-Метки

alberto vargas catrin welz-stein francois fressinier georges corominas ikenaga yasunari kinuko y. craft liu bolin musee du louvre nu paul brigham pin-up urszula tekieli vincenzo sguera wang meifang zhao guojing акварель американская графика американская живопись американская иллюстрация американское искусство английская живопись антиквариат архитектура афика библейские сюжеты в живописи бытовой жанр венеция выставки голландская живопись голландская живопись 17 века графика женский образ женский портрет живопись жизнь животных игральные карты игральные карты в викторианском духе игральные карты фридриха iii иллюстраторы иллюстрации иллюстрация испанская живопись итальянская живопись итальянская живопись эпохи возрождения китайская живопись компьютерная графика лувр михаил кузмин модерн море насекомые натюрморт натюрморт с цветами нидерландская живопись ню о. гильдебрандт-арбенина орнитология пейзаж позитив пол бригам портрет птицы птицы и цветы русская живопись русские художники русское искусство стасис красаускас украина фламандская живопись фламандская живопись 17 в. фото фото-арт фотонатюрморт французская живопись французская живопись 19 века французская песня цветы цветы в живописи цветы и птицы эрмитаж эротика эротика в живописи юрий юркун японская живопись

 -Я - фотограф

РЕМБРАНДТ. Человек и книга

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Andre_Art

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 8572


Daniel Seghers

Вторник, 14 Августа 2012 г. 10:15 + в цитатник
Цитата сообщения ВЕнеРИН_БАШМАЧОК Фламандские живописцы братья Seghers.Daniel Seghers (1590-1661.)«К вящей славе Божией». - ч.2.

Daniel Seghers , Даниэль Сегерс, Д.Зегерс (родился 3 декабря 1590 в Антверпене, умер 2 ноября 1661 там же.) -   фламандский живописец  барокко ,  ученик Яна Брейгеля старшего (Jan Brueghel the Elder  ,1568-1625) ,специализирующийся на  написании цветочной религиозной символики, старший брат Герарда Сегерса (у них разница в один год). Родился в Антверпене, где и провел  большую часть своей жизни, в 1601 году, после того, как его отец переехал с матерью в Республику Соединенных провинций. Он появился в городе в 1611 году, как член гильдии святого Луки и ученик Яна Брейгеля Старшего.В 1611 г. в Антверпене получил звание мастера. Три года спустя вступил в орден иезуитов, продолжая работать как живописец. В 1625 г. Сегерс принял окончательный обет. Работал главным образом В Антверпене, а также в Мехелене (1614-1621), Брюсселе (1621-1625) и Риме (1625-1627). Специализировался в изображении цветочных венков, гирлянд и фестонов из цветов, обрам­лявших скульптурные резные картуши, иллюзионисти­чески написанные гризайлью, внутри которых помеща­лись композиции преимущественно религиозного содержания. Авторами последних были, как правило, дру­гие художники. Подобные картины Сегерс не продавал, а пре­подносил в дар (от своего имени или от ордена иезуитов) деятелям Католической церкви, а также правителям и са­новникам различных европейских стран в знак почитания. Значительно реже цветочные обрамления заключали порт­реты конкретных лиц или сцены из античной мифологии. Писал Сегерс также картины с изображением ваз с цветами. Многие из работ художника были зарегистрированы в со­ставленном им самим перечне, ко­торый является важным документом для идентификации как его собственных произведений, так и лиц, их заказав­ших. После смерти своего учителя, Я. Брейгеля Старшего, Сегерс стал ведущим мастером цветочного натюрморта в Ант­верпене. Современники прославили его искусство в стихах и прозе, а мастерскую художника в Антверпене посещали такие высокие гости, как кардинал-инфант Фердинанд (1635), эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1648) и будущий английский король Карл II (1649).

Цветочный натюрморт 

 После принятия обета Даниэль Сегерс , подписывая картины, непременно указывал на свою принадлежность к ордену иезуитов: «Daniel .Seghers SocietatlS IESU» ("Д.С. Общества Иисуса").Спорный вопрос в качестве какого сана был Сегерс в ордене,  но  считается, что он вступил  в орден иезуитов, как келейник.Келе́йник - название слуги при должностных и сановных лицах монашеского звания. К монашеству он, большей частью, не причисляется, хотя и носит одежду монастырского послушника.Нет четкой информации относительно того, он был рукоположен потом в сан священника или остался  религиозным братом - просто в этом вопросе источники дают разную информацию. В дальнейшем Сегерс, скорее всего  был повышен в  сане.Его портрет  написан в монашеской одежде, однако.    Иезуи́ты (Орден Иезуитов; официальное название «Общество Иисуса» (лат. Societas Jesu) — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году. Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому «в вопросах миссий».Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam» («К вящей славе Божией»).Сегодня число иезуитов составляет 18 139 человек (данные 2010 года), из них 12 808 — священники. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, относятся к Независимому Российскому Региону. 

 Цветочная гирлянда.Oil on canvas, 130 x 98 cm Museum voor Schone Kunsten, Ghent 

 Живопись цветов - самый утонченный из всех видов фламандского натюрморта.Это была особая специальность во фламандском искусстве XVII века, хотя цветы вводили в свои композиции и такие разносторонние мастера, как Снейдерс и Фейт. Но букеты, встречающиеся в картинах Снейдерса, воспринимаются не иначе, как в общем контексте его жизнеутверждающей динамической концепции натюрморта. В творчестве же Даниеля Сегерса  неизменно читается восходящее к средневековью основное переносное значение изображения цветка - «Vanitas», подсказанное скоротечностью его существования и словами Библии: «Трава засыхает, цвет увядает» (Книга пророка Исайи, 40, 8). Не случайно большинство цветочных гирлянд Сегерса служили обрамлениями исполненных другими художниками сценок религиозного содержания, чаще всего изображений Христа или Мадонны. Такие картины обычно предназначались для украшения домашних часовен знати, а также пышных сакристий иезуитских церквей (в 1614 году Сегерс стал членом ордена иезуитов в Антверпене).

Христос и Святая Тереза ​​в гирлянде цветов    Oil on canvas, 130 x 105 cm Museo del Prado, Madrid 

Собственно цветочные натюрморты разделялись на “гирлянды” и “букеты”. Особенно трудными для понимания являются “гирлянды”. В жанре “гирлянд” писали известные мастера - Я. Брейгель Бархатный,  Я.Д. де Хем. Особенную славу на этом поприще снискал монах ордена иезуитов отец Д. Сегерс. В знак восхищения его мастерством коронованные европейские особы одаривали его дорогими подарками - золотым крестом с аллегорическими фигурами из эмали, золотыми костями и золотой палитрой и т.д. Написанным им цветам поэты посвящали стихи.Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения (а оно могло быть очень различным, чаще всего - это портрет, выполнявшийся другими мастерами), напоминала известный символ Вечности - змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. Потому и композиции такие имели прославительное значение. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы - весну, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима (“все меняется, неизменной остается лишь добрая память”).

Цветочный венок с Мадонной и младенцем  Oil on copper, 197,5 x 79,5 cm Museum voor Schone Kunsten, Ghent 

Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики, был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами; веткой чертополоха - страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался нарциссом.Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок. Эта композиция восходит к одной из известных эмблем: кубок с широкой чашей, наполненной вином, в которой плавает цветочный венок. Надпись гласила: “Что не думаешь об участи смертных?” Так торжественная гирлянда по смыслу смыкалась с “Vanitas”. 

 Гирлянда цветов, окружающая изображение младенцев Христа и Иоанна   1650-52 Oil on canvas, 129 x 97 cm The Hermitage, St. Petersburg 


   Прекрасным образцом творчества Сегерса в Эрмитаже является его картина «Гирлянда цветов, окружающая изображение младенцев Христа и Иоанна» (начало 1650-х годов). Язык цветов здесь сложен, и его символика связана с центральным образом картины - младенцем Христом, голову которого маленький Иоанн Креститель увенчал цветочным венком (фигуры написаны другим художником и воспроизводят композицию Ван Дейка, в настоящее время известную лишь по гравюре и копии). В гирлянде, обрамляющей центральную сцену, помещенную в фигурный картуш, соединены чертополох, ветки остролиста и ежевики, роз и терновника, то есть растений, которые символически предрекают ожидающие Христа в будущем страдания. И все же натура фламандского живописца сказывается в том, с какой любовью Сегерс изображает живые лепестки цветов, с поразительной виртуозностью перенося на полотно не только их нежный облик, но даже, кажется, и аромат!

Цветочная гирлянда со Святым семейством.

Цветочная гирлянда.

     

Картуш с Богоматерю с младенцем и Святой Анной

 

Картуш с бюстом Николя Пуссена в оправе из цветов. около 1650.Национальный музей в Варшаве.

 

Цветочная гирлянда.

   Мастерство живописи, иллюзорность, доходящая до оптической точности, таинственность предметного мира – заслуженно привлекают к цветочному натюрморту внимание посетителей музеев. Однако мало кто догадывается о том, что изысканные цветы и фрукты голландских натюрмортов XV-XVII веков символически являли современникам художественный образ смерти…С незапамятных времен человек оценил не только целебные свойства растений, но и радующую глаз красоту цветов, включив их в контекст культуры. В античности цветы были связаны с культом богов, были символом их силы и воли, служили приношением во время римских религиозных обрядов – флоралий и розалий. В эпоху средневековья цветы через аллегорическое и символическое истолкование помогали узреть великую мудрость, а порой рассматривались и как основное доказательство бытия Бога, – красота цветов становилась подтверждением того, что мир создан Всевышним. Искушенному зрителю цветок предоставлял ключ к пониманию жизни, метафорически говоря: «Знай, что жизнь есть иллюзия, не основывай ее на обманчивой внешней стороне явлений. Не дай пленить себя моей преходящей красой, поскольку внутри я скрываю семена смерти и забвения… Memento mori – помни о смерти».Латинское крылатое выражение дало название жанру широкого диапазона произведений искусства, преследующему ту же самую цель – напоминать людям об их собственной смертности. Этот жанр мало использовался в античности, когда главная цель классического изречения состояла в том, чтобы сказать людям: «ешьте, пейте и веселитесь, ведь завтра вы можете умереть». Сменив акценты, эта фраза весьма органично вошла в христианскую культуру: «позвольте нам есть и пить, иначе, до завтра мы не доживем». Выразив саму идею христианства, в деле спасения души выдвигающую смерть на первый план, эта мысль нашла многократное отражение в произведениях религиозного искусства.

Цветы.

 

Фестон из цветов.

Венок розовые розы  Масло, холст.

 

Цветочный венок.

 

Цветочная гирлянда.Деталь.


  Живописным эквивалентом этой темы в высоком искусстве является жанр натюрморта «vanitas» (с латинского – «тщеславие»), обличающий пустую суету в достижении богатства и почестей. Предметный мир натюрморта непременно включал символы бренности и скоротечности жизни – они могли быть грубо очевидными – как черепа, песочные и механические часы, или более тонкими – как цветок, теряющий свои лепестки или плод, неминуемо утрачивающий свою свежесть.Однако, наравне с этим философским пониманием, цветам «приписывалось» символическое значение по ассоциации с различными признаками – форме, цвету, созвучию с названием, месту произрастания. Все белые цветы означали чистоту и непорочность, в особенности белые розы и лилии, являющиеся атрибутом Девы Марии. Красные цветы, – розы и маки – были символом Страстей Христовых, крови, пролитой святыми и мучениками. Цветы всех оттенков синего, голубого, сиреневого – колокольчики, васильки, фиалки, ирисы, незабудки – напоминали о небесной синеве. Незабудка уже своим названием напоминала о необходимости размышлений о божественном мироустройстве.


 Цветы в стеклянной вазе.Аллегория иезуитов 

 В свое время Даниэль Сегерс, как известно, вышел из протестантской веры и перешел в католичество, вступив в иезуиты в 1614 году. Он создал этот маленький шедевр цветочного символизма под названием "Аллегория иезуитов".Цветы, расположенные в вазе, представляют определенный порядок : каждый вид обозначает определенного святого, даже бабочки символизируют ангелов или демонов.

 

Цветы в вазе

Цветы в стеклянной вазе.

  В наиболее фундаментальном плане, как прекраснейшее из всех созданий, произрастающих на земле, цветок уподоблялся Человеку, благородством телесного сложения и души превосходящему всех живых существ. И оба они, пусть и чудесные порождения земли, подвержены тлению, и в сопоставлении с божественными сущностями превращаются в образ, напоминающий о бренности земной жизни. Тем не менее, было бы нелепо утверждать, что прекрасный цветочный натюрморт, навевая грустные мысли о смерти, заставлял человека ставить под сомнение разумность Божьего мира и наличия в нем смысла.

Цветы в вазе.

 

Цветы в вазе.

 

Фестон из цветов.

 

Розы в вазе.

Тема смерти ни в коем случае не создавала пессимистических настроений. Христиане свыкались с мыслью «Credo quia absurdum (est)» – «Верую, ибо абсурдно», традиционно приписываемой христианскому философу Тертуллиану, и такой близкой идеям философии экзистенциализма, утверждающим, что лишь победивший страх, осознавший абсурдность человеческого существования, обретает свободу и защищенность.«Лишь за счет осознания смерти человеческая жизнь вздымается к вершине подлинного существования», – пишет немецкий философ XX века О.Ф. Больнов. Напоминание о смерти становится движущим стимулом европейского прогресса – жизнь коротка, не растрачивай ее попусту, организуй ее, чтобы она не стала бессмысленной за счет внезапно вторгшейся смерти. Главные цели своей жизни человек не должен ни переносить в какое бы то ни было будущее, ни делать зависимыми от достижения этого будущего. Видимо, нужно вспомнить, что человек, как и цветок, существует только «здесь и сейчас».

Цветочная гирлянда.

Фестон из цветов.

 

Цветочная гирлянда с головкой девушки.Kirklees Museums and Galleries

 Цветочная гирлянда.Торжество Амура.

 Цветочный венок 1645-50 Oil on canvas, 129 x 95 cm Staatliche Museen, Berlin 

   Мир природных форм, на протяжении веков включенный в символическую картину мира, не мог утратить свое высшее значение. С течением времени модифицировалось послание, зашифрованное в цветочной живописи, обогатилось новыми оттенками в соответствии с контекстом эпохи. Сегодня образ цветка продолжает напоминать нам, что удовольствия жизни мимолетны, вещи тленны, а вечны лишь доступные всем Любовь и Доброта....

----------------

Фламандские живописцы братья Seghers.Gerard Seghers (1591–1651).Между маньеризмом и караваджизмом. -ч.1.
Фламандские живописцы братья Seghers.Daniel Seghers (1590-1661.)«К вящей славе Божией». - ч.2.  

http://rybens.ru/new-jivopis4.php

http://www.wga.hu/frames-e.html?/ht...niel/index.html 

http://www.wga.hu/frames-e.html?/ht...niel/index.html  

http://www.artcyclopedia.com/artist...ers_daniel.html  

http://pl.wikipedia.org/wiki/Daniel_Seghers  

http://www.artchive.com/web_gallery...glass-vase.html  

http://www.jesuites.com/histoire/vi...que/seghers.htm  

http://collections.vam.ac.uk/item/O...ath-of-flowers/  

http://www.sunjournal.com/node/806259 

http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post194716131/ Муромлена 

art.1september.ru/articlef.php

http://mon-golskij.livejournal.com/4785.html

http://auktionsverket.com/auction/f...ngs-sculptures/ 

www.wga.hu/art/s/seghers/daniel/garland1.jpg
 

Гольский И.А. Цветы как художественный образ «memento mori» // Истина и благо (Селивановские чтения): материалы всероссийской научно

Рубрики:  Живопись
Художники
Фландрия
История искусства
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку