Без заголовка |
Эсмеральда — героиня романа В. Гюго «Собор Парижской
богоматери» (1831).Эсмеральда — поистине гений чистой
красоты мировой литературы. Совершенством отличается
не только ее внешность — от маленьких безупречной формы
ножек до темных огромных глаз и пышных черных
волос.
Гюго неоднократно подчеркивает, что при появлении
Эсмеральды все озаряется каким-то волшебным сиянием:
«Она была словно факел,внесенный со света во мрак». Но и душа
героини не менее прекрасна.Невозможно представить, что она
кому-либо может сознательно причинить зло. Она без колебаний
спасает от виселицы сочинителя мистерий Гренгуара, соглашаясь
по цыганским законам признать его своим мужем на четыре года;
она единственная из огромной толпы пожалела несчастного
Квазимодо, умирающего от жажды у позорного
столба, и дала ему напиться из своей фляги. Если и есть у
Эсмеральды небольшой изъян, то относится он к сфере разума
и интуиции. Она совершенно не прозорлива и очень доверчива,
заманить ее в расставленные сети не представляет никакого труда.
Героиня слишком увлечена своими фантазиями и мечтами, чтобы
реально смотреть на вещи и предвидеть опасность.
Ренуар "Эсмеральда" 1866
Финал ужасен. Настоящее имя героини Агнесса Шантфлери, и
она вовсе не цыганка. Цыгане похитили ее в годовалом возрасте.
Они же дали ей и это странное имя — по названию бусинки,
украшающей ладанку на ее шее. У цыган Эсмеральда
научилась петь и танцевать и, оказавшись в Париже, зарабатывает
на жизнь, давая представления (в них неизменно участвует и
ее верная спутница козочка Джали). Старая добрая цыганка
предсказала Эсмеральда, что она по крошечному башмачку,
хранящемуся в ладанке, найдет свою мать, и это действительно
произошло, но только в день смерти героини. Ею оказалась
злобна ветошница Гудула, ненавидящая цыган и столько раз
посылавшая проклятия беспечной плясунье. Первой и
единственной любовью героини по утомительно-скучной иронии
судьбы стал пустой фанфарон Феб де Шатопер, существо
поразительно примитивное, заурядное и лживое.
Вообще, любовь в этом романе никому не приносит счастья.
Огромное бескорыстное чувство Квазимодо не замечено
Эсмеральдой (она не в силах побороть своего отвращения
к его уродливой внешности). Извращенное, похотливое
влечение к ней архидьякона Клода Фролло стало причиной
ее трагической смерти.
La esmeralda Autor: Alphonse Mucha /1900/
До роковой встречи с Фебом все пребывало в состоянии
внешнего покоя. Эсмеральда жила своими мечтами и надеждами.
Квазимодо лишь издали любовался ею. Устрашающий лик Клода
Фролло возникал перед ней довольно часто, но лишь пугал ее,
не принося существенного вреда. Перейти к решительным действиям
архидьякона вынудила ревность —сначала к Фебу, а потом и к
Квазимодо. Клод Фролло решил погубить Эсмеральду, чтобы
она не досталась никому.
Именно по его воле последние месяцы жизни героини
превратились в сущий ад. Сначала он подстроил все таким образом,
чтобы Эсмеральду обвинили в убийстве Феба (хотя тот вовсе не
умер, а был лишь ранен злобным архидьяконом). Эсмеральда
оказалась в тюрьме, подверглась там ужасающим пыткам, но все же
предпочла смерть любви Клода Фролло. Лишь чудом Квазимодо
удалось спасти Эсмеральду, буквально вырвав ее из рук палача.
Он перенес приговоренную в собор, где по закону никто не имел
права ее тронуть, и попросил никогда не выходить оттуда.
Но Клод Фролло вновь сумел обмануть Эсмеральду. Используя
ее друга Гренгуара, он выманил ее на улицу. И это стало концом для
несчастной героини. На этот раз она была повешена.
МухинВ.Н "Эсмкральда" 2008
Роман Гюго построен на контрастах и противопоставлениях:
Эсмеральда и Квазимодо — красота и физическое уродство;
Эсмеральда и Феб — искренность и лживость, самоотверженность
и самовлюбленность; Эсмеральда и Клод Фролло — бескорыстная,
жертвенная любовь и эгоистичное, похотливое смертоносное
влечение…Гордость и чувство собственного достоинства от
природы присущи Эсмеральде. Она прекрасна, когда танцует
или поет, «поет как птица, ликующе и беспечно». Но, полюбив
Феба, она забывает о том, что является органическим свойством
ее свободной натуры. Она почтижалка, когда говорит своему
ничтожному возлюбленному: «Я ваша раба… Пусть я буду
опозорена, запятнана, унижена, что мне до этого».
Любовь к Фебу, прекрасная по своей сути, делает ее порой жестокой
к окружающим и действительно любящим ее людям.
Эсмеральда. Mashamaklaut.2008
Эсмеральда готова заставить Квазимодо провести весь день
и всю ночь в ожидании Феба, проявляет недовольство, видя,
что горбун вернулся один, и даже в раздражении гонит его прочь,
совершенно забывая, чем обязана Квазимодо. К тому же она
не хочет поверить в очевидное и оценить деликатность своего
уродливого ангела-хранителя: ведь Феб просто не захотел к
ней прийти и Квазимодо абсолютно не виноват в случившемся.
Забывает Эсмеральда и о матери, которую так неожиданно
обрела. Достаточно отдаленного звука голоса Феба, и
Эсмеральда обнаруживает свое присутствие, предопределяя
и свою гибель, и гибель матери, и кончину столь
преданного ей Квазимодо.
А.Воробьева "Эсмеральда" 2009
Рубрики: | ВИДЕО |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |