-Цитатник

Замечательно сказано о душевном опыте - (0)

Интересное высказывание - оно приложимо и к опыту психотерапии и анализа: страхам и сопротивлению, к...

Без заголовка - (0)

Читатник Дао - Владимир Малявин Книг Малявина на полках штуки четыре еще с незапамятных советских...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Analytical_psy

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Союз_Журналистов АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 87


Психопатология: юнгианский взгляд

Воскресенье, 31 Октября 2010 г. 22:02 + в цитатник

Психопатология и анализ - тема статьи Дональда Ф. Сандлера и Джона Биби в журнале Jungian analysis (1995). В статье излагаются основные идеи юнгианского подхода к психопатологии.Еще в начале своей карьеры Юнг заметил, что его юная кузина, считавшаяся помешанной, в своих патологических фантазиях словно играла разные роли, становилась поочередно разными людьми. Это натолкнуло Юнга на идею комплексов - субличностей, которые выделяются в психике человека и проявляют себя относительно автономно.

Причем если у психического больного комплексы совершенно не осознаются, действуют без связи с "я", то человек здоровый таже может иметь комплесы, только в более мягкой форме. Пример проявления комплексов: обычно ироничный и остроумный человек вдруг теряет чувство юмора и всерьез расстраивается или злится, если шутки задевают какую-то определенную тему, - очевидно, лично важную для него.

Теория комплексов легла в основу понимания механизма психопатологии. Разновидности психических болезней - по Юнгу - имеют один механизм (отщепление комплекса, или диссоциация), лишь с различным содержанием у людей с разными характерами.

Авторы статьи пишут: "В 1906 году в работе «Ассоциации сновидения и истерические симптомы» Юнг пишет, что реакции на ассоциативный тест коррелируют с материалом снов. Содержание снов давало вещество и характер для скелета комплекса, обнаруженного в ассоциативном тесте. Во снах становится возможным проследить комплекс, то, как он движется и действует, то есть можно наблюдать работу внутренней психики. То, что психика действительно структурирована комплексами и что эти комплексы доступны для наблюдения во снах, стало фундаментальным для созревающих идей Юнга о базовой природе невроза".

Сегодня анализ сновидений - один из основных приемов юнгианских (аналитических) психологов в работе с клиентами. Мы можем помогать здоровым людям понимать отдельные тенденции, возникающие в душе, понимать их смысл и в соответствии с этим вносить изменения в свою жизнь - направлять усилия на то, чтобы реализовать творческие порывы, которых вы раньше не замечали, или справляться с чересчур острыми переживаниями, которые настойчиво давали о себе знать в виде пугающих снов, телесных симптомов, неуправляемых перепадов настроения и т.д.

Юнг "считал, что существует много ситуаций, когда эго длительный период «захвачено» (т.е. «одержимо») сложными эмоциональными состояниями. Несомненно, без периода одержимости, когда содержание комплекса «проживается», едва ли произошла бы интеграция комплекса в сознательное эго-функционирование. В то же время одержимость потенциально является тяжелой ситуацией, даже если она в конечном итоге служит борьбе за целостность". Чтобы обнаружить, безопасно прожить и направить в конструктивное русло скрытые эмоциональные потоки, в аналитической работе создаются особые условия безопасности, границ и принятия.

Особенно трудно бывает справляться со своими комплексами в кризисные периоды жизни (болезнь, развод, увольнение, проблемы в отношениях с близкими, товарищами), когда "биологические условия (типа гипогликемии или гипотироидизма), жизненные трагедии, подрыв защитных механизмов эго... могут ослабить способность эго противостоять комплексам".

Какого рода сложности (или даже патологии) подстерегают человека в трудную минуту, когда эго ослаблено жизненными испытаниями? По одной из идей, это зависит от типа личности человека в юнгианской типологии: интраверты и экстраверты, мыслители и чувствователи, интуиты и сенсорики по-разному воспринимают мир и по-разному "сходят с ума". Как это формулируют авторы статьи: "Все комплексы содержат аспекты установок и функций, исключенных или подавленных сознательной репрезентацией доминирующей установки и функции эго. Обычно одна установка – экставертированная или интравертированная – является доминирующей, и эта установка выражается через одну из функций (мышление, интуицию, чувствование, или ощущение). ... Эта пара с противоположной функцией внутри эго означает, например, что инровертированный мыслительный тип имеет в качестве низшей экстравертированную функцию ощущений, через которую контактирует с миром".

Таким образом, в кризисной ситуации человек может испытать "одержимость" той функцией, которая у него менее всего развита и не осознается. "Менее развитая (низшая) функция склонна существовать в частично архаической форме и часто представлена анимой и анимусом. Когда возникает состояние одержимости анимой и анимусом, ... низшая функция активируется, делая явно неудачные попытки адаптации, часто компульсивного и психотического характера".

"Суровые депрессии, частые для выраженного мыслительного типа – выражение низшей чувствующей функции, являющейся избыточно оценочной. Чувства оценивают, но низшие чувства часто переживаются (и символизируются) как судья, как тот, кто решает, что пациент грешен и должен понести наказание. Депрессия в результате часто символизируется во снах тюрьмой и заточением".

И далее авторы перечисляют типы патологий, свойственные тем или иным типам личности:

     "Мания, характерная для компульсивного интровертированного ощущательного типа, часто представляет активность низшей интровертированной интуиции, приносящей быстрое возникновение интуитивных озарений и планов, которые пациенту очень хочется высказать или реализовать.

     Паранойя является частой проблемой для чувствующего типа, который становится отчужденным: низшее мышление делает ложные и ужасные дедукции в попытках постичь, почему другие осложняют эмоциональные связи.

     Шизофрения характерна для интуитивного типа, когда он маргинально адаптирован к практической реальности, и ощущение бреда, а также конкретность, возможно, связаны с проявлением низшей функции ощущений.

     Нельзя утверждать, что только мыслительный тип развивает депрессии, чувствующий – паранойю и т.п. Эти синдромы, по-видимому, отражают нарушения в различных низших функциях, и поэтому они могут потенциально проявляться у любого человека, который по каким-то причинам переживает трудность с этими функциями, независимо от того, какая функция в норме является доминирующей. Например, даже ощущательный тип может переживать низшие ощущения под влиянием лекарственной интоксикации и воздержания. Типически обусловленная низшая функция является областью повышенной уязвимости.

     Лечение эффективнее всего, когда оно опирается на высшую функцию пациента, а не усиливает уже неуспешные попытки сверхкомпенсации через низшую функцию. Таким образом, с депрессивным мыслительным типом может быть очень эффективным фокус на отношении – с целью рационального противостояния неточным и защитным концепциям пациента. Ограничения сеттинга и акцент на соматике может быть полезным для маниакального ощущательного типа. Прямое выражение заботы и внимания, включая искренние усилия исследовать раненые чувства пациента, часто имеют драматический трансформирующий эффект для параноидного чувствующего типа. Намерение слушать прозрения пациента и исследовать его архетипическое воображение по мере того, как оно появляется, восстанавливает душевное равновесие у шизофренического интуитивного типа.

Наоборот, исследование чувств с очень депрессивной личностью, амплифицирование архетипических образов с маниакальным человеком, споры с выводами параноидного человека в терминах логики, давление через ощущения на острого шизофреника посредством сугубо соматического подхода или через предписания выполнять примитивные элементарные упражнения и рекомендации, на что часто толкает явный характер его регрессии – все это часто только усиливает тяжесть состояния пациентов".

Нет необходимости ставить себе диагноз "по интернету", когда есть возможность проконсультироваться с психологом. Определить тип личности (и соответствующие ему типы проблем) довольно сложно, это должен делать специалист, и тут не подходят готовые он-лайновые тесты. Как пишут авторы: "... эго принимает только одну сторону персоны для того образа, который будет демонстрироваться миру, и точно так же эго привыкает строить себя с одним типом тени, проекции анимы или анимуса в личных отношениях и организовывать связь с одним образом Самости в своей глубокой оценке индивидуальной ценности. Гораздо реже и с меньшим удовольствием мы признаем другие части тени, проекции других частей анимы и анимуса и принимаем альтернативные образы Самости. Это происходит в анализе только благодаря повышенной восприимчивости эго в течение аналитического процесса, эмпатически стимулируемого аналитиком. Отщепленные части тени, анимы/анимуса и Самости, следовательно, остаются, в сущности, неосознаваемыми, пока они не появятся во снах, симптомах или в аффектах в переносе".

 

И не следует увлекаться исследованием глубин своей личности в одиночку, для этого нужно соблюдать меры безопасности. Ведь даже опытные альпинисты не ходят в горы без страховки, без того, чтобы быть на связи (в прямом и переносном смысле) с другими людьми. Как пишут авторы статьи: "...в добавление к внимательному и заботливому присутствию аналитика, пациенту нужен сильный и гибкий центр сознания – эго – для обеспечения цикла одержимости, дисидентификации и новой интеграции, который и составляет процесс анализа".

 

http://www.maap.ru/library/book/143/ - полный текст цитируемой статьи на сайте МААП.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку