Даосизм и 22 правила жизни философа-даосиста Хань Сян-цзы
Даосизм – одно из самых известных религиозно-философских учений Востока. Даосизм складывался на основе древних представлений о первоэлементах – земле, воде, дереве, огне и металле, а также о двух первоначалах. Представляем правила жизни философа-даосиста Хань Сян-цзы, одного из Восьми бессмертных в даосском пантеоне
Даосизм – учение о едином законе Вселенной
Даосизм – одно из самых известных религиозно-философских учений Востока. Даосизм складывался на основе древних представлений о первоэлементах – земле, воде, дереве, огне и металле, а также о двух первоначалах – инь и ян. Все светлое, легкое и теплое в мире, а также мужское начало воплощает ян, тогда как темное, тяжелое и холодное, а также женское начало – инь. Именно в ходе взаимодействия и взаимопревращения инь и ян возникает Вселенная. Существует также энергия ци, пронизывающая все мироздание, правильное движение которой создает гармонию.
Каменная скульптура Лао-цзы, расположенная к северу от г. Цюаньчжоу, Китай
Основоположником даосизма считается Лао-цзы – «Старый ребенок», поведавший людям о том, что существует Дао. В западной традиции это слово часто переводится как «Путь», но это не совсем верно, поскольку смысл, скрытый в понятии Дао, намного сложнее. Пожалуй, более точно он будет передан фразой «Единый закон, управляющий Вселенной». Все в мире следует Дао, поэтому во Вселенной царит порядок и гармония. И поскольку человек является частью универсума, ему следует познать Дао в себе и жить в согласии с ним.
"Все беды человека происходят из-за отклонения от пути природы, но тот, кто следует Дао, достигает гармонии и стремится к недеянию, отказывается от сопротивления и доверяет миру. И если человек искренне доверяется Дао, то Вселенная дает ему все необходимое для существования."
Даосы не считают необходимым исполнение ритуалов, которые лишь загромождают жизнь человека и отдаляют его от познания Дао. Богов они представляют как проявления Дао или персонифицированные образы природных стихий.
правила жизни Хань Сян-цзы Даосизм, возникший в культуре Китая столетия назад, может многому научить современного человека, забывшего, что он – тоже часть Вселенной и их судьбы неразрывно связаны. Ведь поиск Дао помогает человеку познать себя и ощутить единство с миром, в котором он живет.
Правила жизни философа-даосиста Хань Сян-цзы
Китайский философ Хань Сян-цзы, один из Восьми бессмертных в даосском пантеоне. Хань Сян-цзы сложил некоторые правила жизни:
Единственное, что человек делает всегда искренне – это заблуждается. Если одно заблуждение свойственно всему обществу и при этом помогает ему жить, то оно становится верой. А если вера теряет искренность, то это уже не заблуждение и соответственно не вера, а лицемерие и обман, которые могут только разлагать общество.
Если ты задаёшь вопрос – значит ты уже знаешь половину ответа.
Не обращай внимания на то, как к тебе относятся люди. Обращай внимание на то, как ты относишься к ним.
Помогая ленивым людям, ты помогаешь им сесть на свою шею.
Не прощая ошибку ты совершаешь ошибку сам.
Прощая подлость ты помогаешь совершить другую. А глупость вообще не требует прощения. Она как ветер – не зависит ни от чего. Её надо принимать такую, как есть, и, защищаясь от её вреда, искать в ней пользу.
Хочешь навести порядок во всём мире? Сначала приберись у себя дома.
Доброта беззащитна. И поэтому существует.
Хочешь быть как все – будешь никем.
Если ты думаешь как все – ты уже ошибаешься. Все думают по-разному. Если ты думаешь за всех, ты опять ошибаешься. У каждого свои заботы. Думай по-своему и за себя, но помни – не думая о других, ты прежде всего не думаешь о себе.
Все люди больше всего хотят узнать, чего они на самом деле хотят.
Большинство дурных поступков человек совершает не потому, что они ему нравятся или приносят выгоду, а потому что ему кажется, что от него их ждут.
Добросовестность вознаграждается, но деньги здесь ни причём.
Цветок красив, пока не тронут.
Человек может думать обо всём, но делать должен то, в чём он уверен.
Как отличить сильного человека от слабого? Если недоволен жизнью сильный человек, то он предъявляет претензии к себе, а если слабый – то к людям вокруг.
Легко служить идеям и богам. Это намного проще, чем служить живым людям.
Всё острое со временем теряет остроту, и только тупость становится ещё тупее.
Мудрость правителя следует оценивать не по тем великим свершениям, которыми ему довелось руководить, а по тем губительным ошибкам, которых ему удалось не допустить.
Мудрый не тот, кто много размышляет о великом, а тот, кто мало думает о бесполезных и никчемных мелочах.
И большой человек, и маленький человек могут одновременно идти к одной цели, но маленький человек – чтобы на ней остановиться, а большой – чтобы от неё идти дальше.
Пока ты говоришь совсем не то, что думаешь, слушаешь совсем не то, во что веришь, и делаешь совсем не то, к чему расположен – то всё это время и живёшь совсем не ты.
Хань Сян-цзы (кит. 韓湘子, Hán Xiāng zi) — китайский философ, один из Восьми бессмертных в даосском пантеоне. Родился при династии Тан и был назван Цинфу (кит. 清夫, qīng fū). Он был племянником или внуком знаменитого государственного деятеля и поэта Хань Юя (768—824). Его учителем был патриарх Люй Дунбинь. Хань Сян оставил работу чиновника в правительстве и отправился искать истину в дао.
В литературе упоминается случай, как Хань Юй увещевал Хань Сяна, чтобы тот оставил даосизм, а Хань Сян хотел, наоборот, оставить официальную карьеру. На банкете Хань Сян продемонстрировал мощь дао, выпив огромное количество вина до конца и не пьянея.
Утверждается, что Хань Сян ходил всё время с волшебной флейтой, и от его флейты расцветало всё вокруг. Он считается покровителем флейтистов. Утверждается, что Хань Сянцзы особо преуспел в изучении магических знаний. К тому же, он отличался веселым нравом, превращавшим его учение в определённое качество жизни.
Утверждается, что Хань Сянцзы умел делать вино из воды и выращивать зимой цветы. Его изображают красивым юношей, который играет на флейте. За эту красоту Хань Сянцзы ассоциировался с женщиной, и на изображениях ему придавались женские черты.