На мои вчерашние темки про неофтство пришел по почте коммент интересный:
Все эти вздохи о грешности/многогрешности давно вызывали у меня подозрение. Истинное осознание своего недостоинства доступно лишь в горнем свете, лишь в реальной близости ко Христу, и никак не связано со слабыми попытками самоуничижения и с твердой и непреклонной решимостью уничижения ближнего.
К сожалению это плод воспитания своих чад нынешними духовниками. И речь идет вовсе не о пресловутых младостарцах, точнее, не только о них. Это искривление сознания было вызвано - думаю, что невольно - такими незаурядными личностями, как игумен Никон (Воробьев), преп. Серафим Вырицкий и даже... ладно, об остальных пока помолчу.
Вот с этим «плод воспитания своих чад нынешними духовниками» я ну никак не могу согласиться. Хотя конечно, зная этого друга, а он состоит в РПЦЗ, а также что некоторые священники там буквально преследуют своих чад, якобы из желания оказать им полезное. Но на самом деле лишь вредят такой своей активностью, когда чуть ли не утром и вечером ежедневно звонят и «интересуются как дела». Такого прессинга наверное не выдержал бы и я. Но опять же, не думаю, что все священники в РПЦЗ именно так поступают. Но в случае этого друга, именно так и есть. :(
Поскольку друг все же основное внимание придает жизнеописанию подвижников 20 века, то не могу согласиться с ним. Хотя бы в силу того, что часто жизнеописания берутся писать именно что такие же люди с поврежденным или искаженным пониманием духовности. И свою поврежденность они естественно перенесут и на подвижника (независимо от того, что он может быть был так близок к Богу, что мы себе и представить не можем). В их глазах эта близость к Богу получит свое превратное толкование от неверно усвоенных понятий о духовности. И в результате это уже будет не близкий к Богу подвижник, а мистик-целитель-ясновидящий, снимающий сглаз и порчу или что-то в этом виде.
Я не читал вообще Никона (Воробьева), но вот с Серафимом Вырицкий было именно так, до тех пор пока не выпустили очищенное и выверенное на свидетельствах трезвомыслящих людей, житие. Я сам в первый раз с такими ревнителями столкнулся почитав житие Матроны Московской, написанное в 1993 году. Там Матрона скорее походила на шаманку гоняющую бесов. :)
И потому мне кажется, вот так переносить с больной головы на здоровую, с житиеписателей на собственно подвижника – опрометчиво.
А примеров подобных странных житий – не счесть. В наше время свободы и доступности издать книжку.
Вложение: 01__Intro_3497122.mp3