-Интересы

воспитание детей изучение библии (индуктивно и очень серьезно). искусство история мировая художественная культура правоведение сценарии праздников театр и сценарии к детскому театру

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) полезные_игрушки Дом_Кукол Рукоделочки Decor_Rospis Geo_club Искусство_звука
Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Китайский_летчик_ДЖАО_ДА Драмкружок АртБазар

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.01.2011
Записей: 3758
Комментариев: 76
Написано: 3980


Без заголовка

Суббота, 11 Августа 2012 г. 01:19 + в цитатник
Цитата сообщения Filifjonca 5 тактик воспитания в семье

Делюсь конспектами
Хотя классификаций море - за 15 лет работы в школе пользуюсь этой книгой в беседах с родителями


Материалы для классного родительского собрания «Пять тактик семейного воспитания».
( по книге А.В. Петровского «Популярные лекции по психологии»)

Можно разделить условно способы воспитания в семья на 5 основных:
Диктат
Опека
Конфронтация
Мирное сосуществование
Сотрудничество

Диктат.
Диктат в семье – это где одни ее члены подавляют у других самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства. Никто не спорит – родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретной ситуации. Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением.
Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания – ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и прочие меры воздействия своими контрмерами : лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если это сопротивление сломлено, вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности : самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия катастрофической неудачи формирования его личности. Какие бы цели воспитания не преследовали родители, придерживающиеся тактики диктата, их цели не будут достигнуты.
Диктат в семье далеко не всегда улица с односторонним движением. Ребенок может быть не только объектом, но и субъектом диктатуры. Нередко это происходит в семьях, где ребенок долго болел, и родители, проникнутые жалостью и состраданием готовы сделать все, чтобы компенсировать то, чего лишила его болезнь. Или когда ребенок поздний, где он появляется у людей давно потерявших надежду иметь детей. Маленький деспот, привыкший не встречать сопротивление своему диктату в семье, за ее пределами, как правило, никаких привилегий не имеет и должен приспосабливаться и ловчить. И он очень легко становится лицемером, в нем очень легко уживается жестокость к одним и заискивание перед другими, грубость и трусость.

Опека.
По сути диктат родителей и опека – явления одного порядка. Различие в форме, а не в существе. Разумеется диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека – заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они отстранены от решения вопросов, касающихся их лично, а тем более от проблем в семье.
Вопрос об активном формировании личности ребенка отходит на второй план. Главным становится другое –удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей . Опекаемого прежде всего ограждают от трудовых усилий и ответственности. Родители не подготавливают подростка к столкновению с реальностью за порогом родного дома. А когда ребенок взрослеет, в подростковом возрасте начинает бунтовать против родительской опеки. В чем дело? Неблагодарность? Все очень просто – главным новообразованием в подростковом возрасте является «чувство взрослости», стремление если не быть, то хотя бы казаться взрослым. Поэтому подросток стремится утвердить свою независимость, а это вступает в противоречие с повседневной опекой, и это становится почвой, порождающей конфликты и протест.




Конфронтация.
Вся жизнь человека состоит из побед и поражений, но если люди близки между собой, победа одного –это победа всех, поражение переживается всеми на равных. А в семье , где идет конфронтация, воюют между собой. Каждый вспоминает при удобном случае промахи противника. Раздражение накапливается , растут взаимные обиды, постоянная борьба заставляет стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого.
- Не приняли? Так тебе и надо. Балерина! Это с твоей-то осанкой и фигурой. Шить лучше научись, - с нескрываемым удовольствием выговаривает мать своей дочери, вернувшейся после неудачного дебюта в балетной студии. Можете не сомневаться, что когда у матери случатся неприятности на работе, она не найдет сочувствия у дочери – долг будет оплачен той же монетой. Все как на войне. Однако на войне сильнейший выигрывает. Здесь в проигрыше обе стороны.

Мирное сосуществование.
Здесь все выглядит вполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Никто не переходит границу. Родители в этом случае уклоняются от активного вмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование с ребенком. Рано или поздно наступит критический момент – беда, болезнь, трудности, когда от ребенка потребуют участия и включения в общесемейные проблемы, добрых чувств, а затем убедятся в его неспособности к этому, будут горько сетовать по поводу неблагодарности, не отдавая себе отчета в том, что вина в этом – их воспитание.

Сотрудничество.
Жизнь взрослого человека изобилует сложными, иногда просто трудными, иногда драматическим ситуациями. И первое правило для сближения родителей и их детей – не ограждать их от горестей и радостей взрослого человека, а делать их не только свидетелями, но и прямыми соучастниками его переживаний. При этом идти на это как можно раньше, давая доступные ( с учетом возраста) разъяснения. Все должно быть вместе : и радость, и горе, и смех. Совместные переживания , надежды и мечты – все это сплачивает семью, укрепляет ее основы. Сотрудничество предполагает сочувствие, жалость друг к другу, особую чуткость и, главное, действенную помощь.
Нет ничего страшного, если нет в семье согласия в оценке кино, футбольной команды, прически дочери, нового костюма отца и т.п. Однако, плохо, если нет согласия в оценке того, как надо отдыхать, как относиться к деньгам, какие знакомства подходящие, а какие неприемлемые и т.д. Единство требований к ребенку, единодушие в оценке его поступков, вообще наличие ценностного единства – важнейший принцип воспитания в семье



Серия сообщений "моя работа":
работаю в школе социальным педагогом

Часть 1 - Авторитет родителей
Часть 2 - 5 тактик воспитания в семье


Рубрики:  сайт для родителей

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку