-Рубрики

 -Цитатник

Пресс для мяса, кокаин и секреты красоты императрицы Сисси - (0)

Пресс для мяса, кокаин и секреты красоты императрицы Сисси   Еще при жизни императрица...

Примерь к себе Очарованье Лета! - (0)

Примерь к себе Очарованье Лета! вся живопись художника Австралийский художник Robert...

Соломонова магия: Ключи царя Соломона - (0)

                &nbs...

Великий Патріот України, та просто вродлива жінка. - (0)

 Есть мужчины и женщины, на любовь обречённые   ...

Для влюблённых и любимых. Бродилка по клипартам. - (0)

Для влюблённых и любимых. Бродилка по клипартам.   &n...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Редактор изображений Редактор изображенийОналайновый редактор изображений с возможностью загрузки с вашего компьютера или из Интернет. По функциональным возможностям близок к Adobe Photoshop

 -Метки

аватарки англия анималист анимация арт балет видео видео балет видео документальный видео драма видео комедия видео концерты видео мелодрама видео опера винтаж восток гифки гифки открытки декор декупаж детектив дизайн документальный драма живопись закуски изобразительное искусство индия история картинки кекс классика клипкарт консервация концерт коты коты и животные креатив куклы кулинария мелодрама мороженое музыка мультик мясные блюда курица мясные блюда свинина мясные блюда фарш натюрморт открытки пасха пейзажи печенье пин ап плакаты пин ар плакаты пироги поздравления полезные советы портреты православие приколы программы разделители рамка рамки рамочка рамочки ретро ретро артисты рукоделие русский салаты сатира сборники кулинарных рецептов серебро скрап смайлики советы женщинам статьи статьи разное стихи схемки схемы в дневник торты украшалка украшения учебник лиру флешки анимация флешки анимашки флэш мастерская флэшки фоны фоны в лиру фото фотошоп франция хлеб цветы шебби шик шедевры мирового кино экранизация

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии венеция
венеция
17:38 15.02.2012
Фотографий: 30
Посмотреть все фотографии серии иванов александр геннадиевич
иванов александр геннадиевич
17:15 12.02.2012
Фотографий: 12
Посмотреть все фотографии серии иванов алесандр геннадиевич
иванов алесандр геннадиевич
17:02 12.02.2012
Фотографий: 26

 -Я - фотограф

 -Всегда под рукой

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в andre1954

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

классика история мистика философия живопись

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2012
Записей: 4030
Комментариев: 70
Написано: 6558


Памяти Франко Корелли (1921-2003)

Четверг, 27 Декабря 2012 г. 20:28 + в цитатник
Цитата сообщения Ri-Nata Памяти Франко Корелли (1921-2003)

Франко Корелли – легендарный итальянский тенор ХХ века, «принц теноров».
 (363x453, 19Kb)

"Голос героической силы и необычайной красоты, исполненный мрачной чувственности и таинственной грусти, но прежде всего голос грома и молнии, огня и крови..."(Герберт фон Караян о Франко Корелли)

Свою личную жизнь Корелли тщательно оберегал от публики.

Алексей Булыгин, автор книги "Принц в стране чудес: Франко Корелли и оперное искусство его времени" («станой чудес» оперу называл Вольтер), сказал так: «Франко Корелли для меня - в первую очередь загадка. Загадка в высшей степени мучительная. Мы все-таки очень мало о нём знаем, а то, что знаем, позволяет лишь приблизиться к постижению его личности, его удивительного творческого пути».

Отвечая на вопрос итальянского музыкального критика Джанкарло Ландини, что такое Корелли и его голос, сам Корелли сказал: «Это история завоевания, долгого и ежедневного. Постоянная работа с целью получить финальный продукт из материала, который дала мне природа.»
 (258x400, 41Kb)
Франко Дарио Корелли родился 8 апреля 1921 года в Анконе, Италия.
Первоначально, Дарио, влюбленный в море, решил пойти по стопам отца - морского инженера, для чего и обучался морскому инженерному делу в университете Болоньи. Его друг, певец-любитель, вовлек Дарио в участие в музыкальном конкурсе, который он хоть и не выиграл, однако судьи разглядели в молодом человеке искру таланта и убедили его не бросать попыток петь.
Музыкальное дарование было в роду Корелли: его дед по отцовской линии – Аугусто – в 35 лет бросил карьеру ради занятия оперным пением, в чем и преуспел (он был тенором). Старший брат Дарио – Альдо – впоследствии также стал оперным певцом (баритоном), двое дядей Дарио пели в хоре музыкального театра Анконы. Так или иначе, но советы друзей, наследственная предначертанность и любовь Дарио к музыке и пению взяли верх, и Дарио оставил морскую инженерию и поступил в консерваторию Пезаро для обучения оперному пению.
В консерватории Дарио обучался у Риты Павони, но остался недовольным, чуть было не сорвав себе голос, лишившись верхних нот. Тогда он решил, что ему необходимо самообразование, чем он активно и занялся. Он собрал записи своих великих предшественников - Энрико Карузо (1873-1921) , Бенджамина Джильи (1890 - 1957), Джакомо Лаури-Вольпи (1892 – 1979), Аурелиано Пертилье(1885 – 1952) и начал учиться сам, периодически прибегая к советам своих бывших одноклассников. Через некоторое время не очень успешных начинаний, он узнал от своего друга Карло Скаравелли, учившегося у Артуро Мелокки, о новой технике пения, которая состояла главным образом в том, чтобы при пении гортань оставалась в как можно более низком положении.
Артуро Мелокка имел репутацию "разрушителя голосов", самым известным учеником его был Марио Дель Монако.
Корелли внимательно принялся изучать записи и технику Дель Монако, начав с простой имитации его пения. Эта техника заинтересовала его, несмотря на то, что голосовые связки подвергались чрезмерному напряжению. Корелли смог приспособить ее для себя, выработав технику «плавающей гортани», что позволило ему сделать звучание своего голоса менее одноцветным, чем у Дель Монако и петь мецца воче и свои легендарные диминуэндо на высоких нотах.


Вот, как об истории своего голоса рассказывал сам Корелли
(фрагменты интервью, которые Корелли давал в передаче "Оперный фанатик" ее ведущему Стефану Цукеру на нью-йоркской радиостанции WKCR-FM в 1990 году.)
«Когда я начал петь, мой голос отнюдь не был красивым. Это был сильный голос и мне говорили, что это и есть его главное достоинство. Но в то время никто особенно в меня не верил. Я начал петь как бы не всерьез. Я со своим другом слушал записи и потом мы пели часами. Так я и влюбился в пение.
Потом был конкурс, который я проиграл из-за того что кричал, а не пел. До конкурса я знал от силы две или три оперы.
Следующий конкурс я выиграл, потому что был в голосе, и видимо мои вопли произвели впечатление на судей. В качестве награды я получил дебют в Сполето в партии Радамеса в сентябре 1951»


- Говорят, что в начале своей карьеры, вы потеряли высокие ноты и стали баритоном?

- Я был слишком молод и не имел представления о том, как использовать собственный голос. Голосовые связки не выдерживали такого напряжения, какому я их подвергал. Так как я был атлетического телосложения, с сильной диафрагмой, мой голос имел большой объем. Проучившись три месяца в классе сопрано Риты Павони, я потерял голос и следующие три или четыре месяца учился как баритон. Когда я был ребенком, Тито Гобби давал концерт в моем родном городе, Анконе. Он говорил, что пение подобно спорту. В спорте, если вы устаете, вы делаете над собой усилие, чтобы продожить, и я, не имея соответствущей подготовки, именно так и поступал со своим голосом. Я пел всего одну страницу, и мой голос словно сползал вниз. В результате я пришел к выводу, что, для чтобы закончить арию, я должен стать баритоном. Мой средний регистр был для этого досточно большим.

- И вы добились успеха как баритон?

- Вовсе нет. Техника, которую я изучал, была неправильной и приводила к тому что я зажимал гортань. Я настолько интенсивно использовал мышцы гортани, что не давал голосу звучать свободно.

- И какой же техникой вы воспользовались позже?

- Мой друг, Карло Скаравелли, который учился у Артуро Мелокки, рассказал мне о его методе, который стоял в том, чтобы при пении гортань оставалась в опущенном положении. Через несколько месяцев мой голос снова зазвучал свободно, и верхние ноты вернулись.


Настало время проявить себя, и в 1951 году Корелли принимает участие в конкурсе Maggio Musicale Fiorentino –ежегодном (с 1933 года) оперном фестивале. Здесь он побеждает, и в качестве приза выигрывает право оперного дебюта.
Первоначально предполагалось, что это будет роль Радамеса в «Аиде» Дж. Верди. Вот, как об этом рассказывал сам Корелли: «Я изучал свою роль три месяца с дирижером Джузеппе Бертелли, но моя вокальная техника была недостаточно хорошей для Радамеса. В начале третьего акта я постепенно терял голос. В конце концов Радамеса заменили на Хозе. В "Аиде" нужны легато, бельканто и стиль. В "Кармен" вы можете добиться успеха за счет одного темперамента. Кроме того, в этой опере нет трудных верхних нот.»
 (146x200, 8Kb)
26 августа 1951 в Сполето в Театро Нуово состоялся оперный дебют Франко Корелли. Это была премьера "Кармен" с Франко Корелли и Лючией Даниэле в главных партиях. За спекталем последовала целая лавина восторженных рецензий, восхвалявших диапазон и мощь голоса Корелли.
Появление Франко Корелли было столь же ярким и триумфальным, сколь и неожиданным.
Уже в ноябре 1951 Корелли дебютирует в роли Манрико с знаменитой Марией Канильей (Леонора) в "Трубадуре" Дж.Верди. Но потребовалось некоторое время, прежде чем он был принят в состав Римской оперы на постоянной основе и стал ведущим тенором. Этому способствовал успех в январе 1952 в роли Ромео в редко идущей и сложной опере Риккардо Зандонаи (1883-1944) "Ромео и Джульетта" и успех в единственном представлении оперы Франческо Чилеа (1866–1950) "Адрианы Лекуврёр" 8 мая 1952 года с участием в главных партиях Марии Канилья и Тито Гобби (обе постановки - в Римской опере ).

«Через три месяца после моего дебюта я был приглашен в Римскую Оперу и оставался там в течение четырех лет. Моей первой оперой там стала "Ромео и Джульетта" Зандонаи, очень трудная партия. В следующем месяце была "Адриана Лекуврер", а затем "Кармен" в Термах Каракаллы. С тех пор моя жизнь стала совсем легкой, мне всегда везло. Но в то время я сомневался в себе и продолжал учиться часами, постоянно выясняя, что люди думают о моем голосе, какие я делаю ошибки, какие ноты звучат хуже всего, и как я могу это исправить. Я спрашивал, могу ли я изменить тембр своего голоса, который мне не нравился.
В течение трех-четырех лет я сомневался, что моя карьера продолжится, потому что, в отличие от сегодняшнего дня, в те годы театры были переполнены превосходными голосами. А я начал выступать, имея голос не такой уж интересный, но пытался сделать его красивым, наполнив его звучание чувствами простыми и искренними.»



За свою насыщенную творческую жизнь Франко Корелли исполнил 39 оперных партий. Среди наиблее часто исполнявшихся с самого начала творческого пути и горячо любимая самим Франко - партия Хозе в "Кармен" Ж. Бизе.
В 1952 - 53 Корелли поёт Хозе на сцене летнего римского театра Термы Каракаллы, в Триесте, в Сан Ремо, в Турине, Палермо, Больцано, Энне и Неаполе, Равенне. Его неизменной партнёршей - Кармен - в этих спектаклях была выдающаяся меццо-сопрано Италии Джульетта Симионато.

14 декабря 1952 г в Римской опере Корелли поёт в "Борисе Годунове" с Борисов Христовым. Корелли исполнял партию самозванца Григория. Дирижировал - Витторио Гуи.

В марте 1953 года Корелли участвует в мировой премьере оперы Гвидо Гуэррини "Энея".

А 9 апреля 1953 Корелли впервые поет с Марией Каллас. Это была "Норма" в Римской опере с Федорой Барбьери - Адальжизой и Джулио Нери - Оровезо. Этот спектакль имел грандиозный успех как у публики, так и у критиков.
Пути и роли двух ярчайших звёзд оперной сцены - Корелли и Каллас - будут постоянно переплетаться на протяжении всей их творческой жизни. Они вместе пели в "Аиде", "Тоске", "Норме", "Весталке", "Федоре", "Пиратах" и "Полиевкте", в Риме, в Милане, в Париже. В жизни они также были друзьями. Каллас восхищалась Корелли, Франко поддерживал её в трудные моменты сценической жизни, например, когда Марию уволили из театра после ставшего скандально известным спектакля в Римской опере 2 января 1958 года: тогда Каллас, несмотря на присутствие в зале президента Италии, отказалась петь во втором акте, сославшись на нездоровье.
Постоянная партнёрша Корелли по сцене - Джульетта Симионато была лучшей подругой Марии Каллас.

В 1953 году (26 мая) в Teatro Comunale во Флоренции в рамках фестиваля «Флорентийский музыкальный май» впервые на европейской сцене была осуществлена постановка оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». Розанна Картери, известная не только своим изумительным сопрано, но и тем, что впоследствии предпочла семейную жизнь и заботу о детях участи примадонны оперной сцены, пела в этой постановке партию Наташи. Корелли пел партию Пьера Безухова, Этторе Бастьянини - князя Андрея. Постановка имела большой успех у публики.

2 июля 1953 года Корелли дебютировал в роли Канио в опере Руджеро Леонкавалло "Паяцы" на сцене римского театра Термы Каракаллы. Вместе с ним выступали Клара Петрелла и Альдо Протти. Все оставшееся лето он пел в Кармен" в Больцано, Энне и Неаполе, а в сентябре вернулся в Сполето, чтобы снова выступить в "Паяцах".
В Равенне, где вначале он дебютировал в 1953 в роли дона Хозе, состоялся дебют Франко Корелли в роли Радамеса в "Аиде" Дж. Верди. В том знаменательном спектакле вмест с Корелли пели Катерина Манчини, Елена Николаи, Альдо Протти и Джулио Нери.
Вот как оценивал роль Радамеса в своей творческой жизни сам Корелли: "В этой роли я мог продемонстрировать все самое лучшее из того, на что я был способен как певец и актер"

В ноябре 1953 последовал дебют в Триесте, в Театро Верди. Это была снова "Норма" и снова с Марией Каллас.
1953 год завершил новый дебют - на этот раз в Неаполитанском Сан Карло, и снова "Кармен" с Джульеттой Симионато.

1954 года начался для Франко двумя постановками "Нормы" - в Модене и Парме. В последней его партнерами были Катерина Манчини, Елена Николаи и Гульельмо Феррара.
В январе 1954г. он пел в Римской опере партию Рема в опере Сальваторе Аллегра "Ромул", а в марте - партию Дона Карлоса в одноименной опере Дж. Верди. Партнёрами Корелли по сцене в этом спектакле были Манчини, Николаи, Тито Гобби, Борис Христов и Джулио Нери. Четыре представления имели огромный успех и у зрителей, и у критиков.

Из интервью С. Цукеру:

- Я впервые спел пианиссимо в 1954 в Риме, в "Дон Карлосе". Дирижировал великий Габриэле Сантини. Он был хорошим учителем, но я пел слишком громко. В результате к последнему акту мой голос уставал. Ля на слове "Mancero" было трудным для меня, и на этой ноте я прибег к одному, как мне казалось, неудачному вокальному эффекту. Но мне сказали: "У тебя здесь очень удачный момент, ты берешь ноту в полную силу, а потом делаешь ее едва слышной". Вот так я и научился петь пианиссимо.

С лёгкостью переходя от одного оперного стиля к другому, Корелли продолжает свой сезон в Римской опере ролью Ахилла в четырёх спектаклях оперы Кристофа Виллибальда Глюка "Ифигении в Авлиде" с Марчеллой Поббе и Б.Христовым.

В мае 1954 г. в театре Comunale во Флоренции Корелли сталкивается с музыкой Гаспаре Спонтини (1774-1851) в итальянской премьере оперы "Агнесса фон Гогенштауфен", а затем летом дебютирует в "Тоске" Джакомо Пуччини вTeatro delle Palme в Сан-Ремо. И продолжает с успехом исполнять "Кармен"в Термах Каракаллы.

Благодаря шикарным внешним данным (которым могли бы позавидовать звёзды кинематографа) в сочетании с уникальным талантом, Франко Корелли часто с удовольствием приглашали в оперные экранизации.

Первым фильмом-опера с участием Корелли стали "Паяцы", записанные для итальянского ТВ в 1954 году. Затем последовали две "Тоски" - одна за другой. Первый спектакль (1955) был снят в черно-белом варианте, но играли там оперные артисты. В следующей - цветной - экранизации (1956) из оперных артистов остался только Корелли, а его партнёрами были просто артисты, вт.ч. роль Тоски играла Франка Дюваль (голос - Марии Канилья).
 (279x214, 12Kb)
Цветная "Тоска" вышла в американский прокат, и Корелли стал извествен в Америке за 4 года до своего дебюта за океаном.

Знаменательной вехой в творчестве Корелли стало 7 декабря 1954 года.
Первый в жизни Корелли сезон в миланском Ла Скала - сезон 1954-55гг - открывался постановкой ещё одной оперы Гаспаре Спонтини "Весталка". Поставил оперу Лукино Висконти, дирижировал Антонино Вотто. Главные парти исполняли Мария Каллас (Юлия) и Франко Корелли (Лициний).
Это был один из величайших триумфов Ла Скала. Пять спектаклей вызвали истерический восторг публики.
С 1954 года Франко Корелли в труппе театра Ла Скала.
В "Весталке" состоялось первое совместное выступление двух легендарных певцов в Милане. Затем их сотрудничество на сцене Ла Скала продолжится в "Федоре", "Пирате" и "Полиевкте".

В 1955 -1956гг Франко Корелли напряженно работает, снимаясь в кино, играя на сцене в разных театрах и городах Италии с выдающимися певцами-современниками. Венеция, Верона, Неаполь, Триест, Равенна, Турин.
«Аида», «Кармен», «Норма», «Девушка с Запада», «Юлий Цезарь». Мария Каллас (сопрано), Рената Скотто (сопрано), Джильолой Фраццони (сопрано), Тито Гобби и ДжанДжакомо Гуельфи (баритоны), Антониетта Стелла (сопрано), Джульетта Симионато (меццо-сопрано), Элизабетта Барбато (сорано), Анита Черкуэтти (сопрано), Мария Канилья, Эбе Стиньяни (меццо-сопрано), Альдо Протти (баритон), ДжанДжакомо Гуэльфи (баритон): 50-60-е годы вошли в историю как эпоха великих певцов.

29 апреля 1955 Франко дебютировал в Театре Сан Карло в Лиссабоне в "Кармен" с Джульеттой Симионато, Марчеллой Поббе и Ансельмо Кольцани.

Свой второй сезон 1955-56гг в Ла Скала Корелли открывает вторым в его карьере «Юлием Цезарем» (Генделя). Спектакль, ставший сенсацией, состоялся 10 декабря 1956. Состав исполнителей был великолепен – Секста исполнял Франко Корелли, в спектакле также были заняты Джульетта Симионато (меццо-сопрано), знаменитое румынское сопрано Вирджиния Дзеани, Никола Росси-Лемени (бас). Дирижировал - Джанандреа Гавадзени (Gavazzeni) (1909-1996). Имя Корелли снова оказалось на первых полосах газет, а причиной для обсуждения в который раз стало не только его пение, но и его внешность. Корелли признан ведущим лирико-драматическим тенором Италии.

3 мая 1957 года в неаполитанском Сан Карло состояся дебют Франко Корелли в роли Андрея Шенье в одноименной опере Умберто Джордано. Эта роль станет любимейшей для Франко наряду с партиями Хозе и Рудольфо (из "Богемы"Джакомо Пуччини).

 (252x181, 13Kb)
Корелли в образе Андреа Шенье с Джильолой Фраццони, Ла Скала, 1960

1957 год продолжился многочисленными выступлениями в Италии и Европе: «Паяцы» в Милане, «Аида» в Риме, "Девушка с Запада" (Джакомо Пуччини) и "Андре Шенье" в Неаполе, в Палермо – «Дон Карлос», в Лиссабоне т «Хованщина» (М.П. Мусоргского) , «Андре Шенье» и «Симона Бокканегра» (Дж. Верди по пьесе Г.А. Гутьерраса), в Вене – «Аида» Дж. Верди.

27 июня 1957 состоялся дебют Корелли в Лондонском Ковент Гарден («Тоска», партию Тоски исполнила прославленное хорватское сопрано Зинка Миланова). И снова – Италия: «Норма», «Кармен», «Андре Шенье», осенние гастроли в Испании.

В 1957 году происходит событие и в личной жизни Франко Корелли - он женится на дочери знаменитого итальянского баса Умберто ди Лелио – актрисе и оперной певице Лоретте ди Лелио.
Лоретта Корелли продолжала некоторое время петь небольшие партии, например, в "Норме" 1958 она выступала в роли Клотильды. Но впоследствии она оставила сцену, посвятив себя своему знаменитому мужу, став его спутницей, импресарио, поваром, переводчиком и даже нечто вроде охраны от журналистов и поклонников.

В феврале 1958 Корелли в роли Дика Джонсона поёт с Магдой Оливеро в опере Дж. Пуччини "Девушка с Запада", и их дуэт был признан уникальныи и непревзойденным в истории этой оперы. В марте Корелли дебютирует в роли Дона Альваро в опере Джузеппе Верди "Сила судьбы", происходит это вновь на сцене неаполитанского Сан Карлос. Партнёрами Корелли по сцене в этом спектакле были Тебальди, Бастьянини и Христов. В апреле - новый дебют 1958 года - он исполняет партию Калафа в опере "Турандот" Дж. Пуччини в Пизе, в театре "Верди".

Затем последовали спектакли "Нормы" с Черкуэтти и Симионато, которые имели настолько ошеломляющий успех, что в зале каждый раз гасили свет, вынуждая публику в конце концов покинуть театр.

19 мая 1958 года состоялась премьера "Пирата" Беллини в Ла Скала. Партию Имоджене пела Мария Каллас, и это были ее последние выступления перед тем как она покинула театр более чем на два года.
 (324x444, 20Kb)

Летом 1958 Корелли отправился на гастроли в Висбаден, Штутгарт и Мюнхен с "Тоской", а затем вернулся в Термы Каракаллы петь в "Паяцах" и "Аиде".

В 1958 Итальянское телевидение осуществило четвертую экранизацию оперы с участием Корелли, это была "Турандот" с Люциллой Удовик в заглавной партии.

 (238x300, 15Kb)
В образе Калафа.

Весь 1958г Корелли неапряженно работает, гастролируя городах Германии с "Тоской", выступая в итальянских театрах.
В 1958 году, в Вероне состоялось знакомство Корелли с Леонтин Прайс – в «Аиде», а в конце года в Милане, в Ла Скала, его ждала "Турандот" с знаменитым шведским сопрано Биргит Нильссон. Затем последовала нашумевшая итальянская премьера "Геракла" Генделя с немецким сопрано Элизабет Шварцкопф, Джульеттой Симионато, Этторе Бастьянини и знаменитым американским басом Джеромом Хайнсом.

1959 и 1960 – чрезвычайно насыщенные и удачные годы, спектакль следует за спектаклем, город за городом, премьера за премьерой. «Турандот», «Кармен», «Тоска», «Адриенна Лекуврер» , «Сила судьбы», «Трубадур», «Андре Шенье». Партнершами Корелли по сцене становятся Магда Оливеро и Маргерита Роберти.

Триумфом Корелли стал "Полиэвкт" Доницетти на открытии сезона Ла Скала 1960-61. Партнершей Франко в этом спектакле вновь стала несравненная Мария Каллас.

В конце 50-х Корелли берет уроки у Джакомо Лаури-Вольпи с целью улучшить контроль над дыханием и сделать пение в верхнем регистре более уверенным. Впереди был ставшим эпохальным для Корелли дебют в Метрополитен Опера, который состоялся 27 января 1961 года в «Трубадуре» Верди.
 (200x281, 8Kb)
Франко Корелли в образе Манрико
Это была вторая совместная работа Корелли с сопрано Леонтин Прайс.
Сезон в Мет дополнился для Корелли двумя спектаклями «Дона Карлоса», а затем его ждали триумфальные гастроли по США: Америка влюбилась в Корелли, и любовь эта стала взаимной - последующие 20 лет Америка и Нью-Йорк стали для Франко Корелли второй родиной. Сотрудничество Корелли с Мет продлится с 1961 по 1975 годы. Начиная с 1965 он постоянно жил в Нью-Йорке. Конечно, Корелли продолжал гастролировать по Европе, и даже в Японии и Корее, а также выступал с сольными концертами, но больше пел в Мет.
В 1961 Корелли выступал в "Андре Шенье" в Венеции и в "Кармен" на Арена ди Верона. Затем последовал "Трубадур" в Берлине, и дебют в барселонском "Лисео" в партии Каварадосси («Тоска»).

7 декабря 1961 Франко в четвертый раз открывал сезон Ла Скала в спектакле "Битва при Леньяно" (поставленная в честь 100-летия объединения Италии) с Антониеттой Стеллой и Этторе Бастьянини.
В начале 1962 Корелли дебютирует в Ницце в "Тоске", и в этой же опере открывает сезон в Метрополитен. В пяти представлениях пели пять примадонн - Маргерита Роберти, Биргит Нильссон, Зинка Миланова, Личия Альбанезе и Леонтин Прайс.

Образ Марио Каварадосси очень подходил Корелли, он дважды снялся в экранизациях "Тоски", а на сцене он пел в "Тоске" практически со всеми знаменитыми примадоннами своего времени, в том числе - с Марией Каллас.

 (215x190, 11Kb)
Корелли и Биргит Нильсон в "Тоске"

 (233x264, 11Kb)
Корелли и Каллас. Эта фотография была сделана в 1965 году, когда Каллас ненадолго вернулась в Метрополитен. Она выступала вместе с Корелли и Гобби в знаменитой постановке Дзеффирелли, сделанной специально для нее.

В мае 1962 года Корелли принимает участие в легендарной постановке "Гугенотов" Джакомо Мейербера на сцене Ла Скала. Он исполняет партию Рауля де Нанжи. В том спектакле, помимо Корелли, участвовали такие звезды оперной сцены, как австралийская оперная дива Джоан Сазерленд, итальянское сопрано Джульетта Симионато, знаменитый болгарский бас Николай Гяуров, Фьоренца Коссотто (меццо-сопрано), Джорджо Тоцци (бас) и Владимиро Ганцаролли (итальянский бас-баритон). Все восемь спектаклей имели неописуемый успех. Легенда гласит, что женщины в партере бросали Франко не цветы, а собственные драгоценности.

Вслед за этим триумфом следует другой - дебют в Зальцбурге в "Трубадуре" с Леонтин Прайс, Джульеттой Симионато и Этторе Бастьянини под управлением Герберта фон Караяна. Эту постановку "Тубадура" принято считать одной из лучших в истории оперы.

После выступлений в Вене в "Тоске" с Леонтин Прайс в заглавной партии, 15 октября 1962 он снова открывает сезон в Метрополитен, в этот раз в "Андре Шенье" с Эйлин Фаррелл и Робертом Мерриллом. В этом же сезоне Корелли выступал также в "Аиде" и "Эрнани".

7 декабря 1962 Корелли в пятый раз открыл сезон Ла Скала с Антониеттой Стеллой , Этторе Бастьянини и Фьоренцой Коссотто в "Трубадуре", а затем принимает участие в весенних гастролях Мет, затем - Вена. Открытие ещё одного сезона Ла Скала.

В мае 1963 г Корелли исполняет партию Туридду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи.

В 1963 - 64 году в Париже Корелли вновь поёт с Марией Каллас – в «Тоске», «Норме», "Аиде".

Свой последний сезон в Ла Скала Франко открыл 7 декабря 1964 года. Это была постановка «Турандот» с Биргит Нильссон и Галиной Вишневской.

Последним совместное выступление Каллас и Корелли стала нью-йоркская «Тоска» в Мет весной 1965 года.

Зимой 1967 Корелли несколько раз выступал в Европе: во Флоренции он спел дона Альваро, в Парме - Каварадосси, а в Лиссабоне- Андре Шенье.
19 сентября 1967 в Метрополитен состоялась премьера "Ромео и Джульетты" Гуно, оперы, которая не шла в театре несколько десятилетий. Партию Джульетты исполняла Мирелла Френи.
Следующий сезон Мет вместе с Корелли открывался 16 сентября 1968 "Адриенной Лекуврер". Главные партии пели Рената Тебальди и Франко Корелли. На премьере присутствовала Мария Каллас.

Из новых для Корелли ролей "позднего Корелли" выделяется "Вертер" на открытии сезона Мет в 1971, который вызвал неоднозначные оценки - от восхищенных до резко негативных.
 (220x300, 16Kb)
Это фото Франко в образе Вертера стало украшением обложки журнала "Опера ньюс" в 1971.

В том же году Корелли выступал в Токио и Сеуле с серией концертов, а также в 1973 году совершает турне по Японии вместе с Ренатой Тебальди.

Последней новой ролью Франко стал Макдуф в "Макбете" Верди. После этого не было больше ни новых ролей, ни новых городов. Его выступления становились все более редкими, а рецензии критиков все более неблагожелательными.

В 1975 Корелли пел только две партии - Ромео и Родольфо, и не выступал больше в Метрополитен. Он сделал исключение только для летних спектаклей "Турандот" и "Кармен" на Арена ди Верона.

10 августа 1976 Корелли последний раз выступил в оперном спектакле, это была его любимая роль Родольфо в "Богеме" Пуччини в Торре дель Лаго.

Из великого множества исполненных Франко Корелли ролей не было среди них одной желанной – Отелло.

- Почему вы ушли со сцены в 1976?
- Я немного устал к тому времени, и мой голос тоже. Он казался слишком матовым, в нем не было былого блеска. И к тому же жизнь оперного певца дорогого мне стоила. Я всех боялся и любой человек мог вывести меня из себя. Я превратился в комок нервов, не мог ни спать, ни есть.
Сначала я подумал, что просто устрою себе небольшой отпуск, а затем вернусь, но прошло три месяца, а я по-прежнему не хотел возвращаться. Я чувствовал себя спокойно как никогда и говорил себе: "Зачем возвращаться? Публика требует от тебя каждый раз все больше и больше, и если ты в один прекрасный вечер не сможешь ей этого дать, тебя спросят - почему?"
Я не тоскую по тому постоянному давлению, которое я испытывал в течение моей карьеры, но я тоскую по радости пения. Мой голос восстановился, и иногда я спрашиваю себя: "А что если?...".

- Помимо драматических теноровых партий, что еще вы бы сделали иначе, если бы начали все сначала?
-Порой я думаю, что стал бы петь не так громко и с большим количеством ньюансов, вкладывая в пение больше сердца, страсти, как Джильи. Но, возможно, я все же предпочел бы мою обычную манеру пения.

Те, кто был знаком с маэстро лично, свидетельствовали, что Франко был человек скромный до застенчивости и очень добрый.
 (200x280, 11Kb)

Лоретта и Франко вернулись из Америки в Италию.
Последние годы жизни Франко провел в Милане. Покинув сцену, он (как и его супруга) начал заниматься преподавательской деятельностью.
Его знаменитым учеником является Андреа Бочелли.
 (221x300, 9Kb)
Несколько лет подряд в Анконе проходил конкурс молодых исполнителей оперного искусства, где председателем жюри был неизменно маэстро Корелли.
В 2002-м умирает старший брат Корелли – Умбальдо, также оперный певец (баритон).
Франко Корелли ушел из жизни 29 октября 2003 года.

Он похоронен на Монументальном Кладбище в Милане.

В этом году ему исполнилось бы 90 лет.

-Какую вашу запись вы предпочли бы как идеальное свидетельство вашего искусства, как послание будущим поколениям?
- Может быть, вам покажется это странным, но среди моих лучших дисков — «Ingemisco» из Реквиема Верди. Если же я должен назвать оперу, то это «Аида». Техники EMI смогли сделать так, чтобы звук, цвет, звонкость моего голоса предстали в наилучшем свете. Я узнаю себя в этой записи и нахожу, что она может дать представление о том, что в действительности представлял из себя Франко Корелли как интерпретатор, но прежде всего как певец и вокалист.

Franco Corelli – Ingemisco




Некоторые использованные источники:
Статья из Википедии на английском
Сайт Марины Григорьевой на русском, посвященный Франко Корелли
Хороший сайт на русском языке, посвященный опере и бельканто
www.youtube.com
http://www.orpheusandlyra.com/Franco.html
Здесь много фото этого красивого человека, а также театров, где он выступал, и родного города Анконы. Дублировать не стала по ряду причин.
Рубрики:  ретро артисты
Метки: