ДЕЙВИ ДЖОНС И ВСЁ, ЧТО К НЕМУ ПРИЛАГАЕТСЯ
ДЕЙВИ ДЖОНС И ВСЁ, ЧТО К НЕМУ ПРИЛАГАЕТСЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДЕЙВИ ДЖОНС И ЕГО СУНДУК
После выхода в свет фильма «Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца» многим людям приглянулся образ Дейви Джонса – капитана «Летучего голландца». Этот пират любил женщину, в последствии проклявшую его. Он вырезал своё сердце и спрятал его в сундуке, который закопал в известном только ему месте. Сам Дейви Джонс вынужден вечно скитаться по морям, а выходить на берег он может только раз в десять лет. Морские божества сделали его обязанностью провожать души погибших в море на Край света. Но Джонс отказался. И расплата настигла его и его команду: они превратились в отвратительных тварей, подобных морским монстрам. В распоряжении своенравного капитана оказался ужасный кракен: он топит корабли и пожирает людей. Попавшим на борт морякам, потерпевшим кораблекрушение, Дейви Джонс задаёт один и тот же вопрос: «Ты боишься смерти». Если ответ положительный – Джонс берёт моряка к себе в команду (позже бедолага непременно обрастёт водорослями, ракушками и вообще деформируется), если отрицательный (для этого надо быть очень смелым!) – человека убивают.
А откуда же взялся Дейви Джонс? Существовал ли такой кровожадный пират на самом деле?
Нет, к сожалению, а может и к счастью, Дейви Джонса никогда не существовало. Но его имя раньше вызывало у моряков только отрицательные эмоции. Хоть «Дейви Джонс» имя не собственное, а нарицательное, нам есть, что про него рассказать. Моряки так называли разбушевавшийся океан, моряка, умершего от алкогольного опьянения или просто море, когда говорили о нём, как о гибельном факторе. Ведь немало людей погибло в море!
А сундучок Дейви Джонса – это реально существовавший предмет. Впервые о нем упоминается в 1751 году как о сундуке, в котором хранились корабельные навигационные приборы.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ»
Каждый год в Мировом океане исчезают десятки судов. Это не только хрупкие ялики и шлюпки, элегантные яхты и прогулочные катера — среди без вести пропавших есть и пассажирские лайнеры и сухогрузы.
Что случилось? Куда подевались? Любой моряк вам ответит, что все тут очень просто и безысходно: они повстречались с «Летучим голландцем».
По кинотрилогии «Пираты Карибского моря» «Летучий Голландец» это судно кровожадного Дейви Джонса. Следуя материалам предыдущего репортажа, на самом деле этот губительный корабль принадлежал вовсе не ему. Что же это за корабль, до сих пор будоражащий фантазии многих? Мы попытались это узнать.
Нет однозначных ответов по этой теме, но количество версий, на наш взгляд, делает эту историю более притягивающей.
Для начала поведаем вам байку достойную старины Гиббса. Однажды «Летучий Голландец», ещё будучи обычным судном, попал в ужасный шторм. Никто из моряков не надеялся на спасение, и ситуация казалась безвыходной. В отчаянии капитан заперся в своей каюте и призвал на помощь… Дьявола. Тот пообещал, что корабль не утонет, если капитан продаст ему свою душу. Испугавшийся смерти мужчина подписал договор кровью, и тут же «Голландец» превратился в жуткий корабль, наполненный привидениями. С тех пор он бороздит морские просторы, и горе постигнет любой корабль, повстречавшийся ему на пути – он неминуемо пойдёт ко дну, и никто не спасётся. «Летучий Голландец» не знает покоя: он плавает в океане и сеет вокруг себя смерть. Неплохо, да? Однако эта версия не особо тянет на достоверную, но вовсе не потому, что она со сказочными мотивами. Дотошный Уилл Тёрнер непременно бы спросил, откуда народ знает о разговоре капитана с Дьяволом, если он происходил тет-а-тет, и даже подслушавший моряк (если такой был) не мог покинуть судно. Да и откуда известно, что призрачный корабль существует, если все, кто его видел, утонули?
Ну что ж, едем дальше.
Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен. Был он пьяницей и богохульником. И вот однажды близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм. Штурман посоветовал ему укрыться в одной из бухт, но вместо того, чтобы прислушаться к совету, Ван дер Декен вытащил пистолет. Раздался выстрел.
- С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, — прорычал капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело штурмана. Видимо, эта угроза не образумила команду, и капитан снова пустил в ход пистолет. С тех пор… С тех пор так и скитается по морям корабль Ван дер Декена.
С прогнившим корпусом, он тем не менее прекрасно держится на волнах. Команду свою проклятый Богом капитан набирает из утопленников, причем чем поганее и мерзостнее были их деяния в жизни, тем лучше.
Встреча же с кораблем — призраком, прозванным «Летучим голландцем», грозит в лучшем случае несчастьем, но чаще смертью. Моряки, как известно, горазды на выдумки. Если им верить, то получится, что океанские воды перенаселены поющими девами с рыбьими хвостами, гигантскими спрутами и прочей нежитью.
Однако «Летучий голландец» — дело другое. Корабли, идущие под всеми парусами, но не имеющие команды, вовсе не редкость.
Ранним солнечным утром 1850 года судно «Морская птица» появилось у побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт. Собравшиеся на берегу люди видели, что корабль идет под всеми парусами к рифам. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу. Добравшиеся до судна жители поселка были поражены: на судне не было ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы = все было на месте. Из судового журнала стало известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал кораблем капитан Джон Дарем.
Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон». Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся в тот же день после промысла, рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их приветствовал. Самое тщательное расследование, проведенное полицией, не объяснило, почему и куда пропали люди.
Некоторые специалисты полагают, что одним из объяснений исчезновения команды в ряде случаев может быть внезапно вспыхнувшая эпидемия. В конце 1770 года на остров Мальта зашел корабль, капитан и 14 матросов которого были поражены желтой лихорадкой. Когда об этом доложили Великому магистру Мальтийского ордена, он приказал отбуксировать из порта корабль вместе с 23 членами экипажа. Судно отправилось в Тунис, однако местного властителя успели предупредить, и он запретил пускать корабль в порт. Команда решила вести парусник в Неаполь. Там его тоже не приняли, опасаясь эпидемии. Не приняли корабль и во Франции, и в Англии. В конце концов неприкаянный парусник пропал без вести.
Другое объяснение — инфразвук. Что мы о нем знаем? Инфразвук — это не слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. При скорости ветра в 20 м/сек мощность «голоса моря» достигает 3 Вт с каждого метра водной поверхности. Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия которого на организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, не редки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами кончают счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как сердце не в силах выдержать такую нагрузку…
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый парусник «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых, те, что еще не так сильно были тронуты тлением, были искажены ужасом.
Однако есть случаи, перед которыми пасует разум. Мистика, да и только! Люди подвержены болезням — это верно, но ведь и корабли дряхлеют и долго не живут без каждодневного ухода.
В октябре 1913 г. спасательная команда с английского парохода «Джонсонс» поднялась на борт дрейфующего парусника, на борту которого с трудом читались полустертые слова «Малборо». Паруса и мачты корабля были покрыты зеленоватой плесенью. Доски палубы прогнили. У трапа полулежал скелет, прикрытый истлевшими лохмотьями. На мостике и в каютах были обнаружены еще 20 скелетов. Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, и прочитать что-либо было невозможно. Надвигался шторм, и капитан парохода, не имея возможности, да и желания взять судно- призрак на буксир, отметил на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям о своей находке. Быстро выяснилось, что «Малборо» в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем капитан Хирд. Он был известен как опытный и знающий моряк. Последний раз парусник видели 1 anpeля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но 23 года парусник скитался no морям! Такого не могло быть, но факт оставался фактом.
Чтобы не заканчивать на слишком уж мрачной ноте, завершим рассказ о «Летучем голландце» забавным происшествием из недавнего прошлого.
В 1986 году в Атлантическом океане, в районе Филадельфии пассажирами морского прогулочного корабля был замечен старинный парусник с порванными парусами. На палубе толпились люди в камзолах, треуголках, со шпагами. Завидев прогулочный корабль, они столпились у борта и стали кричать, потрясая старинными мушкетами. Туристы же вовсю щелкали фотоаппаратами. На борту судна находился репортер одной популярной газеты. За приличную сумму ему разрешили передать информацию о сенсации в свое издание. Тут-то все и разъяснилось. Голливуд снимал очередной фильм про… «Летучий голландец». При сильном порыве ветра лопнул трос, удерживающий корабль у причала, и судно, переполненное статистами, «поймав» ветер, рванулось в открытое море. Что ж, пусть любая встреча с «Летучим голландцем» заканчивается так же благополучно.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. КРАКЕН
Кракен, прежде всего, запомнился поклонникам «Пиратов Карибского моря» под ярлыком «мерзкая вонючка, которая схавала Джека», или, упрощённый вариант, – «зверушка Джонса». Что ж, пора и про него рассказать.
Откуда вообще взялось такое страшное слово – кракен? Несмотря на филологические старания, Пинтелу и Раджетти не удалось это установить. На самом деле «кракен» произошло не от английского crack (ломаться, трескаться) и уж тем более не от слова «крякать». Слово «кракен», уже прижившееся во многих языках, имеет норвежское происхождение. По-немецки «krake» — каракатица, кальмар. Вот так. А сундучок Дейви Джонса просто открывался.
Огромное морское чудовище, живущее в холодных северных морях, в основном в Норвежском и в северной Атлантике, но встречающееся и в Гренландских, Лабрадорских и Баффиновых водах. Особенно часто кракены попадаются в районе Ньюфаундленда. Их видели множество моряков, а описал кракена в 1752 году Эрик Понтопиддан, епископ Бергена. По словам епископа Понтопиддана, кракен — это гигантская каракатица «полторы английских мили, а то и больше в окружности», без труда дотягивающаяся щупальцами аж до верхушек самых высоких мачт, чтобы перевернуть корабль кверху килем и затащить на дно морское.
Епископ Понтопиддан лично видел, как кракен выпустил в воду чернила, затемнив море по самый горизонт. Епископа удивило, что у такого жуткого чудовища защитный механизм все равно как у какой-то простой каракатицы. «От кого, — вопрошает епископ с достойной удивления рассудительностью, — кракен может защищаться чернилами? Не иначе как от библейского Левиафана». Во всяком случае, похоже, многие корабли, погибшие в северных водах, следует записать на счет кракенов.
Некоторые утверждают, что кракен отнюдь не миф, не матросско-епископская выдумка и досужий вымысел, что Понтопиддан и другие сталкивались и принимали за кракенов спрутов из еще не изученного и скрывающегося на морском дне вида, достигающего
гигантских размеров, из отряда Architheuthis. Беда лишь в том, что сей неизученный вид из отряда Architheuthis — тоже бред и трепотня.
Но с каких пор это мешало легендам?