-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в alona777

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 7) БагЛи Сообщество_Мандалистов Крым_наш_дом ЛиРу Decor_Rospis DrawWell Gallery_Decor_R
Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Мир_мультяшек Мир_клипарта kayros


Книга Орхидей. "Четверо благородных" Часть - I.

Среда, 24 Апреля 2013 г. 19:16 + в цитатник

 

   Книга Орхидей. Часть – I.   

Отрывок из древнего текста «Слово о живописи из сада с горчичное зерно».  (1689г.)

Он щедро проиллюстрирован репродукциями со свитков древних живописцев.

Книга переведена на десятки языков и многократно переиздана по всему миру большими тиражами.

4195696_hgf (680x700, 126Kb)

Иллюстрации взяты из книги китайского издания.

Текст - из книги «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», перевод  Е. В. Заводской / 2000г.

Давно эта чудесная книжка лежала у меня на полке.

Время поделится этой восхитительной мудростью со всем миром.

 

   Книга Орхидей.   

4195696_jghfd (200x330, 21Kb)

 

Изложение начала живописи орхидей из павильона Циицван.

 

[Ван] Ми-цао говорил:

Всякий раз еще до завершения свитка сопоставь и сверь его с древними.

Лишь потом яви свою идею.

Непременно поначалу утвердись в различных приемах, выучи их, как песню, и руку приучи к различным формам, для чего вникни в последовательный порядок линий в иероглифе «юн».

Подобно тому, как в начале обучения каллиграфии пишут (откидной чертой пе) простые иероглифы, а затем уже сложные — от одной-двух до десятка черт,

Так же учись рисовать цветы, листья и ветви — тогда рука овладеет формой.

Начинай с цветов, у которых мало лепестков, а потом уже рисуй те, у которых их много.

От маленьких листьев переходи к большим, от простых веточек — к сплетению их.

Каждая часть цветка здесь классифицирована, с тем чтобы начинающий мог постичь его душой и пронизать оком.

В каллиграфии, прежде всего, постигают восемь приемов письма иероглифа «юн», ибо написание сотни и тысячи иероглифов не выходит за пределы этих правил.

Если учащиеся глубоко проникнут в наши наставления, они тем самым овладеют искусством и приобретут опыт.

 

 

 

Порядок линий в рисунке листьев орхидей.

 

Искусство писать орхидеи целиком заключено в рисунке листьев. Поэтому, прежде всего, овладей им. Лист непременно строй одним штрихом. Существуют приемы [первого штриха]; динтоу — «головка гвоздя» (рис. 1), шувэй — «крысиный хвост» (рис. 2 справа), танду — «брюшко богомола» (рис. 2 слева). Второй штрих называют цзяофэнъянъ — очерчивающий глаз феникса (рис. 3); третий— посянъянъ — пишущий глаз слона (рис. 4); четвертый и пятый передают изгиб листа; юйтоу напоминает голову рыбы (рис. 5; 6).

Так, собирая много листьев, изображая обращенные то вверх, то вниз, сможешь передать живое движение. Если они движутся, заходят один за другой, не будет тяжести, монотонности. Важно знать различия в листе лань— орхидеи обыкновенной и хунлань — бледной орхидеи. У первой они тонкие и гибкие, форма их изящная и четкая.

Вот, собственно, первоначальная ступень в живописи орхидей.

…………………………………..

Цаы-гу— прозвище Чжао Мэн-цэяня; так часто называли его последователей.

На берегах реки Сян, по преданию, были луга, на которых росло много орхидей.

………………………………………

 

 











 

 

Рисунок листьев справа и слева

 

В рисунке листа существуют два приема письма — справа и слева. Не говорят «рисуют листья», а говорят «пишут листья откидной чертой пе», что подобно написанию иероглифа этим способом. Штрих, проведенный слева направо, называется шунъ, а справо налево — ни. Начинающий должен сначала научиться писать штрихом шунь, чтобы придать кисти легкость и подвижность. При этом постепенно изучай штрих ни.

Только штрих, написанный и слева и справа, вмещает оба достоинства, выявляет тонкое мастерство. Если же погрязнуть в штрихе шунь, сможешь овладеть только одной стороной, а не всем искусством.

 

 

 

Изображение листьев, расположенных редко и часто

 

Листья хотя и пишут несколькими штрихами, в них должно быть соответствие с порывами ветра. Если заря еще не занялась, а луна, подобно яшмовому шарику, катится в небе, ни одно грубое дыхание воздуха не тронет листья.

Листья непременно должны хоть немного прикрывать цветы, но и за цветами порой скрываются листья. Хотя они все растут из черенка, не стоит их слишком нагромождать — надо воплощать идею, не все изобразив кистью. Лишь тогда станешь мастером. Непременно тщательно изучи приемы древних. Они пишут иногда три-пять листьев, а иногда — несколько десятков. Когда мало листьев, они у древних не дрожат и не чахнут, когда их много — не сплетаются и беспорядочно не перепутываются. Только так можно правильно изобразить и редкие листья и обилие их.

Образцы контурного рисунка листьев [приведены на рис. 7, 8].

 

 





 

 

Изображение цветов (рис. 10, 11, 12)

 

В живописи цветов необходимо знать, как писать запрокинувшиеся головки или прямо поднятые, распустившиеся цветы (лицевую или обратную их сторону) и бутоны. На стебле же пусть пробиваются листья, а цветы выделяются среди них —все в разных поворотах, в разных положениях. Только так избежишь монотонности. Бывает, что листья оказываются позади цветов, которые словно затеряны среди листьев. Иногда же цветы растут свободно от листьев — тогда пусть они не кажутся мертвыми, застылыми. Бледные орхидеи хотя и походят на обычные орхидеи, но они не столь гармоничны. На пряном одиноком стебле цветы предстают во всех четырех ракурсах в разных стадиях цветения или стебель хотя и прям, словно стоит вытянувшись, цветы же тяжелые, будто свешиваются. Рисуй орхидеи каждого вида в определенном повороте.

Изображая бледную орхидею, избегай писать лепестки как пять торчащих пальцев руки. Oни должны немного прикрывать одни другой, одни должны быть сжавшимися, другие — распрямленными. Лепестки пусть будут тонкими, но наполненными, связанными друг с другом. Выяви соответственно тяжелое и легкое, светлое и темное, проникни глубоко в эти приемы, тогда сердце и рука будут едины.

Начинать нужно с изучения приемов.

Когда постепенно превзойдешь их, воистину создашь прекрасное.

 

 





 

 

Изображение сердцевины точками

 

В орхидее точки сердцевины подобны глазам прекрасной женщины. Как осенняя рябь реки Сян оживляет всю округу, так и сердцевина цветка передает его душу. Сердцевина — субстанция цветка. Как же можно этим с легкостью пренебрегать?

 

 











 

 

Прием письма кистью и тушью

 

Буддийский монах Цзюэ-инь, живший в период Юань, говорил:

«Когда я радостен — пишу орхидеи, когда я сердит — пишу бамбук».

Если листья орхидеи на сильном ветру вздымаются, а цветы свободно и безмятежно раскрыты, тогда передашь радость.

Начинающий, прежде всего, тренируется в письме кистью. Пиши приемом сюанъчжоу — «висящий локоть», тогда достигнешь естественности и легкости. Если писать сильно, энергично, — изображение будет полное и живое. Применяя тушь, ритмично сочетай светлые и темные тона. Листья делай темными, а цветы — светлыми, сердцевину — темной, а стебель и бутоны — светлыми. Вот каков этот прием. Если же работаешь в цвете, то тем более делай лицевую сторону листа темной, а обратную — светлой, передние листья— потемнее, те, что подальше, — посветлее.

Эти нормы основательно изучи.

 

 





 

 

Прием письма двойным контуром

 

Для изображения орхидей обоих сортов уже древние прибегали к приему гоуле— контурному рисунку. Однако в живописи орхидей шуангоу (двойной контур) и баймяо — по сути один и тот же прием. Если же прибегаешь к цвету, добавь синего и зеленого тона, при этом не нарушь естественности, не утрать прелести и ритма, не нагромождай и не делай слишком мало. Вот и все дополнения к этому приему.

 

 





 

 

Тайна живописи орхидей в четырехсложных стихах

 

В мастерстве писать орхидеи Гармония,

Ритм — прежде всего.

Тушь должна быть прекрасного качества,

Вода непременно свежая, чистая.

Тушечница без старой туши,

Кисть чистая, без жесткости.

Сразу выдели четыре листа.

Длинные и короткие — основные,

Еще один пересекает их.

Больше грации, больше простоты.

Каждый лист отстоит от другого.

Первый лист охватывает целое.

Немного отступя, добавь второй.

Третий — в середине, четвертый — сбоку.

Пара листьев придает завершенность.

Тушь нужна двух оттенков.

Старые и молодые [листья] перемешаны.

Лепестки сделай светлой тушью,

Тычинка и чашечка потемнее.

Рука подобна быстрой молнии,

Избегай медлительности и нерешительности.

Благодаря всему — передашь ши.

Прямо, со спины, сбоку располагай.

Пусть все в соответствии —

Распределяй и размещай естественно.

Бутонов — три, цветов — пять.

Вот и завершена картина —

На ветру, под лучами солнца

Венчики цветов тонки, изящны.

Подернуты инеем, презрев снег,

Листья согнулись, будто уснули.

Ветви и листья в движении,

Как феникс, летают, парят.

Венчики цветов под легким дуновеньем,

Подобно мотыльку, порхают, мелькают.

Основание цветка пусть обрамляет

Скопление мелких листочков.

Камни пиши летающим белым — фэйбай,

Два-три подле воды,

Травку же можно

Разместить на склоне холма,

Или несколько побегов бамбука —

Один или два росточка.

Позади вырастает колючая куманика —

Так можно усилить впечатление.

Учись и следуй за Сун-сюем,

Тогда сохранишь истинные традиции.

 


 













































 

 

Тайна живописи орхидей в пятисложных стихах

 

Изображать орхидею начинай с листьев

Легким движением висящей от локтя руки.

Пару штрихов сделай коротких и длинных,

Выяви в зарослях горизонтали и вертикали, —

[Листья] перегнулись и свешиваются — так выявишь ши.

Склоненные, перевернувшиеся полны естественности.

Стремись к различию между передними и задними,

Непременно раздели тушь темную и светлую.

Побольше цветов, дополни еще листвой,

Сделай побеги, чтобы прикрыть корни.

Светлой тушью сначала наметь цветы.

Нежные ветви и стебель их несут.

Среди лепестков соответственно лицевые и обратные.

Их позе придай особую легкость и полноту.

Весь стебель окутай молодой листвой.

У цветов сердцевину выдели темным.

Раскрывшийся цветок запрокинул головку вверх,

Бутоны же непременно склони вниз.

В ясный день они устремлены к свету,

На ветру они как бы смеются.

Свисающие ветви будто отяжелила роса.

Закрытые почки словно таят аромат.

Пять лепестков — не торчащие пальцы руки,

Пусть напоминают пальцы согнутые и прямые.

Стебель бледной орхидеи сильный, прямой.

Листья на стебле буйно растут.

Их повсюду размести соответственно,

На кончиках стеблей чередой изобрази цветы.

Нежный образ рождается движением запястья.

Кисть и тушь передадут душу орхидеи.

 

 

--------------------------------------------------------------

Материал подготовила : alona777

Фотографии в альбоме «Орхидея.» alona-mera777 на Яндекс.Фотках

--------------------------------------------------------------

 

Дополнительный материал:

 

Четыре драгоценности.

смотрите здесь…

4195696_vost_2 (200x200, 19Kb)

О лотосе. Супер пост.

смотрите здесь…

4195696_vost_1 (200x200, 15Kb)

Птицы. Кит. Живопись.

смотрите здесь…

4195696_vost (200x200, 21Kb)

 

 

Успехов вам в создании прекрасного!

С любовью! Алёна.

 

 

 

Рубрики:  КНИГИ/_Восточное искусство
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА/_Восточная жив-сь
Метки:  

Процитировано 63 раз
Понравилось: 24 пользователям

снег_и_елка   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 20:41 (ссылка)
Спасибо за пост,Алена,понравилосьalona777,
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 26 Апреля 2013 г. 12:33ссылка
Иринушка, гармонии и света вашему дому!
Ульяна_Баженина   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 20:52 (ссылка)
Тихо млею от счастья... Вот ведь как надо рисовать. Со стихами надо рисовать!
Чудесный пост. Спасибо.!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 26 Апреля 2013 г. 12:35ссылка
Приготавливая этот материал к публикации, тоже получила истинное удовольствие!
mitekrolli   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 22:00 (ссылка)
как красиво!прекрасный пост ,Алёночка,благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 26 Апреля 2013 г. 12:36ссылка
Оленька спасибочки за добрый отзыв!
agness214   обратиться по имени Среда, 24 Апреля 2013 г. 22:44 (ссылка)
Такой трудный день задался, думала никогда не кончится....
Какое чудо ты приготовила! оттдушина от всех хлопот, беготни пустой. Спасибо большущее!!! настоящий релакс! каждый закоулочек души трепещет... СПАСИБО!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 26 Апреля 2013 г. 12:42ссылка
Милая, это тебе огромное Спасибо!
Благодаря твоим постам с восточной поэзией, я наконец решила окунутся в этот волшебный мир восточной мудрости.
Асенька, не поверишь... эта книга уже 10 лет пылилась у меня на полке...
Если бы не ты, может еще столько же простояла.
Marino_Blu   обратиться по имени Четверг, 25 Апреля 2013 г. 00:19 (ссылка)
Алёнушка! Приветствую!
Благодарю за роскошный пост изящного рукотворчества!
Цитирую немедленно и с пребольшим удовольствием!
Здравия тебе и благоденствия!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 26 Апреля 2013 г. 12:43ссылка
Мариночка и тебе здравия и благополучия желаю!
Вадюн   обратиться по имени Четверг, 25 Апреля 2013 г. 11:08 (ссылка)
Спасибо Алена.Будем творить. А ты нас радуй новыми постами.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 26 Апреля 2013 г. 12:44ссылка
Прекрасного и творческого настроения дорогая!
Крепко обнимаю!
Муфточка   обратиться по имени Четверг, 25 Апреля 2013 г. 21:50 (ссылка)
Очень интересно !!! Благодарю покорно!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 26 Апреля 2013 г. 12:45ссылка
Удивительного дня Наташенька, полного света и красоты!
ПодСолнышком   обратиться по имени Воскресенье, 28 Апреля 2013 г. 20:35 (ссылка)
...просмотрела с восторгом...я вообще всё рисование принимаю с восторгом )))))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 28 Апреля 2013 г. 20:57ссылка
От такой изящной красоты душа наполняет светом!
pakira   обратиться по имени Суббота, 08 Июня 2013 г. 23:51 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Июня 2013 г. 08:10ссылка
Прекрасного вам дня!
Анжела_Гончарук   обратиться по имени орхидеи Суббота, 25 Января 2014 г. 17:12 (ссылка)
Орхидея - маленький завиток большого иероглифа.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Января 2014 г. 13:02ссылка
... Листья хотя и пишут несколькими штрихами, в них должно быть соответствие с порывами ветра...

Каждая строчка из этой книги - это поэзия (гармония слов и образов).
Biryusinka   обратиться по имени Суббота, 14 Июля 2018 г. 20:52 (ссылка)
Поэзия... Дыхание природы...
Восхитительно!
Благодарю, солнышко.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 15 Июля 2018 г. 12:23ссылка
На Радость милая!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку