Реферат на тему : "Старовавилонское искусство". |
Период с XX по XVII вв. до н. э. называют старовавилонским, т.к. самым важным политическим центром Месопотамии в это время был Вавилон. Вся южная половина Двуречья объединяется под властью Вавилона, который уже в 17 в. до н. э. завоевывают касситы. Его правитель Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) после ожесточенной борьбы создал на этой территории сильное централизованное государство.
Вавилон (Ворота бога), бывший прежде лишь небольшим провинциальным поселением в среднем течении Евфрата, в 19-18 вв. до н. э. расширился и превратился в огромный цветущий город, завязавший торговые и международные связи с разными странами мира. Однако больше известно о жизни Древнего Вавилона по письменным источникам, чем по художественным памятникам, так как город, не единожды подвергался разграблению и сожжению. Культура Вавилона сложилась на традициях шумерийской и аккадской культур: в это время широко распространилась шумерийская система письма — клинопись; много достигли разные отрасли вавилонской науки — медицина, астрономия, математика, хотя все они еще были тесно связаны с магией. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере.
Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилон не раз подвергался нашествию кочевников, уничтоживших многие памятники. И даже то, что сохранилось, обнаружено археологами в других, подчас отдаленных местах.
Однако, дошедшие до нас произведения, поражают своей красотой и лаконичной и выразительной трактовкой.
В парадных композициях, изображающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приемы: фигуры героев неподвижны и напряжены, детали их внешнего облика не разработаны. Именно в таком, «официальном» стиле выполнена базальтовая стела царя Хаммурапи из Суз. Эта стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. Высота ее составляет 2,25 метра, а ширина ее равнялась от 1,65 метра вверху до 1,9 метра внизу. Это свод царских законов, высеченных в камне и увековечивших уже не военные, а культурные деяния правителя. На лицевой стороне стелы помещается художественно высеченное рельефное изображение бога Шамаша, сидящего на высоком троне, и стоящего перед ним царя Хаммурапи. Сидящий на троне бог одет в обычную вавилонскую одежду, отделанную оборками, на его голове – высокая четырехъярусная корона. Величаво протянутой вперед правой рукой бог Шамаш передает вавилонскому царю свиток - символы власти.
Хаммурапи стоит перед богом в обычной молитвенной позе, на нем – подвязанная поясом длинная туника и шапка с ободком. Живописная проработка складок одежд, мягко вылепленные лица Хаммурапи и божества, перед которым он стоит, стиль передачи мускулатуры тела говорят о том, что искусство Вавилона складывалось под сильным воздействием искусства Шумера и особенно Аккада. Но в вавиилонской скульптуре больше спокойствия. Она несет на себе отпечаток торжественного ритуала, установившегося при дворе. Это проявляется как в замедленном жесте руки Хаммурапи, протянутой к богу Шамашу, так и в благоговейной сдержанности выражения его лица, в плавности очертания его одежд.
Следующая за барельефом часть стелы и вся ее обратная сторона покрыты тщательно вырезанным, убористым и изящным клинообразным текстом на вавилоно-семитическом языке. Текст состоит из ряда коротких колонок, идущих справа налево, причем клинообразные знаки читаются сверху вниз. Около 10 колонок надписи Хаммурапи посвятил перечислению своих титулов, прославлению покровительствовавших ему богов и прославлению своего величия, своей заботы о подданных, рассказу о распространении своего могущества.
Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя. Фигуры на рельефе торжественно статичны, позы бога и царя каноничны, но лицо Хаммурапи, несомненно, портретно.
Стела царя Хаммурапи — символ месопотамской цивилизации. Она является не только произведением искусства, но также историко-литературным памятником и наиболее полным сводом законов древности, предшествующим библейским законам. Тексты, запечатленные на стеле, являются богатейшим источником информации об обществе, религии, экономике, географии и истории того времени.
Другим, не менее значительным, скульптурным памятником этого времени является диоритовая голова (Париж, Лувр), в которой видят портрет Хаммурапи: изображен пожилой человек с резкими, волевыми, даже суровыми чертами лица, но очень проработанными.
Особенности вавилонской культуры прослеживаются более явственно по памятникам соседствующих с ним государств Элама и Мари. В них можно точнее уловить те на первый взгляд неприметные перемены и сдвиги, которые отличают вавилонские произведения от шумерийских.
Представление об уровне развития культуры и искусства времени возвышения Вавилона, дают раскопки современного ему города Мари (лежащего выше по течению Евфрата), находившемся к северо-западу от Вавилона, в XVIII в. до н. э. , завоеванном и разрушенном Хаммурапи. Здесь были открыты руины города и большого дворца (площадью в 2,5 гектара) правителя города Зимрилима и много ценных художественных памятников. План дворца, типичный для Двуречья, включал большие дворы, вокруг которых группировались помещения. Во дворце были, кроме парадных и жилых комнат, святилища, дворцовая школа писцов, кухня и кладовые для хозяйственных запасов. В некоторых помещениях дворца сохранились части настенных росписей (Багдад, Иракский музей) — уникальные памятники живописи времени древнего Вавилона. Это раскрашенные контурные рисунки, исполненные голубой, коричневато-красной и черной красками. В числе настенных росписей — культовые сцены, например излияние воды божествами, дарующими жизнь всему на земле, или вручение божеством знаков власти царю. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.
«Жертвоприношение». Фрагмент стенной росписи во дворце царя Зимрилима в Мари. 18 в. до н. э.
В одном из храмовых помещений была найдена алебастровая статуя богини Иштар, вероятно, являвшаяся главной святыней города (ныне хранится в музее Халеба, Сирия).
Это богиня любви, плодородия и красоты, Иштар (олицетворение планеты Венеры) хотя и близка шумерийским изображениям Инанны, но привлекает рядом новых черт.
Иштар, самая популярная богиня Древней Ассирии, по мифологии была супругой верховного бога Ашшура. Уже в середине III тысячелетия до н. э. Иштар почиталась царицей богов, богиней-матерью, владычицей, богиней восхода и заката. Её функции весьма разнообразны: «Она сияет на небе, воплощаясь в планету Венеру, и она же спускается в подземный мир за своим возлюбленным Думузи (Таммузом). Это богиня любви и красоты, укрощающая своими чарами львов и диких быков, а также богиня войны, носительница победы, вдохновляющая царей на боевые подвиги, шествующая перед ними на поле битвы».
Статуя Богини Иштар. Из Мари 18 в. до н. э. Музей города Халеба.
Культ этой богини предписывал каждой девушке или женщине хотя бы раз в жизни отдаться чужестранцу в храме Иштар. «Культ Иштар связан с оргиастическими празднествами, включавшими самоистязания, проявления сексуальной свободы, принесения в жертву девственности… Иштар считалась покровительницей проституток, гетер, гомосексуалистов. Такова была любимая богиня ассирийцев, в честь которой они устраивали сладострастные праздники, предаваясь самым мерзким грехам, таким, как содомия и кровосмешение. Эти страшные оргии проходили под надзором жрецов, разжигающих похоти толпы сладострастной музыкой и посылаемыми жрицами, выполняющими эротические танцы и отдающихся первым встречным.
Небольшая фигурка, всего около метра высотой, высеченная из белого известняка, показывает богиню в расцвете ее юной красоты. Мастер прежде всего подчеркивает ее чарующую женственность. Фигура Иштар стройна и пропорциональна. Богиня облачена в сильно облегающее платье, а под легкой, лишь условно намеченной тканью просвечивает высокая упругая грудь, обозначена тонкая талия. Тяжелая колоколообразная юбка удлиняет пропорции, сглаживает линии тела. Но самое яркое – это дышащее молодостью лицо богини, с точеным подбородком, высокими скулами и маленьким ртом, обрамленное густыми прядями пышных волос, ниспадающих на плечи. Шею украшает тяжелое, в шесть рядов, жемчужное ожерелье. Голова увенчана высокой рогатой тиарой, что придает всему облику богини большую значительность. Можно себе приставить, какое впечатление производила эта статуя на молящихся! Ведь ее обнаженные руки в браслетах, легко и естественно держащие у пояса массивный кувшин, соединенный в свою очередь со сложной системой водостоков, считались обладающими священным даром источать в знойный день прозрачную воду. И еще одну новую особенность можно отметить в этой фигуре. Хотя в статуе не выявлено движение и ноги ее, выступающие из-под тяжелых складок юбки, плотно сомкнуты, она лишена той скованности и столбообразной монументальности, которая отличала статуи предшествующих веков.
В произведениях искусства, изображающих жизнь обычных людей, изобразительная манера совершенно иная. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: та, что стоит, играет на лире, та, что сидит, — на ударном музыкальном инструменте, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями музыкантов или танцоров — самая интересная часть старовавилонского скульптурного наследия.
Статуя молящегося ( возможно, царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Лувр. Париж.
Богиня Иштар с двумя жрицами. Рельеф из дворца в Мари. 19-18 вв. до н. э. Музей дейр аз Зур. Сирия.
Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари, крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, в XVIII в. до н. э. , завоеванном и разрушенном Хаммурапи. Можно заметить определенные новшества в художественном оформлении дворца в Мари. Многоцветные настенные росписи выполнены в голубовато-зеленых, коричневых и охристых тонах, что несет на себе явные следы влияния египетской культуры. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишенные движения композиции в черно-белых или красно-коричневых тонах. Однако в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.
Дошедшие до наших дней статуэтки домашних божеств и гениев-хранителей старовавилонской эпохи отличаются некоторой грубоватостью и в то же время лаконичностью исполнения , например :Царица тьмы, Богиня нюхающая цветок.
Рельеф Царицы Тьмы, представляет собой, тарелку с рельефом сделана она из обожженной глины, смешанной с соломой. Фигура обнаженной красавицы первоначально была раскрашена в красный цвет. На голове у женщины рогатый головной убор, типичный для месопотамских божеств. В руках у нее священные символы — прут и кольцо. Ее разноцветные крылья смотрят вниз, указывая на то, что она является богиней подземного царства. Ее ноги заканчиваются лапами хищной птицы, весьма похожими на лапы двух сов, сидящих по сторонам от нее. Первоначально фон был раскрашен в черный цвет, подчеркивая связь богини с ночью. Богиня стоит на спинах двух львов. Тарелка, по всей видимости, висела в святилище.
Царица тьмы. Рельеф . 1800—1750 гг. до н. э.
Глина, солома, барельеф. Высота 49,5 см, ширина 37 см, глубина 4,8 см. Британский музей, Лондон
Еще хотелось бы отметить одно замечательное произведение искусства, это изящно вырезанная на пластинке слоновой кости фигура полуобнаженной богини плодородия, кормящей травой двух козлов. Строение черт лица и прически с тугим завитком надо лбом, мягкая проработка тела и грациозность фигуры слегка изгибающегося тела и пышных одежд говорят о проникновении крито-мекенских влияний.
« Богиня плодородия кормящая козлов». Из Угарита 14 в. до н.э. Лувр. Париж.
История донесла до нас лишь немногие из огромного числа памятников искусства и архитектуры Вавилона. Всему этому способствовали многочисленные войны, пожары и разграбления, а так же особенные климатические условия. Отсутствие леса и камня привело к использованию жителями Древнего Двуречья сырцового кирпича, менее долговечного и ценного, чем камень. И потому сама природа быстро довершила те разрушения, которые производили люди.
История искусств Вавилона тесно переплетается с другими культурами, многие из которых внесли огромный вклад в развитие культуры Вавилона, особенно необходимо отметить влияние искусства Шумера и Аккада. Но, не смотря на это, культура Вавилона несет в себе нечто особое,
Не смотря на то, что сохранилось не так много исторических ценностей старовавилонского периода, но и то, что мы можем узнать о культуре Вавилона сегодня, вселяет в нас не только почтение к глубине веков, но и восхищение талантом и ярким декоративным чутьем, развитым у древних мастеров.
Рубрики: | Полезно))/Учеба |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |