Иконография Господа Иисуса Христа Образ Спасителя слагался и по преданию, и по непосредственным откровениям, и чудесным образом. Так <Письмо> иудейского проконсула Публия Лентула к римскому сенату содержит описание внешнего вида Господа Бога Нашего.
Образцовым считается <Сказания> монаха Епифания, согласно которому Спаситель <..был весьма прекрасен видом:русые, не особенно густые волосы, брови же черные и не особенно согнутые, очи светлые и блестящие, с долгим носом, с русой бородою:>. Подобные описания могут рассматриваться как своеобразные толковые подлинники, руководство которых способствовало сложению канонического образа Спасителя. А также церковное предание о существовании Нерукотворного Образа, что есть собственноручным свидетельством Христа о своем облике. С его переносом из Эдессы в Константинополь в середине Х столетия церковное искусство получило совершенный иконографический образец, на основе которого уже в ХI веке выработан строгий канон изображения Спасителя.
Его лик имеет следующие черты:Волосы условно русые, не очень густые, длинные, пышные, уложены один к одному( на языке иконописцев- разделены). Прямые сначала, чуть повиты с ушей( так наз. <назорейские>). Лик повторяет очертание волос, продолговат, овален. Лоб высокий, обнажен. Глаза темные , немаленькие, брови тонкие, идут плоскими дугами. Нос тонкий, прямой, пропорционально длинный, с легкой горбинкой. Рот маленький, нечувственный. Из под волос виднеются мочки ушей. Усы не густые непышные, переходят в бороду, которая невелика, темна, суживается книзу.
Обязательные атрибуты изображения.
Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар под титлами: IC XC. Крещатый нимб, напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир. В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова - Сущий.
Одежды Христа:
Нижняя- хитон, верхняя-гиматий. Хитон имеет клав- золотую полосу на правом плече- символ царского достоинства. Цвет хитона- пурпурный, означающий царственность и кровность Его жертвы, Его человечество. Гиматий изображается голубым, что выражает высшую, Божественную природу Сына Божия, Его пренебесное происхождение. В определенных случаях одежды пишутся одноцветными:золотыми, желтыми, белыми.
На многих иконах Христос изображен благословляющим. Жесты благословения различаются как двуперстный и именословный. Сочетание пальцев в последнем передает имя Иисуса Христа в общепринятом сокращении. Дионисий Фурноаграфиот замечает в <Ерминии>: <Посему-то Творец по
Божественному Провидению придал руке человека ни больше, ни меньше перстов, а сколько нужно для означения имени Христова>.
Да... но не смотря на разное художественное видение, качество у Него одно:
Иоан.10:9 "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет".
С Любовью во Христе, Kasat.