-Рубрики

 -Цитатник

Отзыв на мою книгу - (4)

Предназначенный мне богами (интересное из прочитанного) Давно как-то не попадались интере...

Рекомендуемые размеры шарфов (таблица) - (0)

Рекомендуемые размеры шарфов. Таблица Источник: https://vk.com/knittingknittingknitt...

Шикарный мужской снуд узором плетенка - (0)

Шикарный мужской снуд узором плетенка   Вязаный спицами шарф-снуд не только универсаль...

Летнее платье на каждый день (шитье) - (0)

Шитье. Летнее платье на каждый день Выкройка летнего платья — отличый фасон на кажд...

Сумка с длинной ручкой (шитье) - (0)

Шитье. Сумка с длинной ручкой   Эта сумка DIY может быть сшита из ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alkirija

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.09.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 24815


А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 7 (окончание)

Пятница, 09 Августа 2013 г. 17:28 + в цитатник

От Алькирии: Публикация размещена исключительно в ознакомительных целях для личного пользования, взята на открытом Интернет-ресурсе здесь: http://jungland.net/node/1115

Для удобства чтения текст разбит на несколько частей.

Далее - авторский текст:

 

Клинический случай 7:

Пациентка О. – психолог, 25 лет, замужем три года. Обратилась в начале духовного кризиса, ее беспокоила психосоматика, экзистенциональный страх, проблема выбора.

Четыре месяца спустя, после индивидуальной и групповой психотерапии /глубинной психологии/ О. приснился сон: "Я совершенно голая бегу по улице. Стоит ранняя весна, сумерки. Прохладно, но я этого не чувствую и удивляюсь этому. Я бегу очень стремительно /как лань /, хотя обычно во сне бежать трудно, а я несусь. Подбегаю к знакомым женщинам, разговариваю и бегу дальше. Никто не обращает внимания на то, что я голая. Меня это тоже не волнует, я только удивляюсь, что другие не замечают моей наготы. Подбегаю к магазину и понимаю, что хочу пить, захожу в магазин. Продавец – мужчина и я прошу у него пить. Он подает мне фарфоровый чайник, я завариваю в него чай, а в другой чайник продавец сам заваривает чай. Затем продавец подает мне две очень красивые чашки, в одну чашку наливаю я сама, а в другую продавец. Взяв чашки в две руки, я продолжаю бежать, удивительно, но вода лишь немного расплескивается, как если бы я несла ведра на коромысле.

Добегаю до своего подъезда, и, чтобы открыть дверь ставлю чашки на землю, чуть в сторону. И замечаю на противоположной стороне толпу молодых людей в черном. Они единственные замечают, что я голая. И начинают двигаться ко мне. Я понимаю, что они хотят меня изнасиловать, и я убегаю. Бегу по подъезду и сильно кричу, в ответ слышу голос мужа: "Не бойся, я здесь" И действительно, я его вижу. Я его обгоняю, а он идет сзади, оглядываясь, как бы готовясь встретить нападение.

Но оказывается, что эту толпу боюсь не только я, а ее боятся все люди в подъезде. И они все поднимаются в нашу квартиру. А квартира вдруг стала очень большой.

И уже поднявшись, я говорю мужу, что когда все это закончится, мы сходим за чашками. Так как я абсолютно уверена, что этим парням они не нужны и что они ничего с ними не сделают".

В сновидении О. отражены бессознательные проявления сознательной жизни. Период бурного и активного личностного роста обозначен в стремлении быстрее разрешить затруднительные ситуации, а также стремлением набрать "важные" для О. знания в профессиональной и личной жизни. Эти стремления выражены во сне символикой стремительного бега. Этот бег напоминает "полет" по горизонтали /по словам сновидца/.

Если мы обратимся к мифологии и фольклору, магический "полет" является самым распространенным явлением в архаических культурных слоях. Чаще всего это головокружительная траектория в горизонтальном направлении. Герой бежит быстрее волшебных коней, скорее ветра, быстро, как сама мысль в этом пространстве, где происходит магический полет. В нем размещены все элементы обеспокоенности, предельного усилия избежать надвигающейся опасности, освободиться от наводящего страх присутствия. В этом устремлении заключено бегство человека от смерти. Часто беглецу помогают друзья животные и феи. При помощи волшебных предметов, которые он бросает через плечо, превращая их в грандиозные естественные преграды /горы, леса, моря/. В конце концов, герою удается убежать. Здесь важно отметить, что при всей головокружительной скорости и обеспокоенности героя, его не оставляет отчаянное усилие избавиться от чудовищного присутствия, освободить самого себя.

Если мы обратимся к изначальной проблеме О., то станет ясно, о каком страхе символизирует сон.

Из материала первых сессий, говоря о своей матери О. представляет образ молодой несчастной женщины в черном, которая оборвала свою жизнь замужеством и рождением О. Идентифицируясь с объектом О. продолжает: "Мой страх завести ребенка заключается в том, что я молода, что я так мало в этой жизни сделала и даже сейчас, проговаривая это, у меня такое впечатление, что я всю жизнь на этом закончила. Если бы я думала, что я умру, то это примерно так же. И если я рожу, то жизнь на этом закончится /плачет/. И тогда зачем я буду нужна мужу?..."

 

Интерпретация образов сна:

Образ лани, оленихи – священное животное, может вскармливать молоком сироту или покинутого родителями ребенка – это мотив Анимы. Олень символизирует собой бессознательный фактор, который показывает путь, ведущий к решающему событию, либо к омолаживанию /радикальной перемене в личности, или в отношении к любимому человеку/, либо выступает в качестве носителя света и символов мандалы /круга и креста/. Подобно Меркурию или Гермесу, олень, повидимому, является типичным психотипом проводником в бессознательное. Символизируя инстинктивную мудрость, присущую человеческой природе, олень производит своим внешним видом чарующее действие на людей. В христианском искусстве олень символизирует Христа, который разыскивает дьявола, чтобы его уничтожить, также душу, жаждущую услышать слово Христа, /псалом 41: "Как олениха желает к потокам воды, так желает душа к Тебе Боже!"/. Олениха символизирует чистоту, невинность и "непогрешимость".

Ранняя весна – символ пробуждения, обновления, начала рождения жизни,

Стремительный бег – представляет динамику событий, прилив энергии, эмоциональный подъем.

Желание пить – желание утолять жажду истины и жизни.

Мужчина-продавец – представляет образ позитивного Анимуса, взаимодействие с ним – символизирует интеграцию и психическое развитие личности.

Наличие двух чашек и двух чайников говорит о символе четверицы – наполнение души через взаимодействие с Анимусом и через структуру Эго пациентки.

Разделение воды на 4 сосуда напоминает разделение воды в купели на 4 части: при подобном варианте можно предположить, что символ воды – средство для возрождения души, для нового рождения человека, таинственное присутствие божественной силы, чтобы из этого утеруса божественной купели мог родиться новый человек.

Чашки, /наполненные водой в двух руках / число 2/ антитеза с такими крайностями как день и ночь. Оно отражает и символизирует равновесие и контраст и поддерживает равновесие, смешивая позитивные и негативные качества.

Чашки, чайник – женский символ, относящийся к символическому образу сосуда.

Сосуд – это лоно матери, церкви и ему присуще определенное, женское материнское начало. При мифологическом способе мышления сам сосуд не отделяется от его содержимого.

Для алхимика сосуд и вода в нем – тождественные вещи. В психологическом плане сосуд соотносится с обетами, идеями, основными чувствами и понятиями, которым мы не позволяем растекаться в окружающий безбрежный мир, поскольку сосуд для того и сделан, чтобы хранить подобные вещи в целости и сохранности.

Сосуд, следовательно, являет собой способ превращения бессознательного в осознаваемое.

Горячая вода, чай – указывает на степень эмоциональной интенсивности, т.к. то, что вызывает эмоциональное напряжение, представляется горячим.

Бег с чашками в двух руках, наполненными водой, которая почти не расплескивается, символизирует о начале интеграции психических частей

Чашки, поставленные на землю у своего дома, являют единение своего женского, материнского символа с архетипическим образом Великой матери – Земли – символом прародительницы, плодородия и зарождения новой жизни.

Толпа молодых людей в черном – фигура теневого, негативного Анимуса, воспринимается с угрозой, однако есть позитивные элементы /сексуальность/. О. пытается защититься с помощью Анимуса, позитивные элементы которого представлены фигурой мужа, во сне ассоциируются как защита и помощь.

О. пытается дать оценку своему страху с помощью Персоны – привычная социальнокультурная защита "все боятся этих молодых людей в черном".

Процесс индивидуации является сложным и болезненным, т. к. включает в себе как созидание нового, так и разрушение старого, привычного способа действия, самоощущений, взаимоотношений. О. видит себя голой и это говорит не только о развитой Персоне, но и о том, что О. уже достаточно изменилась и это находит одобрение среди ее близкого и дальнего окружения. Но отказываться от своего поведения она не собирается.

Процесс инфляции, как следствие сильной Персоны, идет к концу, ее власть над Эгоструктурой закончена, "никто не обращает внимания на то, что я нагая, меня это тоже не волнует". Эгоструктура тает в себе скрытую неисследованную область, способную к увеличению / увеличение комнаты/. Сон символизирует рождение новой Самости /разделение воды на 4 части, как символ возрождения души, ранняя весна, стремительная лань /. О. готова перенести испытания, сопровождающие процесс индивидуации. В сновидении чувствуется необходимость интеграции теневой его стороны О., чему соответствуют мысли о возвращении к подъезду своего дома и встречи с молодыми парнями, которые не принесут вреда ее материнскому началу /взять кружки и занести их домой вместе с мужем /Анимусом/.

К этому моменту сновидица О. уже сообщила, что ждет ребенка и что она рада его появлению.

 

Клинический случай 8:

Пациентка – психолог, 26 лет Е., имеет нарциссические черты характера, обратилась в период духовного кризиса, жаловалась на растерянность, раздражительность и одиночество. Ей была предложена групповая форма работы методом аналитической терапии. В процессе работы произошел ряд инсайтов, в итоге которых Е. заменила ряд своих убеждении, уменьшился перфекционизм и сократился уровень требований. На одном из занятий к Е. "пришли" стихи, которые она нам предоставила:

 

"Как старое доброе вино

Я с каждым годом становлюсь все лучше

Хотелось много, все: и все же. Но …

Попасть бы только в путеводный лучик

В луче звезды, как с нитью Ариадны

Душа моя поет – я спасена

И где-то далеко ДОЛЖНА и НАДО

Я счастлива быть здесь и быть одна

 

Можно предположить, что процесс индивидуации уже достаточно обозначен для пациентки, цель которого заключена в том, чтобы стать более индивидуальной, более обособленной от коллектива, а следовательно более человечной.

Три месяца спустя Е., работая со своим пациентом, обнаружила параллельные проблемы – одиночество, травмирующее взаимодействие с отцом, кризис личностного роста. После этой сессии она пришла к нам и принесла материал:

"Это произошло на следующее утро после моей работы с пациенткой. Я встала как обычно. Мама в этот момент вошла в комнату и с воодушевлением стала пересказывать рассказ А. Грина "Зеленая лампа", услышанный по радио. Я ее выслушала и пошла в ванную комнату. Я закрылась. И в какой-то момент поняла, что сейчас я в полном одиночестве, в закрытом пространстве и мне холодно. Затем началось видение...

Я оказалась на высоте где-то 2000 км. Я стою на канате почти посередине. Я огляделась, первый вопрос: "Что я тут делаю?" Но видимо, если я здесь, то это зачемто нужно. Когда я осмотрелась вокруг, то одновременно увидела: справа –темный край Земли, там была ночь; слева – закат Солнца, там в вечернем сиянии мерцали Океан и береговая линия материка. Внизу мелкими огнями виднелись города и было темно. Вверху – звездное, манящее к себе небо.

И вдруг я понимаю, что могу сорваться вниз в любую минуту. Тут же начинаю лихорадочно обдумывать, как добраться до конца каната, где есть спасительная площадка. Вспоминаю, как ходят по канату в цирке: ставлю ступню так, чтобы канат проходил ровно посредине расставляю руки в стороны, чтобы сохранять равновесие; очень осторожно – нога от ноги делаю шаг. И вдруг я покачнулась.... Я поняла – если я буду думать как это делать, то я разобьюсь. Нужно понять, что я часть этого мира, который меня окружает, мне нужно раствориться в нем, и тогда ничего со мной не случится. Как только я это поняла, так оказалась в конце каната на спасительной площадке. Страх ушел, осталась благодарность за спасение. Я схватилась за деревянные поручни площадки, они оказались теплыми. В этот момент я была счастлива. Но мне захотелось посмотреть назад. И я посмотрела.

На канате в нескольких метрах стояла Тень моя. Полупрозрачный образ женщины. У нее длинные волосы, развевающиеся на ветру, легкое прозрачное одеяние и очень печальные глаза. Она стоит на канате и смотрит на меня. От неожиданности и удивления я спрашиваю у нее:

"Что ты там делаешь?" Она смотрит на меня и жалобно говорит: "Уходи, я тебе мешаю жить. Иди, а я останусь здесь". Я понимаю, что не могу ее здесь оставить Я ей говорю: "Да ты что? Как я могу тебя оставить здесь? Да я жить без тебя не смогу " Она еще пытается меня убедить. Но я уже думаю, что мне делать. Перебиваю ее, и говорю: "Подожди. Вот, смотри, что я делаю, и подай мне руку". Я встаю правой ногой на канат, а левая на площадке. Левой рукой держусь за поручни, а правую протянула к ней. Я ей сказала: «Протяни мне руку». Она протягивает. Я ей говорю: "Смотри, тебе нужно сделать только два шага и все будет в порядке, мы будем вместе. Только сделай эти два шага. Я прошу тебя. Ты сможешь. Даже если ты потеряешь равновесие, я удержу тебя". Она делает эти два шага и ее рука оказывается в моей руке. Я затягиваю ее на площадку, с огромным чувством облегчения. Когда я повернулась, чтобы сказать как все хорошо закончилось, я увидела что ее нет. Она была внутри меня.

Я успокоилась. И подумала, что я сейчас спущусь вниз.

В этот момент я оказалась снова в ванной комнате "

 

Работая с материалом, мы задали Е. вопрос о чувствах и отношении к рассказу мамы.

Е. отвечает: "Я была растрогана. Человек, которого унизили смог найти себя, смог определиться – что ему нужно, смог добиться того, чего хотел. Судьба была благосклонна к этому человеку. Было неопределенное чувство щемящей радости со слезами".

Комментарии к материалу пациентки Е.:

Здесь мы вновь встречаемся с явлением "магического полета". Предки Е. являлись потомками бурятских шаманов. Данная форма воображения движения в символизме вознесения особенно распространена в шаманизме и относится к прорыву заблокированного состояния через переход из одной формы бытия к другой – к свободе движения. В бесчисленных мифах, сказках и легендах пространство приобретает необычный аспект, в котором человеческие создания летят на небо или свободно путешествуют между Небом и Землей, проделывая это каким-либо способом. Эта тема, как говорилось ранее, имеет всеобщее распространение и касается как небесного происхождения первых человеческих существ, так и райского состояния во время изначального времени, когда Небеса были очень близки к Земле и мифический Предок мог легко попасть на них.

Восхождение на высоту и пребывание на высоте означает, на глубочайшем психическом уровне, переживание "духовного возрождения", разрешение кризиса, психическое восстановление. Высота 2000 км – символизирует о высоком уровне притязаний у Е. Число "2" антитеза с такими крайностями, как день и ночь, оно отражает равновесие и контраст и поддерживает равновесие, смешивая позитивные и негативные качества.

Данная символика равновесия дополняется образом каната и повторами цифры "2" /два шага/, усиливая ее значимость для Е. Ванная является местом удаления, устранения, сбрасывания, высвобождения от трудностей.

Образ Тени – несет в себе характеристики от Персоны /внешний вид, одежда/ и Самости /печальные глаза/. Связь с Тенью у Е. едва уловима /полупрозрачный образ женщины, легкие прозрачные одеяния/. Образ Тени несет в себе жизненно важные аспекты /длинные волосы связь с Космосом, волосы также источник магической силы или мана, мысли – связь с коллективным бессознательным, социумом/. Развевающиеся на ветру волосы – символизируют свободное творческое взаимодействие, всепорождающее начало.

Ландшафт души: впереди – ожидание от будущего – у Е. спасительная площадка – достижение цели, самопостижение нового формирующего центра личности. Сзади – прошлое – образ Тени требующий взаимодействия с Е. Направо – когнитивная рациональная мужская установка /темный край Земли, ночь/.

Мать Земля – всеобщая прародительница, образ плодовитости и созидательности. Учитывая понятие "темный" можно предположить, что у Е. данный путь не освещен сознанием и его предстоит осваивать в будущем.

Налево – эмоциональное и женское, прошлый зрелый опыт, соответствующий материнскому началу, который дает толчок осознанию импульсов из бессознательного и мотивов Эгоструктуры /закат Солнца, там в вечернем сиянии мерцали Океан и береговая линия материка/.

Внизу – Мать Земля с мелкими огнями городов, которые символизируют о сознании смысла жизни в неосвещенном пространстве бессознательного.

Вверху – Отец Небес – Самость – творчество гармония, разум, /звездное манящее к себе Небо/. Звезды можно рассматривать как рассеянные зародыши сознания. Манящее к себе Небо – чувствуется ностальгия по Раю, желание вернуть состояние свободы, изменить образ жизни.

Переход по канату и трудности, связанные с ним характерны для этапа инициации. Е. имеет хороший и устойчивый контакт с бессознательным, она доверяет тому материалу, который поднимается на поверхность осознания /Что я здесь делаю? Но видимо, если я здесь, то это зачем-то нужно/. Можно предположить, что начинается процесс интеграции теневых аспектов бессознательного, а также выход в коллективное бессознательное /я поняла – если я буду думать как это делать, то я разобьюсь, нужно понять, что я часть этого мира, который меня окружает, мне нужно раствориться в нем и тогда ничего со мной не случится/.

Лишь став аутентичной – отбросив в сторону ожидания одобрения от других, стереотипизацию мышления, только осознав свой собственный путь, можно добраться до спасительной площадки – важной цели в жизни. А канатоходец в цирке идет для развлечения публики, в ожидании от нее восторженных аплодисментов. Естественность, тепло, эмоциональный подъем – вот основная поддержка на пути, избранном для Е. /деревянные поручни площадки оказались теплыми/.

Вероятно, полупрозрачный образ Тени, как части души долгое время не встречал понимания и с презрением отвергался. Став прозрачной, для Тени ничего другого не остается как утратить себя /просит оставить ее наверху, говоря: "Я тебе мешаю"/. Е. не покидает свою теневую сторону, она напротив, интегрируется с ней, призывая ее в свои союзники. Процесс интеграции с Тенью идет как на сознательном, так и на бессознательном уровнях /я встаю правой ногой на канат, а левая на площадке. Левой рукой держусь за поручень, а правую протянула к ней/. Эффективность процесса интеграции символически подтверждает цифра "2" /два шага..../. Актуальная жизненная ситуация отражена образом балансирования на канате /тонкая грань/ между спасительной площадкой и падением, между устремленностью к манящему Небу /свобода, ностальгия по Раю/ и обязанностями социокультуры /города, материк/, между сознанием и бессознательным /огни, звезды, отблески и Океан, ночь, темнота/.

Общий фон ночи символизирует о глубоком регрессе "до тьмы сумасшествия", в которой растворимы все личности в коллективном бессознательном. Если учесть истоки принадлежности Е. к архаической духовности или культуре, то можно предположить, что аспект инициации "символизм инициации" как становление шамана, является своеобразной подготовкой к новому "сотворению" в становлении мудрости через погружение во тьму.

На начальной стадии в образе представлена половина опасного пути, которая уже пройдена /кризис близится к завершению "я стою на канате почти посередине"/. Чувство опасности символизирует о преобразовании Эго-образа. Именно начальному этапу индивидуации характерно состояние неудовлетворенности, которое проявляется в потере душевного равновесия, чувством пустоты и отчаянием.

Осознав свои глубоко неприятные свойства личности /бессилие, отчаяние, обиды, одиночество, страх/ Е. начала свое знакомство с Тенью. Этот процесс начался мучительно для пациентки. Архетип Тени возник как информация, требующая признания, интеграции с целостной системой психики Е. Здесь пациентке удается архетипический образ тени привлечь к сотрудничеству, став на путь договора и интегрировать в единое целое, пройдя путь канатоходца, достойно выдержавшего испытание.

В жизни человека архетипы сопровождают его повсюду. Они предопределяют его судьбу задолго до появления через коллективное бессознательное, через семейные архетипические образы. Они формируют духовное развитие ребенка и его взросление. Они способствуют становлению человека уже в материнской утробе. В материнском чреве человек запечатлевает архетипические образы и обретает способность опираться на них как на благодатные силы. Потом, после рождения, эта способность будет либо умножаться, либо оскудевать, и зависит это от многих причин воспитания, отношения к полученному богатству самого человека.

Важным этапом для малыша является запечатления /импринтинг/ душевных сил матери. Ее душевное состояние проявляется в архетипических паттернах поведения к мужу, детям, родителям, т.е. архетипическое отношение, ко всем людям, с которыми она встречается и к миру, в котором она живет. Каждый ребенок запечатлевает состояние души своей матери. И у каждого ребенка разная степень противостояния внешним воздействиям, ослабляющим любовь. Архетип Великой Матери позволяет женщине отвечать любовью на любовь, передавая ребенку большой запас душевных сил. И от того накапливаются ли эти архетипические свойства или иссякают в роде, зависит и жизнеспособность самого рода. Архетип Великой Матери позволяет женщине на злобу ответить терпением, прощением или погасить ее любовью. Таким пониманием архетипического символа любви наша культура обязана христианству.

В заключение хочется обратиться к удивительно точному описанию Флоренского свершения творческого космического акта зарождения нового человека; ".... Прозрачная полумгла ниспадала на мир, но, сгущаясь в сердце, уплотнялась там в Звезду Утреннюю: в Жемчужину. В сыночке просвечивал потерянный Рай; В сыночке забывалось тоскливое Древо познания добра и зла. Муки опять не исчезли – лишь смягчились и растаяли, и расстилались в сердце беспредельным морем. Но над пучиною скорбей сияла под сводом сердца Звезда Утренняя, и в ее лучах волны рассыпались длинною жемчужною полосою..." /15/.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Амбивалентность– двойственность, противоречивость

Аутентичный– подлинный, истинный, исходящий из первоисточника.

Амплификация– уточнение и прояснение отдельных образов с помощью прямых ассоциации.

Андрогин– метафорическое существо, психическая персонификация, в которой мужское и женское начало даны в равновесии.

Антропос– первоначальный, исходный первочеловек, архетипический образ целостности в алхимии.

Аффект– эмоциональная реакция, характеризуемая физическими проявлениями и расстройством мышления.

Базальный– основной, относящийся к основанию.

Богообраз– понятие, идущее от Отцов Церкви, согласно которому божественная суть воплощена в человеческой душе.

Вечное дитя /Пуэр/алхимический термин, обозначающий божественную вневременность "младенчества" и "дитяти".

Деперсонализация– изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери собственного Я.

Идентификация– бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом.

Инициация/посвящать, начинать – лат./ переход индивида из одного статуса в другой.

Инфляция– психическое состояние, в котором человек испытывает любое нереальное – либо слишком высокое /мания величия/, либо слишком низкое /депрессия/ чувство своей идентичности.

Компенсация– естественный процесс, направленный на установление или поддержание равновесия в психическом.

Мандала"магический круг", фигура, в которой круг заключен в квадрат или квадрат в круг.

Персонификация– стремление или тенденция психических содержаний либо комплексов обрести отличную от себя личность, обособленную от Эго.

Уроборос– универсальный мотив змеи, свернувшейся в кольцо и кусающей свой собственный хвост.

Энантиодромия– предрасположенность любых поляризованных феноменов или явлений переходить в собственную противоположность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Волковникова М., Трофимов А. Возвращение к себе. М.: "ТРК",1995.

2.      Грисон Р.Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж: "МОДЕК",1994.

3.      Гуггенбюль Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. СПб.: "Б.С.К.", 1997.

4.      Гуггенбюль Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов. СПб.: "Б.С.К. ", 1997.

5.      Зеленский В. Аналитическая психология. Словарь. СПб.: "Б.С.К",1996.

6.      Калина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. К.: "Ваклер", 1997.

7.      Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск: "Высшая школа", 1997.

8.      Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. Л. : "ЭКОС", 1991.

9.      Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. К: "Ваклер", 1998.

10.   Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа Вост.Евр. инт психоанализа, 1995.

11.   Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. – М.: "ЧеРо", 1997.

12.   Самуэлс Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. – М.: "ЭСИ", 1994.

13.   Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: "Наука", 1983.

14.   Уайли Д. В поисках фаллоса. Приап и Инфляция мужского. СПб.: "Б.С.К.", 1996.

15.   Флоренский П.А. Иконостас. Богословские Труды, сборник 9. М.: 1972.

16.   Флоренский П.А. Т.2. У водоразделов мысли – М.: 1990.

17.   Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов – М.: "Вече", 1997.

18.   Франц М.Л. Алхимия, введение в символизм и психологию. СПб.: "Б.С.К."

19.   Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции –М.: "Наука", 1991.

20.   Фрейд З. Толкование сновидений. М.: "Медицина",1991.

21.   Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: "Республика", 1995.

22.   Хендерсон Д. Психологический анализ культурных установок. – М.: "Добросвет", 1997.

23.   Хиллман Д. Архетипическая психология. – СПб.: "Б.С.К.", 1996.

24.   Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. СПб.: "Б.С.К.", 1997.

25.   Хоркер М. Путь шамана. М.: "Кронпресс", 1996.

26.   Хрестомтия по глубинной психологии /Ред. Л. А. Хегай. М.:"ЧеРо",1996.

27.   Хрестоматия по глубинной психологии /сост. Л. А. Хегай. М.: "Добросает", 1997.

28.   Штейнберг У. Круг внимания. М: Инт общегуманитарных исследований,1998.

29.   Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. "Ваклер", 1996.

30.   Юнг К.Г. Аналитическая психология. – М.: "Мартис", 1995.

31.   Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: "Реннесанс", 1991.

32.   Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. – К.: "АirLand",1994.

33.   Юнг К.Г. Дух Меркурий. М.: "Канон", 1996.

34.   Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. – К.: "Рort Royal", 1996.

35.   Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб.: Вост.Евр. инт психоанализа, 1994.

36.   Юнг К.Г. О современных мифах. – М.: "Практика", 1994.

37.   Юнг К.Г. Ответ Иову. – М.: "Канон", 1995.

38.   Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: "Ювента", 1995.

39.   Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: "Канон", 1995.

40.   Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: "Наука", 1996.

41.   Юнг К.Г. Человек и его символы. – СПб.: "Б.С.К", 1996.

 

http://jungland.net/node/1115

 

 

Серия сообщений "Библиотека интересных книг":
Часть 1 - О важности рукописного дневника (рекомендации Джулии Кэмерон)
Часть 2 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.1
...
Часть 19 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 5
Часть 20 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 6
Часть 21 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 7 (окончание)
Часть 22 - Надея Ясминска. Бусинки и капли
Часть 23 - О вышивке - Джек Лондон
...
Часть 39 - Стоит прочитать
Часть 40 - Фэнтези: раз - книга, два - книга…
Часть 41 - Карина Демина - читать (обзор Бригитты)

Рубрики:  Кабинет: наука и околонаучное/Психология
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку