Книга Орхидей. "Четверо благородных" Часть - I. |
Книга Орхидей. Часть – I. Отрывок из древнего текста «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». (1689г.) Он щедро проиллюстрирован репродукциями со свитков древних живописцев. Книга переведена на десятки языков и многократно переиздана по всему миру большими тиражами.
Иллюстрации взяты из книги китайского издания. Текст - из книги «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», перевод Е. В. Заводской / 2000г. Давно эта чудесная книжка лежала у меня на полке. Время поделится этой восхитительной мудростью со всем миром.
|
Книга Орхидей.
Изложение начала живописи орхидей из павильона Циицван.
[Ван] Ми-цао говорил: Всякий раз еще до завершения свитка сопоставь и сверь его с древними. Лишь потом яви свою идею. Непременно поначалу утвердись в различных приемах, выучи их, как песню, и руку приучи к различным формам, для чего вникни в последовательный порядок линий в иероглифе «юн». Подобно тому, как в начале обучения каллиграфии пишут (откидной чертой пе) простые иероглифы, а затем уже сложные — от одной-двух до десятка черт, Так же учись рисовать цветы, листья и ветви — тогда рука овладеет формой. Начинай с цветов, у которых мало лепестков, а потом уже рисуй те, у которых их много. От маленьких листьев переходи к большим, от простых веточек — к сплетению их. Каждая часть цветка здесь классифицирована, с тем чтобы начинающий мог постичь его душой и пронизать оком. В каллиграфии, прежде всего, постигают восемь приемов письма иероглифа «юн», ибо написание сотни и тысячи иероглифов не выходит за пределы этих правил. Если учащиеся глубоко проникнут в наши наставления, они тем самым овладеют искусством и приобретут опыт.
|
Порядок линий в рисунке листьев орхидей.
Искусство писать орхидеи целиком заключено в рисунке листьев. Поэтому, прежде всего, овладей им. Лист непременно строй одним штрихом. Существуют приемы [первого штриха]; динтоу — «головка гвоздя» (рис. 1), шувэй — «крысиный хвост» (рис. 2 справа), танду — «брюшко богомола» (рис. 2 слева). Второй штрих называют цзяофэнъянъ — очерчивающий глаз феникса (рис. 3); третий— посянъянъ — пишущий глаз слона (рис. 4); четвертый и пятый передают изгиб листа; юйтоу напоминает голову рыбы (рис. 5; 6). Так, собирая много листьев, изображая обращенные то вверх, то вниз, сможешь передать живое движение. Если они движутся, заходят один за другой, не будет тяжести, монотонности. Важно знать различия в листе лань— орхидеи обыкновенной и хунлань — бледной орхидеи. У первой они тонкие и гибкие, форма их изящная и четкая. Вот, собственно, первоначальная ступень в живописи орхидей. ………………………………….. Цаы-гу— прозвище Чжао Мэн-цэяня; так часто называли его последователей. На берегах реки Сян, по преданию, были луга, на которых росло много орхидей. ………………………………………
|
Рисунок листьев справа и слева
В рисунке листа существуют два приема письма — справа и слева. Не говорят «рисуют листья», а говорят «пишут листья откидной чертой пе», что подобно написанию иероглифа этим способом. Штрих, проведенный слева направо, называется шунъ, а справо налево — ни. Начинающий должен сначала научиться писать штрихом шунь, чтобы придать кисти легкость и подвижность. При этом постепенно изучай штрих ни. Только штрих, написанный и слева и справа, вмещает оба достоинства, выявляет тонкое мастерство. Если же погрязнуть в штрихе шунь, сможешь овладеть только одной стороной, а не всем искусством.
|
Изображение листьев, расположенных редко и часто
Листья хотя и пишут несколькими штрихами, в них должно быть соответствие с порывами ветра. Если заря еще не занялась, а луна, подобно яшмовому шарику, катится в небе, ни одно грубое дыхание воздуха не тронет листья. Листья непременно должны хоть немного прикрывать цветы, но и за цветами порой скрываются листья. Хотя они все растут из черенка, не стоит их слишком нагромождать — надо воплощать идею, не все изобразив кистью. Лишь тогда станешь мастером. Непременно тщательно изучи приемы древних. Они пишут иногда три-пять листьев, а иногда — несколько десятков. Когда мало листьев, они у древних не дрожат и не чахнут, когда их много — не сплетаются и беспорядочно не перепутываются. Только так можно правильно изобразить и редкие листья и обилие их. Образцы контурного рисунка листьев [приведены на рис. 7, 8].
|
Изображение цветов (рис. 10, 11, 12)
В живописи цветов необходимо знать, как писать запрокинувшиеся головки или прямо поднятые, распустившиеся цветы (лицевую или обратную их сторону) и бутоны. На стебле же пусть пробиваются листья, а цветы выделяются среди них —все в разных поворотах, в разных положениях. Только так избежишь монотонности. Бывает, что листья оказываются позади цветов, которые словно затеряны среди листьев. Иногда же цветы растут свободно от листьев — тогда пусть они не кажутся мертвыми, застылыми. Бледные орхидеи хотя и походят на обычные орхидеи, но они не столь гармоничны. На пряном одиноком стебле цветы предстают во всех четырех ракурсах в разных стадиях цветения или стебель хотя и прям, словно стоит вытянувшись, цветы же тяжелые, будто свешиваются. Рисуй орхидеи каждого вида в определенном повороте. Изображая бледную орхидею, избегай писать лепестки как пять торчащих пальцев руки. Oни должны немного прикрывать одни другой, одни должны быть сжавшимися, другие — распрямленными. Лепестки пусть будут тонкими, но наполненными, связанными друг с другом. Выяви соответственно тяжелое и легкое, светлое и темное, проникни глубоко в эти приемы, тогда сердце и рука будут едины. Начинать нужно с изучения приемов. Когда постепенно превзойдешь их, воистину создашь прекрасное.
|
Изображение сердцевины точками
В орхидее точки сердцевины подобны глазам прекрасной женщины. Как осенняя рябь реки Сян оживляет всю округу, так и сердцевина цветка передает его душу. Сердцевина — субстанция цветка. Как же можно этим с легкостью пренебрегать?
|
Прием письма кистью и тушью
Буддийский монах Цзюэ-инь, живший в период Юань, говорил: «Когда я радостен — пишу орхидеи, когда я сердит — пишу бамбук». Если листья орхидеи на сильном ветру вздымаются, а цветы свободно и безмятежно раскрыты, тогда передашь радость. Начинающий, прежде всего, тренируется в письме кистью. Пиши приемом сюанъчжоу — «висящий локоть», тогда достигнешь естественности и легкости. Если писать сильно, энергично, — изображение будет полное и живое. Применяя тушь, ритмично сочетай светлые и темные тона. Листья делай темными, а цветы — светлыми, сердцевину — темной, а стебель и бутоны — светлыми. Вот каков этот прием. Если же работаешь в цвете, то тем более делай лицевую сторону листа темной, а обратную — светлой, передние листья— потемнее, те, что подальше, — посветлее. Эти нормы основательно изучи.
|
Прием письма двойным контуром
Для изображения орхидей обоих сортов уже древние прибегали к приему гоуле— контурному рисунку. Однако в живописи орхидей шуангоу (двойной контур) и баймяо — по сути один и тот же прием. Если же прибегаешь к цвету, добавь синего и зеленого тона, при этом не нарушь естественности, не утрать прелести и ритма, не нагромождай и не делай слишком мало. Вот и все дополнения к этому приему.
|
Тайна живописи орхидей в четырехсложных стихах
В мастерстве писать орхидеи Гармония, Ритм — прежде всего. Тушь должна быть прекрасного качества, Вода непременно свежая, чистая. Тушечница без старой туши, Кисть чистая, без жесткости. Сразу выдели четыре листа. Длинные и короткие — основные, Еще один пересекает их. Больше грации, больше простоты. Каждый лист отстоит от другого. Первый лист охватывает целое. Немного отступя, добавь второй. Третий — в середине, четвертый — сбоку. Пара листьев придает завершенность. Тушь нужна двух оттенков. Старые и молодые [листья] перемешаны. Лепестки сделай светлой тушью, Тычинка и чашечка потемнее. Рука подобна быстрой молнии, Избегай медлительности и нерешительности. Благодаря всему — передашь ши. Прямо, со спины, сбоку располагай. Пусть все в соответствии — Распределяй и размещай естественно. Бутонов — три, цветов — пять. Вот и завершена картина — На ветру, под лучами солнца Венчики цветов тонки, изящны. Подернуты инеем, презрев снег, Листья согнулись, будто уснули. Ветви и листья в движении, Как феникс, летают, парят. Венчики цветов под легким дуновеньем, Подобно мотыльку, порхают, мелькают. Основание цветка пусть обрамляет Скопление мелких листочков. Камни пиши летающим белым — фэйбай, Два-три подле воды, Травку же можно Разместить на склоне холма, Или несколько побегов бамбука — Один или два росточка. Позади вырастает колючая куманика — Так можно усилить впечатление. Учись и следуй за Сун-сюем, Тогда сохранишь истинные традиции.
|
Тайна живописи орхидей в пятисложных стихах
Изображать орхидею начинай с листьев Легким движением висящей от локтя руки. Пару штрихов сделай коротких и длинных, Выяви в зарослях горизонтали и вертикали, — [Листья] перегнулись и свешиваются — так выявишь ши. Склоненные, перевернувшиеся полны естественности. Стремись к различию между передними и задними, Непременно раздели тушь темную и светлую. Побольше цветов, дополни еще листвой, Сделай побеги, чтобы прикрыть корни. Светлой тушью сначала наметь цветы. Нежные ветви и стебель их несут. Среди лепестков соответственно лицевые и обратные. Их позе придай особую легкость и полноту. Весь стебель окутай молодой листвой. У цветов сердцевину выдели темным. Раскрывшийся цветок запрокинул головку вверх, Бутоны же непременно склони вниз. В ясный день они устремлены к свету, На ветру они как бы смеются. Свисающие ветви будто отяжелила роса. Закрытые почки словно таят аромат. Пять лепестков — не торчащие пальцы руки, Пусть напоминают пальцы согнутые и прямые. Стебель бледной орхидеи сильный, прямой. Листья на стебле буйно растут. Их повсюду размести соответственно, На кончиках стеблей чередой изобрази цветы. Нежный образ рождается движением запястья. Кисть и тушь передадут душу орхидеи.
|
--------------------------------------------------------------
Материал подготовила : alona777
Фотографии в альбоме «Орхидея.» alona-mera777 на Яндекс.Фотках
--------------------------------------------------------------
Дополнительный материал:
Четыре драгоценности.
|
О лотосе. Супер пост.
|
Птицы. Кит. Живопись.
|
Успехов вам в создании прекрасного!
С любовью! Алёна.
Рубрики: | КНИГИ/_Восточное искусство ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА/_Восточная жив-сь |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |