Слово правит миром?... |
«Поведение человека — это показатель личности, а его разговоры — показатель его ума». /Али/
«Слова — это самые действенные инструменты разума. Каждый раз, когда мы говорим, атомы в нашем организме дрожат и меняют свое положение. Но мы не только заставляем атомы нашего собственного тела менять положение, но увеличиваем или понижаем скорость колебаний, а также оказываем другое воздействие на организмы тех, с кем встречаемся». /Чарльз Филлмор/
«По одному слову человека часто называют мудрецом или глупцом. Нам следует очень осторожно относиться ко всему, что мы говорим». /Конфуций/
«Сила слов огромна. Удачно выбранному слову часто случалось остановить бегущие войска, превратить поражение в победу и спасти империю». /Эмиль де Жирарден/
Властно вошел в русскую культуру «имидж» – будто не было русского слова образ...
Другой актуальный пример: американизм бизнес и русское дело.
О каком построении новой экономики и ее реформах может идти речь, когда в сознании общественности не реабилитированы русские слова дело, предприниматель, деловой человек?
В «Пословицах русского народа» В.И. Даля терпение составляет одну группу с концептом надежда.
Приведем именно те пословицы, где встречается терпение в различных словоформах:
Бог терпел да и нам велел.
Терпи, голова, в кости скована.
Терпи горе: пей мед.
Оттерпимся – и мы люди будем.
Час терпеть, а век жить.
На хотенье есть терпенье.
Терпенью – спасенье. Без терпенья нет спасенья.
Не потерпев, не спасешься.
Работай – сыт будешь; молись – спасешься; терпи – взмилуются.
За терпенье дает Бог спасенье.
Терпенье и труд все перетрут.
Оттерпимся – до чего-нибудь дотерпимся.
Терпя, в люди выходят.
Лучше пропасть, чем терпеть злую напасть.
Терпит брат долго, а через край пойдет – не уймешь.
Терпи, казак, атаманом будешь.
С бедою не перекоряйся, терпи!
Терпенье – лучше спасенья.
Хорошо спасенье, а после спасенья – терпенье.
При многообразии смыслов обратим внимание на то, что фольклорная мудрость (практическая мораль) описывает множество житейских ситуаций, но в каждой ситуации трактовка возможна в зависимости от интересов и выгоды создателя речи.
Поэтому в большинстве ситуаций рекомендуется терпение, но в иных – по уместности – забыть о терпении, если оно вредит человеку: не стоит «терпеть злую напасть», а иное терпение возможно лишь до определенного момента («через край пойдет – не уймешь»).
«Терпимость – черта характера, которая проявляется в умении переносить трудности и в стремлении достичь взаимного понимания и согласования различных интересов, убеждений, привычек...
Терпимость предполагает уважение чужого мнения:
Ум на ум не приходится.
Что голова, то и разум.
Всякий молодец на свой образец.
Нетерпимость выражается в неумении переносить трудности, в склонности человека возражать против всего, что не совпадает с его чувствами, представлениями, убеждениями, привычками.
Нетерпимый человек не считается с противоположными высказываниями, мнениями и убеждениями.
Нетерпимость как черта характера – обычно результат недостаточного морального воспитания» [Рождественский 2003: 23].
Примером отсутствия ясной и продуманной пропаганды культуры русского слова может быть скрытая пропаганда непристойности и сквернословия, которая ведется в СМИ – иногда открыто, иногда под предлогом художественной необходимости. Проблему эту стоит обозначить вопросом: "мат русскому языку?".
В передаче "Народ хочет знать" обсуждается вопрос о защите русского языка и, в частности, защите от сквернословия.
Хотя подавляющее большинство простой публики с возмущением говорит о непристойных, грязных словах, заполонивших экран и служащих примером для подражания, именно интеллигенты-филологи, испытывающие восторг перед "выразительностью" русского мата, правят бал…
Вот ученый, написавший двенадцать томов русского мата (Алексей Юрьевич Плуцер-Сарно), вот с восторгом вворачивается идея: "все русские писатели очень любили материться…" (где, когда, в семье ли, в аристократическом ли салоне, в сочинениях ли – неважно, просто "любили…"); даже академик Лихачев в тюрьме, оказывается, написал диссертацию о русском мате (это академик-то Лихачев – символ русской культуры, который и прославился-то тем, что до перестройки руководил сектором древнерусской литературы).
Зло, как всегда, агрессивно, бахвально, красноречиво, а добро смиренно и стыдливо.
Мы не научились еще "любить врагов наших и крушить врагов Отечества" в образе врагов отечественного слова.
И хотя в конце передачи поэт Андрей Дементьев прочитал ахматовские строки "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!", осталось необъясненным следующее:
чистота и честность жизни начинается с чистых мыслей и слов;
нельзя чернить душу грязными словами;
нельзя накликивать на себя проклятие, звучащее в каждом скверном слове.
И главное, что приходится сказать применительно к данной теме: культура начинается с запрета.
Не со свободы слова, а именно с запрета на определенные слова.
Без запретов человеческое общество не живет.
В демократическую эпоху кому-то в целях манипуляции сознанием плохо думающей публики потребовалось выдвинуть тезис о свободе слова. Но сегодня-то всякому человеку хорошо известно, что нынешний тоталитаризм СМИ похлеще советского.
В СМИ сформировался стиль, поражающий нарочитым примитивизмом, пошлостью, вульгарностью, откровенным стремлением оглупить население, не возвысив его до высокого искусства, а напротив, принизив, устроив ему жизнь как постоянную "ржачку", вечное веселье ("Кривое зеркало", Comedy club и проч.).
Люди (и прежде всего молодежь) теряют чувство реальности, они начинают думают, что интересы няни Вики или героев из "Не родись красивой" (бесконечная "жвачка" по натуре хороших, но уныло бездеятельных молодых людей на темы денег и любовных томлений) - это и есть современный идеал.
Между тем, именно этим идеалом заполняется сознание молодежи.
Что думают наши идеологи от образования, от информационной политики относительно такого тотального оглупления нации?
Почему диалоги прямого эфира на Русском Радио ("Русское радио"!) касаются исключительно развлечения, "отдыха", легкомысленного увеселения, амурного времяпровождения?
Почему государственная власть не заботится о духовном, нравственном здоровье нации, позволяя через средства массовой информации открытую пропаганду пошлости, безвкусия, вульгарности (телесериалы, низкопробная западная кинопродукция), скрытую пропаганду криминала, распутства (наводнение передачами о преступлениях, грабежах, убийствах)?
Образ человека в СМИ извращен для показа его страстной, греховной природы.
Почему образом нового россиянина должен быть сытый, богатый, беспринципный, бездуховный, бессловесный человек?
Почему образ такого человека пропагандируется, тиражируется и навязывается телевизионной политикой нашего государства в телесериалах, телефильмах?
Почему их сюжеты и стиль однообразны, крутясь только вокруг нескольких наскучивших тем: дележ денег (получаемых и зарабатываемых неизвестным образом), шантаж, грабеж, секс, убийство?
Почему все так грустно?
Слово правит миром, вот только какое слово правит сегодняшним миром?
Если Слово для нас Бог, Дух, Истина, Путь, любовь, добро, единение, красота и все лучшее в мире, то от плодов уст наших либо спасемся, либо погибнем.
Неплохо бы об этом помнить.
Рубрики: | как мы говорим |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |