
Справедливости ради следует отметить, что небылицы о храме, да и о Святителе Николае, появились не по злому умыслу, а от великой любви и уважения к святому. Но это не делает вымысел или домысел истиной.
Мало того, как говаривал Мюллер Штирлицу: «Маленькая ложь рождает большое недоверие» со всеми вытекающими последствиями.
Существование такой проблемы понимают и в Церкви, поэтому стараются отделять зерна от плевел. Даже наука такая есть, агиография называется.
Агиография (описание святых) – церковная дисциплина, изучающая жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. (Википедия). Наряду с традиционным изучением письменных источников, сейчас агиография широко использует данные, полученные в результате современных методов исследования.
А теперь вернёмся к церкви Святого Николая Угодника в Демре и проведем своё маленькое агиографическое исследование, а то уж больно сильно прочитанное отличается от увиденного.
Демре – современный небольшой городок на юге Турции, недалеко от места, где когда-то был древний портовый город Мира (или Миры). Предположительно Мира возникла в Vвеке до н.э. на территории Ликии, за свою историю познала взлеты и падения, но геополитический статус всегда имела высокий. А в V веке н.э. стала столицей Ликийской провинции в составе Византийской империи.
С 300 по … где-то так до 345 год н.э., до своей кончины, епископом Мир Ликийских и был Святитель Николай (так вот что означает Мирликийский!).
Однако источники говорят, что Святитель Николай был захоронен вне городских стен в старинном ликийском саркофаге на месте разрушенного языческого святилища, храма Артемитды.
Достоверно известно, что Византийский император Юстиниан после сильнейшего землетрясения 529 года организовал восстановление некоего сооружения на месте погребения Святителя Николая (гробницы или часовни) и воздвиг базилику. Впоследствии базилика неоднократно достраивалась и ремонтировалась из-за разрушений после землетрясений и военных действий.
Окончательно архитектурный облик церкви практически в том виде, как его можно увидеть сейчас, сложился стараниями императора Константина Мономаха и жены его Зои, о чем свидетельствует выбитая на стене церкви надпись (1042 год). И все же последнее слово осталось за Российской Империей: в 1858 году начались масштабные работы по восстановлению Православной святыни, но разразившаяся русско-турецкая война 1877-1878 г.г. не позволила завершить грандиозные планы.
Поэтому сейчас не вызывает сомнения то факт, что Святитель Николай никогда не служил в этой церкви.
Например, некоторые утверждают, что именно Святитель Николай и разрушил стоявший здесь языческий храм. Житие Николая Чудотворца действительно упоминает факт осквернения им храма Артемиды: «Николай пришел в храм Артемиды, который был очень велик и богато украшен, представляя собою приятное для бесов жилище. Святой Николай разорил этот храм скверны, сравнял высокое его здание с землею и самое основание храма, бывшее в земле, разметал по воздуху, ополчившись более на бесов, нежели на самый храм» (Источник). Однако археологические исследования утверждают, что храм Артемиды в Мире был разрушен во время землетрясения во 2 веке н.э.
Еще один спорный момент – использование в оформлении православной церкви некоторых элементов декора и культовых атрибутов языческого храма. И если применение обломков в качестве строительного материала не вызывает сомнения (в кладке стен церкви и ограды церковного двора есть каменные блоки с древнеэллинскими письменами), то предположение, что мозаичные полы церкви Николая Угодника тоже когда-то украшали храм Артемиды – явный вымысел. В противном случае, как минимум, следовало бы признать, что языческий храм имел ту же планировку, что и церковь.
Кроме того, специалисты характеризуют эту мозаику как прекрасный образец средневизантийского мозаичного искусства, а некоторые узоры (гид сказал) представляют собой христианскую символику.
Возможно, этот мозаичный узор рядом с алтарем в церкви Николая Угодника в Демре символизирует «Апо́столов от семи́десяти » — ученики Христа и его учеников.
А вот то, что алтарь и колонны около алтаря перекочевали в церковь Николая Чудотворца из храма Артемиды, вполне можно поверить: они заметно отличаются по стилистике исполнения от церкви и кажутся здесь несколько чужеродными.
Принято считать, что мощи святого покоились в одном из саркофагов, находящихся сейчас в церкви. И не просто «в одном из», а в конкретном, заключенном в стеклянной витрине. Именно к нему стоят паломники и просто туристы, чтобы приложить иконки (к стеклянной витрине), приобретенные в многочисленных лавках вокруг церкви. Даже царь наш Николай 1, который финансировал реставрацию церкви в Мире в 1862 году, заказал высечь на мраморной крышке этого саркофага тропарь Святителю Николаю «Правило Веры». И латиняте, купцы из города Бари, так же думали, когда прибыли изымать мощи. Однако, про них лучше рассказать всё по порядку.
Легенда гласит, что в те далекие времена у жителей древней Миры был обычай прятаться в горах, если городу что-то угрожало: стихийное ли бедствие или вражеское нападение. Так было и в тот раз, когда над городом нависла угроза нападения сельджуков: народ побежал в горы. А про мощи Святителя и забыли. «Как же так?! Почему меня оставили?», возмутились мощи Святителя, являясь то одному горожанину, то другому. Но те только отмахивались: мол, извините, уважаемый, не до вас.
И так мощам обидно стало, что дух Николая явился епископу далекого города Бари (территория современной Италии) с просьбой перевезти его останки в сей славный портовый город, ибо сам святитель происходил из купеческого рода, а посему очень благоволил к морякам.
История умалчивает о подробностях, но, видимо, чтобы подстраховаться, Святитель явился и кому-то в Венеции. И вот, весной 1087 года, корабли двух городов, Бари и Венеции, устроили чуть ли не гонки морские, призом в которых должны были стать мощи Святителя Николая.
Победили барийцы. В церковных писаниях говорят, что жители Миры с плачем прощались с мощами Святителя Николая, но с пониманием отнеслись к воле Святого.
Досталось кое-что из мощей и венецианцам: барийцы изымали мощи наощупь, так как «гробница была наполнена благоухающим миром», вот и пропустили что-то. Но и венецианцы были не очень внимательны, потому что небольшая часть мощей сейчас хранится в Анталийском археологическом музее. Кстати, уже в конце 20 века было доказано, что останки в Бари, Венеции (частично, так как прихватили часть чужих останков) и Анталии действительно принадлежат одному человеку.
Однако, агиографические исследования последних лет показывают, что перенесение мощей Святителя Николая было не столь благочестивым, как описывают древние хроники, но не менее захватывающим.
Дело было так(источник).
В тот исторический период в христианском мире развернулась настоящая охота за священными реликвиями: считалось, что не важно, как они достались, всё равно помогут. Вот и решили барийские моряки, отправляясь в Сирию (Антиохию) с грузом зерна, заодно завладеть каким-либо образом святыми мощами Николая Угодника из Мир Ликийских. По другой версии, продажа зерна была прикрытием, а главной целью экспедиции как раз мощи и были. По прибытии в Миры, разведка барийцев выяснила, что город занят сельджуками, поэтому сначала решили продать зерно (избавиться от груза), а на обратном пути повторить попытку.
Прибыв вторично в город, сельджуков там не обнаружили, но и горожан было мало: они, как это у них водится, прятались в горах. Беспрепятственно добравшись до церкви, барийцы численностью 11 человек нейтрализовали четырех монахов, заперев их в одной из келий. С саркофагом, в котором вроде бы должны были храниться мощи, не церемонились: просто его разбили. Но он оказался пуст. Тогда привели одного из монахов и, применив к нему меры физического воздействия, а попросту избив, выяснили местоположение мощей: в гробнице под мозаичным полом одного из приделов храма. Так как операция была тайной, свет не зажигали: быстренько взломали пол, сгребли, что под руку попалось (как оказалось, не всё), и поспешили на корабль.
Избитый монах освободил остальных, и они организовали преследование. К ним присоединились немногочисленные горожане, узнавшие о происшествии. Но у диверсантов была фора, поэтому они почти без потерь добрались до корабля, хотя пришлось бросить кое-что из похищенного в храме. Но мощи таки увезли.
Уходили в море барийцы под несущиеся с берега проклятья, перемежающиеся матюгами.
А венецианцы свою часть мощей Святителя Николая Угодника получили только 10 лет спустя, в ходе Первого Крестового Похода. Причем история повторилась в точности, как и с барийцами: нападение на церковь, разрушение, избиение, похищение.
В заключение хочу привести несколько соображений по поводу послевизантийской истории церкви Николая Угодника.
Считается, что церковь была потеряна после сильного землетрясения в 12 веке, когда над древней Мирой сомкнулись селевой поток с гор и воды, повернув шей вспять реки Мирос, погребя город под шестиметровыми отложениями. А обнаружил её только в 1850 году русский путешественник Андрей Муравьев, усилиями которого и были организованы работы по восстановлению православной святыни. И с тех пор редкое упоминание о храме Святого Николая Угодника обходится без упрека в адрес турок по поводу его запущенного состояния.
Между тем факты говорят о том, что первое документально подтвержденное осквернение храма совершили христиане, а именно барийцы при изъятии мощей Святителя Николая, сопровождающееся разрушением внутреннего убранства церкви и избиением служителей. Нелишним будет заметить, что город Миры до этого неоднократно захватывали, сначала арабы, а потом и сельджуки, однако каких-либо сведений о разрушении ими церкви, а тем более об осквернении мощей, нет.
Глупо было бы утверждать, что посягательств на православную святыню не было вообще. Об этом свидетельствуют «выколотые» глаза святых на фресках храма.
Но это больше похоже на мелкое хулиганство по сравнению с разрушением храма Артемиды Святителем, а не на целенаправленное действо, так как эти следы вандализма заметны только в атриуме (кажется, так называется первое после входа помещение в православном храме), а дальше хулиганам идти было, похоже, лень.
И еще. Мало кто из туристов, посещающих сегодня церковь Святителя Николая в Демре знает, что она использовалась по своему прямому назначению еще в первой четверти 20-го века. О ней, как о действующей церкви при монастыре (!) свидетельствовали и европейские путешественники, изредка забредавшие в эти края, еще в 17 веке. Андрей Муравьев в 1850 году тоже рассказывает о храме, как о действующей обители с игуменом и, как минимум, одним послушником. Он же описывал плачевное состояние святыни.
Ну а каким еще можно увидеть храм, у которого прихожан с десяток нищих пастухов греков? Ведь Миры Ликийские после стихийного бедствия 12 века так и не возродились.
Службы в церкви Святителя Николая прекратились только после 1923 года вследствие насильственного «греко-турецкого обмена населением» после поражения Греции во Второй Греко-Турецкой войне. Еще этот процесс называют «изгнанием греков».
Сейчас руины церкви имеют статус музея и исторического памятника. С 50-х годов прошлого века здесь ведутся регулярные археологические исследования и реставрационные работы, цель которых – не восстановление, а сохранение. В частности сохранение изумительных фресок 11-12 века.
Если судить по отзывам туристов, побывавших в храме несколькими годами ранее, то заметны изменения, которые можно охарактеризовать как уважение к святыне чужой веры (хотя, Турция считается светским государством): с территории музея убрали статую Санты Клауса; саркофаг, в котором предположительно изначально покоились мощи Святителя Николая скрыт за стеклянной витриной; перекрыт доступ к алтарю храма: дресс-код не строгий, тем не менее, женщинам рекомендуют покрыть голову. Русская Православная Церковь иногда обращается к туркам с просьбой о проведении служб в храме и всегда получает согласие.
А напоследок предлагаю небольшую фотоэкскурсию по церкви Николая Угодника: как её увидел я.
Серия сообщений "Турция":
Часть 1 - Мифы церкви Святителя Николая в Демре
Часть 2 - Полёт над Каппадокией
Часть 3 - Загадка Ванейры из Саратли
Часть 4 - Любовь к амфитеатрам
Часть 5 - Белое чудо Памуккале
Часть 6 - Долгий путь к храму Аполлона
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |