Цитата сообщения дубыня
Докиевская Русь, легендарные города
Русь была известна как страна городов, но не всегда поселения, которые древние источники называют городами, действительно были таковыми.
Так, некий боварский географ IX в. н.э. пишет о 318-ти городах уличей, 230-ти городах бужан, 70-ти городах волынян…
Такое количество физически не могло уместиться на территориях, которые населяли эти племена.
Очевидно, к городам географ относит любое более или менее укрепленное поселение Руси.
Даже наиболее крупные города VIII века, очевидно, не слишком отличались от городищ, т.е. укрепленных сооружений (грубо говоря, башня со стеной и рвом), куда поселенцы прятались в случае опасности.
Есть также отдельная категория источников в истории Руси, которая связывает со славянами древними города, не ставшие русскими, такие, как:
– Аркаим, основание которого легенды относят к 3-му тыс-летию до н.э.,
– Борисфен (греч. Ольвия), существовавший с VI в. до н.э. до IV в. н.э.,
– Родень, основанный в VII в. н.э. и разрушенный в XIII веке.
Почти все эти города, на деле, оказываются лишь условно связаны с историей древних городов Руси.
Из перечисленных, наиболее материален Родень.
Он был раскопан в 19 в. и располагался в районе современной Княжьей горы. Были обнаружены хижины-полуземлянки, производственные постройки, ювелирные украшения. Многое говорит о том, что Родень не был временным убежищем, его облик походит именно на город, несмотря на слабое развитие архитектуры и инфраструктуры.
Считается, что именно в Родене стоял лагерь Владимира, где был убит Ярополк Святославович. Других серьезных упоминаний в летописях не встречается, возможно, убийство великого князя стало тому причиной. Так или иначе, нет подтверждений тому, что Родень играл заметную роль в экономической и политической жизни да и истории Докиевской или Киевской Руси.
Наиболее древний город в истории Руси, Аркаим был обнаружен относительно недавно и исследуется с 1987-го года. По всем данным, город принадлежал осевшим кочевникам, пастухам-скотоводам. Возможно, этим объясняется его прогрессивность: во время кочевок люди переняли опыт земель, по которым проходили, и закрепили его в поколениях.
Так, он состоял из четырех кругов: внешняя стена, внутренняя стена, выше наружной, и два круга домов. Дома внутреннего круга обращены выходом к центральной прямоугольной площади, а внешнего – к круговой улице, которая отделяла дома от внутренней стены. Во внешней стене было четыре выхода, дома делились на семь секторов сооружениями, выполнявшими фортификационную функцию.
Под круговой улицей шел ров, который служил ливневой канализацией. Исследователи говорят об аркаимской мере длины (80 см).
Поражает и расположение кругов и их центров друг относительно друга и линий широты и долготы. Не вдаваясь в детали, можно отметить, что по точности ориентации аркаимское поселение сравнимо с Египетскими пирамидами.
Свое название Аркаим получил от сопки в Челябинской области, близ которой расположен. Оригинальное название, к сожалению, до нас сквозь историю не дошло.
Некоторые источники уверенно говорят о славянском или праславянском происхождении города. Однако тому нет твердых доказательств, а потому история древних городов Руси все же считается с VIII, самое раннее – VII в. н.э.
Города докиевской Руси
Существуют различные теории по поводу того, когда начинается история древних городов Руси. Наиболее оптимистичные источники говорят о первых годах новой эры.
Наиболее пессимистичные – о 10 в. н.э. Большинство, однако, с оглядкой как на летописи, письменные описания и упоминания, а также на археологические исследования последних лет, считают, что первые города как укрепленные поселения с постоянным населением появились, очевидно, во второй половине VIII – второй половине IX века.
Точно датировать появление городов сложно. Во-первых, в те времена не было сколько-нибудь общей хронологии. Во-вторых, не было обычая делать запись о закладке первого камня, как и традиции основывать город по прямому указу властей – как такового государства еще не существовало. Наконец, даже имеющиеся у ученых письменные свидетельства либо не достаточно точны, либо нуждаются в дешифровке.
Так, ряд ученых указывают на мифологичный характер древнерусских летописей, на неисторичность мышления и политзаинтересованность (выражаясь современными терминами) летописцев. Так, события могли искажаться, приближаться или удаляться в исторической перспективе, вовсе выдумываться, исходя из мировоззрения и политической ангажированности летописца. В те времена представление об историческом труде было иным, чем сегодня. История не претендовала на объективность, а выполняла идеологическую функцию.
Более точные сведения ученым дают археологические находки, однако с ними также есть трудности. Дело в том, что многие древние города Руси существуют до сих пор, и раскопки на их территории затруднены. Поэтому археологи черпают знания, в основном, из некрополей, расположенных в непосредственной близости или чуть на удалении от городов. Такие сведения достаточно точны, но все же имеют определенную долю погрешности.
С большой осторожностью, ученые говорят, что история древних городов Руси начинается с Любеча (882 г.), Мурома, Новгорода, Полоцка и Ростова (862 г.). Отдельно стоит Киев, история которого как города, очевидно, начинается в VIII веке. Общее число первых городов Руси доходит, по последним выводам, до 25-ти.
Остается довольно большая вероятность того, что часть городов была образована значительно раньше, однако не имела того стратегического и политического значения, которое считается обязательным атрибутом древнего и средневекового города (центр управления и ремесел).
Слабое развитие городов на Руси было связано со множеством факторов. Вероятно, одним из них было отсутствие естественных врагов. Византиский император Константин Багрянородный описывает города вдоль торгового водного пути «из варяг в греки». Очевидно, на этой территории славянские племена встречали большую конкуренцию и сталкивались с хорошо вооруженным противником, что побуждало их укреплять поселения: возводить прочные стены и насыпать вал.
Именно территория Поднестровья, Средневго Поднепровья и Побужья изобилует археологическими находками, подтверждающими существование древнерусских городов. В этих областях легче всего вести исследования – в том числе, потому, что логика расположения городов друг относительно друга определена рекой и торговым путем.
Чуть густых лесах «глубинки» славянские племена имели дело друг с другом и с кочевниками, появлявшимися периодически. Поэтому большее распространение получили так называемые городища-убежища. В них скрывались во время набега, концентрируя стратегические силы, и их покидали, когда проходила опасность. Более того, такие городища не становились точкой привязки.
Племена, вероятно, вели еще полукочевой образ жизни (что позволяли условия обитания и к чему приводил низкий уровень развития сельскохозяйственных технологий), время от времени меняя место жизни. Городища-убежища возводились заново, но могли быть и случаи, когда племя, наткнувшись на уцелевшее городище, обосновывалось неподалеку от него.
К сожалению, история древних городов Руси (хотя бы VIII века) почти не ясна. Сохранилось слишком мало свидетельств и достоверных указаний.
Возможно, археологические исследования, проводящиеся сегодня в сельских местностях, без привязки к крупным городам Святой Руси, дадут больше ответов, чем было до сих пор.
источник