-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alyonkin

 -Подписка по e-mail

 

Х/ф Новая Москва (1938)

Дневник

Пятница, 04 Марта 2011 г. 02:13 + в цитатник
Х/ф Новая Москва

1938
СССР
комедия

О приключениях юного изобретателя-провинциала, приезжающего в Москву с макетом тотальной реконструкции столицы. В финале механизм макета заедает и начинается грандиозный аттракцион — движение идет обратным ходом, и на месте новых дворцов возникают снесенные храмы во главе с Христом-Спасителем. Показ фильма был запрещен.





Миф о любви всего советского народа к Москве знаменательно формировался и насаждался именно в 30-е годы, когда и были написаны, возможно, слишком горькие строки Осипа Мандельштама: «…И не хватит тепла в рукавице // Чтоб объехать всю курву Москву». Более всего среди кинематографистов к созданию парадного портрета столицы победившего социализма оказались причастны Григорий Александров («Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь») и Иван Пырьев («Свинарка и пастух»). Однако не менее интересно, что тогда же на пресловутую полку легла одна из самых одиозно превозносивших новую Москву картин, которая так и называлась — «Новая Москва».

Но самое любопытное заключается в том, что эту ленту, чьи предварительные заглавия были «Весёлая Москва» и «Песня о Москве», на всякий случай заподозрили в насмешке и даже в оскорбительной попытке создать сатиру на «планов громадьё» — на «гениально-генеральный» проект товарища Кагановича старую Москву «до основания разрушить» и на этом месте построить светлый мир счастливого будущего, воплощённую мечту о столице всемирного коммунизма. Вероятно, начальство самых разных уровней не очень-то поверило в искренность режиссёра Александра Медведкина, тем более что за ним числилось уже немало язвительных пропагандистских короткометражек, а условно-фарсовая деревенская комедия «Счастье» (1934) могла быть интерпретирована даже в качестве поклёпа на социалистическую действительность.

В истории юного провинциального конструктора Алёши, сделавшего живой макет «новой Москвы» со сталинскими небоскрёбами и гигантской статуей вождя, который высоко возвышался над городом не в пример петербургскому Медному всаднику или нынешнему московскому Петру I работы Зураба Церетели, был простодушный наив, заворожённая вера в то, что старинный город, превращённый в фантастический метрополис (почти как у Фрица Ланга), украсит планету своим вавилоноподобным видом. А оппоненты, которые с жаром защищали исторический облик столицы, достойны лишь презрения и глумления.

Трудно сказать за давностью лет, что окончательно повлияло на запрет фильма, в котором (даже если предположить скрытый сарказм автора) довольно точно расставлены все политические акценты. То ли коллеги не хотели делиться партийно-монаршим признанием (кстати, год спустя была снята примерно на ту же тему необычная и талантливая комедия «Шуми, городок!» Миколы Садковича, которую тоже постарались отодвинуть в тень), то ли сами власти, вдруг увидев свои планы уже воплощёнными на экране, «приревновали» опередившего их постановщика.

В любом случае, картина «Новая Москва» в течение нескольких десятилетий считалась как бы несуществующей, потом стала глухо упоминаться, но практически впервые была показана широкой аудитории сразу по двум телеканалам накануне юбилея — 850-летия Москвы. И будто ответила не менее грандиозным проектам столичного мэра по созданию «новейшей Москвы», странно сочетающим восстановление уничтоженной старины с сотворением облика «всемирного центра победившего капитализма».

1997

http://www.kinopoisk.ru/

Метки:  

 Страницы: [1]