-Цитатник

Без заголовка - (0)

Легендарная шапка Звезда Рока Легендарная шапка Звезда Рока от Kim Hargreaves в интерпре...

Без заголовка - (0)

Легендарная шапка Звезда Рока Легендарная шапка Звезда Рока от Kim Hargreaves в интерпре...

Без заголовка - (0)

Боди и чепчик спицами для ребенка.ВИДЕО МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ВЯЗАНИЮ. Ajurlu Burgu Modeli (Tulum mo...

Без заголовка - (0)

Вязание для малышей.Видео мастер-классы. Вязаный комбинезон на бретелях Комбинезон спицами ...

Без заголовка - (0)

КВАС 1. 5 литров холодной воды 2 столовых ложки цикория(обычного, без всяких добавок вкусовых...

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Топ цвета морской волны

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Anavy

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.12.2010
Записей: 5284
Комментариев: 93
Написано: 5545


Мой любимый Львов...

Четверг, 09 Декабря 2010 г. 18:18 + в цитатник
Цитата сообщения ruerg ЛЬВОВ

Львов (укр. Львів, польск. Lwów, лат. Leopolis, нем. Lemberg, с 1772 по 1918, находясь в составе Австрии и Австро-Венгрии, носил название Лемберг) — город на западе Украины с населением около 735 000 человек (2007). Расположен на реке Полтве, на расстоянии около 65 км от границы с Польшей. Первые письменные упоминания относятся к 1256 году. По наиболее распространённой версии, основан королём Даниилом Галицким (1201†1264), назван в честь его сына Льва Данииловича.

Приблизить или отдалить всю страницу
можно заюзав CTRL и " + " или " - "


Ратуша
Ратуша - административное здание в центральной части Львова. Расположена на площади "Рынок".
Первая ратуша во Львове была деревянной и сгорела в конце XIV века (впервые упоминаеться в 1381 году). В 1491 была воздвигнута ратуша с каменной готической башней, которую в 1619 заменили восьмигранной. В 1826 году она обрушилась. Новую башню заложили в 1827 и завершили к 1835. Ратуша выполнена из кирпича, четырёхэтажная, квадратная в плане, с внутренним двориком. В 1848 году во время революционных событий во Львове центр города был обстрелян австрийской артиллерией и ратуша была сильно повреждена, её первоначальная башня рухнула. В 1851 году здание было отремонтировано, купольное завершение заменили на зубчатое, как в средневековых башнях. С 1939 года в здании находится Львовский городской совет. Над ратушей возносится башня с часами (выполнены на фабрике Вильгельма Штиля под Веной и установленны в 1852 году; говорят что ещё не разу не ломались). Высота башни 65 метров, до смотровой площадки 408 ступеней. Ратуша – свидетель многих исторических событий. В средневековье перед нею стоял столб наказания, собственно сам эшафот был на том месте, где сейчас статуя Нептуна. В 1564 году здесь казнен молдавский господарь Штефан Томша, в 1578 – предводитель козацкого восстания Иван Подкова. Вход в ратушу свободный, словом, это первая виданная мною мэрия, где на входе нет охраны.











Гора Высокий Замок или Лысая гора (выс. 409,5 м.) - в прошлом тут был замок, сейчас есть лишь остатки руин, и место для казни.



Здание Пожарной службы.


Монастырь бенедиктинок (построен в 1595 году), ныне монастырь Святой Покровы Сестёр Студиток.


Львовский областной театр кукол с 1946 года (построен в 1912 году как палата ремесленников).


Второй этаж дома чуть восточнее Армянского собора (о нём ниже), очевидно они наслаждаються солнцем.




Памятники.

Памятник королю Даниилу (фотограф по криволапости забыл перчатки на вечер, посему вышел размытым).


Памятник Степану Бандере (для нервных просьба пройти мимо, оставив за пазухой тот самый камень).


Памятник Леопольду фон Захер-Мазоху (1836†1895) - австрийскому писателю, автору романов и новелл на эротические темы. Термин «мазохизм» напрямую связан с его именем. Произведения Захер-Мазоха переводились на многие европейские языки. Особенно популярным он был во Франции. Его творчество высоко оценивали Эмиль Золя, Густав Флобер, Альфонс Доде, Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын (скорей всего и Мопассан). В 1886 году из рук президента Франции Жюля Греви Захер-Мазох принял орден Почетного Легиона. Тема издевательства деспотической женщины над слабым мужчиной постоянно возникает также в исторических произведениях Захер-Мазоха и с течением времени становится настолько выразительной, что в 1886 году венский психолог Рихард фон Крафт-Ебинг называет сексуальную патологию, которая характеризуется получением удовольствия от боли и подчинения, мазохизмом. Утверждают, урну с его прахом уничтожил пожар 1929 года. Наиболее известная повесть "Венера в мехах" 1869 г.. Памятник установлен в апреле 2008 г. возле кафе "Мазох" интерьер которого увешан плётками, цепями, наручниками. Заходить не стал, пожалел окружающих.



Памятник бравому солдату Швейку. К несчастью, Гашек скончался до срока и Швейк не успел приехать во Львов.




Дворец Корнякта (королевская каменица).
Памятник ренессансной жилищной архитектуры, расположен на площади Рынок с восточной стороны Ратуши. Здание построено в 1580 году архитектором П.Барбоном, с участием П.Римлянина для богатого львовского купца греческого происхождения Константина Корнякта. В это время здание было самым импозантным в городе. Современный вид дворца Корнякта представляет собой конгломерат разновременных и разностилевых наслоений, сочетая элементы готики, ренессанса, ампира. По заказу польского короля Яна III Собеского, владевшего зданием, его объединили с соседним зданием и перестроили в дворцовую резиденцию с комнатами и залой для аудиенций. Внутри был устроен так называемый Итальянский дворик, трёхъярусная аркада-лоджия. В 1686 году в тронном зале на втором этаже львовской королевской резиденции был подписан «Вечный мир» между Польшей и Россией, которая через век приняла активное участие в рёх разделах Речи Посполитой. С 1908 по 1939 год в здании размещался Народный музей имени короля Яна III, после 1939 один из отделов Львовского исторического музея. Внутри не был, оставил на следующй раз. Фото интерьера можно посмотреть тут.

Пару слов о Константине Корнякте. Греческий купец, львовский патриций и меценат, один из лидеров львовского православия. Родился в 1517 или 1520 году на острове Крит. Почву для финансового и политического авторитета Константина во Львове создал его старший брат Михаил, который постоянно жил во Львове с 1545 до 1563 года, занимаясь торговлей восточными товарами. Константин Корнякт переехал сначала в Молдавию и стал возить во Львов на продажу вино, шелк и хлопок. В 1566 году по декрету польского короля Константин Корнякт получил разрешение на свободную торговлю восточными винами в городах Речи Посполитой. С 1570 года он поселился в Львове, в 1576 году добился королевской грамоты на право собирания пошлины на русских землях королевства — на Волыни, Киевщине, Подолье, Подляшье, Холмщине и в Галиции. Он предоставлял магнатам и шляхте займа под залог имений, в 1571 получил дворянство сам и приобрёл городок Куликов и десяток сёл. Не позднее 1569 года он стал членом православного братства. В 1586 году Корнякт стал одним из двенадцати членов-основателей Львовского Успенского православного братства. По просьбе константинопольского патриарха Иеремии в 1572 году. Корнякт материально поддержал строительство колокольни и церкви Успения Пресвятой Богородицы. Он поддерживал братские школу и типографию, оплачивал судебные расходы в процессе православных мещан против львовского магистрата, который контролировался католиками. Константин Корнякт финансировал деятельность православной фракции варшавского сейма. В конце XVІ века К. Корнякт считался богатейшим мещанином Львова (жители говорят он был настолько богат, что даже нынешние олигархи ему бы завидывали лютой завистью). Он вступил в брак в 1575 году с Анною Дзедушицкою (умерла в 1616 году), представительницей одного из самых влиятельных родов польско-литовского государства. В браке имел дочерей и двух сыновей — Константина и Александра. Умер в 1603 году и был похоронен в крипте построенной на его средства православной Успенской церкви. Согласно его завещанию Ставропигийское братство получало прибыли от его имения в пригородном селе Збоища.




Башня Корнякта - часть ансамбля Успенской церкви. Находится на 2 квартала восточнее Ратуши. Башня построена как колокольня Успенской церкви, выполняла роль оборонной башни во время осады и дозорного пункта пожарной стражи. Построена по проекту архитектора П. Барбона при участии П. Римлянина в 1572—1578 годах на средства греческого купца Константина Корнякта. Башня первоначально имела три разных по высоте яруса и трёхступенчатое шатровое завершение. В 1672 во время турецкой осады колокольня пострадала от пожара. Была отстроена в 1695 архитектором П. Бебером, который достроил ещё один ярус и современное барочное завершение с четырьмя витыми обелисками по углам. Здание выполнено из камня, квадратное в плане, в отделке использована полихромия. Фасады украшены пилястрами тосканского ордера с красными арочными простенками. Высота ярусов постепенно уменьшается, а точно найденные пропорциональные соотношения придают колокольне стройность и изящество. По своей красоте башня Корнякта стоит в одном ряду с лучшими сооружениями Европы своего времени. Высота примерно 55 - 60 метров.




Лёгкие закуски перед основным блюдом.

Музей этнографии. Единственный музей этнографии на Украине. Первоначально здание Галицкой кредитной кассы, вторая половина XIX века, работа Юлиана Захаревича). Здание выделяется романтической трактовкой неоренессансных мотивов. Архитектор и строители активно использовали текстурные особенности и цвет материалов: полихромный надрейнский кирпич, тёсаный тернопольский камень, майоликовые рельефы и металлические кованные решётки. Ярко и выразительно был решён вестибюль, выложенный полихромной плиткой, украшенный панелями из цветного камня и витражами фирмы «Тиролер Глассмалерай» из Инсбрука. Интерьеры и фасад здания были декорированы многочисленными работами из скульптурной мастерской Леонардо Маркони. Завершает здание купол со шпилем; возле основы купола размещена аллегорическая скульптурная группа, которая символизирует экономическое процветание Галиции. Шутники утверждают, что это единственная "Статуя Свободы" которую "посадили". Правая рука некогда отвалилась и убила невинную паночку, ныне заменена новой.


А это милое создание преспокойно разгуливает по бурковочке. Думал поинтересоваться именем, да сомневаюсь чтобы ответила.


Прекрасная статуя на уровне 5 этажа, аккурат напротив здания НБУ. По легенде двое долго спорили кому достанеться здание и проигравший выстроил многозначительную статую напротив окон победителя. Весьма остроумно.


Дом по улице Дорошенко. Следов в истории нет. Обычный милый домик с привратницкой под номером 13. Но что странно, рядом стоит дом №77, а нумерация начинаеться аккурат с иного конца улицы. Может это и есть тот самый блуждающий "красный дом" столь красочно описанный братьями Стругацкими в "Град Обречённый"?


Дом из белого известняка, правее Дворца Корнякта. За пару столетий почернел.


Сказочный домик по ул. Ген.Чупрынки. Необитаем, собственность одного из музеев города. Говорят со всеми его обитателями происходили пренеприятнейшие события. Готов рискнуть в нём пожить.



Ещё один дом по ул. Ген. Чупрынки. На потолке балкона можно лицезреть лепку. К сожалению за домом явно особо не следят. Внутри подъезда отичные кованные перила и рожицы дьяволов несколько умиротворённого вида (фото вышло плохое, жаль).





Прочие строения которые вовремя подмигнули в камеру.









Дом органной и камерной музыки, бывший костёл и монастырь Святой Марии Магдалины.

В 1600 году владелица участка, называемого «100 полей», А. Пcтроконская подарила землю вместе с двором и садом монахам-доминиканцам под постройку семинарии. Вопреки решению магистрата, монахи начали строить деревянный костёл. Городские власти выступили против, поскольку укрепленное место на горе, попав в руки врага, могло представлять опасность для Львова и земли церкви не облагались налогом. Здание римо-католического костёла святой Марии Магдалены было построено между 1600 и 1612 годами монахами-доминиканцами за городскими стенами к югу от городских стен Львова, на месте старого деревянного костёла. Рядом была построена семинария и келии монастыря. Авторами проекта были архитекторы А.Келар и Я.Годный. Строительство было закончено в 1635 году.
В 1648 году монастырские укрепления, как и близлежащий монастырь Святого Лазаря, захватили войска Богдана Хмельницкого. Впоследствие здание неоднократно подвергалось изменениям. В 1754—1758 году костёл расширил и перестроил архитектор М.Урбаник, были изменены фасады, достроены башни. Во время секуляризационной реформы австрийского императора Иосифа II в 1786 году костёл сделали приходским, а в монастыре была учреждена тюрьма для женщин легкого поведения (закрыта в 1922 году). Современный вид костёл приобрёл в 1870 году. Сооружение является трёхнавной шестистолбной базиликой с вытянутым хором и апсидой, которые перекрыты крестовыми сводами. В архитектуре здания соединяются элементы стилей барокко и возрождения.В 1932 году здесь был установлен изготовленный в Чехии орган фирмы «Rieger-Kloss». Он самый большой на территории Украины (к большому сожалению не попал на сколь нибудь достойное произведение, за сим насладился органом в ином месте). С 1998 года в здании опять происходят римско-католические богослужения. Римско-католическая община Святой Марии Магдалины добивается полной передачи в их руки здания.





Львовский оперный театр.

Львовский национальный академический театр оперы и балета им. С.А. Крушельницкой. В 1895 году был объявлен конкурс, в котором победила работа директора Львовской высшей художественно-промышленной школы З. Горголевского. Он предложил смелое решение для места постройки нового театра. Так как центр города к тому времени был плотно застроен, проект предусматривал перекрытие городской реки, Полтвы, сплошными бетонными сводами. З. Горголевский руководил всеми земляными и строительными работами. Основанная нагрузка легла на львовскую фирму инженера И.Левинского. Строительство началось в июне 1897 года и длилось почти три года. Театр построен в классических традициях с использованием элементов архитектурных стилей ренессанса и барокко, в духе так называемого венского псевдоренессанса. Большой городской театр (так назывался Оперный театр до 1939 года) открылся 4 октября 1900 года. В торжественном открытии приняли участие писатель Генрик Сенкевич, композитор И. Падеревский, художник Г. Семирадский. В этот вечер в театре показывали постанебановку драматической оперы «Янек» В. Желенского про жизнь жителей карпатской Верховины. В 1934 году театр закрыли из-за экономического кризиса. В 1939 году здесь прошли Народные сборы Западной Украины, которые поддержали присоединение Галиции и Волыни к УССР. Театр был вновь открыт в 1939 году и получил название Львовского государственного оперного театра. В 1956 году получил имя Ивана Франко, в 1966 — звание академического. В конце 1970-х закрывался на реконструкцию, вновь был открыт в 1984 году. В 1996 году здесь происходила одна из встреч президентов стран Центральной и Восточной Европы. Львовский театр оперы и балета состоит из ряда коллективов: симфонический оркестр - около 90 профессиональных музыкантов; солисты оперы - это свыше 40 профессиональных вокалистов; хор - около 60 артистов профессионалов; балетная труппа - около 60 артистов. Репертуар театра составляют более 40 опер и балетов.




Вид с Ратуши (растояние 450 - 500 метров).




Национальный университет «Львовская политехника».

Основан в 1844 году под названием Техническая Академия (нем. Technische Akademie). В 1877 году состоялся первый на территории Австро-Венгрии телефонный разговор между актовым залом и химическим факультетом академии. В том же году ректором академии становится известный львовский архитектор Юлиан Захаревич, и академия переименовывается в Политехническую Школу (нем. Polytechnische Schule). В 1880 году школу посещает император Австро-Венгрии Франц Иосиф I заказывая при этом у Яна Матейко 11 полотен, символизирующих технический прогресс. Полотна находятся в актовом зале главного корпуса университета. С 1993 года присвоен статус университета.




Львовский национальный университет им. Ивана Франко.

Львовский национальный университет им. Ивана Франко один из старейших университетов Восточной Европы. Датой основания считается 16 января 1661, когда указ польского короля Яна Казимира присвоил основанной в 1608 иезуитской коллегии статус академии и «титул университета». Формальное подтверждение прав академии и университета последовало в 1758 - 1759 годах. Нынешнее здание главного корпуса (на фото только оно и представлено) было построено в 1877—1881 (архитектор Ю. Гохбергер). Первоначально в нём располагался Краевой сейм Галиции и Лодомерии. Фасад украшен величественным портиком с колоннами и лоджией, скульптурными аллегорическими группами «Работа» и «Образование» при входе, «Галиция, Висла и Днестр» — на аттике (скульптор Т. Ригер). В 1920 году здание передано Львовскому университету Яна Казимира. В Университете есть 112 кафедр. Согласно рейнтингу Вузов по оценкам работодателей Университет занимает 4 место среди высших вузов Украины.







Бернардинский монастырь и костёл.

Главное сооружение бернардинского монастыря занимает треугольный участок, основанием которого был городской вал между Галицкими воротами и Королевским бастионом, а вершиной - мощный бастион, называвшийся Бернардинским. Монастырь был самостоятельным укреплённым пунктом, окружённым, рвом и валом, которые были увязаны с кольцом городских стен. Деревянные сооружения монастыря XV в., который неоднократно горел и восстанавливался, на протяжении XVII—XVIII веках были заменены каменными. В 1600—1630 годах был построен костёл Святого Андрея, одновременно рядом с ним возводилось здание келий. Монастырь окружили мощными каменными стенами с бойницами и башней с Глинянскими воротами. К ним примыкают хозяйственные постройки — кузница, конюшня и другие. К оборонной стене пристроили башню-колокольню. На площади перед костёлом находится декоративная колонна и к югу от костёла — ротонда над колодцем. Памятник неоднократно реставрировался, последние работы велись в 1960—1970 гг. Это один из лучших львовских ансамблей XVII—XVIII вв., сочетающий черты архитектуры ренессанса с приходящим к нему на смену маньеризмом. Бернардинский костёл начали возводить в 1600 г., в основном закончили к 1620 г., но отделочные работы продолжались до 1630 г. Хроники называют автором замысла монаха Б. Авелида, а строителями - Павел Римлянин и Амброзий Благосклонный. Завершал строительство А. Бемер из Вроцлава. Он возвёл башню, примыкающую к северовосточному углу здания, и выполнил завершение фасадов. Костёл возведён из тёсаного камня в виде трёхнефной базилики с вытянутым хором с гранёной апсидой. Нижний ярус фасада решён в традициях ренессанса. Членение главного фасада чётко выявляет трёхнефную композицию храма. В тех же строгих чётких формах, присущих творческому почерку П. Римлянина, выдержаны боковые стены и апсида. С ними резко диссонирует усложнённый щит-фронтон главного фасада, близкий немецко-фламандскому варианту маньеризма. Отделка интерьера, созданная в XVIII в., отличается декоративностью форм. Настенные росписи выполнены Б. Мазуркевичем с помощниками В. Бортницким, П. Волянским и Н. Сорочинским в 1738—1740 гг. Резные скамьи (1640—1641 гг.) резца Павла из Быдгощи не сохранились, но в начале XX в. была сделана их точная копия. Здание реставрировано в 1970-х годах. Кельи возводились одновременно с костёлом вплотную к его северной стене. Здание кирпичное, оштукатуренное, сложное в плане, с квадратным внутренним двориком, трёх-, а частично четырёхэтажное. Крылья укреплены контрфорсами. В декабре 2007 года в здании келий найдена стенопись ориентировочно рубежа XVII-XVIII веков - единственную келейную роспись на территории Украины. Колокольня бернардинского костёла, 1733—1734 гг. пристроена к старой оборонной стене с юга от костёла.






Ротонда над колодцем (1761 год) представляет собой открытую арочную беседку, увенчанную куполом с фигурой святого Яна из Дукли. В куполе сохранилась роспись. Памятник реставрирован в 1970-х годах. В 1941 - 1944 в колодец стал последним приютом для останков многих жертв немецкого террора.


Вид с Ратуши (растояние 350 метров).




Доминиканский монастырь и собор.

Доминиканский монастырь и собор один из самых значительных памятников архитектуры барокко в городе. Первый римо-католический доминиканский монастырь и собор были построены во Львове в готическом стиле в 1370 - 1375 годах по проекту Николая Чеха. В 1749 году на том же месте был заложен фундамент нового римо-католического доминиканского собора по проекту инженера и архитектор Яна де Витте, талантливого фортификатора, коменданта польской крепости в Каменце - Подольском. Средства на строительство костёла выделил польский гетман Юзеф Потоцкий. Строительством руководил Мартин Урбаник, с 1764 года - Кшиштоф Мурадович, а заканчивал фасад С.Фессингер. В 1865 году по проекту архитектора Юлиана Захаревича к костёлу была пристроена четырёхъярусная башня-колокольня, стилизованная в духе барокко. В 1895 году был перестроен купол, в 1905—1914 годах реставрировался интерьер храма. В 1956—1958 годах велись новые реставрационные работы.
Костёл выполнен в камне, в плане представляет вытянутый крест с овальной центральной частью, две радиально расположенные часовни, прямоугольными алтарём и притвором. Венчает костёл огромный эллиптический купол, который поддерживают восемь пар мощных сдвоенных колонн. Сильно развитый карниз и декорированный фронтон портала делают фасад динамичным и экспрессивным. Этот эффект усиливают скульптуры на фронтоне, выполненные в разных ракурсах. В архитектуре костёла проявилось влияние собора Святого Петра и костёла Марии ди Монте Санто в Риме, собора Святого Доминика в Болонье, костёлов Святого Карла Боромеуса и Святого Петра в Вене. В интерьере костёла роскошный барочный алтарь украшают четыре большие статуи, исполненные художниками круга М.Палейовского. Галереи и лоджии украшены деревянными статуями работы львовских скульпторов второй половины XVIII века. В интерьере сохранилось первоначальное скульптурное оформление К. Фессингера. Есть несколько ценных памятников искусства: мраморное надгробие Ю.Дунин-Борковской работы известного датского скульптора Б.Торвальдсена (1816), памятник галицкому губернатору Ф.Гауэру работы А.Шимзера (начало XIX века), памятник польскому художнику А.Гротгеру работы В.Гадемского (1880). К костёлу примыкает здание монастырских келий, перестроенное заново в 1556—1621 годах и восстановленное после пожаров 1766 и 1778 годов. В доминиканском соборе хранилась алебастровая статуя Богородицы Святого Яцека, которую миссионер Яцек Одровонж привез из Киева в Галич, а затем она попала во Львов. В 1559 году в доминиканском монастыре скрывалась Гальшка Острожская, наследница огромного состояния магнатов князей Острожских, которую обманом взял в жёны польский воевода Лука из Гурки. Муж Гальшки осадил монастырь, а затем перекрыл водоподачу, после чего доминиканцы сдались и выдали Гальшку. В здании монастыря доминиканцев в 1707 году был подписан договор о союзе между Россией и Речью Посполитой в войне против Швеции. Здание келий также каменное, прямоугольное в плане с коридорной системой планировки, трёхэтажное. У монастыря есть два внутренних дворика, со сводчатыми перекрытиями. В советское время с 1972 в комплексе доминиканского монастыря располагался Музей истории религии и атеизма (редкостный цинизм), ныне Львовский Музей истории религии. В 1990-е годы собор был передан УГКЦ и носит название Храм Пресвятой Евхаристии. Собственно именно в помещении музея, аккурат под потолочной лепкой полного герба доминиканцев я имел счастье вкусить органную музыку. Незабываемое впечатление, Бах в живом исполнении просто великолепен. Если раньше я считал что сложно играть на барабанной установке поддерживая три ритма, то орган с его ножными рычагами просто привёл меня в восторг. Нужно быть Цезарем, чтобы сколь нибудь хорошо его освоить.




На фасаде есть фирменное изображение собаки. Domini canes (лат.) - Псы Господни.


Вид с Ратуши (растояние 250 метров).


Прямо напротив собора стоит зелёное здание с недвусмысленными барельефами. Да - да, это был именно самый натуральный бордель. Подозреваю что тут не обошлось без братьев иезуитов, ну кто мог ещё столь цинично и утончённо напакостить.




Костёл иезуитов.

Костёл иезуитов (костёл Святых Петра и Павла ордена иезуитов) - одно из наибольших культовых сооружений Львова: длина 41 метр, ширина 22,5 метра, высота — 26 метров. Костёл мог вместить до 5 000 верующих. Это также первое сооружение в стиле барокко во Львове. Костёл сооружался в 1610 - 1630 годах, отделочные работы продолжались до 1660 года. Строительство начал монах Себастьян Лахмиус в 1613 - 1614 годах, его проект существенно переработал и завершил строительство итальянский архитектор Джакопо Бриано в 1618 - 1621 годах. Итальянец внёс в здание формы, которые сложились в схеме фасада церкви Иль-Джезу в Риме (авторы Дж. Виньола и Дж. делла Порта). Эта схема распространилась в европейской архитектуре в XVII веке и стала характерной для стиля барокко. В решение интерьера была положена новая пространственная концепция, которая символизировала мощь Римско-католической церкви, определявшей, по мнению идеологов контрреформации, жизнь и все дела человека. В течение XVIII века интерьер костёла менял свой вид. С южной стороны апсид в 1701 или 1702 году была пристроена четырёхгранная башня (архитектор В.Годный), которая имела высоту 80 метров и была самой высокой в городе. В 1740 году своды костёла расписали художники Франциск и Себастьян Экштейны из Брно. В 1754 году на башне были установлены часы, но уже в 1830 году обветшавшую колокольню пришлось разобрать и от неё сохранились лишь 2 яруса. Самая старинная и ценная сохранившаяся доныне скульптура в интерьере - деревянное распятие в боковом алтаре, выполненное в начале XVII века И.Фистером. В 1775—1848 году в здании костёла проходили заседания «сословного сейма» Галиции, первого краевого парламента (впрочем, не имевшего значительного влияния на политику в провинции). В советское время костёл использовался как склад, что нанесло сильнейший урон внутреннему убранству. Визуально так и не нашёл чеканку Ad majorem Dei gloriam (лат.) - К вящей Божьей славе. Правда внутри не был.



Вид с Ратуши (растояние 200 метров).




Кафедральный (Латинский) собор.

Римско-католический кафедральный собор (польск. Bazylika Archikatedralna pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny zwana Katedrą Łacińską, Архикатедральна базиліка Успіння Пресвятої Діви Марії) - единственный памятник во Львове, значительно сохранивший черты первоначального готического облика. Латинский кафедральный собор был основан на месте православной Успенской церкви, перенесенной на улицу Русскую. Строительство Латинского костёла начал львовский архитектор П. Штехер в 1360 году, продолжали работы И. Гром и А. Рабиш, закончил строительство в 1479 году Г. Штехер. В 1656 году в соборе венчался польский король Ян II Казимир Ваза. В 1672 году после осады Львова турками на стене храма повесили турецкие пушечные ядра (смотреть смотрел, да забыл их сфотографировать). В 1760 - 1778 годах велись реставрационные работы проведенные по проекту и под руководством львовского зодчего П. Полейовского, который значительно изменил внешний вид здания, придав ему популярные тогда формы архитектуры барокко; были снесены многочисленные часовни, окружавшие храм. В 1772 году в знак протеста против оккупации Галиции Австрией львовяне замуровали парадный готический вход собора. В 1892 - 1930 годах с перерывами велись реставрационные работы с целью вернуть памятнику первоначальный готический облик (архитектор М. Ковальчук, профессоры В. Садловский и Т. Обминский). В 1910 году на стене собора установили мемориальную доску в честь 500-летия битвы под Грюнвальдом, где объединенные войска славянских народов нанесли поражение Тевтонскому ордену. В 1941 году доску демонтировали немцы. Собор выполнен из камня, трехнефный, зального типа, с вытянутой гранёной апсидой. Памятник имеет 67 метров в длину и 23 метра в ширину. Основное пространство близко по объёму к кубу, но вокруг собора было пристроено множеством часовен, из-за чего его объём имеет более сложную конфигурацию. Готическую вертикальность здания усиливает высокий щипец крыши. Башня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, так как вторая колокольня осталась недостроенной. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками. В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество произведений мемориальной скульптуры. В Латинском соборе были захоронены также польские воины, павшие в многочисленных войнах, которые вело Польское государство. Сюда с войны против молдавского господаря Богдана в 1450 года привезли тела русского воеводы Петра Одровонжа, Миколая Поравы, Михала Бучанского и командиров львовских добровольцев Януша и Адама Замхов. Здесь же были похоронены погибшие в 1506 году в битве против татар Щенсны и Гжегож Струси; погибшие в битве под Сокалем 1519 года представители знатнейших фамилий: Гербурты, Боратинские, Фредры. Внутри доминирует готический стиль разбавленный барокко, я просто залюбовался замечательными витражами XIX века.





На площади вокруг римо-католического Кафедрального костёла долгое время хоронили умерших. Только в 1765 году все погребения, кроме часовни Боимов, а также надгробия и склепы были снесены с площади, а дальнейшие захоронения на ней - запрещены. Часовня Боимов была выстроена как склеп в 1609 - 1617 (по другим данным между 1609 и 1615 годами) для купеческой семьи Боимов. Сначала эта территория принадлежала городскому кладбищу. Строительство было начато Георгием Боимом, львовским купцом и ростовщиком венгерского происхождения, и завершено его сыном Павлом - Георгием. Стена, обращённая к Латинскому собору покрыта сложной резьбой, интерьер украшен также резьбой по алебастру. На восточном фасаде сохранились портреты Георга Боима и его жены Ядвиги. Стена западного фасада полностью покрыта резьбой по камню. Высокую художественную ценность представляет скульптурная группа «Пиета» работы Я. Пфистера — выдающееся произведение львовского искусства XVII века. Часовня имеет сходство с часовней Сигизмунда возле Вавельского кафедрального собора в Кракове.


Вид с Ратуши (растояние 200 метров).




Костёл Святой Эльжбеты.

Костёл Святой Эльжбеты - собор в неоготическом стиле, по-моему самый прекрасный во Львове. По преданию костёл был назван в честь популярной в народе императрицы Елизаветы (Зизи) Габсбург, супруги императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа I. Возведён в 1903 - 1911 годах. Строительством руководил архитектор К.Талёвский. Подражательный неоготический стиль собора повторяет многие элементы французской и северогерманской готической архитектуры с элементами романского стиля: высокие островерхие шпили, стрельчатые окна, портал с большой розой в центре, внутренний вертикальный простор. Пётр Войтович, которого поляки называли современным Фидием, украсил костёл скульптурной композицией «Распятие с Пристоящим». Над проектом украшения интерьера работал львовский мастер Казимир Сухольский. В 1926 году в храме был установлен один из самых больших органов в Польше работы известной польской фирмы братьев Доминика и Вацлава Бернацких. В начале Первой мировой войны авcтро-венгерское правительство конфисковало церковные колокола. Во время украинско-польской войны 1918 - 1919 годов костёл был повреждён украинской артиллерией. В 1939 рядом с храмом разорвалась авиационная бомба, были повреждены шпили и стены. В 1946 церковь была закрыта, остатки органа свалили на хорах. В 1970-х здание передали под склад. С 1991 года находится в собственности украинской греко-католической церкви и именуется храмом святых Ольги и Елизаветы. На данный момент в стадии реконструкции.










Вид с Ратуши (растояние 2000 метров, 12-ти кратный зум). В правой части виден Собор Святого Юра (растояние 1350 метров).




Дворец Потоцких.

Дворец Потоцких был построен в 1880 году по проекту французского архитектора Людвига де Верни при участии польского архитектора Я.Цибульского на месте небольшой усадьбы, принадлежавшей роду Потоцких по заказу Альфред Потоцкого (1817†1889) - австрийского государственного деятеля, члена австрийской палаты господ и галицийского сейма; в 1867 - 70 гг был министром земледелия, в 1870 - 71 гг. - министром-президентом; вышел в отставку вследствие неудачи своих переговоров с автономистами. В 1875 - 83 гг. был наместником Галиции. Здание выполнено в стиле французского классицизма, кирпичное, оштукатуренное, Н-образное в плане, с развитым центральным ризалитом и боковыми крыльями, трёхэтажное, с мансардами. Фасады декорированы фигурными обрамлениями окон и рустикацией, лепными консолями балконов и балюстрадами. Парадный вход оформлен арочным портиком с лепкой и ионическими колоннами. В первом этаже расположены парадные залы для приёма гостей, в оформлении которых широко использованы лепка, позолота, разноцветный мрамор, ценные породы дерева, живопись. С улицы во двор ведут парадные монументальные ворота с двумя флигелями, украшенные картушем. Для приёмов во дворце Потоцких были предусмотрены места для подъезда экипажа, залы для встреч. Общая площадь дворца составляет 3100 квадратных метров. Первоначально здесь располагался большой парк. Уже в конце XIX начале XX веков вокруг дворца Потоцких возвели целый ряд многоэтажных домов, часть из которых выходилла передними фасадами на улицу, а тыльными частями в сторону дворца. Поэтому вид на дворец Потоцких остался открытым только с улицы Коперника. В 1972 году здесь разместился Дворец торжественных событий (дворец бракосочетаний). В 1973 - 1974 годах реставрировался. В 1996 году рядом со зданием был возведён Львовский дворец искусств. Вскоре, в 2000-х годах дворец Потоцких был передан Львовской галерее искусств.











Армянский кафедральный собор.

Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - памятник истории и культуры, самое изумительное место посещённое мной во Львове.

Ансамбль армянской церкви расположен на территории исторического Львова, в той его части, где селились армяне. Собор является архитектурным центром комплекса, вокруг которого группируются остальные сооружения, образуя три небольших замкнутых дворика. Строительство собора началось в 1363 г. Один из самых древних памятников Львова, построен архитектором Дорингом (Доре, Дорко) на средства армянских купцов Якова из Кафы (Феодосии) и Паноса из Гайцараца. Многие исследователи предполагают, что в строительстве принимали участие армянские мастера, так как памятник имеет много общих черт с собором в Ани (столица одного из армянских царств известная как город "1001 церкви").

Ансамбль Армянского собора — уникальный памятник армянской средневековой архитектуры на Украине. В ансамбль храма входят несколько архитектурных шедевров: башня-колокольня над входом во двор, которую выстроил архитектор Пётр Красовский в 1571 году;.декоративная колонна с фигурой Святого Христофора (1726 год), которая стоит на дворе; здание бывшего армянского банка (XVІІ век); дворец армянских архиепископов (XVІІ — XVІІІ век, в настоящее время не принадлежит армянской общине); здание бывшего монастыря армянских бенедиктинок (XVІІ век). К сожалению большая часть закрыта на реконструкцию и многим удалось полюбоваться лишь через решётку.

Монастырский дворик у северной стены собора с противоположной стороны ограничивает здание монастыря армянских бенедиктинок, построенное в 1682. Перед ним в 1881 поставлена статуя работы Г. Дыкаса. Галерея, устроенная по образцу итальянских лоджий, служит переходом из монастыря в собор, ее нижний ярус — открытый, арочный, верхний — закрытый. В стену вмурованы два рельефа (XVI — начала XVII века) из местного известняка. Восточный дворик связывают с монастырским барочные ворота (1671). Он называется христофоровым, и в центре его высится памятная колонна Святого Христофора (XVIII век). Со всех сторон дворик замкнут зданиями бывшего армянского банка (XVII в.), архиепископского дворца (конец XVIII века), колокольней (XVI—XVIII века), апсидами собора. Сквозной проход соединяет восточный дворик с ул. Леси Украинки. На арке ворот дата «1779 год» — время восстановления зданий после пожара 1773 г. Южный дворик соединен с восточным воротами с барочным фронтоном (1877 г.), отделен от улицей Армянской оградой с металлической решеткой (той самой). В нише ограды с улицы помещена статуя с датой «1664» — характерный образец львовской скульптуры второй половины XVII века, по мнению некоторых исследователей принадлежащая резцу львовского мастера Мельхиора Эрлемберга. Вдоль южной стены собора тянется открытая аркада-галерея, построенная в 1437 г. Возле глухой стены дома установлен деревянный горельеф «Голгофа» (XVIII век).

Просторная средняя часть собора после реконструкции 1908 - 1927 лет испытала значительные изменения. В рисунке нового деревянного потолка архитектор Ф.Мовчинский использовал модернизованные армянские и ориентальные мотивы, а художник Я. Розен выполнил преисполненные метафизического содержания картины и орнаментальные росписи стен и витражей. Я.Розен пошёл путем синтеза армяно-византийской традиции с западноевропейскими тенденциями современного ему искусства в форме объединения экспрессивных средств выражения с позднесецессионной стилизацией. Особенно удались художнику, по мнению современников, «Тайная вечеря», «Распятие» (см. ниже) и «Погребение Святого Одилона» (см. ниже).

В советское время Армянский собор в связи с ликвидацией Львовского армяно-католического архиепископства был закрыт. В соборе сначала было устроено хранилище Львовской картинной галереи, а с 1953 года - хранилище львовского музея имени Ленина. В январе 2000 года храм вернули общине армянской апостольской церкви. В январе 2001 года состоялось первое после длинного перерыва богослужение в Армянском соборе. В мае 2003 года собор освятил 132-ой патриарх-католикос всех армян Гарегин II. После того как глава Львовской областной госадминистрации передал армянскому архиепископу Григорису ключи от храма, католикос Гарегин ІІ осуществил обряд «открытия двери» и освятил собор. На торжествах присутствовали спикер армянского парламента Армен Хачатрян, президент Союза армян Украины Нвер Мхитарян, французский певец армянского происхождения Шарль Азнавур с сыном, российский актёр Армен Джигарханян, посол Армении на Украине и посол Армении во Франции, архиепископ УПЦ (МП) Августин, глава украинского Госкомитета по делам религий, а также экс-президент Украины Леонид Кравчук. В декабре 2007 года решнием львовского горсовета собору передали башню-колокольню, которую выстроил архитектор Пётр Красовский.

Из всех виданных мной христианских святынь, это собор самый не каноничный и самый изумительный. У входа около десятка Хачкар. На некоторых отчётливы даты: 1733 год, 1755 год и т.д.. В сцене распятия несущий крест Иисус на втором плане, уступая первый Марии. В сцене погребения св. Одилона процессия состоит из прошлого, настоящего и будущего. Прошлое уже ничего не видит, будущее глядит вперёд, а вот настоящее смотрит на ... на тех кто несёт свечи. На души. При первом взгляде кажеться что это трещины, а нет ... не так то проста сцена как кажеться. Мне сказали что изображение души вообще досели неведанное дело в христианской традиции оформления церквей. Охотно верю, ничего подобного даже не ожидал увидеть. Витраж выше всех похвал, в одно из посещений на него как раз падало солнце. Это великолепное, чарующее и попросту завораживающее зрелище. Подставкой для свечей служит судно с песком, очень хорошо придумано. Средняя часть буквально выкинула в мистерию древней Византии, эти безумно притягательные сочетания армянских узоров, острые восточные арки и средняя часть в основании купола на европейский манер создают просто непередаваемый эффект. В соборе едва заметна очень странная музыка, тихая, мягка и глухая нота "До" буквально повисла в вечности, кажеться словно она вот-вот перельёться в другую ноту, но она остаёться собой. Я даже вспомнил индонезийский термин "Дьям Карет", что означает "час имеющий протяжённость во времени". Этот звук подобен тому неясному звучанию которое может нахлынуть в состоянии полудрёмных грёз. На меня собор произвёл неизгладимое, невероятно сильное впечатление. Мне даже стало стыдно фотографировать. При всей моей воинственной атеистичности я был наредкость смиренным. Даже в киевском Соборе Святой Софии я не проникался столь сильным уважением к религиозным чуствам других. Редкое явление. Это не просто красивый собор, в нём есть нечто столь магнетическое, что хочеться вновь и вновь вернуться в его стены.







P.S. Из всех посещённых мной городов Украины, включая и Киев, Львов - самый прекрасный город. Я хочу в нём жить...)


Настроение сейчас - умиротворённость...
Рубрики:  Мой любимый Львов...
Огромное спасибо автору http://www.liveinternet.ru/users/falled_up/profile

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку