Микеланджело и секреты Сикстинской капеллы», которое было представлено в зале Auditorium della Conciliazione в Риме.
Его создателем выступил Марко Балик — режиссёр и продюсер, прославившийся организацией церемонии открытия Олимпийских игр в Рио в 2016 году.
В шоу приняли участие танцоры и акробаты, а главную песню написал Стинг.
Сам Марко Балик описывает постановку как «artainment» (игра слов от английского art — искусство и entertainment — развлечение).
Цель режиссёра — привлечь новую аудиторию в Сикстинскую капеллу, одно из самых знаменитых мест в Риме, который настолько заполнен туристами с фотокамерами, что его вряд ли можно оценить по достоинству.
Giudizio Universale. Lo spettacolo
Для воплощения своего нового проекта Балик выбрал бывший симфонический зал Рима. Он говорит, что Вечный город — единственная крупная европейская столица, у которой нет постоянного шоу, рассказывающего её историю.
Используя технологии, освоенные во время подготовки Олимпийской церемонии, режиссёр заставляет зрителей чувствовать, будто они сидят посреди культовой часовни.
Фотографии в высоком разрешении, представленные Музеями Ватикана, проецируются на сцену, стены и потолок зала, затянутые полотном.
Адам и Ева резвятся на фоне крупного фрагмента фрески с изображением Эдемского сада, чьи растения поднимаются по стенам к потолку, а Ноев ковчег несётся в бурных водах, которые омывают актёров прямо на сцене.
Марко Балик. Фото: Alberto Pizzoli / AFP
«Мы пытались применить язык и технологию Олимпиады к столпу человечества», — шутит Балик.
Фото: aleteia.org
Представление начинается с блоков грубого мрамора, которые «скользят» вокруг сцены.
Затем среди неотёсанных скал появляется Микеланджело, пробуждая к жизни «красоту» — скульптуры, которые появляются из серой массы.
«Я ищу красоту, красота — это всё. Это моя одержимость», — признаётся Балик.
Фото: aleteia.org
После этого на сцену выходит папа Сикст IV, который призвал в Рим великих художников своего времени, таких как Перуджино, Боттичелли или Гирландайо, чтобы восстановить и расписать старую средневековую часовню, которая в конечном итоге будет названа в его честь.
В 1508 году Микеланджело по просьбе папы Юлия II приехал из своей родной Флоренции, чтобы украсить потолок помещения, ныне известного как Сикстинская капелла.
30-летний мастер, который до этого момента делал лишь скульптуры, пришёл в ужас от того, что ему придётся расписать тысячу квадратных метров.
А он вообще не знаком с техникой фресковой живописи.
Три десятилетия спустя ещё один папа-покровитель, Климент VII, вновь позвал его в часовню, заказав самую известную фреску — Страшный суд.
Фото: aleteia.org
Фото: aleteia.org
Балик говорит: «Я хочу обратиться к молодому поколению, научить их тому, что красота и искусство — важный способ узнать о своих корнях.
Объём внимания молодых людей — час, и если мы расскажем историю [в этот промежуток], то сможем заинтересовать их».
Грандиозный финал шоу включает песню, которую написал и исполнил на латыни Стинг, а также 16-минутное повествование, одобренное Ватиканом. Весь показ сопровождается 4k-проекцией и великолепными спецэффектами.
Как рассказал в своём видеобращении Стинг, в основу песни лёг церковный гимн XIII века Dies Irae
(лат. «День гнева», секвенция к католической мессе -
(позднелат. sequentia — последовательность) в технике музыкальной композиции — приём, который сводится к последовательному повторению данной мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте.)
Автором текста считается францисканский монах Фома Челанский.
Музыкант сделал оригинальную музыкальную аранжировку для современного оркестра и хора.
Он извинился за то, что из-за большого количества работы не смог присутствовать на премьере шоу, но пообещал в ближайшее время посетить Вечный город, в котором бывал уже не раз.
Балик отказывается от каких-либо сравнений этого представления со своей амбициозной рок-оперой «Диво Вероне», которая ставилась на бюджетные деньги, и с треском провалилась прошлым летом.
Он предпочитает вспоминать звуковые и световые шоу «Путешествие в бреши», которые в течение последних двух лет пользуются бешеной популярностью и привлекают тысячи посетителей в Форум Цезаря и Форум Августа.
Потратив два с половиной года на работу и 9 миллионов евро государственного финансирования, Балик надеется, что его игра стоит свеч и он создал то, что в дальнейшем будет развиваться.
По материалам Artdaily
Конечно, не могу не сделать публикацию о самой фреске Микеланджело "Страшный суд".
Но публикация будет отдельно от этой , а пока - анонс.
******
В 1534 году, почти через четверть века после окончания росписи Сикстинского плафона, скульптор приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.
Когда Микеланджело свыкся с мыслью, что все-таки придется писать «Страшный суд», когда он очутился наедине с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он принялся за работу, хотя в то время был уже далеко не молод. В свои 60 лет он выглядел дряхлым стариком - сморщившимся, сгорбленным, усталым. У него ломило суставы, болели зубы, донимали мигрени и невралгия. Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение.