-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в algor42

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.09.2010
Записей: 8798
Комментариев: 2389
Написано: 12292


К СТОЛЕТИЮ "ПРОЩАНИЯ СЛАВЯНКИ"

Вторник, 31 Января 2012 г. 01:58 + в цитатник
Цитата сообщения Полковник_Баранец К 100-летию "Прощания славянки" (обратите внимание на профессию и награды автора материала)


Ох, будут споры...

Уважаемая редакция! В зтом году будут отмечать 100 лет созданию марша "Прощание славянки".  Пожалуйста, приобщите мой материал к Вашим публикациям. Я - читатель "Комсомолки" с 1947 г. и ей не изменяю. (Мне 80 лет).
Правда, сейчас покупаю только "толстушку". Пожалуйста, пришлите квитанцию о получении. 
С уважением Владимир Самсонов.

ЛЕГЕНДАРНОЕ «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ»
« Прощание славянки»… Эту берущую за сердце мелодию знают все, куда там «Интернационалу», «Широка страна моя родная» и тем более современным песням! На мелодию знаменитого марша написано много текстов, их поют разные люди, в разных странах и в разных обстоятельствах, по всегда это объединяющая всех сила, общая боль и радость. Старшее поколение сдерживает слёзы, воспоминания не уходят из памяти. Всё это связано с общей бедой, на борьбу с которой славянки провожают своих отцов, мужей, сыновей…
Патриотический, панславянский марш! Он был опубликован в 1912 году в Симферополе. за 2 года до первой мировой войны с ура-патриотическими лозунгами на волне поднявшегося в то время панславянского шовинизма. Автор, указанный на обложке издания – тогда скромный военный трубач Агапкин, имя которого до сих пор окружено всенародным уважением. Известный в наше время писатель – оратор Михаил Веллер призывает к тому, чтобы установить памятник Агапкину на народные средства, и можно быть уверенным , что так оно и будет. Наш, народный это марш!
Бывшый спикер Госдумы Борис Грызлов поддержал идею празднования 100-летия этого марша в 2012 году, упомянув, в частности, что «под этот марш уходили на фронт во время Отечественной войны…». И вот тут следует остановиться на событиях первой мировой войны, затем гражданской и Великой отечественной.
Марш «Прощание славянки» был посвящен славянским женщинам, провожавших воинов на Балканские войны за освобождение от турецкого ига. В первую мировую войну он звучал повсеместно, а после 1917 года, в гражданскую войну под этот марш ходили друг на друга и красные и белые, в армиях Деникина и Врангеля на его мелодию были сложены полковые песни, а в Сибири этот марш стал гимном армии Колчака. После исхода белых из Крыма белоэмигранты разнесли его бессмертную мелодию по европейским странах и марш под разными названиями, с разными текстами звучал в Тунисе, Сербии, Австрии, Германии, Франции, Италии. Чехии, Финляндии, Палестине, даже в Швеции и в Норвегии. А в Польше в 1943 голу он стал гимном польских партизан Армии Крайовой.
Исходя из этого, по свидетельству советских военно-музыкальных историков марш был объявлен «белогвардейским» и запрещен к исполнению в СССР.
На знаменитом параде в Москве на Красной площади в 1941 году
оркестром дирижировал сам Агапкин, но исполнялся ли марш, свидетельства расходятся. С.М.Будённый пишет, что исполнялся, но в официальном списке исполняемых маршей его нет. И только в 1943 году марш был издан, стал исполняться (это совпало с введением погон в Красной Армии) а в 1944 году появилась пластинка Апрелевского завода с записью военного оркестра под управлением И.В.Петрова. На параде Победы в 1945 году марш не исполнялся (нет документальных подтверждений).
Так что в начале войны под этот марш провожали только в послевоенных фильмах, начиная с выпущенного в 1957 году прекрасного фильма Калатозова «Летят журавли», удостоенного первого приза кинофестиваля в Каннах. Знаменитая сцена проводов добровольцев во дворе школы , «взорванная» первыми аккордами марша «Прощание славянки» вошла в историю кино как одесская лестница из «Броненосца Потемкин» и психическая атака из «Чапаева».
, Марш после этого фильма стал широко известен в мире как «Прощание славянки» , хотя в СССР его ещё раньше, до «Летят журавли» пели на разные слова в армии, студенческих военных лагерях, в туристских походах и т.п.
По версии Интернет-сообщества военных музыкантов этот марш единственный имеет титул «Марш тысячелетия», а во время выбора Гимна России в 90-е годы нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский, живущий за рубежом просил Мстислава Растроповича обратиться к Президенту России с предложением сделать именно «Прощание славянки» гимном России. Не прислушались…

Но… Недавно в Интернете появилось сообщение, которое , по сведениям автора, в корне меняет привычную историческую картину.
Автор даёт своё сообщение в качестве анонса, обещая подробности в выпускаемой вскоре в Крыму книге. Суть сообщения в ЖЖ от «rebeкa-r» заключается в том, что основная мелодия марша представляет собой обработку древнееврейских хасидских мелодий и автором марша является военный капельмейстер Яков Богорад , а не Василий Агапкин.
Заинтересовавшись этим сообщением, мне, «технарю» (за плечами была музыкальная школа) удалось просмотреть все доступные мне разноречивые публикации военно-музыкальных историков, музыкантов, любителей и просто неравнодушных людей по этой теме. Результатом этого явилась моя версия происхождения марша «Прощание славянки», естественно не претендующая на «истину в последней инстанции», которая и предлагается вниманию читателей.
Народные песни редко сохраняют имена своих сочинителей, часто это – перепевы на свои слова неизвестно откуда взявшихся мелодий, иногда религиозных и т.п. Великий русский писатель Александр Куприн в рассказе «Гусеница» приводит песню «Ах, зачем нас забрили в солдаты..», услышанную им в Крыму в 1905 году от подвыпивших балаклавских рыбаков. Естественно, эту песню знали и солдаты 51-го Литовского пехотного полка, капельмейстером (руководителем оркестра) которого служил выпускник Варшавской консерватории (Польша тогда входила в состав Российской империи) Яков Богорад, еврей по национальности. Полк квартировал в Симферополе на берегу речки Славянки. Военный капельмейстер не оставил без внимания полюбившуюся всем мелодию и обработал её. В 1904 году полк был направлен на русско - японскую войну, и солдаты могли эту песню назвать как «прощание Славянки», имея в виду речку. В Манчжурии в боях под Мукденом красивая песня распространилась и её привезли, вернувшись с войны в Тамбов и солдаты расквартированного там 7-го запасного кавалерийского полка. Эту песню естественно, узнал и в то время штаб-трубач этого полка Василий Агапкин.
Вернувшиеся с войны в Симферополь солдаты 51-го Литовского полка пели её уже как строевую песню и Яков Богорад, зная хасидские первоисточники – Хад гадья и Лешона, обе входят в пасхальную агаду – (этих слов я не знаю и не могу комментировать) аранжировал её и сделал оркестровку. В 1910 году этот марш из двух частей исполнялся на репетициях оркестра Литовского полка. Имеются свидетельства, что популярная ныне в Израиле строевая песня – марш «Меж границ», основанная также на этих хасидских мелодиях, что и «Прощание славянки» стала известной ещё в период первой мировой войны, в Палестине, полагаю, об Якове Богораде там не знали.
В Тамбове же, как вспоминает сам Агапкин, события развивались следующим образом. Однажды ночью, во сне он отчетливо услышал мелодию марша и записал её, ( В истории известен такой феномен – великий русский химик Д.И.Менделеев именно во сне увидел вдруг свою Периодическую систему элементов и сделал свое историческое открытие!). В скором времени Василий Агапкин решил показать свои нотные наброски известному уже тогда композитору и дирижёру Якову Богораду в Симферополе (не ближний свет, однако!) Очевидно, он ехал через Москву и мог бы и там проконсультироваться, но он поехал в Симферополь… Обьяснение этому может быть только одно - он знал, что Богорад уже обработал эту мелодию. то есть его приоритет он признавал.
Яков Иосифович принял Агапкина, вместе они согласовали две части марша и написали недостающую для классической композиции марша третью часть - «трио». Вместе они придумали и название, определившее на века его благородную миссию. В этот период начались освободительные Балканские славянские войны Болгарии, Сербии, Черногории и др. против османского ига и тема проводов на войну была очень актуальной. Яков Богорад, будучи и нотоиздателем, в 1912 году издал марш (100 экземпляров). На обложке было написано: «Прощание славянки», изображена молодая женщина, прощающаяся с солдатом, вдали видны Балканские горы, отряд солдат. И надпись – новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина».
И вот тут возникает главный вопрос: почему не Богорада? Не вместе с Агапкиным? По мнению источников, ответ следует искать в том непростом времени. 1912-1914 г.г. - взлёт антисемитизма, условия «черты оседлости», запрещающие евреям жить западнее определённой границы, заниматься некоторыми профессиями, (сфабрикованная вскоре провокация – «дело Бейлиса» и многое другое). Богорад мог увидеть
прямую угрозу судьбе своего марша в тот период и он решил не рисковать. Возможно, были и другие причины, но эта кажется наиболее вероятной…
А марш зажил своей жизнью. В 1912 году он был впервые исполнен в Тамбове на строевом смотре 7-го кавалерийского полка с участием Василия Агапкина. В 1915 году киевская фирма «Экстрафон» выпустила первую пластинку, военные оркестры России, Болгарии, стран Антанты и другие стали исполнять его на проводах на фронт и по другим событиям.
Судьба Василия Агапкина сложилась удачно: он получил музыкальное образование и служил в оркестровых службах ОГПУ, МВД и КГБ, в звании полковника, был окружен почётом, служил помощником Главного дирижера Красной армии, руководителем военных оркестров. Умер в 1964 году в возрасте 80 лет.
Иначе сложилась судьба Якова Богорада. Заслуженный человек, он долгое время преподавал в Симферопольском музыкальном училище,
Расстрелян в 1942 году во время массовых акций нацистских преступников и их местных пособников.
Во время русско-японской войны родились три выдающихся музыкальных свидетельства той эпохи - марш «Прощание славянки», вальсы «Амурские и волны» и «На сопках Манчжурии».
Автор вальса «Амурские волны» военный капельмейстер 2-го Восточно-Сибирского полка Макс Кюсс также был расстрелян в Одессе фашистами в 1942 году.
Автор вальса «Мокшанский полк на сопках Манчжурии», позднее «На сопках Манчжурии» тогда военный капельмейстер 214-го Мокшанского полка Илья Алексеевич Шатров прожил большую жизнь, умер в 1952 году в возрасте 73 лет.
Великий наш певец Иван Семёнович Козловский на своих концертах обязательно пел «На сопках Манчжурии», а ансамбль имени Александрова всегда пел «Амурские волны». Не поют их теперь…

Владимир Самсонов
кандидат технических наук

Об авторе. Самсонов Владимир Константинович род.в 1932г. окончил МИФИ в 1955г. один из создателей Центра управления космическими полётами в г.Королёве кандидат технических наук лауреат Госпремии СССР и Премии Совмина СССР кавалер австрийского ордена «За заслуги перед Австрией».
Рубрики:  ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ
ОБ ИСТОРИИ РОССИИ И К ИСТОРИИ
ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ РУССКОМУ
ПРО РОССИЮ И РУССКИХ
ЖИЗНЬ КАК ОНА ЕСТЬ!

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку