-Рубрики

 -Цитатник

Отзыв на мою книгу - (4)

Предназначенный мне богами (интересное из прочитанного) Давно как-то не попадались интере...

Рекомендуемые размеры шарфов (таблица) - (0)

Рекомендуемые размеры шарфов. Таблица Источник: https://vk.com/knittingknittingknitt...

Шикарный мужской снуд узором плетенка - (0)

Шикарный мужской снуд узором плетенка   Вязаный спицами шарф-снуд не только универсаль...

Летнее платье на каждый день (шитье) - (0)

Шитье. Летнее платье на каждый день Выкройка летнего платья — отличый фасон на кажд...

Сумка с длинной ручкой (шитье) - (0)

Шитье. Сумка с длинной ручкой   Эта сумка DIY может быть сшита из ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Alkirija

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.09.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 24815


Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.2

Четверг, 18 Октября 2012 г. 19:33 + в цитатник

От Алькирии: Продолжаю переводить и публиковать отрывки из книги А.П. Знойка «»Міфи Київської землі та події стародавні». Это продолжение раздела «Космогония…», глава (далее – перевод авторского текста):

 

Боги киевского пантеона

 

Достижения в области точных наук очень сильно влияют на развитие гуманитарных – историю, археологию, этнографию, фольклористику, лингвистику. Так, с использованием точных методов исследований в лингвистике возросли возможности изучения древней истории и культуры, а также происхождения народов.

Сравнительное изучение языческих богов, культа природы, обрядов и обычаев, языка и быта является очень важным научным направлением при решении задач истории культуры и этногенеза. Однако научные труды часто оставались только пересказом давно известных мифов и авторских суждений и допущений по их поводу. А изучение мифологии требует методов точных наук. Ведь астральное (астрономическое) язычество, каким оно было, непосредственно связано с успехами астрономии еще в 3 тыс. до н. э. («обсерватории», календари, письменность на Днепре). Ошибочные представления о том, что язычество – якобы суеверие средневековья, приводят к публикациям, в которых Перун, древнейший бог Руси и индоевропейцев, представляется как божество преимущественно княжей дружины. Главные боги Руси и ее предшественников – Коляда (Колета) и Купала объявляются персонификациями или названиями бога Солнца (Дажбога).

Автор использовал комплексный метод исследований. В качестве ареала было взято Восточное Надсредиземноморье во времена от Триполья до наших дней, ведь астральные боги, которые входят в киевский пантеон, были известны еще в эпоху трипольцев-пеласгов (протолатынян и непосредственных предков антов) [53].

Весь киевский пантеон, согласно летописям, литературным источникам и фольклору, можно представить в следующем виде:

1.     Дажбог, Хорс, Перун, Стрибог, Симаргла, Мокошь («Повесть временных лет»);

2.     Волос, Лада, Купала, Коляда (Густинская летопись и «Синопсис» Гизеля);

3.     Сварог и Сварожич (Ипатиевская летопись);

4.     Берегиня, Плуг (другие летописи);

5.     Див, Яр, Тур («Слово о полку Игоревом»);

6.     Дана, Леля, Прия, Полель, Ярило, Месяц, Заря, Баба (древнерусская литература и фольклор).

Замечу, что некоторые боги имеют по несколько имен из-за этнокультурных наслоений.

Киевское язычество в качестве первоисточников Вселенной считало космические огонь и воду. Как уже было сказано, культ небесного огня проявлялся в обожествлении светил: Солнца, Месяца и Зари (Венеры). Все остальные боги были созвездиями или небесными телами. В Египте и Вавилоне главным было Солнце, в арабов – Заря, а на Руси – Месяц. Люнарный культ древней Надднепрянщины монотеистичен и этим отличается от язычества Египта и Вавилона.

У наших предков-праславян главными богами были: Див, яркий небесный свод, ночью – Сварог [54] (Зодиакус), а его заместителем – Перун. Все остальные божества были помощниками этих богов. Язычество на Руси основывалось на достижениях великих древних цивилизаций. Астрономия на Среднем Днепре обладала большими достижениями от эпохи Мадлен – 10-15 тыс. до н. э. (Мизынь, Кириловская, Гинцы, Междуречье). Открытие древней цивилизации на Среднем Днепре можно сравнить с открытием Трои. В надднепрянских протогородах 3 тыс. до н. э. найдено дома в несколько этажей, бронзолитейные производства в Донбассе, астрономические «обсерватории», календари, памятки письменности с буквенно-звуковым алфавитом. Расшифровка письменности показала, что трипольцы (3 тыс. до н. э.) были пеласгами и нашими предками, а киммерийцы – протославянами (2 тыс. до н. э.). Все это свидетельствует о высоком развитии культуры и науки тех времен.

Автор собрал народные названия небесных тел, исследовал даты и нанес на звездную карту неба. Оказалось, что они принадлежат к 5-3 тыс. до н. э. Все боги киевского пантеона князя Владимира, летописей и фольклора оказались  созвездиями или небесными телами. Обряды календарных праздников Киевской Руси отвечали движению созвездий и ведомостям летописей и фольклора.

На основе этого автор пришел к выводу, что Русь обладала совокупностью исследований культа природы, когда небесные тела считались божествами. Итак, если боги той эпохи были созвездиями, то названия созвездий были именами богов.

Как мы уже говорили, древние астрономы-жрецы обращали внимание на зодиакальное созвездие, под знаком которого наступало весеннее равноденствие. Это созвездие считалось великим божеством. Проходило около двух тысяч лет, и «точка весны» определялась уже следующим созвездием. Изменение зодиакальных [55] созвездий весеннего равноденствия происходит из-за того, что Солнце, делающее свой воображаемый годовой круг против часовой стрелки, проходит не точно 12 созвездий зодиака. За год оно не заканчивает свой путь на 50,2 секунды, что и оказывает малое противоположное движение по часовой стрелке. На одно созвездие приходится 30° круга, а разделив 30°  на 50,2 секунды, получим 2150 лет, которые нужны для движения «точки весны» на одно созвездие зодиака. «Точка весны» постепенно движется и проходит все созвездия за 25870 лет. В наше время (от начала христианства) весеннее равноденствие происходит в созвездии Рыб, перед этим – в созвездии Ареса (Овна), а в 4 тыс. до н. э. (при трипольцах) «точка весны» была в созвездии Тельца (Волоса), над Орионом (Плугом).

Прежде чем ознакомить читателя с языческим пантеоном, нужно еще несколько слов сказать о главнейших богах Киевской Руси. Такими богами были Див (небо, Вселенная) и Сварог (Зодиакус).

Для того, чтобы  исследовать сущность божества Див, рассмотрим соответствующее место «Слова о полку Игоревом»: «Уже вржеси Див на Землю». Современным языком это буквально будет: «Уже упало Небо на Землю». Кстати, Небо – название халдейского бога, которое распространилось в Двуречьи, Индии, Египте и на Руси и значило, как и бог Див, дневной яркий небесный свод, в отличие от Сварога, «ночного» бога, у которого было еще название Зодиакус.

 

Сварог

 

Славянист и филолог Г.Дяченко нашел в чешской летописи название Сварога Зодиакус. Это подтверждает, что Сварог отождествлялся именно с зодиаком и его 12 созвездиями. Праздник Сварога – это Рождество Мира (25 декабря) – триады светил: Солнца, Месяца и Зари.

Согласно Ипатиевской летописи, Сварог научил людей браку, земледелию и подарил им плуг. Скифский культ Золотого Плуга, описанный Геродотом, со всеми обрядами дожил до нашего времени. Все языческие обряды Рождества, выполняемые в некоторых местностях и сегодня, свидетельствуют, что это праздник зодиака.

О космической и мифологической сущности Сварога говорилось в связи с тем, что в древности люди наблюдали за небом и главным божеством в сонме остальных астральных богов считали зодиакальное созвездие, в котором на то время определялась «точка весны» [56]. Хотя в Ипатиевской летописи и вспоминается, что Солнце «сын Сварогов», то есть сын Сварога в его воплощении, но нигде нет письменных или фольклорных свидетельств о почитании Сварога как единственного бога на Руси.

В песнях и обрядах, мифах и сказках действуют все персонажи пантеона Руси, но Сварог встречается только в ритуалах празднования Рождества Мира – астральной триады (25 декабря). Всем его созвездиям-богам подносятся отдельные жертвы.

В соседней с Русью Византии, где дохристианский астральный культ и мифология были похожими, тоже не ставили кумира Сварогу как единому божеству, а всегда  12 кумиров по числу зодиакальных созвездий-богов. Очевидно, Сварог почитался не как единое божество, а как воплощение главных богов неба. Такое значение, надо понимать, придается Сварогу и в сообщении Ипатиевской летописи. Возможно, Сварога нужно рассматривать как пантеон раннего неолита.

В предыдущей главе мы говорили, что праздник Рождества Мира (25 декабря) является праздником Сварога-зодиака, но это рождение не Сварога, а триады богов люнарного культа Руси: Солнца, Месяца и Зари в созвездии Стрельца – Перуна. Появлении Зари в канун Рождества (24 декабря) извещает о моменте вхождения Солнца в главное на Руси зодиакальное созвездие Стрельца – Перуна. Каждый год в это время древние племена на территории Украины и арабы ели кутью («кут» - древнеарабское «еда»). Встречаются первые звезды созвездия Перуна, рождается новое Солнце (дитя богини Лады – Солнце зимнего солнцестояния). Во время прохождения Солнцем центральных звезд созвездия Перуна (1 января) торжественно празднуется рождение Месяца – Щедрый Вечер, а когда Солнце покидает последние звезды этого созвездия, рождается Дана, воплощенная вода (6 января). Вот и выходит, что Солнце, Месяц и Заря – это дети, рожденные в главном на Руси созвездии зодиака (Сварога) – созвездии Перуна (Стрельца). Этот миф возник во времена неолита и, очевидно, в 3 тыс. до н. э. был занесен трипольцами и пеласгами на территорию современной Эллады. Сравнительное изучение древнейших мифов эллинов позволило сделать важные выводы об основах астрального культа Руси и праздника Рождества. Миф о том, что Гелиос (Солнце), Селена (Месяц) и Эос (Заря) являются детьми Гипериона, сына Высоты, подтвердил наши допущения. Был отмечен тот факт, что имя Гиперион семантически, этимологически и фонетически тождественно имени Перун [57]. В мифах древней Эллады Гиперион – один из 12 титанов, которые породили богов и были сброшены ими с Олимпа. О том, что Перун (Гиперион) – на самом деле зодиакальное созвездие Стрельца, свидетельствует зендское название этого созвездия Пейрамун – что в переводе означает «созвездие лунного зодиака».

Таким образом, исследуя праздник Рождества на Руси, мы неожиданно «вышли» на проблему происхождения и сущности 12 титанов древнегреческой мифологии. Очевидно, что 12 титанов – это 12 созвездий зодиака, с которыми уже во 2-1 тыс. до н. э. греки не отождествляли титанов, поскольку успели забыть. От имени этих 12 божеств у славян правил Сварог (зодиак) – бог небесного огня, земледелия, кузнечного дела и брака. У предков эллинов синхронный бог назывался Кроном. Согласно свидетельству эллинских мифов, Крон после победы над ним Зевса убежал на Апеннинский полуостров и стал там богом земледелия – Сатурном у римлян. Можно убедительно доказать, что эпоха культа греческого Крона – это конец 3 – начало 2 тыс. до н. э., а эпоха праславянского Перуна – 5-4 тыс. до н. э.

Праздник Рождества (25 декабря) полностью описан и изучен Ксенофонтом Сосенком1. Поэтому мы остановимся только на тех обрядах, которые еще не получили объяснений. Это прежде всего обычай заблаговременно готовить «из доброго дерева» 12 полен, чтобы развести священный огонь и приготовить трапезу для Тайной вечери. Блюд, которые готовились к рождественскому столу, тоже было 12.

Нет сомнений, что число 12 отражает число созвездий божества Сварога, каждому из которых подносится жертва. Двенадцать священных ночей (космических эпох) сотворения Вселенной (25 декабря – 6 января), каждая из которых, по представлениям этрусков, длилась 1000 лет, тоже связана с 12 созвездиями зодиака – Сварога2. Особенно интересен обычай, который, к сожалению, остался без пояснений, был описан тем же К.Сосенком. Когда хозяин в роли домашнего жреца выходит с хлебом во двор и вращается на месте против часовой стрелки, то, как допускает исследователь, он выполняет ритуал солнечного культа. Однако К.Сосенко не принимал во внимание, почему выбрано именно это направление вращения, а ведь это очень важно, так как против часовой стрелки летит зодиакальное солнце-Сварожич, облетая все 12 созвездий-божеств Сварога.

 

1Сосенко К. Культурно-історична постать староукраїнських свят різдва і щедрого вечора. – Львів, 1928.

2Немировский А.И., Xарсекин А.И. Этруски. – Воронеж, 1969. – С. 123. [58]

 

Очень важным, как уже отмечалось, был и есть древний обряд почитания символического Прадерева – вербы (в наше время – ель), что в мифологиях символизирует звездную Галактику.

Поэтически, с большим художественным проникновением изображено в украинских мифах-колядках творческую силу космических воды и огня:

 

Пане Господарю!

На твоїм подвір'ї верба стояла,

Тонка, висока, листом широка.

На тій вербі трійця горіла.

Три гистри впало, три морі стало.

 

Перевод:

Пане Хозяин!

На твоем дворе верба стояла,

Тонкая, высокая, листом широкая.

На той вербе троица горела,

Три искры упало, три моря стало.

 

Огонь превращается в воду, а вода в огонь. Согласно древним представлениям – это основной принцип существования Вселенной.

Астральное язычество, как уже говорилось, имело круглогодичный цикл взаимосвязанных праздников, главным праздникам предшествовали второстепенные, которые разъясняли основные идеи культа. 1 ноября был предшествующий праздник, связанный с культом Плуга. Церковь назначила на этот день праздник двух святых: Космы и Демьяна. Народ соединил оба имени в Козма-Демьян. На Украине это – Божий Кузнец. На его праздник готовятся обрядовые блюда: куры и каша, вполне возможно, жертвы богу Солнца и богине Дане.

Начало выполнения «небесного Плуга» (1 ноября) и время падения его на землю в праздник Сварога (25 декабря) древние астрономы определили на основе наблюдений за звездами созвездия Плуга-Ориона. 1 ноября Плуг появляется на небе в 22 часа и хорошо заметен. Заходит в 10 часов утра. Чем ближе к Рождеству, тем раньше вечером и лучше видны звезды небесного Плуга. В декабре это созвездие появляется в 19 часов, а заходит в 7 часов утра, когда темно, и его хорошо видно на небе. 1 ноября Плуг-Орион восходит в поднятом положении (Пояс Ориона почти вертикален), а как заходит – не видно. А на Рождество, в праздник Сварога, созвездие «лежит» над горизонтом (Пояс Ориона), и Плуг как будто падает с неба на землю. Наверное, жрецы толковали это явление именно так.

В праздник Щедрого Вечера, в день рождения Месяца, совершалось хождение с плугом (пахота). Этот день на Руси, а еще раньше в этрусков, считался самым удачным для начала разных дел, чтобы обеспечить, как верили наши предки, счастливое их завершение. Следует добавить, что возраст обрядов культа Плуга, совершаемых еще [59] до недавнего времени, почти 3500 лет1. Сварог почитался в виде своих божественных созвездий, но его культ носил характер культа прабога-прадеда.

Такова сущность главного божества славян и символика важнейших обрядов и ритуалов праздника Сварога на Руси.

 

1Согласно Геродоту, культ Золотого Плуга у скифов возник 1500 г. до н. э.

 

 

От Алькирии: мне приятно внимание читателей к моему переводу. Надеюсь, что данная публикация была интересной и сообщаю, что в следующей статье будет  информация о Диве, Ладе и ее детях – Леле (Дане) и Полеле. Заходите, всегда рада гостям.

 

Серия сообщений "Библиотека интересных книг":
Часть 1 - О важности рукописного дневника (рекомендации Джулии Кэмерон)
Часть 2 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.1
Часть 3 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.2
Часть 4 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.3
Часть 5 - Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.4 (начало)
...
Часть 39 - Стоит прочитать
Часть 40 - Фэнтези: раз - книга, два - книга…
Часть 41 - Карина Демина - читать (обзор Бригитты)

Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 6 пользователям

макошь311   обратиться по имени Четверг, 18 Октября 2012 г. 22:48 (ссылка)
С удовольствием знакомлюсь с книгой. Ждём продолжения...
Ответить С цитатой В цитатник
Alkirija   обратиться по имени Четверг, 18 Октября 2012 г. 23:20 (ссылка)
Постараюсь побыстрее выложить. Благодарю за интерес и поддержку.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку