От королевы Виктории Алиса унаследовала ген гемофилии
Принцесса Алиса Гессенская ( Императрица Александра Фёдоровна ) 1875
В июне 1884 года, 12-и лет, Алиса впервые посетила Россию, когда её старшая сестра Элла (в православии — Елизавета Фёдоровна) сочеталась браком с великим князем Сергеем Александровичем. Вторично она прибыла в Россию в январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича.
Дворец Белосельских-Белозерских в Петербурге.(Сергиевский дворец)
Пробыв в Сергиевском дворце (Петербург) шесть недель, принцесса познакомилась и обратила на себя особое внимание наследника цесаревича Николая Александровича.
1 марта 1892 года умер отец Алисы — герцог Людвиг IV.
« Отчуждению царицы от петербургского общества значительно содействовала внешняя холодность её обращения и отсутствие у неё внешней приветливости. Происходила эта холодность, по-видимому, преимущественно от присущей Александре Фёдоровне необыкновенной застенчивости и испытываемого ею смущения при общении с незнакомыми людьми. Смущение это препятствовало установлению ею простых, непринужденных отношений с лицами, ей представлявшимися, в том числе с так называемыми городскими дамами, а те разносили по городу анекдоты про её холодность и неприступность"
« Мнения могут расходиться на счёт роли, сыгранной Императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашёл себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга"-лучше и не сказать
А разве все вышеозначенное не было поводом к сдержанности и внешней холодности Александры Федоровны?Все это переживалось в душе,холодным камнем ложилось на сердце...Не обвиняйте меня в излишней подобострастности,да,мне очень симпатична эта женщина,не буду скрывать,даже сейчас живя в другом мире и реалиях,я понимаю ее и принимаю с глубоким уважением.
Аликс Гессенская готовится к своему первому балу в 1889 году. Уложила ей волосы ее английская няня, миссис Орчард, а ее сестра Елизавета Федоровна («Элла») руководит ею.
Что может составлять счастье любой женщины...Быть любимой и любить...А любили они друг друга до самого конца...
Любили преданно и не на показ...и в радости отцовства и материнства
И в горе,в лишениях-в ссылке
Еще хочу рассказать ,что любила Аликс,во что была одета
Последняя русская императрица Александра Фёдоровна считалась настоящей красавицей и одевалась, хотя и по моде, но весьма умеренно. Фотографии царской семьи дают нам понять – супруга Николая II была, скорее, равнодушна к роскошеству. Многие новые фасоны она отвергала как «бесполезные». Так, узнав о повальном увлечении очень узкими в области щиколоток, юбками императрица сказала: «Но их же нельзя носить!».Возможно это связано с её английским воспитанием, ведь она жила после смерти матери у своей бабушки английской королевы Виктории . Пуританские взгляды тех времен наложили отпечаток и на её характер и интимные привычки.
Платье бальное императрицы Александры Федоровны Россия, Москва, 1896-1897 шифон, атлас, искусственные цветы, пайетки, бисер вышивка
Платье бальное императрицы Александры Федоровны Россия, Санкт-Петербург, 1900-1901 гг. Мастерская А. Бризака тюлевое кружево, шелк, кружево, блестки вышивка длина лифа: 38,0 см; длина юбки: 173,0 см
Царица предпочитала одеваться не только у братьев Ворт (сыновей знаменитого французского кутюрье Чарльза Ворта) или, скажем, у сестёр Калло, но и у русской «портних» Несколько платьев, принадлежащих ей, сохранились в музее Эрмитажа. В основном это бальные платья и туалеты для торжественных выходов, но есть и платья для чая и для визитов.
Платье визитное императрицы Александры Федоровны Россия, Москва, Вторая половина 1890-х гг. Мастерская Н. П. Ламановой сукно, бархат, шелковая нить, блестки вышивка
Посмотрите, какие великолепные вышивки и гармонично подобранные по цвету ткани. Все цвета не кричащие, пудровые, как бы припыленные.Мы видим бледно-сиреневые платья эпохи Ар Нуво, которая в России зовётся Серебряным Веком. Тончайшая цветовая гамма, изысканные оттенки. Как писал Александр Блок: «Какие бледные платья! Какая странная тишь!». Цвет печальных ирисов, которые так любила эпоха. «Неврастеническая гамма» - как называл эти цвета модельер Поль Пуаре.
Платье вечернее императрицы Александры Федоровны Россия, Начало XX в. Мастерская А. Бризака шелковая и серебряная нити, блестки, стразы, атлас, кружево
Что касается ювелирных украшений, то императрица их, как всякая женщина «с возможностями», весьма высоко ценила и прекрасно разбиралась в качестве ювелирных изделий. По свидетельству мемуаристки «перстни и браслеты она действительно любила и всегда носила перстень с крупной жемчужиной, а также крест, усыпанный драгоценными камнями»."
Еще одной любимой портнихой императрицы была Надежда Петровна Ламанова
Костюм-амазонка для верховой езды принцессы Алисы Гессенской (будущей императрицы Александры Федоровны) Англия, Лондон, 1893-1894 Мастерская "Höhne & Co"
Одежда, выбранная царицей на день, должна была появляться в гардеробной точно по часам и в должное время. Камер-юнгферам следовало как можно тише все приготовить. Когда Александра Федоровна входила в комнату, то горничных там не должно было быть, а одежда – в точности соответствовать данным инструкциям. На стене был установлен телефонный аппарат, дабы императрица могла переговорить с находящимися на антресольном этаже камер-юнгферами в случае, если что-то было не так или ей требовался какой-то аксессуар."
Комната, следующая за туалетной, последняя в покоях царицы, предназначалась для дежурных дам. Это — камер-юнгферская. Она очень невелика и скромно обставлена.
Платье вечернее императрицы Александры Федоровны Россия, Начало XX в. атлас, тюль, кружево, бисер, блестки
Камер-юнгферами при Александре Федоровне много лет служили две женщины - Магдалина Францевна Занотти и Мария Густавовна Тутельберг. Первая была англо-итальянского происхождения, а вторая - немкой. Они не носили обычную для их работы униформу или кружевные чепцы как обычные горничные. Камер-юнгферы даже протестовали против униформы, потому что считали себя более “компаньонками”, нежели прислугой. Объем их работы был довольно значительным и предполагалось, что они всегда должны являться по первому зову. Обе женщины жили во дворце - их комнаты находились напротив комнат великих княжон. У каждой камер-юнгферы имелась собственная служанка. Обе оставались незамужними пока состояли на службе у императрицы и соблюдали строгую секретность касательно царских семейных дел, держась на расстоянии от остальной прислуги и общества.
Магдалина Францевна и Мария Густавовна приехали из Германии вместе с Александрой Федоровной, говорили с ней по английски и, несмотря на 20 прожитых в России лет ,с трудом понимали русский язык – что еще больше отгораживало их от внешнего мира. Работа камер-юнгфер была трудной и требовавшей полной отдачи. Вещи императрицы отличались высочайшим качеством, часто украшались изысканной ручной вышивкой и отделкой. Очень сложно было содержать одежду Александры Федоровны в отличном состоянии – многие из прекрасных платьев нуждались в ручной чистке. К тому же, влажный климат плохо сказывался на дорогих тканях и плотных материях.
Оборудование, необходимое для поддержания гардероба Александры Федоровны в надлежащем состоянии, было чрезвычайно современным. Камер-юнгферы пользовались электрическими утюгами для глажки одежды, а меха, красивые шали, перчатки, вечерние платья и другие предметы гардероба размещали в огромных дубовых встроенных шкафах, защищенных от влаги и моли.
Платье придворное парадное Императрицы Александры Федоровны бархат, атлас, металлическая нить, бить длина лифа: 38,0 см; длина юбки: 132,0 см; длина шлейфа: 354,0 см Мастерская О.Н. Бульбенковой Конец XIX - начало XX в. Коллекция Эрмитажа Инв. № ЭРТ-13133
Они предусматривали любую мелочь для того, чтобы императрица блистательно выглядела в своих нарядах в любое время года. Царскую одежду стирали и чистили в прачечной Аничкова дворца в Санкт-Петербурге. Туда вещи доставлялись уложенными в большие плетеные корзины и специальные транспортировочные баулы. Одежду царских детей стирали в электрических стиральных машинах в императорской прачечной Царского Села.
Туалетная вода «Вербена» разных фирм, начало ХХ в.
После Первой мировой войны все безжалостно разрушили новые советские власти – в процессе демонтажа обнаружился расписной потолок в неоклассическом стиле. Его отреставрировал известный советский реставратор А.В. Трескин, так же занимавшийся восстановлением дворца в Павловске.
В.І. Гурко. Царь и Царица. — Paris: Книгоиздательство «Возрожденіе», 1927. С. 63.
Матильда Кшесинская. Воспоминания. М., 1992. С. 38 (первое издание русскоязычного текста по машинописному экземпляра, правленного Кшесинской).
Августейшие сестры милосердия. / Сост. Н. К. Зверева. — М.: Вече, 2006. — 464 с(Отрывки из дневников и писем царицы и её дочерей во время I мировой войны).
Альбом фотографий Императрицы Александры Федоровны, 1895—1911 гг. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1992. — Т. I-II.
Государыня императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет: Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. / Сост. монахиня Нектария (Мак Лиз). — Москва: Братство Прп. Германа Аляскинского, ИД Русский Паломник, Валаамское Об-во Америки, 2005. — 656 с.
Письма императрицы Александры Фёдоровны к императору Николаю II. — Берлин: Слово, 1922..
Последние дневники императрицы Александры Фёдоровны Романовой: Февраль 1917 г. — 16 июля 1918 г. / Сост., ред., предисл., введ. и коммент. В. А. Козлова и В. М. Хрусталева — Новосибирск: Сиб. хронограф, 1999. — 341 с. — (Архив новейшей истории России. Публикации. Вып. 1 / Федеральная архивная служба России, ГАРФ).