Судьба |
Судьба в мифологии различных народов представление о непостижимой силе,
действием которой обусловлены как отдельные события, так и вся жизнь
человека.
Стремление материализовать, "воплотить" представления о Судьбе и тем самым снять её обезличенность и принципиальную непознаваемость реализуется в различных типах персонификаций Судьбы.
Первоначально представления о Судьбе не отчленяются от восходящих к тотемизму и культу предков представлений о добрых и злых духах - спутниках человека, рождающихся и живущих вместе с ним. В числе таких персонификаций (geniuгреческие демоны[даймоны - daimon; Пиндар, в частности, упоминает "демона рождения" , римские гении и юноны; ср. скандинавский термин hamingja как обозначение духов-покровителей и личной удачи.
Представления о демонах и гениях как воплощении некой жизненной силы, определяющей характер человека и его Судьбе, согласуется с понятиями "шеду" и "алад" в шумеро-аккадской традиции (при том, что термин "алад" происходит от общесемитского корня со значением "производить потомство, рождать").
Во многих современных и древних (вплоть до хеттской) традициях зафиксированы поверья и сказания о трёх девах (или старухах) Судьбы, которые приходят в дом, где родился ребёнок, и по очереди предсказывают его Судьбу (русские рожаницы, болгарские наречницы и др.;
Неизвестность и непознаваемость Судьбы проявляется, в частности, в греческой мифологии в представлениях о мойрах, как дочерях Ночи .
С развитием мифологических представлений и появляются персонификации Судьбы, как случая:
греч. Тихе, (Tuxn - случай, встреча),
др.-рус. Устреча, серб. Среhа и Несреhа, ср. также славянские поверья о девице, приносящей счастье бездольному молодцу.
С развитием культа римской Фортуны, которая первоначально (так же, как и греческая Тихе) осмыслялась как счастье, удача, появляется (наряду с доброй) и злая Фортуна.
Особые персонификации счастья и несчастья известны и во многих других традициях (напр., индийская богиня счастья Лакшми);
ср. противопоставление доли и недоли в славянской, удачи и неудачи в скандинавской традиции, а также персонификации представлений о несчастливой Судьбе типа славянских - Беда, Горе, Горе-Злосчастие, Кручина, Журба, Лихо и др. Судьба-случай может и благоприятствовать человеку, и отворачиваться от него;
в скандинавской традиции распространены сюжеты, в которых удача, как приданное человеку качество, временно покидает его либо передаётся другому человеку.
Идея Судьбы, как суда, проявляется в тех версиях греческого мифа, где мойрысчитаются дочерьми богини правосудия Фемиды (и Зевса),
а также в распространённом мотиве взвешивания Судьбы; так же как Фемида, слепой, с повязкой на глазах изображалась иногда и римская Фортуна.
Тема Судьбы постоянно сопрягается с темой души.
Представления о Судьбе нередко связываются с верой в предсуществование и переселение души.
В этом случае Судьба оказывается в зависимости от прежних поступков человека, включая те, которые были совершены носителем души в её прежних воплощениях;
в брахманизме деятельность человека в текущей жизни детерминирует Судьбу души в последующих воплощениях;
в том же контексте следует рассматривать и версию, излагаемую Платоном, о том, что жизненную Судьбу выбирает душа, причём на результате выбора сказываются "привычки предшествующей жизни"
Судьба может записываться на листьях священного дерева , свитке или в специальной книге (ср. упоминание "пишущих фатов" у Тертуллиана, китайские представления о книгах Судьбе, хранящихся в загробном мире, с обозначением основных событий и продолжительности жизни каждого человека, а также известные у различных народов поговорки типа "На роду написано"), вырезаться на камне (скандинавские руны), представляться в виде какого-либо предмета, например горящего полена (греческий миф о Мелеагре) или свечи, ассоциироваться с дорогой (путём), странствиями, водами загробной реки (Aeschyl. Sept.).
Судьбу прядут в виде нити хеттские богини Судьбы, греческие айсы, мойры(иногда Зевс и другие боги), римские парки, скандинавские норны, живущие в корнях мирового дерева - ясеня Иггдрасиль;
характерно, что в дагомейской мифологии богиня гадания и Судьба Фа (Гбаду) была дочерью (в ряде вариантов - матерью) Миноны - богини женщин, занимающихся прядением (следы представлений о Судьбе как нити проявляются в современной обыденной речи, в выражениях типа "Связать Судьбу с кем-либо или с чем-либо").
По сообщению Платона, вероятно, восходящему к более древнему мифологическому источнику, матерью мойр является богиня необходимости Ананка, держащая на коленях веретено (образ, соединяющий мотив прядения и идею мировой оси).
Эвенки представляли Судьбу как невидимую нить, идущую от головы человека в верхний мир,
к верховному божеству (в долганском мифе к верхней душе), который иногда именуется также как Судьба - Маин;
у эвенков и долган (так же как в греческой, римской, германо-скандинавской и других мифологиях) разрыв нити означает смерть (у нганасан нитьСудьбы, или жизненная нить, отождествляется с солнечным лучом, а разрыв нити осуществляется луной).
В шаманских мифах монгольских народов счастливую Судьбу дарует созвездие Большой Медведицы.
В японской фольклорной традиции с идеей Судьбы связывается небесная дева Ама-но Са-гумэ, спутница божества Амэ-но вака-хико, предсказывающая счастье и разгадывающая сны.
Связь Судьбы с астральной символикой, с солнцем, луной, звёздами (знаками зодиака) зафиксирована у большинства народов.
Считалось, что у каждого человека имеется своя звезда, которая рождается и умирает (падает) вместе с ним (в других вариантах со звезды приходит и на неё возвращается человеческая душа).
Широко распространено соотнесение Судьбы со временем, которое (как и пространство) является сферой её развёртывания и реализации.
В иранской традиции распространяется культ Зервана - божества вечного времени и Судьбы (в зерванизме Зерван - отец Ахурамазды и Ангро-Майныо).
В доисламских представлениях арабов формируются (под иранским влиянием) понятия Судьбы (дахр, заман) как времени, неодолимое течение которого определяет всё сущее в мире; ср. распространённое во многих языках употребление термина "время" в значении предустановленного (назначенного) срока, рокового момента, а также соотнесение счастья со временем, а несчастья - с безвременьем.
Судьба соединяет прошлое и будущее: дагомейская Фа считается хранительницей ключей от будущего.
Судьба выступает как своеобразный медиатор между ними, как способ реализации божественного в человеческом, как земной (временный) аналог небесного (вечного, бессмертного), что вновь отсылает мифологему Судьбы к отмеченной выше оппозиции "жизнь - смерть".
Во всяком случае, в большинстве традиций смерть, как и рождение, - обязательный и неотъемлемый компонент представлений о Судьбе.
В древнеарабской мифологии Судьба(манайа, manaya) нередко трактуется как предопределённая каждому человеку смерть (с распространением ислама термин "манайа", утрачивая первоначальный фаталистический оттенок, использовался в качестве прямого обозначения смерти).
В шумеро-аккадской традиции "умереть" также означает встретить свою Судьбу (шимту), незримо сопровождающую человека в течение всей его жизни
(некоторые исследователи трактуют шимту как некий акт, предопределяющий каждому человеку при рождении индивидуальную участь, долю, включая продолжительность его жизни).
Характерный для шумеро-аккадского мировосприятия элемент трагизма в трактовке проблемы Судьбы, как следствие осознания невозможности личного бессмертия и неизвестности того, что ждёт человека после смерти, получает выражение, в частности, в персонификации Судьбы в виде злобного существа Намтар, являющегося одновременно и божеством смерти (ср. образ Манат в древнеарабской мифологии).
Египетская мифология с характерной для неё упорядоченностью представлений о загробной жизни в значительной мере переносит проблему Судьбы из сферы посюстороннего земного бытия в сферу эсхатологии.
Судьба может быть и подвластна богам, ассоциироваться с их волей, и, напротив, властвовать над ними;
этим двум вариантам соответствуют формулы, приводимые Геродотом: "Не может человек отвратить то, что должно совершаться по божественной воле";
"Предопределённого судьбой не может избежать даже бог",
первая из которых вложена в уста воина-перса, а вторая произносится дельфийской Пифией.
Мифы и сказания о Судьбе тесно связаны с ритуалами узнавания, предсказания Судьбы.
Способом такого узнавания Судьбы могут выступать пророчества, гадания (от римских ауспиций до славянских гаданий по "чертам и резам" и японских - по трещинам на черепашьих панцирях),
жребий [в Греции архаический жребий представлял собой кусок, т.е. долю, часть жертвенного животного (Hes. Theog. 534-557), позднее кусок дерева, камня и т.п.],
магические действия, а также сны и сновидения, в свою очередь требующие истолкования.
Олицетворением установленного богами природного и социального порядка выступает египетская Маат, которая причастна и к определению посмертных Судеб людей.
В иранской и связанных с ней традициях с идеей Судьбы соотносится представление о некой божественной сущности (Фарн), дарующей власть, богатство, удачу и осмысляемой в ряде текстов как Судьба.
Место Судьбы в ряде традиций Древней Индии занимает понятие кармы (букв. "деяние"), правящей власть над богами и людьми
(в "Махабхарате" "врождённая карма" заставляет человека исполнять "помимо воли" то, чего он не хочет делать "по заблуждению") и в свою очередь подчинённой закону мирового космического порядка - риты;
("Судьбы ведут того, кто хочет, и влачат того, кто не хочет";).
Мотив выбора в сочетании с готовностью человека встретить уготованную ему Судьбу (нередко трактуется как вызов Судьбе) особенно характерен для более поздних версий того или иного мифологического сюжета, а также для героического эпоса и сказочного фольклора различных народов (ср. в этой связи распространённый сюжет о богатыре на распутье).
Вследствие этого идея Судьбы, выходя из сферы мифа, продлевает своё существование в сфере философско-теологических спекуляций, художественно-поэтической символики и пр.
Напротив, в эпоху Возрождения П. Помпонацци (15-16 вв.) в трактате "О фатуме, свободе воли и предопределении" возвращается к позднеантичным (в духе стоицизма) представлениям и объявляет бога безличным началом, совпадающим с фатумом.
Образ Судьбы (Фортуны), сада Фортуны, мельницы Фортуны и особенно колеса Фортуны
(с широким спектром импликаций - от солярного символа до орудия смерти) получает широкое распространение в средневековой и ренессансной литературе и иконографии в качестве одного из универсальных образов, воплощающих космический порядок
(ср. древнерусские представления о взаимосвязи колеса Судьбы - "счастного колеса" со "звёздным движением").
Отражением веры в Судьбу является и увлечение астрологией и магией, вспыхнувшее с новой силой в эпоху Возрождения.
Судьба оставалась также действующим элементом народных верований и представлений, испытавших, разумеется, существенное влияние официальных концепций предопределения и свободы воли
(ср. русские пословицы: "Господня воля - наша доля", "Всякую долю бог посылает", "Воля, неволя - такая наша доля" и др., а также: "Не в воле счастье, а в доле").
Впрочем, и в официально признанной вере в ангелов в христианстве
и в джиннов в исламе (особенно в её обыденной интерпретации)
многие исследователи склонны видеть отражение более ранних представлений о демонах, гениях и других носителях Судьбы
В повседневных представлениях ислама сохраняется вера в существование особого, несводимого к предопределению и неотвратимого, фатального начала (kismet, букв. "распределение", "часть", "доля"), определяющего личные Судьбы людей.
Серия сообщений "мифология":
Часть 1 - Аллат
Часть 2 - Алахатала
Часть 3 - Судьба
Часть 4 - Великий сфинкс
Часть 5 - Жемчужна
...
Часть 38 - 7 ГЛАВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ РУССКИХ О САМИХ СЕБЕ
Часть 39 - ТОП-12 легендарных коней
Часть 40 - Что значит образ Бабы-яги
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |