-Рубрики

 -Цитатник

Отзыв на мою книгу - (4)

Предназначенный мне богами (интересное из прочитанного) Давно как-то не попадались интере...

Рекомендуемые размеры шарфов (таблица) - (0)

Рекомендуемые размеры шарфов. Таблица Источник: https://vk.com/knittingknittingknitt...

Шикарный мужской снуд узором плетенка - (0)

Шикарный мужской снуд узором плетенка   Вязаный спицами шарф-снуд не только универсаль...

Летнее платье на каждый день (шитье) - (0)

Шитье. Летнее платье на каждый день Выкройка летнего платья — отличый фасон на кажд...

Сумка с длинной ручкой (шитье) - (0)

Шитье. Сумка с длинной ручкой   Эта сумка DIY может быть сшита из ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alkirija

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.09.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 24815


Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.3

Среда, 24 Октября 2012 г. 02:55 + в цитатник

От Алькирии: Продолжаю переводить и публиковать отрывки из книги А.П. Знойка «Міфи Київської землі та події стародавні».

Почему я считаю именно эту книгу достаточно убедительной в вопросах славянской истории, космогонии и мифологии? Потому что меня удивляет создавшийся в Интернет-публикациях образ праславян как какого-то идеального народа, у которого не было недостатков, в котором все жили долго и счастливо, а потом пришли дикие иноземцы и все поломали-порушили и заставили водку пить и мясо есть. Так и хочется спросить: а от кого же в каждой хате обереги стояли да вся одежда была вышивками обережными укрыта?

Считаю, что в изучении древней истории нужно, по крайней мере, не отмахиваться от уже существующих источников информации – летописей, раскопок (именно источников, а не их толкования), мифов и обрядов, сохранившихся в памяти народа. Почему-то за наукой мы признаем право на ошибку, а вот слова многих современников, украшенные красивой мишурой, принимаем просто на веру, не вопрошая об источниках и веруя в озарение свыше…

Наши предки были людьми – со своими радостями и горестями, со своей верой, силой и опытом, полученным от многих ошибок. И умалчивая или не замечая, а то и стирая часть их истории, возможно, грустной или даже жестокой, в угоду красивой сказке, мы отбираем у предков их настоящую силу и славу.

Впрочем, чтобы не утомлять читателей, закончу лирическое отступление и вернусь к собственно тексту (господа, цитирующие эти посты, можете спокойно выбрасывать мою «отсебятину»)

Итак, это продолжение раздела «Космогония…», глава (далее – перевод авторского текста):

 

Див

 

Див (Дыв), очевидно, был еще более древним богом, чем Сварог. Он воплощал яркий голубой небесный свод. Имя Див сохранилось в украинских мифах. Див был мужским началом Вселенной, подобно Зевсу в Иране и Dyaus Pita в Индии. Этимологически их имена тождественны. Одно из имен богини Даны – Дева было женской формой имени Див.

А.Афанасьев писал: «Дева (от санскр. Див)… значит «светлая, сияющая, чистая»2

Див как персонифицированный образ небесного свода вспоминается в «Слове о полку Игоревом». Аналогом праславянского бога Дива можно считать халдейского бога Небо, культ которого в древности распространялся и на Иран, Египет, арабов и другие народы. Самой страшной катастрофой в представлении людей той эпохи была погибель неба – падение небесного свода. В текстах пирамид (3000 лет до н.э.)  находим плач Исиды над убитым Осирисом.

 

Неизмерима сила горя в словах Исиды:

Сливается Небо с Землей,

Тень на Земле ныне,

Уже упало Небо на Землю3

 

Этими же словами обрисовано поражение князя Игоря:

 

Збыся Див кличет вреху древа...

Тьма Свет покрыла4.

………………………………

Уже врежеся Див на Землю5.

 

Смысл, образы и форма обоих текстов идентична. Современным языком это звучит так:

 

Падает Небо, зовет низко,

Тьма Свет закрыла.

Уже упало Небо на Землю.

 

2 Афанасьев А.И. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М., 1866–1869. –Т.1. – С. 132-133.

3 Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. – М.-Л., 1956. – С. 97.

4Слово о полку Игореве. – М., 1955. – С. 21.

5 Там же. – С. 25. [60]

 

Имя бога неба Див сохранилось в древних украинских мифах и архаических обрядовых песнях.

 

Ой Див, Див та Ладо,

Та повідай, Козле правду1.

 

Перевод:

Ой Див, Див и Ладо,

Да расскажи, Козел, правду1.

 

«Бог, который вспоминается в договорах Игоря и Святослава, есть греческий Зевс, славянский Див, или Соварог. Именно об этом божестве говорит Гельмгольд, называя его властелином Неба; о нем говорит и Прокопий. Это бог богов, их праотец, или, как доныне звут его славяне, великий (старейший) старый Бог, Прабог (Прадед, Пращур) – Отец Неба».

Див - это мужское начало Вселенной, свет, а Дева (Дана - Леля) – женское, воплощенная вода.

 

Лада

 

Одна из древнейших языческих богинь Лада, богиня гармонии в природе, любви в браке, мать-кормилица Мира (мира людей). Младенец на ее голове был воплощением света, а яблоко в руке воплощало ту же идею, что и яйцо Латоны в римской мифологии. Яйцо – начало всех вещей. Я.Головацкий сравнивал Ладу с индийской богиней Бгавани, Кибелой Фригии2. В украинских песнях-веснянках к Ладе обращаются так:

«Благослови, мати, ой мати Ладо, мати, весну закликати»3

 

Перевод:

«Благослови, мать, ой мать Ладо, весну зазывать»

 

У южных славян:

 

Лепі іве терга роже,

Тебі, Ладо, светі боже,

Ладо, слухай нас, Ладо!4

 

1Українські народні пісні. – К., 1954. – Т. 2. – С. 311.

2 Головацкий Я.О. Очерк старославянского баснословия и мифологии. – Львов, 1860. – С. 25.

3Грінченко Б.Д. Словарь української мови: В 4 т. – К., 1908. – Т. 2. – С. 340.

4Снегирев И.Н. Русские простонародные праздники и обряды. – М., 1837. Вып. 1. – С. 14. [61]

 

Лада, как уже было сказано, - мать близнецов Лели (Даны) – воплощенной воды, и Полеля – воплощенного света. Богиня-мать, которая родила основные начала мироздания и астрального культа – огонь и воду, была и началом Вселенной. Она несла в себе первопричины бытия, поэтому не символизировалась никаким светилом, являя культ огня и воды в одном божестве. Очень вероятно, что в первобытные времена имя богини Лады звучало немного иначе. В условиях языковой общности предков славян с индо-иранскими племенами, когда слова были односложными, имя Лада звучало, возможно, как Рада (Ра-Да) и обозначало «Солнце-Вода». Этот вывод подтверждается трудами многих исследователей. Так, академик И. Г. Пидопличко пишет: «В древности была достаточно распространена замена в произношении р на л. Название шкурки бира могло превратиться в била, а далее – в билка (белка1.

 

1 Пидопличко И.Г. О происхождении названий некоторых животных нашей фауны // Вестник зоологии АН УССР. – 1967. – № 1. – С. 82; он же: Межиричские жилища из костей мамонтов. – К., 1976. – С. 217. [62]

 

Есть и соответствующие гидронимы, например, Ладово озеро под Киевом имеет еще и древнее название Воды Рады.

Лада и боги-близнецы Леля (Дана) и Полель были заимствованы эллинами из Скифии и носили те же немного видоизмененные имена: Латона, Диана и Аполлон1. Обрядовую песню «А мы просо сеяли, сеяли, Ой, Див, Ладо, сеяли, сеяли» А. А. Потебня датировал еще эпохой вед. М. А. Максимович, изучая украинские мифы о Ладе, отождествлял ее с Золотой Пани (Госпожой) – матерью бога Солнца2.

 

1 Головацкий Я.О. Очерк старословянского баснословия и мифологии. – С. 30.

2 Максимович М. А. Собр. соч. – К., 1877. – Т. 2. – С. 516, 518. [63]

 

Большинство языческих богов Киевской Руси известна нам из фольклорных источников: песен, колядок и пословиц. В тысячах колядок отображены древняя история, мифология и социальное устройство Киева и Руси. О древности славянского фольклора свидетельствуют и песни, собранные в Родопских горах, где даже вспоминаются Орфей и Александр Македонский…

Однако недостаточность исследований отечественной мифологии повлияла и на неполноту наших знаний о Ладе, в частности об ее астральном смысле. В словаре Вацерада (13 век) Лада объясняется как Венера – римское название Афродити Небесной. Словарь Гезихия извещает, что Афродиту в древнейшие времена называли Лада («жена», «супруга»). Имя это как будто происходит от названия реки Ладон в Аркадии. Но мы знаем от Геродота, что родиной Латоны (Лады) была страна Гиперборейская (Скифия). До сих пор на Украине есть река Лада – приток реки Танвы (Таны – Даны). Есть и река Ладава – приток Днестра. В 3 тыс. до н. э. на территории Надднепрянщины жили пеласги-лелеги (трипольцы), которые позже заселили Аркадию на Балканах. Лада была главной богиней пеласгов. Тотем этого народа – птица гайстер (прим. Алькирии – гайстер, он же лелека - аист) – символизировала Зарю. Эта когда-то священная птица и ныне на Украине не потеряла свой ореол святости, а ее название значит «Заря». Тогда же на Днепре был буквенно-звуковой алфавит, который позже попал к финикийцам и пеласгам Италии (14-13 в.в. до н. э.). Учитывая разъяснения Вацерада и Гезихия и зная о наследовании эллинами культуры пеласгов, видим, что древнегреческая Афродита – древняя Лада, это богиня Киевской Руси, Лада – Заря (Вечерняя Звезда) – римская Венера.

На территории Украины Заря выступает как небесное светило (божество космического огня) и одновременно как «дрібний дощик» (мелкий дождик) или роса – божество, рождающее жизнь. Об этом рассказывают многочисленные колядки и щедривкы, а также миф «Заря, ключи, роса и мед», который изучали А.А.Потебня и М.Марр. Согласно М.Марру, этот миф был занесен из Надчерноморья на Пиренейский полуостров. Там имя Заря получило у басков форму Изар. Сохранились и следы мифа. На одном из баскских диалектов роса называется «изарский иней». Имени Изар у семитов Двуречья отвечало имя Иштар – Аштарет (греческое Астарта, финикийская богиня).

Как на Украине Заря (Венера) – небесное тело и одновременно символ дождя, так и в Вавилоне «богиня Иштар была символом Вечерней Зари (Венеры) и животворящего дождя». В песнях-щедривках поется о небесной воде или о животворном «обильном мелком дождике», что соотносится с Зарей (Венерой) или с девушкой как персонифицированной Зарей (Афродитой Небесной). Это отвечает древнейшим мифам Руси о девушке, которая, спасаясь от преследователя, превращается в землю или в колодец. Усилиями нескольких поколений исследователей удалось расшифровать значение мифа «Заря, ключи, роса и мед». Заря на рассвете открывает ключами небесные врата и выпускает солнце на небо. Солнце (бог света Полель, брат Лели – воплощенной воды) гонится за девушкой Зарей (Ладой). Девушка Заря в последний миг превращается в росу и падает на землю. Пчелы пьют «святую росу» и приносят мед (мед – символ еды вообще); рождается жизнь.

Этот чудесный миф из Надднепрянщины эпохи пеласгов-трипольцев занесен ариями в Индию, а позже заимствован эллинами. Знаем мы и древнегреческий миф о Дафне и Аполлоне. Аполлон (Полель – Солнце) гонится за девушкой Дафной, но она превращается в лавровый куст.

На языке наших далеких предков, которые вышли с берегов Днепра к Индии, «Дафна» значит Заря. [64]

Появление на небе Зари-Вестунки (Венеры) извещает, что Солнце в этот момент вступило в главное созвездие Перуна (Стрельца), и именно с появлением первых звезд созвездия Перуна у Лады рождается младенец – бог зимнего солнцестояния.

Вот такой астральный смысл у древней Лады.

 

Леля-Дана и Полель

 

Леля и Полель – дети-близнецы богини Лады – воплощенные вода и свет. У скифов, за свидетельством Геродота, Полель (Аполлон) назывался Ойтосиром.

Леля на территории Украины, Малой Азии, Греции, Рима широко известна под именем Дана или Тана. Она – богиня рек.

Культ Даны был распространен с позднего палеолита и до 20 в. н.э. От имени Дана происходят названия рек Днепр, Днестр, Дон, Дунай, Двина, Донец. Слово Дана сложное: «Да» («вода») плюс «На» («неня») и значит «Вода-Мать». Многочисленные мифы о близнецах богини Лады Леле (Дане) и Полеле описаны отечественными этнографами. Этих языческих богов эллины когда-то заимствовали в Скифии.

О родине упомянутых богов, о том, как они попали на остров Делос, подробно рассказывает Геродот. Богиня Дана – несравненная красавица, непорочная Дева, дарующая жизнь, мать всего живого и одновременно суровый, но справедливый судья. Дана судила публично и жестоко при большом собрании народа на базарах в свой день недели – пятницу. Римский историк Лукан так характеризует ее: «Алтарь скифской Дианы не более милостив, чем алтарь Тараниса» (кельтское название Перуна).

Возникновение культа Даны датируется доиндоевропейской эпохой. О Дане сохранились доисторические песни. Известный этнограф и фольклорист Д.Лепкий считал, что «Дева народных мифов (госпожа русалок) является водной богиней Даной» [65].

На территории Украины сохранился фольклор, который передает доисторические мифы о воинственной всаднице Дане-Днепре-Дойне:

 

Ходить Дойна понад воду,

Питається Дойна броду.

Не трапила Дойна на брід,

А трапила Дойна на слід,

Дев'ять коней потопила,

На десятім сама сплила.

Заплакала Буковина,

Що ся Дойна сама сплила.

 

Перевод:

Ходит Дойна над водой,

Ищет Дойна брод.

Не попала Дойна на брод,

А попала Дойна на след,

Девять коней утопила,

На десятом сама выплыла.

Заплакала Буковина [регион в Карпатах],

Из-за того, что Дойна сама выплыла.

 

Рассматривая варианты приведенной песни, С.Семчинский1 считает молдавское и румунское имя Дойна заимствованием украинского Дана. Он пишет, что в украинском Дана сохраняется праиндоевропейское Дана и что это имя «продолжает языковую традицию, начавшуюся еще в доисторические времена». Семчинский придает имени Дана значение «песня», не учитывая, что в доисторические времена понятия «вода», «небо», «солнце», «женщина», «песня» обозначались словом одного корня или одним и тем же словом.

Первично Леля (Дана), богиня многих народов, была женским началом Вселенной. У славян она также звалась Девой.

Вода, начало вещей, вечно прекрасная, вечно свежая, она была девой и одновременно женой – супругой Солнца. В Девограде (позже – Магдебурге) стоял ее храм. О богине, тождественной Дане, Я.Головацкий писал: «Первично Эфесская Диана, или Артемида, являла собой воду как действующее начало творения и почиталась как Дева и одновременно как Мать всего»2.

Богиня Дана отождествлялась также с Танаис – на Дону и в Анатолии3, и с Афиной (Атеной) – у греков. Это и воинственная Дева-Днепра (Анастасия) – всадница с луком и стрелами, известная по битве с Дунаем4. Образ самого Дуная А.Потебня объяснял как Индру (санскр.), то есть Перуна Руси5.

 

1Семчинский С. Про походження українського Дана, молдовського та румунського Дойна // Мовознавство. – 1969. – № 5.– С. 63-67.

2 Головацкий Я.Ф. Очерк старославянского баснословия и мифологии. – С. 30.

3Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. – Л., 1971. – С. 171. Також: Слово о полку Ігоревім. – М., 1955.

4Афанасьев А.Н. – Поэтические воззрения славян. – Т. І. – С. 223–224.

5 Потебня О. Объяснения малороссийских и сродных народных песен. – Варшава, 1883. – Т. 2. – С. 773–774. [66]

 

Пятница считалась днем Даны. В этот день нельзя было работать. Символом Даны была липа. Атрибутом Афины – сова. Как люнарную водную богиню Дану (Тану) символизировал уж (змея). Символом Полеля был клен. В представлении древних славян клен и липа – брат и сестра. До нашего времени сохранились скульптуры богини Пятницы.

 

От Алькирии: В тексте встречаются повторы одной и той же информации, поскольку книга являет собой сборник научных статей.

О Дане будет еще отдельная статья, пока же следующим из богов киевского пантеона будет Перун, Месяц – Васыль, Стрибог – Стрелец.

 

 

Серия сообщений "Библиотека интересных книг":
Часть 1 - О важности рукописного дневника (рекомендации Джулии Кэмерон)
Часть 2 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.1
Часть 3 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.2
Часть 4 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.3
Часть 5 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.4 (начало)
Часть 6 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.4 (окончание)
...
Часть 39 - Стоит прочитать
Часть 40 - Фэнтези: раз - книга, два - книга…
Часть 41 - Карина Демина - читать (обзор Бригитты)

Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 2 пользователям

макошь311   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2012 г. 22:58 (ссылка)
Благодарю за прекрасные знания... Очень полезно знать различные источники...
Ответить С цитатой В цитатник
Alkirija   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2012 г. 23:04 (ссылка)
И Вам спасибо, заходите еще. Четвертая часть остановилась из-за недавнего праздника, теперь буду выкладывать регулярно.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку