Давеча завела я с Любашкой беседы про самый страшный период в жизни каждого человека - ясен пень, про подростковый ;-)
- Понимаешь, Любушка, когда человеку исполняется 13 лет... или, может быть, 15, в нем заводится такой прыгучий козлик. Рожки у козлика есть?
- Есть, - вякает дитё.
- Острые? острые, хотя и маленькие. Копытца есть?
Дитё кивает.
- Вот. И тоже острые. А умеет маленький козлик себя вести? Нет. Он только прыгает. И вот ненарочно - кого боднет, кого копытом ударит... понимаешь?
Дитё супит брови, старательно воображая себе этого монстра.
- Он же не злой, понимаешь? Прыгучий просто. И - кому от него больно в первую очередь?
- Другим козликам.
- Нет, Любушка. Он же внутри человека прыгает. И вот юноша или девушка из-за этого козлика хочет что-то... а чего - сам не знает, злится на всех - потому что козлик изнутри его бодает.
Дитё понимающе кивает, осчастливленная такой перспективой. (Это еще что, это она с философским спокойствием восприняла. А вот когда я ей рассказывала, что первая любовь в жизни обязательно бывает несчастной... ка-ак ребенок мне верить не хотел! Но пришлось).
- А вот во вторую очередь от козлика больно всем, кто рядом. И два козлика никак договориться не могут. В этом возрасте можно подружиться или полюбить "на всю жизнь" - и через месяц рассориться так, что видеть друг друга не захочешь. И родители - они забыли, что в них когда-то тоже такой козлик прыгал. И когда с их детьми это происходит...
-...они сердятся, потому что им никто не объяснил, что это козлик!
Угу. Эт-точна.
Мой домашний психолог радостно тарахтит, как электричка:
- А если бы им сказали "Это не ваша дочка или сын плохо себя ведут, это козлик" - то они поняли бы и всё бы стало хорошо!
...ей бы утопические романы писать ;-)
Я слегка отрезвляю:
- Ну, не совсем так. На родителей в этом возрасте обижаются всё равно, но да, так было бы легче.
И устраиваю работу на закрепление пройденного:
- А у тебя такой козлик заведется?
- Угу!
- И когда он будет, мы с тобой будем ссориться?
- Угу.
"Угу". Переверните психфак МГУ крышей вниз. Девятилетняя дочка спокойно обсуждает с мамой, что когда придет подростковый период, они бу ссориться и это - нормально.
Дитё продолжает, спокойно и с сияющими глазами:
- Но мы же обе будем знать, что это козлик! И мы скажем: "Это же козлик!"
- Конечно, Любушка. И хотя мы будем ссориться, но этого станет гораздо меньше.
Это еще не конец сказки. То ись конец сказки будет лет через 5-7, когда я посмотрю, какие всходы выросли из сих зерен. Но я щас о другом. Это не конец разговора, он свернул на соседнюю тему и там были свои достойные моменты.
Мы пошли обсуждать биографию козлика дальше. В том смысле, что у хороших людей он исчезает - эти люди собой владеют; у многих людей козлик, увы, вырастает в мрачного и злобного козла (вариант - барана) - ой, дитё смеялось, когда я ей это сказала! Счастливый человек, она с этим скотным двором еще не сталкивалась.
Ну а у меня этот козлик - остался. И я поэтому так молодо выгляжу (к сему прилагалась пара баек на тему: "Ваша полнота делает Вас старше, и Вы выглядите аж на 30 лет"! - Любашка только что по снегу не каталась от смеха).
Но козлик есть козлик, бодливый и опасный для близких.
- И поэтому, понимаешь, Любушка, этого козлика надо было научить не бодать всех подряд. И кто смог это сделать?
Любашка прижимается ко мне: я, дескать.
- При всех твоих заслугах - не ты.
Она тычет в меня пальцем.
- Нет. Подумай.
- Тетя Надя?
(Это Ноле, в смысле).
- Да.
И дальше следует рассказ о том, какими мы были 7 лет назад и как изменились в лучшую сторону. Я под конец рассказываю о том, что Ноле уже много лет везет на себе их телекомпанию, а его (гм, ее) начальница появляется на работе от силы месяц в год.
Дитё очень внимательно выслушивает и изрекает:
- Значит, она больше доверяет работе тети Нади, чем своей.
Аут.
Занавес.