-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в alisa67

 -Подписка по e-mail

 


Потерянный праздник

Пятница, 03 Сентября 2010 г. 20:19 + в цитатник

23 сентября 2010 года в 07час: 09минут по Московскому времени Солнце в очередной раз пересечет небесный экватор и перейдет из северного полушария небесной сферы в южное — наступит день осеннего равноденствия, т.е. астрономическая осень в северном полушарии (весна – в южном). В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам.

Эта дата связанна с праздником Урожая — красивым и загадочным. Природа одевается в великолепный пылающий желто-красный наряд, сплошное "очей очарование", как говорил  Пушкин. Урожай собран, запасы сделаны, отчего и не попраздновать?

Тем более, что традиция этого праздника сильна во всем мире. Это и кельтский Мабон (Альбан Эльвед), и языческий европейский День Благодарения, и японский праздник Цукими мацури (Любование полной Луной на осеннее равноденствие), и китайский Осенний Фестиваль Лунного Пирога, и Ведический праздник огня Дивали (Дипавали) - Праздник урожая.

Только у нас такого праздника нет... Вычеркнут, вымаран, со стыдливой формулировкой: чего, мол, праздновать? Холода скоро... 

Неубедительно, господа!

Ведь именно праздник Урожая, считается очень важным, потому как  напрямую связан с достатком. Некоторые народы даже Новый год празднуют в день осеннего равноденствия (государство Израиль).

Следует заметить, что вымаран именно этот праздник, остальные календарные праздники, которые связаны с важнейшими вехами в году, трансформировались, но остались. Пасха (украинское красноречивое Великдень) — весеннее равноденствие. Купала (перелицованное на Ивана Купалу) — летнее солнцестояние, Рождество (укр.Різдво) — зимнее солнцестояние. А Праздника Урожая (осеннее равноденствие) — нет.  Не потому ли мы так бедно живем? 

Было ли так всегда?

Отправимся на поиски утраченного праздника.

Христианство, видимо будучи не в состоянии быстро перевоспитать упрямых славян, оставило "огрызки" великого праздника Урожая, так называемые Спасы — яблочный, ореховый, медовый. Нетрудно догадаться, что речь идет о запасах:)

Спасы хорошо, но маловато...

В глубине веков находим упоминания датского хрониста Саксона Грамматика (1140 — 1208) о славянском осеннем праздник урожая. Он написал об этом, когда описывал "поганского" идола Световида на о. Аркона. Этот кумир Световида вместе с другими изображениями рюгенских идолов, благополучно был разрушен епископом Абсалоном, в 1169 году, чему Саксон был очевидным свидетелем. 

Вот что пишет этот самый Грамматик (владеющий грамотой, по-нашему):

«Ежегодно после сбора урожая смешанная толпа со всего острова перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния.

Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая.».



Интересно правда? Еще интересней, что точно такой же обычай был записан этнографами ХVIII века... на Украине. Тот же пирог круглой формы на столе и те же вопросы-пожелания:
«А чи мене выдно?» «Выдно!» «Бажаю вам, щоб на наступний рик не було выдно!»

Как только не трактовали этого самого идола Световида! Богом обзывали. А разгадка этого четырехликого истукана проста и легко понятна, если обратиться к украинскому языку. Світа (Мира) Вид. Вид мира! Так устроен мир, то есть. В сущности, идол — это типичный календарь.

Тут и братья белоруссы не подкачали, оставили нам бесценные свидетельства об архаичном празднике Багач (21 сентября)


Праздник имел еще названия Багатник, Багатуха, потребить богатая, Малая Пречистая, Гаспожка багатая, Зельная. Это итоговый праздник всего земледельческих года, достатка, изобилия, начала богатых осенних ярмарок, посиделок на прадение в грядущие длинные осенние пилиповские вечера. Для него более характерны, чем на Илью, обход дворов с корзиной, полной зерна и с воткнутыми в него зажженные свечами, который заносили в каждый дом и гумно. Рожь в нем была с магического снопа первого обжинка в этом году. Пели во время обхода дожиночные и осенние песни:

Бярозка з лістком, бярозка з лістком
Усю восень шумела:
-Мой ты, лісточак, мой ты, зеляненькі,
Як жа мы расстанемся?
Ветры павеюць, цябе абвеюць,
А я тут застануся.
-Не бойся бяроза, не бойся белая,
Я цябе не пакіну.
Цяпер ападу - вясною прыду,
З табой шумець буду.
Матулька з дачкой, матуленька з дачкой
Усю ноч гаварыла:
-Мая дачушка, мая родная,
Як жа мы расстанемся?

 Багачом или багатцам называли также корзину (сито) с рожью и свечи. Её (его) носили на праздник в каждый дом и сарай. Зерно в корзину собирали с первого обжатого снопа, свечу готовили под пение дожиночных мелодий. Согласно поверьям, Багач обеспечивал семье благополучие и счастье на весь год. На Виленщине из нового урожая пекли большой каравай, потому и называли Гаспожкай богатой.




На Багача пели самые разнообразные песни: ярмарочные, пиршественные, застольные, прыпевки, плясали, водили хороводы.

По Адаму Богдановичу, Багач был отзвуком языческому праздника земледельческих культов,  богов - покровителей богатства, достатка, а также Солнца, так как праздник был как раз накануне осеннего равноденствия 21-22 сентября. Прыказвали:

Прыйшоў Багач - кідай рагач,
Бяры сывеньку - сей памаленьку!
На сёлетні Багач добра ўдалося:
Жыта ў трубы павялося,
Авес, як тын парос,
А ячмень палёг на пляцень.
А грэчачка, як кветачка,
А пшаніцы, як брусніцы.


 



 

Источники:

http://www.astrogalaxy.ru/706.html

http://spadchyna.org/index.php?view=details&id=3267%3A%D0%91%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%87&option=com_eventlist&Itemid=531

http://www.ldbp.ru/text/izdan/buyan.htm

http://www.rukodelie.by/content/?id=2231

http://www.ng.by/ru/issues?art_id=46615

http://pribaikal.ru/belorus-item/article/3472.html?cHash=af5bfe6478&print=1

http://www.cultline.ru/archiv/ts_-_ts_glossarijj/tsukimi_matsuri/

 

Метки:  

Процитировано 17 раз
Понравилось: 4 пользователям

Galadriel999   обратиться по имени Пятница, 03 Сентября 2010 г. 20:46 (ссылка)
Великолепная статья! Молодец, alisa67!
Вот он, утерянный символ! А то Ден Браун что-то копал-копал и ничего толком не раскопал))
А ведь, полная Луна и будет круг, он же и пирог и блин)
Показательно, что во время этого праздника спускали на воду хлебА с зажженной свечой, делились с предками урожаем, возможно, а на Великдень пускали по течению скорлупки от яиц. Это, видимо, было символом, что запасы подошли к концу и уже предкам надо было приходить на помощь.
Оттого-то и просьбы к иному Миру находили отклик!
Ведь, не зря говорят: "Как аукнется, так и откликнется"
Беру себе в цитатник!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 05 Сентября 2010 г. 00:25ссылка
Да, полная Луна — это типичный осенний символ изобилия, и пироги (круглой лунной формы) не случайны.
Интересно, что на Северном полюсе, после того как заходит Солнце в день осеннего равноденствия, появляется полная Луна!
Об этом я писала здесь:http://www.liveinternet.ru/users/alisa67/post120117271
Источник:http://ru.wikipedia.org/wiki/Северный_полюс
Вот такая Гиперборейская символика:)))
Людмила_Есипова   обратиться по имени Пятница, 03 Сентября 2010 г. 21:20 (ссылка)
Благодарю душевно. Очень понравилась статья.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 05 Сентября 2010 г. 00:16ссылка
Спасибо за высокую оценку
Не_руссссская   обратиться по имени Пятница, 03 Сентября 2010 г. 21:44 (ссылка)
Дуже цікаво! Дякую. Я теж забираю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 05 Сентября 2010 г. 00:17ссылка
Дякую! Про це свято є ще багато цікавого, незабаром напишу.
vasily_sergeev   обратиться по имени Пятница, 03 Сентября 2010 г. 23:55 (ссылка)
Спасибо, замечательный пост :)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 05 Сентября 2010 г. 00:18ссылка
И вам спасибо, за то что читаете!
Rele_Vremeni   обратиться по имени Суббота, 04 Сентября 2010 г. 04:15 (ссылка)
Спасибо, интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 05 Сентября 2010 г. 00:18ссылка
Тема эта значительно обширней. Нужно набраться сил и написать:)
Благодарю за интерес!
Badriyah   обратиться по имени Воскресенье, 12 Сентября 2010 г. 02:17 (ссылка)
спасибо. со многим согласна, только еврейский новый год уже был)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Сентября 2010 г. 13:31ссылка
У них там эти праздники очень хитро высчитываются каждый год (по солнечно-лунному календарю). Начинаются осенние праздники в новолуние(т.н. Новый год — Рош а-Шана, который символизирует начало нового года и завершение года уходящего) и заканчиваются в полнолуние (Праздник Кущей (Суккот), когда земледельцы, завершив сбор урожая, отдыхают и празднуют)
А все многочисленные осенние праздники заканчиваются, когда луна снова начинает убывать (22 лунный день), это день когда уже завершенное годичное чтение торы вновь начинается сначала.
Интересные ссылки:
http://www.calend.ru/holidays/0/0/627/
http://www.calend.ru/holidays/0/0/642/
http://www.calend.ru/holidays/jew/
sumeru   обратиться по имени Понедельник, 20 Сентября 2010 г. 11:08 (ссылка)
Хорошая статья!
Интересно, что на 23 сентября в этом году приходится полнолуние.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Пятница, 21 Января 2011 г. 23:37 (ссылка)
У евреев есть праздник урожая- Шавуот. Он привязан к такому событию, как дарование скрижалей на горе Синай.
Праздник Суккот-совсем другие корни. Это проживание в шалаше-сукке после обретения земли обетованной, после 40 лет странствий.
День рождения Месяца в языческой традиции- это нынешний старый Новый год. В качестве жертвы пекли пиРОГИ- подобие рогатого месяца.
А вообще-то это была череда праздников: Рождество- рождение нового Солнца, Новый год- рождение Месяца, Водокрещение- день рождения богини воды- Даны.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Января 2011 г. 16:39ссылка
"Рождество- рождение нового Солнца, Новый год- рождение Месяца" — утверждение дискуссионное.
Месяц "рождается" и "умирает" каждый месяц, а не раз в год:)))

В остальном — спасибо за информацию!:give_rose
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку