-Рубрики

 -Цитатник

Отзыв на мою книгу - (4)

Предназначенный мне богами (интересное из прочитанного) Давно как-то не попадались интере...

Рекомендуемые размеры шарфов (таблица) - (0)

Рекомендуемые размеры шарфов. Таблица Источник: https://vk.com/knittingknittingknitt...

Шикарный мужской снуд узором плетенка - (0)

Шикарный мужской снуд узором плетенка   Вязаный спицами шарф-снуд не только универсаль...

Летнее платье на каждый день (шитье) - (0)

Шитье. Летнее платье на каждый день Выкройка летнего платья — отличый фасон на кажд...

Сумка с длинной ручкой (шитье) - (0)

Шитье. Сумка с длинной ручкой   Эта сумка DIY может быть сшита из ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alkirija

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.09.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 24815


А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 6

Пятница, 09 Августа 2013 г. 17:20 + в цитатник

От Алькирии: Публикация размещена исключительно в ознакомительных целях для личного пользования, взята на открытом Интернет-ресурсе здесь: http://jungland.net/node/1115

Для удобства чтения текст разбит на несколько частей.

Далее - авторский текст:

 

Клинический случай 6:

Пациентка Л. – 46 лет, психолог. Испытывала кризис, предшествующий духовному развитию. С Л. был использован юнгианский метод терапии в аспекте личностного мифа.

Работая над личным мифом можно использовать любой вид творчества в соответствии его событиям жизни пациента. Это могут быть музыкальные композиции, живописные сюжеты, литературные произведения, сказки, легенды, мифы.

Такой миф не осознается на уровне сознания, но проецируется на любые образы, ситуации, которые представлены архетипической структурой. По мнению Юнга, в жизни каждого человека имеется значимый для него момент перехода от юности к зрелости. "То, что молодежь находила и должна была находить снаружи, человек послеполуденного периода должен найти внутри".

Если первый период жизни человека можно охарактеризовать как природный: деторождение, профессия, социальный статус, то вторая половина жизни располагает к поискам высшего смысла собственного существования. Юнг считал, что целостный анализ образа жизни человека осуществляется при тщательном изучении его бессознательного. Именно личный миф является точным сценарием пьесы, которую сознание предоставляет нам с помощью архетипов. Он работает как план, по которому руководствуется и следует человек в различных ситуациях и периодах своей жизни, не ведая того, что отдельные эпизоды имеют связь иную, чем представляется сознанию. На уровне сознания личный миф напоминает судьбу, незримую, неотступную силу, которой подвластны важные аспекты жизни человека. Она обладает архетипическими чертами – могуществом, автономностью, нуменозностью. Для анализа мифа важно руководствоваться биполярностью архетипов. Именно противоположности необходимы для определения психической энергии, процесса ее сбалансированности или саморегуляции личности. Синтез противоположностей и определяет процесс балансирования, компенсации автоматическое сглаживание дисбаланса или односторонности позиции. Вначале компенсация может проявиться в виде негативных симптомов. Тогда неврозы являются несбалансированным или односторонним развитием одной из двух сторон пары. По Юнгу понимание души рассматривается степенью баланса или дисбаланса. Например, психопатологические следствия дисбаланса: Эго/Самость – патологическая Самость преобладает над Эго или Эго расширяется и отождествляется с Самостью.

Эго/Персона смешение истинной тождественности и социальной роли; Эго/Анимус Анима/Эго может отражать противоположный пол, что приводит к стереотипной односторонности. В мужчине – поведение грубости и чрезмерной интеллектуализации, а в женщине – суетливое или истеричное поведение. Эго может полностью идентифицироваться с элементами противоположного пола, выраженными вследствие их примитивности изначально стереотипно, что приводит к тому, что мужчина становится подверженным сменам настроения, сентиментальным, вялым и феминизированным, а женщина – склонной к догматизму, соперничеству и к тому, что свойственно проявлению педантизма.

Эго/Тень – патологическое отвержение инстинктивности, отсюда лишение личности потенциала или проекция неприемлемых сторон личности на других. Возможно отождествление с Тенью – форма негативного расширения в виде самобичевания, недостатка уверенности в себе, боязни неудачи, особого "аналитического" состояния, при котором все сводится к темным и безобразным бессознательным мотивировкам.

В процессе работы с пациенткой Л. использовалась психосинтетическая техника по анализу кризисных и поворотных пунктов в жизни Л., разбор субличностей. После чего пациенткой Л. был написан личностный миф, который она назвала " Полет из гнезда кукушки".

Психосинтетическая биография.

Кризисы и поворотные пункты в жизни.

Периоды

N Кол-во лет

События

Изменения

Результат

 

I.       Детство

1

5

Частые побои и унижения. Отец душит мать, вступаются соседи. Все крушится. Страх.

Энурез

2 6 Рождение брата. Переезд на новую квартиру. Побои.

Запрет на плач. Ревность к брату. Ненависть к отцу.

3 8 Изгнание из дома в голом виде. Крушение собственного мира. Желание суицида. Недоверие к миру.

4 8 Отец душит мать, думая, что я сплю. Притворяюсь спящей. Животный страх. Трусость, страх.

5 13 Побои, унижения, запрет на выражение эмоций (плач, недовольство). Ненависть к себе, депрессия.

6 15 Пьянство отца. Прорыв ненависти к отцу. Побег из дома. Бунт против родителей. Черствость,, равнодушие.

7 16 Встреча с садовником. Убедил, что я смогу поступить в университет и смогу учиться. Заставил поверить в себя. Спасибо тебе, Александр Николаевич!

Решение уехать подальше из дома, жажда знаний.

 

Периоды

N Кол-во лет

События

Изменения

Результат

II.      Юность

8

18

Поступление в университет. Новые друзья, подруги. Новые знания, работа.

Любовь – жертва

9 19 Увлечения, самоуничижение в любовных отношениях. Опыт неразделенной любви. Унижение, желание суицида

10 24 Рождение сына. Потеря себя как личности. Безысходность. Распад семьи. Депрессия, желание суицида.

11 28

33 Поиски семейного счастья. Попытки нового замужества. Предательства. Запрет себе на привязанность к кому бы то ни было. Поиски самой себя.

 

III.     Переходный период

12 35 Освоение новых профессиональных навыков, знаний, умений, приобретение новых друзей. Осознание себя как личности. Самореализация, самоутверждение, терпение.

IV.    Зрелость 13 46 Приход к себе. Принятие себя, работа над собой. Прощение и осознание самой себя. Сила и стойкость, спокойствие, ясность цели. Уверенность в себе.

 

II. Субличности (психосинтез)

I.       Слизняк, дитя, кукушонок "А ну вас" "Я не могу".

II.      Кот-эстет, дипломат «Давайте жить дружно!»

III.     Бунтарь-Мальчишка, беспризорник, разрушитель «Я не желаю».

IV.    Трудяга-лошадь ломовая «Надо».

V.     Энтузиаст бабочка «Я хочу».

VI.    Мудрец ворон «Я знаю».

VII.  Одинокий путник «Я могу».

 

Полет из гнезда Кукушки"

 

Действующие лица:

1.      Слизняк – кукушонок, выпавший из гнезда.

Сопливое, замызганное дитя, трусливое, недоверчивое, уродливое, с садомазохистскими наклонностями. Склонный к частым депрессиям, отчаянью, очень ранимое, обидчивое и злопамятное. Жаждет любви и заботы. Оно не может улыбаться и завидует тем, кто может смеяться беззаботно. Надеется, что когда-нибудь сможет купить хоть немножечко чьей-то любви. Уверен, что за все надо платить. Чувствует себя виноватым за все, что происходит вокруг. Проигрывает в уме кровавые расправы над обидчиками, наслаждаясь созданными в воображении эпизодами. Угрюм и молчалив, слаб и застенчив.

2.      Кот-дипломат, конформист.

Высокий коэффициент выживаемости. Больше всего любит комфорт, как телесный, так и душевный. Умеет ладить с людьми, маскировать свои чувства. Обладает отличным чутьем (интуицией), умеет избегать опасные ситуации. Привык, что окружающие считают его умницей. Любит проводить душеспасительные беседы, поэтому его часто используют в качестве урны для сливания слез из-за умения выслушивать Однако в случае необходимости он может управлять этим процессом.

Предпочитает приспосабливаться к обстоятельствам. Улыбчив, добродушен, обаятелен, тактичен, щепетилен. Любит беседы с умными людьми. Интересуется таинственными и необъяснимыми явлениями, любит получать знания и навыки.

Склонен к мистике, а так же ко всему красивому и изящному. Тонкий знаток искусства, имеет нюх на талант. Любит и ценит себя. В меру эгоистичен, ценит хорошее к себе отношение, умеет выразить благодарность за проявленное к себе внимание.

3.      Бунтарь-Мальчишка, беспризорник, аутсайдер.

Вспыльчив до бешенства. Если дать ему развернуться, может уничтожить всех и вся дотла. Живой ум, быстрая реакция, хитрость, но в порыве ярости способен уничтожить самое ценное для себя. Страсть к уничтожению и разрушению.

Может терпеть, но сорвавшись, не может остановиться Уважает силу и знания. Старается быть независимым и залихватски отчаянным. Много делает напоказ, для куражу, стремясь "произвести впечатление".

4.      Трудяга - ломовая лошадь.

Рассудительная, крепкая, выносливая, безропотна, послушна, доверчива. Свято верит в лозунг "Кто не работает, тот не ест". Ведет правильную жизнь праведника, заботится о своем здоровье.

Любит беседовать с котом, восхищаясь его остроумием, осаждает бунтаря, но побаивается его. Слизняка презирает за его никчемность и бесполезность.

Благоговеет перед Мудрецом и завидует Одинокому Путнику, которому не надо работать. Привычна к тяжелой работе, без нее не мыслит своего существования, прагматична и практична, приземлена и немного тугодумна.

5.      Энтузиаст-бабочка.

Яркая, красивая, полная кипучей энергии. Сумасшедшие идеи, озарения очень часто ее посещают. Склонна подниматься на крыльях своей фантазии и улететь далеко от Земли. Идеалистка, плохо разбирается в практических вопросах, предоставляя решать их лошади. Может быть вдохновителем, лидером, но на короткий срок. Хороший оратор и проводник идей, благодаря красноречию. Обожает кота за его чуткость, иронизирует над лошадью (та только хлопает непонимающими глазами). Не любит вдаваться в подробности. Любит перемены, путешествия, перестановки, изменения в общем впечатления и ощущения.

Легко может убедить в правоте любого скептика. Слушается Мудреца, уважает Путника, побаивается Бунтаря, разыгрывает Лошадь. Не любит слизняка за его равнодушие и апатию. Любит все изящное и красивое, легкое, искристое, лучезарное. Восторженна и наивна, искренна и непосредственна.

6.      Мудрец-ворон

Старый, мудрый, понимающий, спокойный и невозмутимый. Видит всех насквозь, от этого немного печальный. Общается с Котом, жалеет Кукушонка, понимает Энтузиаста, сочувствует Лошади, принимает Бунтаря и любит одинокого Путника.

7.      Одинокий Путник.

Воспитанник мудрого Ворона. Своего детства не помнит. Считает себя сыном Ворона и очень любит его. Вечный странник, идущий к одному ему ведомой цели.

 

"Полет из гнезда кукушки"

Одинокий путник шел по дороге. Впереди предстоял тяжелый и опасный путь, но Путник не унывал. Он был силен и практически не знал усталости. И все это благодаря Ворону, который воспитал его с детства как воина, передав ему всю свою силу, мудрость и знания. И вот пришло время расстаться.

"Я не в силах остановить тебя, но прошу тебя только об одном. Никогда не подбирай с земли беспомощных птенцов, особенно кукушат, иначе они заберут у тебя всю твою силу. Ведь пожалев однажды кого-то, ты потеряешь свою свободу. Если хочешь безукоризненно пройти свой путь без помех, у тебя не должно быть ни одной привязанности. Ты должен быть отстраненным от всего, что может помешать твоему движению вперед, к вершине. Я не смог, у меня не хватило силы, но я хочу, чтобы ты сделал это".

Так напутствовал старый Ворон своего сына перед дальней дорогой, краешком крыла украдкой смахивая непрошеную слезу.

А в это время в темном лесу разыгрывались некоторые события, участники которых не подозревали о существовании Воина – сына Воронова, который под видом Одинокого Путника приближался к темному и мрачному лесу.

А случилось вот что. Мальчишка-Беспризорник, в поиске развлечений, увидел гнездо на дереве, взобрался и обнаружил в гнезде голого кукушонка. Он схватил его и выбросил из гнезда на землю. Кукушонок закричал от боли, но мальчишка прикрикнул на него. "Будешь орать, прихлопну как муху!" Он привязал его к колышку, бросил корку хлеба. " Жрать небось хочешь? Сиди здесь и помалкивай, а я счас мигом". Мальчишка смекнул, что птенца можно "толкнуть" коту, у которого водились деньги от полученного недавно наследства. И, еще, он боялся Ворона, который мог, ни за что ни про что, тюкнуть его в голову. Для порядка. И он побежал к коту, у которого было уютное, со вкусом обставленное дупло на престижной солнечной поляне. Мальчишка уважал Кота за его острые когти и зубы, за то, что он ни от кого не зависел. По дороге к Коту он запустил репейником в густую и мокрую от пота гриву взмыленной лошади, которая добросовестно трудилась от зари до зари за горсть овса, погрозил кулаком бабочке, которая никак не давалась ему в руки, и, увидев Кота, предложил ему с разбегу:

"Гони монеты, старик и я притащу тебе птичку. То-то будет потеха".

"Я бы вам, уважаемый, посоветовал положить птенца обратно в гнездо, а то будет хуже. Узнает Ворон Воронович, он тебе головенку-то беспутную быстро выправит".

"Так я и послушался". Вот, зануда чертов, – подумал он про себя.

Пока Мальчишка "любезничал" с Котом, вконец уморенная лошадь зацепилась за веревочку и порвала ее. Она очень испугалась, когда изпод ног ее, неуклюже подпрыгивая, заковылял голый кукушонок.

"Фу ты, как ты меня напугал!" закричала она вне себя. "Болтаются тут всякие под ногами у порядочных лошадей! Прочь с дороги бездельник!"

Бабочка заметила кукушонка, когда он, волоча ушибленную лапку с обрывком веревочки, изо всех сил улепетывал от лошади, пробираясь среди высокой травы. Она спустилась ниже и стала порхать над ним в дразнящем и игривом танце:

"Какой ты чудной!" Если бы ты умел летать, мы смогли бы отправиться сейчас в гости к Коту. Он такой душка, просто прелесть! А, вон, продолжала она, принимая грациозную позу видишь эту старую дуру? Она показала на лошадь. "Фи, она такая здоровая дылда и совсем не понимает шуток. Целыми днями копается в навозе, а это так пошло! Ну да ладно! Ой, сюда ктото идет, прощай!" И бабочка легко помахала крылышками и заторопилась прочь.

Одинокий путник обратил внимание на красивую и изящную бабочку, которая так долго танцевала на одном месте. Он подошел поближе и увидел распластанного в траве жалкого, растрепанного и мокрого кукушонка. Путник по инерции хотел пройти мимо, но случайно увидел полные слез глаза кукушонка. И какое-то воспоминание заставило его остановиться.

Он почувствовал, как неведомая волна прокатилась от сердца к горлу. Он наклонился, взял на руки маленький, теплый комочек и почувствовал, как острая жалость перехватила дыхание и захлестнула его острой, горячей болью.

Путник молча смотрел в глаза измученному кукушонку, и глаза его говорили красноречивее всяких слов. "Бедный ты бедный. Я буду заботиться о тебе, и я тебя никогда не брошу! Теперь мы всегда будем вместе!" Он погладил его и почувствовал, как кукушонок блаженно всхлипывает и засыпает у него на ладонях. И тогда одинокий путник положил его поближе к сердцу. Он не знал, как должны выглядеть кукушата, а впрочем, сейчас это уже не имело никакого значения. Главное то, что он теперь не одинокий путник, а храбрый воин, защитник. От этой мысли ему стало весело. Он радостно рассмеялся и вышел из темного леса и отправился в свой трудный, но совсем не опасный путь.

 

Эпилог

… Ворон сидел на ветке, тяжело смыкая усталые веки. Он вспоминал маленького, страшного, мокрого кукушонка, которого спас когда-то от верной смерти, подобрав его, выброшенного из гнезда. Ворон воспитал его как родного сына, сделав его сначала сильным и бесстрашным Вороном, а потом силою своих знаний сумел превратить его в человека, который теперь его оставил. "Но, слава Всевышнему, думал он, мой сын не сделает такой глупости, как я. Он пойдет далеко, свободный от привязанностей и я смогу им гордиться когда-нибудь."

Так думал старый Ворон и засыпая, он не ведал, как в лучах заходящего солнца широко и свободно шагал Путник и на плече у него сидела невиданной красоты и силы черная птица. И перья у нее отливали синим золотом. Ведь Путнику была известна тайна превращения голого кукушонка в сильного и грозного Ворона, хотя никто его этому не учил.

 

Конец

В личном мифе "Полет из гнезда кукушки" мы видим психические части, представляющие архетипы личностной структуры.

Архетип Персоны представлен в образе "кота".

Архетип Эго – трудовая, ломовая "лошадь".

Архетип Тени – бунтарь – мальчишка, беспризорник, аутсайдер.

Архетип Анимы – энтузиаст "бабочка".

Архетип Анимус "Одинокий путник".

Архетип Самости – мудрый "ворон", слизняк "кукушонок", /до преобразования "воронзащитник"/.

Ворон – в христианском мире существовало представление о том, что ворон являет собой воплощение грешника, с другой стороны в античную эпоху ворон имел отношение к культу солнечного бога Аполлона, а в алхимии символизирует меланхолические мысли. Символизирует мудрость, предвидение будущего, надежду, а также предвещает неудачу.

Архетипический образ среды – лес – дремучий, темный – потаенные уголки бессознательного. Представляет опасность, тревогу.

Мальчишка-Беспризорник – символизирует негативный аспект Самости, теневой двойник, который представляет некое "антиЯ", дополняющее Эго. Это своеобразный фантазм личности.

Кот – мудрость, любовь, плодородие, долголетие. Это дух – хранитель дома. С другой стороны, кот символизирует хитрость, обман, тьму, злобу.

Кукушонок – символизирует находчивость, инициативу, высокую конкурентоспособность, активность, умение постоять за себя, отличную выживаемость. С другой стороны – бесцеремонность, вероломство, цинизм.

Лошадь – выносливость, скорость, мужество, благородство и вожделение.

Бабочка – символизирует возрождение, поскольку рождается из кокона после жизни гусеницы. По Юнгу образ бабочки символизирует Аниму-душу.

Одинокий путник – поиск истины, путь индивидуации.

Начало мифа представлено напутствием мудрого Ворона Одинокому Путнику. В напутствии мы явно чувствуем тревогу за судьбу своего сына, вставшего на путь поиска жизни. Отец и сын имеют скрытые противоречия в жизненной позиции.

Ворон пытается защитить и оградить своего сына –Одинокого Путника, от ошибки, приводящей к боли, одиночеству, страданиям, которые некогда он испытал в своей жизни. Далее идет приглашение к архетипу Среды – лесу, к его самым потаенным и глубинным уголкам, темные и мрачные аспекты которого размещают преисподнюю бессознательного.

В его глубинах мы встречаем образ Мальчишки-Беспризорника, в поисках приключений он бесцеремонно похищает из гнезда голого кукушонка с целью "загнать" его. Но коту удается переубедить в затеянном "бизнесе" мальчишку, застращав его наказанием со стороны мудрого ворона.

Встречаясь с обитателями леса, Мальчишка-Беспризорник задирается, стращает и угрожает их мирному существованию. Так он запускает репейником в гриву и без того уморенной работой Лошади, грозит кулаком порхающей бабочке, даже с котом он держится развязно и нагло.

Во взаимодействии Бабочки с Лошадью чувствуется незрелость первой, ее высокомерие и покровительственный тон. Уставшая Лошадь раздраженно, с интонацией брезгливости обращается к голому кукушонку, крича: "Болтаются тут всякие под ногами у порядочных Лошадей".

Лишь Кот со всеми находит общий язык и признание. Несколько обособленно стоит образ Одинокого Путника. Не считая своего отца Старого Ворона, он впервые вступает в контакт с жалким кукушонком, которого находит распластанным в траве. Перед Одиноким Путником встает нелегкое решение, несущее в себе аспект инициации, пройти по инерции мимо, следуя завету отца /"хочешь быть свободным, не будь зависимым"/ или принять новое необычное для себя решение, преодолев тем самым свое одиночество и обретая черты Воина-Защитника. Выход на Свет из темного леса на безопасный путь символизирует о внутренней трансформации образа Одинокого Путника.

Эпилог еще более усиливает динамику преображения героев: путник, свободно шагающий в лучах заходящего Солнца /зрелость выбора и решения/ и его спутник, сидящий у него на плече – сильный и грозный Ворон.

Архетип Персоны, представленный образом Кота, пользуется наибольшим уважением и принятием всех составляющих личностную структуру психических частей. Такое стремление к данному архетипу и его влияние на остальные структуры предполагает возможность психической инфляции личности.

Бессознательные процессы, стремящиеся ограничить влияние Персоны, создают тему архетипа Эго в виде полного подчинения, где Трудяга-Лошадь существует на правах послушного раба.

Теневые негативные аспекты Самости представлены образом МальчишкиБеспризорника. Осознание Тени и ее дальнейшая интеграция потребует от личности величайшей осторожности и боли, т.к. это очень мощный архетип, несущий в себе потенциальный заряд энергии, в любой момент готовый стать источником бурных аффектов, столкновений, вторжений, угрожая существованию Эго и нарушению психической сбалансированности личности.

Архетипический образ Анимы представлен природным началом в виде Бабочки, неспособной к рефлексии и моральным размышлениям, находящейся в подчинении от внешних впечатлений. Бабочка – бессознательная часть, живущая в непосредственности природного мира, не отличая добра от зла.

Процесс индивидуации осуществляется с участием Анимы-Бабочки. Она невольно спасает Кукушонка, кружась над ним и, тем самым, указывая на него Одинокому Путнику.

Архетипический образ Анимуса представлен Одиноким Путником. В процессе повествования мифа данный образ претерпевает трансформацию, приобретая качества храброго Воиназащитника, достойно выдержавшего испытание. Путникзащитник постигает тайну превращения собственными силами. Инициация была заложена в самом моменте встречи Путника с Кукушонком. Эта встреча предопределяет начало путешествия Путника – обретение тайны – сокровища, истинной духовной ценности, смысла жизни, заботы, сострадания, привязанности и любви.

Архетип Самости представлен двумя образами – старым Вороном и динамичным образом Кукушонка. Старый Ворон заметно сопротивляется своему приемнику Кукушонку. Страх перед новым всегда пугает. Негативные аспекты старого Ворона являют собой нарциссическую направленность, заключая в себе магическое убеждение, в котором стремление к свободе и достижению цели минует привязанность, жалость и любовь /"никогда не поднимай с земли беспомощных птенцов, ведь пожалев однажды когото, ты потеряешь свою свободу"/.

Трансформируясь, голый Кукушонок преобразовывается в красивую птицу с синезолотым отливом – сильного и грозного Ворона.

В целом личный миф представляет собой довольно позитивное изложение, т.к. в основном содержит созидательные аспекты и сюжетные линии. Можно предположить, что процесс индивидуации начался успешно.

Несколько позже с Л. была применена техника активного воображения, которая привела ее к успешной работе над продолжением процесса индивидуации. Она представила отчет в виде написанной сказки.

 

Сказка

Жила-была гусеница, зеленая и большая. Она была совсем одна и вполне довольна своей жизнью. Кругом было много еды, светило солнце, иногда шел дождь, но она знала как ей поступать в том или ином случае. Она не совсем чтобы была счастлива, но вся ее жизнь ее вполне устраивала.

Шло время, но однажды стало холодать, листьев, таких вкусных, становилось все меньше и меньше, а потом их и совсем не стало. Целыми днями капал дождь, а иногда дул такой ветер, что она отчаянно цеплялась всеми лапками за ветку, боясь, чтобы не унесло. «Что делать?» Ответа не было.

Однажды она устала так, что ею овладело полное безразличие, она перестала бороться, уцепилась за ветку и приготовилась умереть. Оцепеневшая, она предоставила свое беззащитное тело стихиям и погрузилась в забытье. Она лишь чувствовала, что уже не может больше шевелиться, так как ее кожа стала совсем твердой и неподвижной. Во сне она видела солнце, цветы и листья – они срывались и летели, трепеща на ветру. «Как это красиво» думала она, засыпая навечно, чтобы уже никогда не возвратиться в свое прошлое. Прошлое уходило, дождь смывал все следы и наконец она полностью растворилась в своем ощущении и погрузилась в темноту. «Все кончено» шевельнулась слабая и последняя ее мысль.

... Шел мальчик. Он был очень любознательный и читал много умных книжек. Он споткнулся о корень дерева, чуть не упал и увидел куколку на сломанной ветром ветке. Мальчик очень обрадовался. Он знал. что это очень редкий и роскошный вид одной их самых красивых бабочек. Мальчик бережно подобрал куколку, положил ее в мягкую коробочку и принес домой. Он знал, что весной из этой куколки вырастет бабочка. Свершится чудо, и он с нетерпением ждал весны.

.... И, наконец, она пришла солнечная и ясная. Однажды, когда мальчика не было дома, куколка зашевелилась, скорлупка треснула – и вот, дрожа и отряхивая мокрые крылышки, из куколки выбралась бабочка. Несколько мгновений она отдыхала, потом расправила окрепшие крылышки и устремилась к окну, где форточка была открыта. Вернувшийся мальчик успел заметить эту чудесную бабочку, самую красивую из всех, какую он только видел. Она сидела на краю форточки, готовясь улететь. Мальчик, не дыша, смотрел на ее нежные перламутровые крылышки. Глаза его наполнились слезами: « Я дождался тебя. Я так хотел, чтобы у меня в коллекции была именно такая бабочка. Не улетай!»

Бабочка на прощание помахала крылышками и выпорхнула в окно, где ярко светило солнце и летало много других бабочек. «Спасибо тебе мальчик, что не дал мне погибнуть холодной зимой. Теперь я радуюсь жизни, и у меня есть путь, которому я следую. Я вижу, что мир прекрасен. Я люблю этот мир и мне в нем хорошо. Рядом мои друзья – цветы, как бабочки, и бабочки, как цветы».

Бабочка стала жить, наслаждаясь жизнью. Только иногда ей снился странный сон будто она, о, ужас, – пытается грызть толстые зеленые листья и у нее невероятно тяжелое и жирное тельце, многомного мохнатых лап и целыми днями она лениво ползает и объедается этими ужасными жирными листьями. «Какой кошмарный сон!» думала она. И когда она просыпалась, она вздыхала и говорила: « Как хорошо, что это лишь только сон!»

Конец

 

В процессе превращения из гусеницы в бабочку мы видим трансформацию архетипа Анимы, ее возвращение к жизни на новом витке спирали. Это уже не ленивая равнодушная гусеница, потребляющая жирные листья, одинокая и безразличная. Трансформируясь, она превращается в красивую бабочку, имеющую свой путь следования, обретая друзей и радость мироощущения и внутреннюю гармонию. Образ бабочки тонкий чуткий, обаятельный, с творческим созидающим началом.

Образ мальчика представляет архетип Самости. Мальчик эрудирован, начитан, тянется к знаниям, науке, он любознателен и аутоэнтичен. Запнувшись о корень дерева он замечает засыпающую гусеницу. Именно корень Древа /жизни/ позволяет мальчику пробудиться самому, подбирая засыпающую гусеницу. Мальчик знает о внутреннем процессе трансформации, заложенном в драгоценной находке, и стремится к его осуществлению. Он бережно ухаживает за ней и с нетерпением ждет появления на свет бабочки из спасенной им гусеницы. Образ мальчика символизирует собой потенцию, развитие, соединяет в себе бессознательные и сознательные свойства и черты личности.

Зеленый цвет гусеницы также представляет потенцию и развитие. Образ весны символизирует обновление, преображение, возрождение, дополняя общий фон интеграции и трансформации психической личности.

Интегрированная Анима–бабочка становится посредником между сознанием и бессознательным, представляя психическое равновесие личности, которая приближается к Самости.

Так, "Полет из гнезда кукушки" трансформируется в полет Бабочки внутренне созвучной миру гармонии созидания и любви. Чувство полета передает типичную символику процессов индвидуации.

 

Продолжение следует

 

 

 

 

Серия сообщений "Библиотека интересных книг":
Часть 1 - О важности рукописного дневника (рекомендации Джулии Кэмерон)
Часть 2 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.1
...
Часть 18 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 4
Часть 19 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 5
Часть 20 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 6
Часть 21 - А.В. Безруких, О.М. Пилявина. "Архетипы в психотерапии" - 7 (окончание)
Часть 22 - Надея Ясминска. Бусинки и капли
...
Часть 39 - Стоит прочитать
Часть 40 - Фэнтези: раз - книга, два - книга…
Часть 41 - Карина Демина - читать (обзор Бригитты)

Рубрики:  Кабинет: наука и околонаучное/Психология
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку