Народ протифф "Лолиты" |
Почитал на Альдебаране отзывы на "Лолиту" Набокова. Посмеялся. Во-первых, забавно читать, как народ накидывается на Набокова и обзывает Гумберта "педофилом" (хотя, в сущности, да, Гумберт - он такой)
Но несколько рецензий приятно так цепанули. Сам я туда пока ничего не написал - мож, попозже, надо ещё книжку перелистать и подумать. Правда, вещи, близкие к моему пониманию "Лолиты", есть:
"В образе Лолиты Набоков препарирует нравы и идеалы американского общества, с сарказмом высмеивает систему раздельного обучения и др....
Самое главное, что болезненная страсть Гумберта к нимфеткам – это, фактически, предельное воплощение особой формы романтизма в эпоху модерна. Ведь мотивы детства у Набокова всегда таят в себе символ рая, эдемского сада, прекрасного и утраченного. Отсюда становится понятным, почему для Гумберта так важна память о подростковой любви к Анабелле и почему именно девочка, а не женщина становится его идеалом. Для Гумберта нимфетки тем и отличаются от других прелестниц, что находятся на «невесомом острове завороженного времени». И не похоть движет героем, а, в сущности, романтическое желание обратить время вспять и вернуться в эдемский сад нескончаемого детства. «Ах, оставьте меня в моем зацветающем парке, в моем мшистом саду. Пусть играют они (нимфетки) вокруг меня вечно…», - восклицает Гумберт в самом начале романа, и эта тема последовательно развивается. Так, например, неслучайно перед первым, ещё тайным для неё самой «свиданием» с Гумбертом, Лолита появляется, держа в руках сочное «великолепное, банальное, румяно-эдемское яблоко».
Статус Гумберта – это статус героя XIX века, выпавшего из своего времени. При этом художественном смещении романтический стиль оказывается в положении странном и неадекватном. Проблема Гумберта состоит в том, что он подспудно стремится защитить свой романтизм в деидеализирующее, деэстетизирующее время. Здесь правильнее всего говорить о романтическом типе сознания, романтическом духовном комплексе (в диапазоне от Руссо до Пруста), персонифицированном автором в XX веке, на заре постмодернизма. Высокой романтической поэзией просвечен даже простой список класса Долли. Гум недаром называет его лирическим произведением: имена из этого списка вызывают целенаправленные романтические ассоциации.
В соответствии с логикой набоковского письма, «литературному» коду Гумберта противопоставлен в романе целый букет «пошлых» кодов. Это коды псевдоромантические, примитивные, относящиеся к масскульту. Автор Лолиты скрупулёзно демонстрирует и пересказывает всю муру из журналов и комиксов, стилизуется под шлягер о «Карменситочке», воспроизводит сцены из вестерна, погружается в атмосферу туристической субкультуры с его фальшивыми фетишами и завлекательными буклетами. В ряду пошлых кодов особенно значимое место отводится фрейдизму (над которым Набоков издевался с завидным постоянством). Презрение Гума к психоанализу вполне объяснимо: фрейдизм переворачивает романтическую структуру мировосприятия – если Г.Г. отменяет «низкое» высокой поэзией, то теория Фрейда сквозь любую поэзию прозревает половой комплекс.
Ну, и конечно, в этом метафизической ойкумене пошлости есть свой центр, свой идол – это Клэр Куильти, известный драматург, его портрет на рекламе сигарет «Дромадер» развешан повсюду, в том числе в Лолитиной спальне. И это именно он похитит Долли у Гумберта…"
"Эта книга оставила в душе у меня такую невыразимую тоску и томление, что где-то внутри рвутся тонкие ниточки, и железы, отвечающие за выделение слезоточивой жидкости начинают предательски подрагивать...
Он любил Лолиту, именно ЛЮБИЛ! Сам он, как видится, уже абсолютно чётко и ясно осознаёт это в самом конце, в момент последней встречи с ней. Это уже не болезненное ненормальное влечение к ребёнку, это любовь в самом её высоком понимании, к ЖЕНЩИНЕ. Осознание того, что спустя столько лет он всё также трепещит и преклоняется уже перед бледной, осквернённой Лолитой, "с чужим ребёнком под сердцем",является ярким доказательством этого. Он хочет быть с ней, умереть с ней "всё, всё" с ней...с такой... КАК МОЖНО ГОВОРИТЬ, ЧТО ЭТО РОМАН "НЕ О ЛЮБВИ"?!!!
С каким сладостным чувством я буду перечитывать(обязательно буду!) эту книжечку через год или два, а потом ещё раз, лет через пять...Как я рада, что есть такие авторы (назвать его гением - слишком бонально будет),такие мастера как Набоков!"
Там, наверняка, ещё приятные отзывы есть, но слишком много, всего не перечитать: lib.aldebaran.ru/author/nabokov_vladimir/nabokov_vladimir_lolita/1/
А вы что думаете о "Лолите"?
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |