Парк Александрия расположен восточнее Нижнего парка Петергофа и отделен от него каменной стеной, которую прорезают Звериные, Никольские и Морские ворота, а с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе Петербург — Ораниенбаум (Ломоносов), а северная — по берегу Финского залива. Площадь парка − 115 гектаров. Приморский пейзажный парк Александрия раскинулся на двух террасах: нижней (прибрежной) и верхней, на которой были возведены основные архитектурные сооружения ансамбля — Коттедж, Фермерский дворец и Капелла.
Рельеф местности позволил создать разнообразные живописные пейзажи, в которых чередуются возвышенности и поляны, пологие склоны и глубокий овраг, широкие тенистые аллеи и узкие петляющие дорожки. Особое своеобразие в пейзаж Александрии привносит море, видимое из многих точек парка.
Отличительной особенностью Александрии является разнообразие зеленых насаждений. Здесь можно встретить дубы и липы, берёзы и клёны, тополи и ясени. Много и редких, экзотических древесных и кустарниковых пород.
Открытые зеленые поляны чередуются с группами деревьев и кустарников. На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами — скульптурами, беседками, караулками, где использовались элементы готической архитектуры. Так, вблизи Коттеджа стояли «готические диваны» с высокими спинками. И сейчас рядом с Коттеджем можно увидеть ажурную зелёную металлическую беседку.
Романтический характер парка подчеркивал и Руинный мост, переброшенный через глубокий овраг. После войны от Руинного моста уцелели восточный устой и два постамента с гигантскими вазами, вырубленными из пудостского камня. Название моста связано с тем, что при его постройке рядом ещё были видны руины Меншиковского дворца.
По композиционному решению, умелому использованию рельефа, компоновке и подбору насаждений Александрия является превосходным образцом парка пейзажного стиля и относится к числу выдающихся памятников русской ландшафтной архитектуры XIX века.Центральной композиционной осью парка служит Никольская аллея, прямолинейно пересекающая его с запада на восток — от одноимённых ворот в каменной стене до Большого пруда, где она вливается в скрещение нескольких аллей и, огибая пруд, выходит к восточной границе парка.
лёвушки у караульного помещения входа в парк
Никольская аллея делит парк на северную и южную части — прибрежную и нагорную. Остальные дороги Александрии — извилистые, характерные для пейзажного паркостроения. Аллеи проложены с тонким расчетом, позволяющим рассматривать пейзаж с наиболее эффектных точек обзора, дающих иллюзию обширного пространства, протяженности и многообразия природного окружения.
Дворец Коттедж
Дворец Коттедж — центральное архитектурное сооружение ансамбля Александрия. Дворец расположен на верхней террасе, в юго-восточной части парка, откуда открывается панорама Финского залива с виднеющимися вдали очертаниями Санкт-Петербурга и Кронштадта.
Коттедж построен в 1826—1829 гг. по проекту архитектора А. Менеласа в так называемом «готическом» стиле.
Небольшое двухэтажное здание с мансардой украшено остроугольными фронтонами, стрельчатыми аркадами, окнами-эркерами, розетками, арочными поясками, крестоцветами, трилистниками. В строительстве и отделке интерьеров дворца принимали участие академик живописи Д. Б. Скотти, резчик В. Захаров, лепщик М. Соколов, многие талантливые русские умельцы — паркетчики, столяры, штукатуры, каменщики и другие мастера.
Кабинет Александры Фёдоровны во дворце «Коттедж» в парке Александрия
Пресс. СПб, не ранее 1885. Фирма Фаберже. Байкальский ляпис-лазурит, серебро. Петергоф. Гостиная вдовствующей императрицы Марии Федоровне.
Ажурная лепка потолков в виде готических решёток, арок, кронштейнов сочетается с орнаментальной живописью, дополняющей оформление интерьеров. Важным элементом архитектурно-художественного декора помещений является виртуозная резьба оконных и дверных откосов, строгий геометрический рисунок паркета. Готический орнамент повторяется и в коврах ручной работы, декоре печей, мраморных каминов, мебели. Часы, канделябры, люстры выполнены также в готическом стиле. Значительную роль в оформлении интерьеров играет живопись, украшающая стены и потолки многих помещений. О победах в русско-турецкой войне 1828—1829 гг. напоминает вмонтированный в стену вестибюля камень, взятый русскими войсками при штурме крепости Варна.
После реставрации
Коттедж был летней резиденцией Николая I и его жены Александры Фёдоровны.
В 1842—1843 гг. по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера к Коттеджу пристраивается Столовая с Мраморной террасой. Во внешней нише стены северного фасада здания архитектор поместил скульптурную группу «Мадонна с младенцем».
Наиболее интересные и богато оформленные комнаты находятся на первом этаже. Интерьер комнат второго этажа, за исключением кабинета Николая I, более сдержан, а сами они невелики. На первом этаже помимо Столовой находятся Кабинет Александры Федоровны, Большая гостиная, а также Библиотека, Большая и Малая приемные. Несколько комнат были предназначены для детей. К ним примыкает оформленный в виде палатки Учебный балкон. Помещения дворца — характерный образец русского жилого интерьера эпохи романтизма.
После Октябрьской революции дворец Коттедж был превращен в историко-художественный музей. Материалы экспозиции, созданной на научной основе, позволили проводить большое количество экскурсий, знакомивших посетителей с русским и западноевропейским искусством второй четверти XIX века.
Во время Великой Отечественной войны большинство экспонатов дворца было эвакуировано (из 2500 предметов, находившихся в экспозиции, спасено 1980), а здание сохранилось, хоть и получило некоторые повреждения. Погибла почти вся оставшаяся мебель, значительно пострадали лепной декор, многие резные дубовые панно, живопись стен.
Реставрация дворца была завершена в 1978 году.
Фермерский дворец
В 1828—1831 гг. архитектором А. Менеласом был построен павильон при молочной ферме для великого князя Александра Николаевича. В дальнейшем он неоднократно перестраивался архитектором А. И. Штакеншнейдером.
В итоге из скромного павильона он превратился в загородный дворец в стиле неоготики и стал играть роль летнего загородного дворца семьи Александра II. Недалеко от Фермерского дворца для игры детей были сооружены: крестьянская избушка, фермочка с огородом, водяная мельница, пожарная каланча и крепость с земляным валом. Интересно, что здесь, в Фермерском дворце, обсуждался указ об отмене крепостного права.
В здании дворца появился и первый в России лифт, впрочем поднимаемый вручную.
После смерти императора и до революции 1917 года в Фермерском дворце жили со своими семьями уже взрослые дети и внуки Александра II и Марии Александровны: императоры Александр III и его сын Николай II.
После 1917 года во дворце размещался историко-бытовой музей, расформированный в 1932 году, а с 1926 года — база отдыха НКВД.
В годы Великой Отечественной войны во дворце находился штаб нацистской армии.После войны здание капитально не перестраивалось и не реставрировалось. В 1950-х годах здесь находилось общежитие Петродворцового Часового завода, а с 1975 года здание пустовало.
В 2003—2005 годах дворец реставрировался, однако произошедший 22 декабря 2005 года пожар заставил продолжить реставрацию и в 2006 году. Причиной пожара стало нарушение техники безопасности рабочими, проводившими ремонтно-реставрационные работы.
Отреставрированный после пожара дворец был открыт для посещений в июне 2010 года
Готическая капелла Основная статья: Церковь святого Александра Невского (Петергоф) Готи́ческая капе́лла — это церковь Александра Невского, построенная в готическом стиле.
В 1829 году, после завершения строительства Коттеджа, возникла необходимость в домовой церкви. Место для будущей домашней молельни в западной части Александрии выбрал сам Николай I. В 1830 году началось возведение храма под руководством А. Менеласа, а затем И. Шарлеманя. Летом 1834 года строительство было закончено, и 3 июля состоялось освящение церкви во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского.
Название Готическая капелла церковь приобрела благодаря тому, что была построена в средневековом, готическом стиле.
Церковь представляет собой небольшое, квадратное в плане здание с одинаковыми фасадами, завершенными парапетами, прорезанными окнами-розами и стрельчатыми порталами. К восточному фасаду примыкает алтарный выступ. Восемь башен со шпилями увенчаны вызолоченными православными крестами. Фасады здания украшают сорок три фигуры Святых, изготовленные из выколотной меди по моделям скульптора В. И. Демут-Малиновского. Деревянные двери храма ведут прямо в зал. Несмотря на то, что Капелла — православная церковь, декоративное убранство её интерьера выдержано в готическом стиле. Композиция иконостаса вписана в стрельчатые арки, настенную живопись заменяют витражи.
Готическая капелла являлась частным владением Дома Романовых. Каждый год, во время присутствия Их Величеств в Петергофе, храм оживал. Божественные литургии проводились здесь регулярно в воскресные и праздничные дни. После благополучного завершения событий личного характера, перед путешествиями и по возвращении из них, перед вступлением в брак обязательно заказывался молебен.
Во время Великой Отечественной войны отделка и внутреннее убранство церкви пострадали. После реставрации 1997—1998 гг. Капелла восстановлена, воссозданы живопись иконостаса и витражи. В наши дни церковь возрождена не только как архитектурный памятник, но и как православная святыня (после очередной реставрации, завершившейся в 2006 году, церковь была освящена). В сентябре 2006 года в здании Готической капеллы прошла церемония прощания с Марией Фёдоровной (принцессой Да́гмар).
Петергоф. Обелиск "Рабочим-строителям Петергофа"
==================
https://peterhofmuseum.ru/objects/aleksandriya/park_alexandriya
https://www.spb-guide.ru/page_18204.htm
Серия сообщений "Петергоф": Часть 1 - Большой дворец (Петергоф).Часть 1.ЭкстерьерЧасть 2 - Большой дворец (Петергоф).Часть2:Парадная лестница,Танцевальный зал,Голубая приемная...Часть 25 - Ансамбль западной части нижнего парка Петергофа:павильон "Эрмитаж" ,каскады и фонтаны. Часть 26 - Александрия — дворцово-парковый ансамбль Петергофа.Часть 1.ИсторияЧасть 27 - Александрия — дворцово-парковый ансамбль Петергофа.Часть 2.Достопримечательности