-Метки

Конфеты авто амигуруми араны бахтус бибика блузон блузы болеро брюгги вязание на осинке вязаные цветы дача детские вещички джемперы для дневника для дома для души досуг друзья жазюбль жак жакеты крючок жакеты спицы жаккард жилеты журналы по вязанию идеи интерьер кардиган кокетки комнатные цветы компьютерные примочки кофточки креативчик машинное вязание медицина монохром мужские модели музыка на ножки наводка одежда для собак палантины пальто платья плед пол полезности пончо пригодится прикольненько прихватки психология пуловер спицы пуловеры крючок пуловеры спицы путешествия резьба по дереву рецепты приготовления салфетки сарафаны свитера своими руками скатерти скатерть снуд струны души топы туники узоры крючок узоры миссони узоры спицы филеечка цверг цветы из лент ша шали шапочки шарфы шитье блузки шитье брюки шитье всякие разности шитье выкройки шитье для кухни шитье жилет шитье куртка шитье литература шитье накидка шитье пальто шитье платья шитье полезности шитье шторы шитье юбки шкатулки шляпки шнурок шторы штье юбки юбки

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Almeria_19

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 3974


Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.

Суббота, 11 Февраля 2017 г. 17:13 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.

Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

...Пусть люди смотрят на творение твое и жалеют, что тебя уже нет, а не то, 
чтобы смотрели, да жалели, что и дом-страшила стоит, и ты сам еще живой 
приписывают Николаю Бенуа 
 
 3 ноября 1846 года Николай Леонтьевич Бенуа возвратился в Санкт-Петербург, горя желанием как можно быстрее начать карьеру архитектора, используя знания и опыт, полученные во время пенсионерской поездки.
 

К тому же романтическое направление, которым был так очарован в Италии Николай Бенуа, набирало силу и в России, открывая большие возможности перед начинающим зодчим. Николай I не забыл встречи в Риме, он симпатизировал молодому человеку, и уже 18 декабря тот был зачислен на службу в Кабинет Его Императорского Величества и сам император стал первым заказчиком архитектора. Вскоре последовали и другие частные заказы, как прикладного характера, так и более крупные проекты, как в столице, так и в Петергофе. 34 лет отроду Николай Бенуа получил звание академика во уважение отличных дарований искусства и познаний.

Здание придворных конюшен в Петергофе. Главный фасад. 
***
Первые годы творческой деятельности Николая Бенуа стали самыми плодотворными в его карьере. Тем более, что его любимый готический стиль был в необычайной моде и очень нравился императору. В августе 1847 года зодчий начал работу над большим проектом комплекса придворных конюшен в Петергофе, так называемых Готических конюшен, ставших истинным шедевром Бенуа, занимающим одно из центральных мест в его творчестве. Конюшни строились по личному заказу Николая I, который решил благоустроить свою летнюю резиденцию. 

Это был воистину воздушный и роскошный лошадиный замок! Построенный в стиле средневековой оборонительной английской крепости. Комплекс конюшен спроектирован в форме каре, крестообразно разделённом на четыре внутренних двора, в которых располагались различного рода службы — кузницы, шорная, фуражная, каретные (экипажные) сараи, ветеринарная лечебница, кладовые для фуража. По периметру каре - по углам и в местах соединения корпусов расположены девять башен, углы которых венчают наблюдательные башенки. Башни, которые соединяли между собой просторные и светлые одноэтажные корпуса самих конюшен, предназначались для хранения сена и овса. В потолках этих своеобразных сенных сараев были предусмотрены люки, через которые сено легко и просто сбрасывалось вниз по мере надобности. Верхние этажи некоторых башен предназначались для размещения царского конвоя. На чердак поднимались по изящным винтовым лестницам. Сами конюшни были связаны между собой каменными оградами и воротами. Вмещали они более трёхсот лошадей. 

Перспектива открывается из центральных прорезных арок на внутренние дворы. Три постепенно уменьшающихся арочных проезда создают впечатление широко открытого пространства, все важные функциональные подразделения спрятаны во внутренние дворы. Великолепная зубчатая белая корона, венчающая здания, является элементом оборонительной крепости. Архитектор позаботился не только о лошадях, но и людях, их обслуживающих. Всё было продумано до мелочей. Ведь здесь жили не только конюхи, кузнецы, шорники, ветеринары и другие рабочие, но и сам главный конюший, человек, облачённый достаточно большой властью. Были построены конное ведомство, два жилых корпуса, разработаны мельчайшие детали фасадов, интерьеров, мебели, даже эскизы костюмов служащих конюшни. 

Служащий конюшни

Восточная и западная кузницы
****
 
Наверное, покажется забавным, но факт остаётся фактом: специально для этого конюшенного городка была заказана и изготовлена мебель, причём у каждого жителя конюшни она была своя, и меблировка кузнеца отличалась от меблировки коновала или шорника.

Также примечательно, что здания конюшен не копируют средневековую архитектуру, а являются её переосмыслением. Это псевдоготика. В частности, красный кирпич, а так же карнизы, зубчатая венчающая корона, покрытые беленой штукатуркой и мощным лепным декором, чугунные детали (двухэтажные эркеры-балконы, шпили, купола, фиалы) не имеют готических аналогов. Здесь много разнообразных деталей, переплетений, странных на первый взгляд конструкций. Над проездами арок располагаются лепные картуши с вензелями дома Романовых. Оконные проемы со сложной расстекловкой имеют стрельчатое очертание и прямоугольную форму. 

В двухэтажных жилых корпусах, расположенных с северной стороны комплекса, ранее размещались квартиры для огромного штата служащих императорских конюшен.

Здание манежа

Манеж. Верхняя часть фасада

Вензель дома Романовых
***
Настоящим бриллиантом комплекса императорских конюшен является роскошное здание Манежа, расположенное на центральной оси ансамбля. Он образует наряду с двумя жилыми корпусами северное крыло конюшен. Манеж выделяется монументальностью и разнообразием декоративного орнамента. Его массивные стены прорезаны глубокими стрельчатыми проемами со сложными готическими переплетами и розетками, отделенными друг от друга контрфорсами. Средняя часть фасада манежа, где расположен вход, действительно напоминают средневековый собор. 

Манеж. Внутреннее убранство. Потолок

Манеж. Интерьер.
***
Внутри манеж богато и изящно украшен благодаря необычному сочетанию отштукатуренных стен и эффектной системы открытых дубовых стропил с причудливой резьбой, иммитирующих сложный свод. Побывавшие в Тринити колледже утверждают, что потолок там очень напоминает петергофский, однако сам Николай Леонтьевич колледж не посещал. В манеже находилась и специальная императорская ложа. 
 
Комплекс конюшен занимает целый квартал, с одной стороны он монументален и строг, а с другой удивительно гармоничен, лёгок, прозрачен и уютен. Поэтому, несмотря на столь прозаическое утилитарное назначение, является заметным архитектурным акцентом Петергофа. Как впоследствие отмечал Александр Бенуа, знаток европейской архитектуры, считавший, что императорские конюшни, пожалуй, самые большие на континенте: Прелесть заключается именно в том, что новые постройки отличаются от своих образцов...

Большие придворные конюшни
Александр БЕНУА
***
Отзывы современников об этой постройке единодушны: первое крупное творение Николая Бенуа стало его несомненной удачей. Ещё до окончания строительства конюшен в 1850 году он был назначен главным архитектором при Петергофском дворцовом правлении, а по окончании - пожалован орденом Владимира четвертой степени. Теперь Николай Леонтьевич не только сам проектировал и строил здания, но и непосредственно следил за строительством и состоянием построек. 

Тогда же он по просьбе государя приступил к строительству Фрейлинских корпусов для свиты императорской фамилии на церковной площадке в непосредственной близости от Большого Петергофского дворца. Не являясь большим поклонником стиля барокко, Бенуа тем не менее понимал, что его творение должно не диссонировать с историческим ансамблем Петродворца, а органично в него вписаться. Даже в ущерб собственной индивидуальности. Он с уважением отнёсся к творчеству коллеги Бартоломео Франческо Растрелли, тщательно изучил его, а не просто скопировал, очень тактично и деликатно попав в интонацию, заданную до него, сделав немного современнее линии, изящно проработав детали, по-своему расставив акценты. Так, что и здесь зазвучал голос Николая Бенуа. 

Петергоф. Фрейлинские дома
Александр БЕНУА
***
Фрейлинские дома - два нарядных двухэтажных с мансардами каменных корпуса, соединенных между собой трёхпролетной галереей с широким средним арочным проездом для конной упряжки, увенчанной терракотовыми вазами. Оба корпуса решены совершенно одинаково в характерных для архитектуры барокко декоративных приемах. 

Назначение зданий обусловило их внутреннюю планировку. В двух первых этажах находились жилые покои, а в мансарде помещались комнаты для прислуги и гардероб. Вдоль южных фасадов тянутся широкие коридоры, вымощенные путиловским камнем, перекрытые сводами и освещённые на всём протяжении большими окнами. В коридоры выходят расположенные на противоположной стороне аппартаменты фрейлин, в центре здания вестибюль и парадный зал. Не буду утомлять вас сложными архитектурными терминами, а попросту приглашаю полюбоваться великолепием фасадов и крыш зданий, полуциркульными окнами, украшенными лепными карнизами и навершиями, вазами, головками херувимов, элегантным чугунным кружевом оград балконов и прочей роскошью... 

А вот по этим лестницам, шурша модными юбками и стуча каблучками, спускались и поднимались фрейлины их Величеств...
 

В 1854 году владелец Петергофской железной дороги крупный российский финансист и промышленник барон Александр Людвигович фон Штиглиц привлёк Николая Бенуа к проектированию и строительству станционных зданий на своей дороге. Конечно, главным сооружением в этом ряду стал вокзал станции Новый Петергоф. У зодчего было несколько задумок для решения этой непростой задачи.

Один из эскизов вокзала Новый Петергоф
****
 
Например, среди экскизов встречаются как строгие классические решения с включением элементов ренессанса, так и сочетание романского замка со средневековым итальянским палаццо. И всё же окончательный выбор Николай Леонтьевич сделал в пользу псевдоготики. 16 июля 1854 года проект вокзала был одобрен и утверждён.

В то время большого опыта строительства вокзалов естественно ещё не накопилось, они использовались не только как сугубо функциональные, а прежде всего, как общественные сооружения, во внутренних помещениях которых зачастую проводили балы, концерты, ставили спектакли. Он никогда не был полон отъезжающими, здесь императорская фамилия встречала высоких гостей, в частности персидского шаха. Нужно было предусмотреть залы для императорской семьи, великих князей, прочих высоких гостей, шикарные буфеты.

Центральная часть вокзала - дебаркадер. 20-метровый пролёт железнодорожных платформ Николай Леонтьевич перекрыл системой металлических трубчатых ферм.

Западный фасад вокзала - парадный, он блестяще скомпонован и воспринимается как фасад готического замка. 
***
Как человек мыслящий на несколько шагов вперёд, Николай Бенуа понимал, что несмотря на то, что на момент строительства Новый Петергоф был тупиковой станцией, с заходом поездов только со стороны Петербурга, это дело временное. Он предвидел, что вскоре дорога будет продлена. И поэтому дальновидно уже в эскизах, под сводами западного фасада здания, обращённого к Ораниенбауму, создал две прорезные арки, через которые поезда могли бы при необходимости проследовать далее. И оказался прав. В дальнейшем дорога была продлена до Ораниенбаума, впоследствии до форта Серая Лошадь.

Никто не понимал, зачем нужны были эти арки, но так как они закрывались чугунными воротами с великолепным изящным готическим орнаментом, многие сочли, что это просто элементы декора. 

Над проездными арками устроены лоджии с грациозной готической колоннадой, увенчанной капителями с изысканным растительным орнаментом, напоминающие галерею фасада собора в Орвието. 

В замках арок помещен герб семьи владельца дороги барона Штиглица

Огромное внимание Николай Бенуа уделял декоративной отделке фасадов. Все резные детали из бременского камня были выполнены скульптором Г. Денеисом, единственным в Санкт-Петербурге мастером, который работал в готическом вкусе. Это капители и базы с львиными головками, парапеты, гербы и галерея главного фасада. Скульптором Д. Иенсеном, сотрудничавшим с Бенуа при постройке Готических конюшен, выполнены из терракоты боковые стрельчатые аркатуры, в том числе капители для 32 колонн. Представитель известной артели Дылевых изготовил лепные украшения.

Стены башни прорезаны узкими стрельчатыми окнами и увенчаны ажурными парапетами с пинаклями.

В центре пилона в большом круглом углублении расположено круглое окно в виде розы готических собров 
(по проекту здесь были предусмотрены часы) 

Украшением здания служат кружевные чугунные зонтики над подъездами и чугунные балконы на втором этаже, а также деревянные эркеры

Причудлив и изящен рисунок переплетов окон самой разнообразной формы

Боковой северный фасад вокзала, обращённый в сторону Александрийского парка, в основной части является стеной, ограждающей крытый перрон от площади, прорезанной тринадцатью высокими стрельчатыми проёмами, которые по замыслу зодчего должны были служить входами на перрон. К сожалению, все они сейчас закрыты.

На противоположной, южной стороне здания, расположен зал для балов и концертов. Он также соединен с перроном стрельчатыми проёмами.
 
Регулярное движение пассажирских поездов Петербург-Петергоф открылось в июне 1857 года. Газета Северная пчела от 20 августа 1857 года писала о впечатлении, которое производило здание железнодорожного вокзала на вновь прибывших: Это изящное здание открывается взору пассажиров во всем блеске. Над готической колоннадою возвышается на 16 сажен прекрасная башня, которая довершает впечатление. Особы, бывшие на всех железных дорогах Европы, утверждают, что нигде не видели станции, построенной с таким вкусом и эффектом... И до сих пор Новый Петергофский вокзал - одно из самых красивых зданий вообще и красивейшее между всеми русскими этого рода, несмотря на то, что был завершён не в том виде, который предусмтривал проект Бенуа. Крымская кампания урезала финансирование, было не до излишеств... 
 
Параллельно с Новым Петергофом, в 1854-1858 годах Николай Бенуа создает станционные павильоны для трёх станций - Сергиево (ныне станция Володарская), Стрельна и Красное Село (фактически, это все станции, существовавшие в то время на этой дороге). Хотя станции были не велики, архитектор старался придать и им праздничный и нарядный вид, все они были решены в разных архитектурных стилях. 

Проект вокзала железнодорожной станции Сергиево

Железнодорожная станция Сергиево нынче не функционирует и находится в таком затрапезном виде...
****
 
Решена она была архитектором в неорусском стиле. Здание строго симметрично, в центральной двухэтажной части расположены вестибюль и кассы, в одноэтажных боковых крыльях находятся залы ожидания. Позже подобная проектировка вокзалов стала у нас традиционной.

Совсем по иному выглядит станционное здание в Стрельне. Оно построено в псевдороманском стиле (или неоренесансном стиле, мнения специалистов расходятся), украшением его является башня в духе итальянской кампаниллы.

В эти годы Николай Леонтьевич проектировал ещё много сооружений в Петергофе, не только по повелению государя, но и по ведомственным и частным заказам. Вот некоторые из них: 

Петергоф. Дворцовый госпиталь (главный корпус)
***
Здание госпиталя со службами, решён архитектором в классическом духе. Последующая надстройка первоначального двухэтажного здания третьим этажом в 1930 гг. очень повредила фасаду, пропорции которого, как всегда в работах Бенуа, были чётки, уравновешены и ориентированы на образцы классической архитектуры. 

Дворцовая прачечная

Петергоф. Официантский дом и Верхнесадский дом 
***
Делая перепланировку этой части Петергофа, Николай Бенуа выполнил проекты не только госпиталя, но и других небольших строений: Официантского и Верхнесадского министерского домов. Последний находился недалеко от Большого дворца, поэтому был спроектирован также в духе раннего французского классицизма. Здание органично вписалось в общий строй улицы и составило целостную архитектурную композицию с оградой парка. Для Верхнесадского дома Бенуа разработал и интерьеры, включая расстановку каминов и мебели. Этот проект стал его последней крупной постройкой в Петергофе.

В Петергофе обращает на себя внимание здание почты в стиле готики, которое было выполнено Николаем Бенуа в соавторстве с тестем - Альбертом Кавосом. Почта выглядит миниатюрным игрушечным замком, так как и в малом масштабе сохраняет замковые атрибуты - оборонительные башни, завершённые зубцами и башенками, въездные ворота. По сей день она на протяжении более 150 лет сохраняет своё функциональное назначение. 
 
За время работы главным архитектором Петергофа Бенуа очень много сделал для восстановления и реставрации его ансамбля, благоустройства парков. По техническим проектам Н.Л. Бенуа и под его руководством была осуществлена капитальная реконструкция Большого грота и каскада, Самсоньевского ковша и канала. Канал декорировали четырнадцатью широкими пилонами из красного гранита, на которых поместили золоченые маскароны. 

Работы по Большому гроту вчерне были выполнены за одну зиму, но его окончательная отделка затянулась до 1862 года. Большой грот, так же как и каскады, были почти полностью разобраны, замены их конструкции, заново переложены водопадные уступы Большого каскада, пробиты окна с полуциркульными завершениями и стенах боковых каскадов. 

Фонтан Корзина
***
 
Находящийся на площадке фонтан Кольцо, созданный в 1721 году по проекту Н. Микетти, был переделан Бенуа в фонтан Корзина. Он стал самым многоводным и сильным из фонтанов Большого каскада. 28 наклонных струй бьют из туфового кольца, переплетаясь словно прутья цветочной корзинки.

Фонтан Золотая гора
***
 
Кроме этого зодчий активно участвовал в реставрации фонтанов восточной части Нижнего парка. По его проектам проведена капитальная реконструкция каскада Золотая гора, обветшавший каскад был перестроен с основания соответственно оригиналу.

Проект Н.Л.Бенуа - водяной обелиск для каскада Драконов. 1860 год.

Эскиз скульптуры дракона. 1873 год
***
 
Много работал Н. Бенуа и над эскизными проектами переделки фонтана Шахматная гора, или каскада Драконов. Предложения архитектора по коренной переделке каскада (установка водяного обелиска, например) не были приняты, однако по его эскизам были выполнены и установлены скульптуры драконов на верхней площадке каскада. 

Фонтан Шахматная гора
***
Жаль, что при восстановлении почти целиком разрушенного во время Великой Отечественной войны фонтана, были установлены новые скульптуры, приближенные по рисунку к оригиналам, выполненным в XVIII веке.
 
Работы по парковым сооружениям Николай Леонтьевич частично осуществлял совместно другим известным архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером: они разработали вместе фонтаны Мраморных скамей Нимфа и Данаида в Нижнем парке. Это очень удачная совместная работа двух крупных мастеров. Красивые мраморные полукруглые скамейки с меандром на спинках, мраморные чаши с бронзовыми золочеными фигурами прекрасно включились в ансамбль центра у Большого каскада.
 
Участвовал архитектор и в реставрации Большого петергофского дворца. По его указаниям были исправлены старые стропила и перекрытия, а крыши покрыты белым листовым железом. Работа зодчего по благоустройству Петергофа была постоянной и разносторонней.
 
Ещё несколько проектов Николая Бенуа, осуществлённых и оставшихся только в эскизах:

Проект Богадельни в память Императора Николая I 

Богадельня в память Императора Николая I 
(выполнена в соавторстве с Э.Л. Ганом и А.И. Семёновым, 1879 г.)

Проект ворот и ограды Верхнего сада в Петергофе, 1873 г.

Проект дома сторожа в Парке Петергофа
****
 
Петергоф стал пиком творческой карьеры и наиболее ярким периодом биографии Николая Леонтьевича Бенуа. 
 
Продолжение следует...
 
 
Автор большинства петергофских фото Алексей Хваль - ahvalj

 

http://pro100-mica.livejournal.com/179033.html

4723908_82228996_28_1_ (385x20, 2Kb)

 

 

Рубрики:  СТРУНЫ ДУШИ/Санкт-Петербург
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку