Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует. Более того:
- С помощью своевременной методики проведения такой гимнастики и упражнений по формированию речевого слуха дети учатся говорить правильно и чисто.
- Ребята с серьезными отклонениями в звукопроизношении могут быстрее исправить речевые дефекты.
- Артикуляционная гимнастика чрезвычайно полезна и детям с верным, но вялым произношением звуков.
- Уроки артикуляционной гимнастики дают возможность всем научиться правильно, красиво и четко говорить. Следует помнить, что внятное звукопроизношение – это основа правописания на вступительном периоде.
Рассмотрим основные логопедические упражнения, которые Вы можете самостоятельно проводить с ребенком:
1. «Улыбочка»
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.
2. «Заборчик»
Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.
3. «Птенчик»
Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
4. «Накажем непослушный язычок»
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».
5. «Лопаточка»
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
6. «Трубочка»
Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.
7. «Оближем губки»
Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
8. «Почистим зубки»
«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
9. «Часики»
Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.
10. «Змейка»
Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.
11. «Орешек»
Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
12. «Загони мяч в ворота»
Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.
13. «Киска сердится»
Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.
14. «Прокати карандаш»
Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.
***
Возможно Вам будет удобнее заниматься с ребенком по картинкам:
***
Чтобы превратить занятия в игру, Вы также можете использовать приведенные ниже стишки. Наглядный материал находится в прикрепленной к посту презентации.
Лягушка и слоник.
Жил-был маленький Язычок (рисунок 1)
У него были друзья: лягушка и слоник. (рисунок 2) (рисунок 3)
Давайте и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.
Раз – лягушка с толстым брюшком,
Два – большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке, посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
Киска сердится.
У язычка была любимая кошечка. (рисунок 4)
Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давайте покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.
Выгляни в окошечко-
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула…
Рассердилась киска-
Не подходите близко!
Парус.
Возле дома язычка протекал веселый ручеёк. Язычок решил лодочку с парусом и отправить её в плавание.
Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем , какой был парус у лодочки. (рисунок 5)
Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
Маляр.
Пустил язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. (рисунок 6)
Давай покажем, как маляр крышу красил.
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!
Гриб.
Пока язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился язычок посмотреть и увидел, что это гриб.(рисунок 7)
Давай покажем, какой гриб увидел язычок.
Под берёзой, у дорожки
Гриб растет на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Дятел.
Насобирал язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх-а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом.(рисунок 8)
Давай изобразим как стучит дятел.
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук-
Раздается громкий стук.
Комарик.
Послушал язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом.(рисунок 9)
Давай покажем, как зазвенел комарик.
Прилетает по ночам,
Не дает заснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется,
Только в руки не дается.
Гармошка.
Не поймал язычок комарика и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки.(рисунок 10)
Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке играет веселые песенки. Давай и мы сыграем на гармошке.
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам не трудно повторять.
Развитие дыхания.
“Свисток”
И.п.: сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой коктейльная трубочка.
Сделать вдох через нос, выдыхать в воду через трубочку со звуком У-У-У (3-5 раз).