-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в altinira

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.12.2010
Записей: 29369
Комментариев: 10979
Написано: 82872


Микеланджело

Воскресенье, 06 Марта 2016 г. 23:44 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка 6 марта 1475 года родился Микеланджело Буонарроти

Из двух с половиной десятков рисунков Микеланджело из коллекции Музея Каза Буонарроти во Флоренции некоторые — всемирно известные «жемчужины». Но даже среди них «Леда…» - работа необычная. Неудивительно, что именно она находится в фокусе внимания посетителей выставки «Микеланджело: священное и светское» в музее Аризоны, где работы гения представлены впервые.
Двадцать шесть работ Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564) из собрания музея Каза Буонарроти во Флоренции. Многие работы коллекции уже гостили в Америке в 2013, и благодаря этому нынешний вернисаж посещают уже «подготовленные» зрители. Они желают не только посмотреть на работы почти 500-летней давности, но и попытаться прикоснуться к тайнам и загадкам прошлого.
В коллекции из флорентийского музея рисунки и эскизы, подаренные самим мастером его ученикам и ценителям. Таких работ сохранилось крайне мало: перед смертью Микеланджело уничтожил «черновики». Так что происхождение рисунков, найденных в XX веке, считается спорным.
 


«Леда, ласкаемая лебедем» (1529−1530) была написана Микеланджело для герцога Феррарского, однако досталась ученику Микеланджело — Антонио Мини, он увез ее во Францию и продал королю Франциску. Работа находилась в Фонтенбло, но около 1643 была уничтожена Франсуа Сюбле де Нуайе (1589 — 1645). Этот сторонник кардинала Ришелье, государственный секретарь Людовика XIII и член его совета, был ярым католиком, и счел картину слишком сладострастной.
 

Микеланджело Буонарроти. Гравюра с уничтоженной картины «Леда и лебедь»

Гравюра с уничтоженной картины «Леда и лебедь», 1530-е

«…к Микеланджело был послан некий дворянин герцогом Альфонсо Феррарским, прослышавшим, что он собственноручно сделал для него нечто редкостное, и не желавшим упустить такую для себя приятность… Микеланджело, приняв его, показал ему написанную им Леду, обнимающую лебедя с Кастором и Поллуксом, вылупляющимися из яйца, на большой картине, непринужденно написанной темперой, но посланец герцога, наслышавшийся имени Микеланджело и считая, что тот должен был создать что-то более величественное,. заявил Микеланджело: «О, это пустяки!» Микеланджело спросил у него, чем он занимается… Тот же, усмехаясь, ответил: «Я купец», полагая, что Микеланджело не узнал в нем дворянина… Микеланджело, отлично поняв его слова, ему сразу же и ответил: «На этот раз вы для вашего хозяина торгуете плохо. Убирайтесь-ка вон отсюда"

А в эти же дни обратился к нему с той же просьбой Антонио Мини, его ученик, у которого две сестры были на выданье, и он охотно подарил ему картину с большою частью его собственноручными рисунками и картонами, вещами божественными, так что тот увез с собой во Францию,. два ящика моделей с большим числом законченных картонов для задуманных картин, а частью с уже готовыми произведениями.
Леду же он там продал через купцов королю Франциску, и она находится теперь в Фонтенбло; картоны и рисунки пропали, так как он вскоре там умер и их разворовали… Позднее во Флоренцию воротился картон с Ледой, принадлежащий ныне Бернардо Веккьетти…» — Джорджио Варзари, «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Эскиз «Голова Леды» к картине «Леда и лебедь» — то немногое, что дает нам представление о картине, которая была утрачена давным-давно. Копий и работ последователей — от картин неизвестных авторов до шедевра Рубенса и скульптуры Амманати, — сохранилось немало. Но, как считают специалисты, авторский рисунок — наилучшее приближение к оригиналу.



Кураторы выставки особо отмечают архитектурные сюжеты Микеланджело: эскизы фасадов и планы внутреннего устройства собора
San Lorenzo во Флоренции, инновационный план для Собора San Giovanni dei Fiorentini в Риме.
Жемчужина коллекции и экспозиции в Аризоне — работа«Мадонна с младенцем», созданная в 1524 году.

Микеланджело Буонарроти. Эскиз "Мадонна с младенцем"

Эскиз "Мадонна с младенцем" 1524

По материалам официального сайта Phoenix Art Museum
 

Сикстинскую капеллу посещают в Ватикане до двадцати тысяч человек в день, более пяти миллионов в год. Из такой толпы рассмотреть в подробностях плафон Микеланджело с тремя сотнями фигур – дело непосильное. Но нашлись предприимчивые люди, которые предлагают решение. И в Италию ехать не надо. В московском Центре дизайна Artplay открылась интермедийная выставка «Микеланджело. Сотворение мира». 

Люди, которые знакомы с росписью Сикстинской капеллы воочию, а не по проекту Artplay, на вопрос о том, как это, наверняка, помимо прочего ответят: «Затекает шея, и слишком людно». Здесь, наоборот, все удобно. Удобство во всем - главное в этом мультимедийном проекте. Можно 3D-очки разглядывать живопись, можно спокойно изучать схему расположения персонажей, и главное – удобно расположившись на пуфике, прилечь на 40 минут, а именно столько длится шоу, и увидеть шедевры Микеланджело в соавторстве с современными российскими компьютерными умельцами. Перед глазами посетителей промелькнут образы «Страшного суда» под соответствующий саундтрек из «Сотворения мира». Изображения увеличены до такой степени, что можно рассмотреть каждую морщинку, что вряд ли входило в планы Микеланджело. Впрочем, у него ведь не спросишь…



«Искусство - это всегда как бы монумент утраченному чему-то - мгновению, погибшим людям, неповторимым моментам, - говорит арт-критик Валентин Дьяконов. - И поэтому превращать нечто статичное - Ван Гога, Сезанна, модернистов, кого угодно - в кино, это значит превращать их в нечто другое, чем они не являются».

«Конечно, момент какого-то упрощения тут присутствует, несомненно. Но, с другой стороны, как донести до массы людей какие-то определенные образы, просто красивые картины? Вот таким способом это делается хорошо», - считает искусствовед Андрей Сарабьянов.

Современные технологии творят чудеса. Не понадобилось даже ехать в Ватикан для фотосъемки. Изображения прибрели в общедоступных фотобазах. Цены на входные билеты, к слову, выше, чем в музеях мирового уровня, где демонстрируют подлинники. Главная цель проекта, по словам организаторов, просветительская.

«Никакая мультимедийная выставка не повторит ваши ощущения от оригинала, - говорит куратор выставки Яша Яворская. - И образовательная функция здесь важнее, чем визуальная. Хотелось бы, чтобы зритель понял эти сюжеты, посмотрел на технические приемы фресок».

В академических музеях мультимедиа - это всего лишь иллюстративный материал, азбука. Оказываясь вынесенным в другое пространство, все это превращается в игру.

«Массовая культура всегда перехватывала у высокой образцы, с ней работала и наоборот - высокая подхватывала и у массовой. Пушкинские «Повести Белкина» просто построены на каркасе массовой культуры. Точно также Моцарт умел писать и попсу, которую мы воспринимаем как незыблемую классику, просто потому что это Моцарт. А мог писать «Реквием», 40-ю симфонию», - отмечает телеведущий и литературовед Александр Архангельский.

Неизвестно, как к этому проекту отнеслись бы в Ватикане, ведь по сути именно Святой престол в каком-то смысле является правообладателем фресок, так как Микеланджело работал по заказу Папы Римского Сикста IV. Впрочем, можно вспомнить, что не так давно в Ватикане дали добро на проведение в Сикстинской капелле корпоратива. 

Новости культуры



Рубрики:  Италия

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку